Список фондов

№ фонда

Название фонда

Крайние даты

Кол-во ед.хр.

Детальный просмотр

ф.963

Государственный театр им. Вс. Мейерхольда (ГосТИМ) (Москва, 1919-1949)

1920 - 1938

1661

АННОТАЦИЯ
Оп. 1. 1920-1938 гг.
Материалы "Театра РСФСР 1-го" и "Театра актера": положение и схема структуры "Театра РСФСР 1-го", приказы, протоколы художественного совета, переписка Наркомпроса с "Театром РСФСР 1-м" и Мастерской Коммунистической драмы о слиянии театров; трагедия Э. Верхарна "Зори" в сценической обработке В. Э. Мейерхольда и В. М. Бебутова, монтировка спектакля, опросные листы зрителей; стенограмма диспутов о спектакле "Зори" (1920 - 1921); очерк А. В. Февральского "Театр РСФСР 1-й" - маш. [1920-е]; пьеса Г. Ибсена "Нора" в сценической переработке В. Э. Мейерхольда (1922).
Материалы Государственного театра им. Вс. Мейерхольда: производственные планы (1923 - 1933), приказы по личному составу и по режиссерской части (1926 - 1937), отчет В. Э. Мейерхольда о работе театра за 1929 - 1930 гг., схема организации управления театром (1931 - 1932); положения о драматургической лаборатории (1925), о художественно-политическом совете [1930-е], о режиссерской части (1932), о научно-исследовательской лаборатории (1935); приказ Комитета по делам искусств СССР о ликвидации театра - коп. (1938).
Протоколы и стенограммы производственных совещаний коллектива театра (1924 - 1933), конференций, дискуссий и бесед (1925 - 1936), заседаний режиссерской группы (1926 - 1933), художественно-политического совета (1928 - 1930); стенограммы бесед Л. Н. Сейфуллиной с артистами о пьесе "Наташа" (1937). Переписка дирекции театра с Главреперткомом, Наркомпросом, театрами, редакциями русских и иностранных газет и журналов и др. учреждениями (1921 - 1936), с Б. В. Асафьевым, В. В. Вишневским, В. В. Дмитриевым, К. С. Петровым-Водкиным, Н. Ф. Погодиным, С. С. Прокофьевым, В. А. Пястом, Д. Д. Шостаковичем, И. Г. Эренбургом и др. (1923 - 1935) .
Договоры театра с В. В. Вишневским, М. М. Зощенко, С. М. Третьяковым и др. (1925 - 1936).
Служебные записки В. Э. Мейерхольда о репертуаре и репетициях (1924 - 1926); режиссерские планы, заметки и зарисовки В. Э. Мейерхольда во время репетиций, высказывания его и В. В. Вишневского по постановке спектакля "Последний решительный", стенограммы и записи бесед и репетиций (1923 - 1937); режиссерские и суфлерские экземпляры пьес и разработок сценического текста с пометами В. Э. Мейерхольда, З. Н. Райх и др. режиссеров: А. Н. Островский "Лес" (1924 - 1936), М. Г. Подгаецкий "Даешь Европу" (1924 - 1930), А. М. Файко "Учитель Бубус" (1924 - 1925), Н. Р. Эрдман "Мандат" (1925 - 1926), С. М. Третьяков "Рычи, Китай" (1926), Н. В. Гоголь "Ревизор" (1926), И. Л. Сельвинский "Командарм 2" (1929), А. И. Безыменский "Выстрел" (1929 - 1930), В. В. Маяковский "Баня" (1929 - 1930), В. В. Вишневский "Последний решительный" (1930 - 1931) с дополнениями и авт. правкой; Ю. К. Олеша "Список благодеяний" (1931) с дополнениями и авт. правкой; Е. И. Габрилович "Одна жизнь" - по роману Н. А. Островского (1937), Л. Н. Сейфуллина "Наташа" (1937) и др.; материалы по монтировке спектаклей с чертежами и рисунками установок конструкций (1922 - 1937); монтажи, карты и перечни диапозитивов, демонстрировавшихся в спектаклях (1923 - 1937), монтажи музыкального и светового оформления (1924 - 1937); репетиционные планы, расписания, дневники и стенограммы репетиций и спектаклей, рапорты и заметки дежурных режиссеров о проведенных репетициях и спектаклях (1922 - 1938), списки исполнителей ролей в спектаклях и роли (1923 - 1938); хронометраж спектаклей (1925 - 1937); либретто, программы и афиши (1922 - 1937).
Альбом с отзывами о спектаклях: Н. Н. Асеева (1931), А. Барбюса (1927), В. А. Гиляровского (1925), А. В. Луначарского (1925 - 1931), К. Осанаи (1927), Н. А. Семашко (1928), К. С. Станиславского (1926) и др.
Стенограммы диспутов и обсуждений спектаклей театра в Главреперткоме ГАХН, редакции газ. "Батрак" и др. организациях (1924 - 1934).
Статьи и заметки из русских и иностранных газ. и журн. о спектаклях театра (1922 - 1937).
Материалы к постановкам театра - рукописи писателей, композиторов и др.: Б. В. Асафьев "О музыке к "Горе уму"" (1928); В. В. Вишневский - справка о возникновении пьесы "Последний решительный" и о ходе работы над ее постановкой (1930), его письма к землячеству Красной Армии, генеральному секретарю РАПП о пьесе "Последний решительный" (1931), "Германия" ("Мitropa", "На западе бой") - пьеса, маш. (1931); М. М. Зощенко "Уважаемый товарищ" - пьеса (1930); Ф. Я. Кoн - речь о В. В. Маяковском перед спектаклем "Баня" (1930); В. В. Маяковский "Клоп" - комедия, маш. с дополнениями и авт. правкой, заметка к постановке "Клопа" и стих. "Дама с Эрмитажа", не вошедшее в сценическую редакцию (1928 - 1929), добавления и изменения в тексте "Бани" - авт. и маш. (1930); Н. П. Охлопков - сценический анализ роли Ледрю из пьесы С. М. Третьякова "Земля дыбом" (1923); В. Я. Парнах <Танец "Жирафовидный истукан" в спектакле "Даешь Европу"> (1924); И. Л. Сельвинский - характеристика действуюших лиц пьесы "Командарм 2" (1929); Н. М. Тарабукин - статьи "Анализ композиций на вертикальной плоскости" (о "Ревизоре") (1928), "Анализ ритма и композиции постановки Вс. Мейерхольда пьесы "Последний решительный"" (1930), "Зрительное оформление в ГосТИМе" (1931); С. М. Третьяков <Принципы текстовой обработки пьесы Ф. Мартине "Ночь" для постановки ее в театре В.Э.Мейерхольда>(1923); Н. П. Ульянов "О костюмах к "Горе уму"" (1928); А. М. Файко - заметка о содержании пьесы "Учитель Бубус" (1924); В. Ф. Федоров - статьи о спектаклях "Лес" и "Учитель Бубус" (1925 - 1926), "Проблема классового театра" и "Даешь Европу" (1924); В. Я. Шебалин - музыка к спектаклю "Дама с камелиями" (1936); В. А. Шестаков "Оформление спектакля "Горе уму"" (1928).
Материалы драматургической лаборатории: протоколы заседаний литературной группы (1924 - 1933), план работы (1925), переписка с Ф. Кроммелинком, Н. А. Крашенинниковым, С. Д. Мстиславским, Л. В. Никулиным, Г. И. Чулковым и др. (1924 - 1931); рукописи пьес: А. Н. Арбузов "Шестеро любимых", П. А. Арский "Горят монастыри", А. Белый "Москва", В. Ф. Боцяновский "Узел (Мост)", В. В. Вишневский "Конная армия", В. В. Каменский "Любит, не любит", Н. А. Крашенинников "Горн" и инсценировка романа "Война и мир", О. Л. Леонидов "Черное, фиолетовое, красное", Н. Н. Никитин "Конкурс хитрецов", Н. П. Охлопков "Стальной путь" (киносценарий), Н. Ф. Погодин "Снег", Н. П. Россов "Гримасы прошлого", Д. Ф. Чижевский "Лобное место" и "Странствующие энтузиасты", В. И. Язвицкий "Обреченные" и др. (1925 - 1929).
Материалы научно-исследовательской лаборатории: протоколы заседаний (1925 - 1936), планы исследовательских работ (1935 - 1936), таблицы учета реакций зрительного зала (1924 - 1934), рабочие репетиционные экземпляры пьесы А. Дюма "Дама с камелиями" с фото мизансцен и зарисовками движений (1933 - 1934), сводная запись процесса спектакля "33 обморока" (1935).
Материалы клубно-методологической лаборатории: протоколы заседаний (1924 - 1925), переписка с учреждениями (1924 - 1928), планы и отчеты (1925), речь В. Э. Мейерхольда о клубной работе, статьи работников театра о художественно-просветительной работе (1925 - 1930); пьесы, инсценировки, литмонтажи; С. М. Городецкий - к выпуску займа 4-го завершающего года пятилетки (1928), Б. А. Ивантер "Колокольцы на солнце" (б. д.), В. Н. Яхонтов "1905 г." (1925).
Переписка с зарубежными организациями о гастролях театра за границей (1924 - 1931), картограмма гастролей по городам СССР (1924 - 1930), договоры с театрами (1925 - 1933), репертуарные планы гастролей (1927 - 1937), программы и афиши (1924 - 1937), статьи и заметки о гастролях театра - газ. выр. (1923 - 1937). Переписка с представителями военных частей о шефстве театра над Красной Армией (1924 - 1937), выписка из приказа Реввоенсовета СССР об утверждении В. Э. Мейерхольда в звании почетного красноармейца (1924), дневники и отчеты художественно-агитационных бригад театра (1926 - 1935), статьи В. Э. Мейерхольда о шефской работе (1929 - 1934), планы мероприятий (1929 - 1935), отзывы председателей колхозов о шефских спектаклях (1930 - 1934).
Программы проведения юбилейных торжеств в честь 5-летия и 10-летия театра, стенограммы торжественных заседаний, поздравительные письма, телеграммы, адреса (1926, 1931).
Личные дела артистов и режиссеров театра: Н. И. Боголюбова, Э. П. Гарина, Б. А. Ивантера, И. В. Ильинского, И. И. Коваль-Самборского, А. Е. Нестерова, Ю. С. Никольского, Н. П. Охлопкова, 3. Н. Райх, Е. В. Самойлова, Л. Н. Свердлина, Б. М. Тенина, Е. А. Тяпкиной, М. М. Штрауха, Н. В. Экка и др. 160 (1923 - 1935).
Материалы училищ театра: Государственных высших режиссерских мастерских (ГВЫРМ) (1921), Вольной мастерской им. Вс. Мейерхольда (1922), Государственных высших театральных мастерских (1922), Театра ГИТИС (1922), Государственных экспериментальных театральных мастерских (ГЭКТЕМАС) (1923 - 1932),Государственного экспериментального театрального техникума (ГЭКТЕТИМ) (1932 - 1935), театрального училища им. Вс. Мейерхольда (1935 - 1938): положения, устав, приказы, схема организации ГИТИС, материалы студенческого информациониого бюро режиссерского факультета, учебные планы и программы, протоколы заседаний педагогического совета, переписка с Наркомпросом; записи лекций, докладов и высказываний В. Э. Мейерхольда о работе актера, о биомеханике, о недостатке работы по воспитанию студентов и др.
Списки и личные дела учащихся и преподавателей: И. А. Аксенова, С. М. Бонди, М. Ф. Гнесина, А. А. Джури, С. С. Игнатова, Х. А. Локшиной, Н. П. Охлопкова, И. А. Пырьева, 3. Н. Райх, Л. Н. Свердлина, А. В. Февральского, С. М. Эйзенштейна, Н. В. Экка и др. (1922 - 1938).
Материалы издательств театра им. Вс. Мейерхольда: московского отделения изд-ва "Жизнь искусства"; протоколы заседаний литературно-издательской комиссии и работников театра, переписка с учреждениями и ленинградским отделением изд-ва, списки сотрудников; рукописи: В. Е. Ардов "Камерный театр 1914 - 1924", Е. И. Габрилович <"Бубус" и путь Мейерхольда>, В. Я. Парнах "Актеры новой школы ("Бубус" в театре Вс. Мейерхольда)", А. В. Февральский "Рабкоры в театре им. Мейерхольда", В. Ф. Федоров "Опыты изучения зрительного зала", Н. В. Экк "Выступление Маяковского в Коммунистическом университете трудящихся Востока" и др. (1924 - 1925). Изд-ва "Театральный Октябрь": удостоверение, выд. Главлитом на право заниматься изд-вом и извещение о закрытии изд-ва, распоряжения В. Э. Мейерхольда по изд-ву; письма в изд-во: Б. В. Асафьева. Н. Д. Волкова, А. А. Гвоздева, К. Н. Державина, В. И. Иванова, В. Г. Сахновского, В. Н. Соловьева и др., рукописи: Н. Д. Волков - монография о В. Э. Мейерхольде, К. Н. Державин "Страница из истории советского театрального образования", А. Д. Эйхенгольц - библиография о В. Э. Мейерхольде; "Афиши ТИМ" - информационные брошюры театра им. Вс. Мейерхольда (1925 - 1928).
Материалы Музея театра им. Вс. Мейерхольда: инструкция о порядке пользования материалами, описи и книги регистрации материалов, картотека экспонатов, переписка с учреждениями и лицами о посылке материалов и устройстве выставок (1925 - 1938).
Оп. 2. 1922 - 1938 гг.
Распоряжения дирекции (1927 - 1935).
Доверенности Комитета по делам искусств СССР В. Э. Мейерхольду на административно-финансовое управление театром (1936 - 1937).
Уставы внутренней службы, репетиций и спектаклей ГосТИМ [1920-е].
Резолюция общего собрания сотрудников о работе театра (1930); стенограмма совещания о ГосТИМ в секторе гостеатров Наркомпроса (1934).
Стенограмма диспута о спектакле "Ревизор" Н. В. Гоголя с выступлениями А. В. Луначарского, В. В. Маяковского, А. Белого, С. М. Третьякова и др. (1927).
Музыкально-шумовая и световая партитура спектакля "Вступление" Ю. П. Германа (1933); протокол репетиций спектакля "Лес" А. Н. Островского (1935) и записи репетиций спектакля "Клоп" В. В. Маяковского (1936). "Интермедия к выпуску гос. внутреннего займа 4-го года пятилетки" С. М. Городецкого с распределением ролей (1932).
Программа по изучению методологии В. Э. Мейерхольда (1932).
Переписка с СНК СССР, Мосгубрабис, ВОКС, "Интуристом", Международным рабочим театральным объединением и др. о спектаклях театра, участии театра и актеров Л. О. Арнштама и 3. Н. Райх в международных театральных выставках, в работе конгресса Федерации рабочего театра Франции, о гастролях и т. д. (1922 - 1937). Поздравительные телеграммы артистов Нового театра, Ю. М. Юрьева и др. с 10-летием со дня премьеры спектакля "Лес" (1934).
Расписка дирекции театра в получении от Н. П. Ульянова рисунков костюмов к спектаклю "Горе уму" А. С. Грибоедова (1928).
Афиши и программы спектаклей (1924 - 1936); бюллетени спектаклей (1933 - 1935).
Статьи и заметки о ГосТИМ и его спектаклях (1922 - 1938).
Материалы по ремонту здания и охране театрального имущества (1923 - 1932). Объяснительная записка об автозвуковом инструменте "Фонофот" и смета на его приобретение с пометой В. В. Вишневского (1924 - 1931).
Материалы музея театра: протоколы заседаний музейной комиссии, материалы по изучению реакции зрителей; письмо Л. И. Жевержеева об эскизах С. Ю. Судейкина к пьесе "Смерть Тентажиля" М. Метерлинка и др. (1924 - 1928).
Положение об Ин-те живого слова (1918); программа Театра рабочей молодежи с пометами В. Э. Мейерхольда [1920-е].
Тезисы доклада В. В. Игнатова об организации Центральной арены пролетарского творчества [1920-е]; доклад Н. П. Акимова о постановке "Гамлета" У. Шекспира в Театре им. Евг. Вахтангова - маш. (1931).