Выставка «РГАЛИ − новые поступления 2023» (20 июля – 20 октября 2023 г.).

Выставка стала уже чертвертой в серии ежегодных выставочных проектов, призванных познакомить исследователей и друзей архива с результатами работы архива.

За истекший год научное описание прошло более 18 тыс. документов, из которых было сформировано почти 7700 ед. хр. Они вошли в состав 44 вновь образованных или дополненных фондов.

Среди них необходимо отметить, прежде всего, те фонды или описи, которые обрабатывались впервые. Это собрания материалов писателей В.П. Астафьева (ф. 3326), В.Ю. Драгунского (ф. 3295), В.В. Чаплиной (ф. 3460), Н.И. Злобина (ф. 3233), поэта Л.А. Завальнюка (ф. 3427), историка литературы А.В. Валюженича (ф. 3455), театрального критика и историка балета Ю.А. Бахрушина (ф. 3583), драматурга А.Г. Ржешевского (ф. 3106), артистов Г.М. Ронинсона (ф. 3500) и А.В. Баталова (ф. 3540), театрального режиссера С.А. Майорова (ф. 3569), киноведа Н.М. Зоркой (ф. 3508), композиторов Н.К. Чемберджи (ф. 2315), и Н.Н. Рахманова (ф. 3429), исполнителей А.Г. Азрикана (ф. 3469) и И.П. Яунзем (ф. 3299), искусствоведа В.И. Костина (ф. 3027), художников А.Т. Дудника (ф. 3406), М.Н. Смирнова (ф. 3405), В.С. Павловского (ф. 3335), Е.А. Прейс (ф. 3331), скульптора В.С. Лемпорта (ф. 3420), коллекционера и искусствоведа И.С. Зильберштейна (ф. 3290), а также «Собрание программ концертов, спектаклей и театральных афиш» (ф. 933, оп. 4), «Собрание архивов деятелей кино (ф. 3013, оп. 2), «Собрание фотографий по истории советского кино» (ф. 2330, оп. 4).

Были дополнены описи фондов Ф.Г. Раневской (ф. 2788, оп. 1), А.С. Грина (ф. 127, оп. 5), Р.В. Зеленой (ф. 3008, оп. 1), И.П. Машкова (ф. 1981, оп. 1), Н.В. Досекина (ф. 756, оп. 1), В.Е. Татлина (ф. 2089, оп. 2), И.Я. Сельвинского (ф. 1160, оп. 1).

Для экспозиции были отобраны более 170 документов, которые традиционно вошли в шесть разделов: Литература, Театр, Кино, Музыка, Живопись и Скульптура. Среди экспонатов – автографы В.П. Астафьева, В.Ю. Драгунского, фотографии Г.М. Ронинсона, И.П. Яунзем, А.Г. Азрикана, зарисовки А.В. Баталова, нотные рукописи Б.А. Мокроусова, Н.К. Чемберджи, Н.Н. Рахманова и другие документы.

Настоящим украшением выставки стали рисунки К.А. Коровина, И.И. Нивинского, С.Н. Ягужинского, а также линогравюры М.Н. Смирнова.

Особую ценность представляют документы из огромной коллекции крупного искусствоведа И.С. Зильберштейна: подлинные документы А.А. Блока, М.И. Цветаевой, О.Э. Мандельштама, М.А. Волошина, И.Е. Репина, А.Н. Бенуа, К.С. Малевича. Ж. Санд и другие уникальные экспонаты.

Выставка «Театр революции советской эпохи: к 100 сезону Московского академического театра имени Вл. Маяковского» (30 марта – 7 июля 2023 г.).

Свой первый сезон театр открыл в 1922 г., когда на базе бывшего Театра революционной сатиры (Теревсат) был создан Театр Революции. Еще раньше в том же здании на Большой Никитской улице, д. 19, построенном по проекту Ф.О. Шехтеля и К.В. Терского, размещался частный театр Георга Парадиза, носивший его имя.

Первые годы существования молодого Театра Революции неразрывно связаны с именами В.Э. Мейерхольда, В.А. Шестакова, Б.В. Алперса, А.Л. Грипича и эстетикой конструктивизма с его лозунгом: «работать, творить, создавать на сегодня, стремясь отвечать на боевые задачи современности». 1930-е гг. стали временем активного поиска театром своего творческого узнаваемого стиля и сотрудничества с ведущими драматургами: Н.Ф. Погодиным, В.В. Вишневским и А.Г. Глебовым, что позволило Театру Революции выстоять даже в период частой смены главных режиссеров и художественных руководителей.

Слияние Театра Революции с Московским театром драмы и приход в 1943 г. на должность художественного руководителя режиссера и актера, талантливого новатора Н.П. Охлопкова открыли новую эпоху в его истории. В это время наряду с традиционными для театра монументально-героическими спектаклями в его репертуар прочно вошли психологическая драма и комедия камерного типа, а также пьесы классического репертуара. В 1954 г. театру было присвоено Владимира Маяковского.

Творческая индивидуальность театра в ее современном звучании ярко проявилась после прихода выдающегося театрального деятеля А.А. Гончарова, который с 1967 по 1987 гг. был главным режиссером театра, а с 1987 по 2001 гг. – художественным руководителем.

На выставке представлены многочисленные материалы, связанные с историей становления театра, фотографии сцен из спектаклей театра, эскизы костюмов и декораций к ним, материалы о работе в период Великой Отечественной войны, переписка с драматургами, документы к биографии выдающихся мастеров сцены и др. Основу экспозиции составили материалы фонда театра имени Вл. Маяковского № 655, который насчитывает более 3500 единиц хранения за 1922-2008 гг. Всего на выставке представлено около 180 архивных документов из почти 20 фондов государственных организаций, творческих союзов и личных фондов В.Э. Мейерхольда, Д.Н. Орлова, М.И. Бабановой, З.Г. Дальцева, М.М. Штрауха и Ю.С. Глизер, В.А. Шестакова, А.Д. Попова, Л.Н. Свердлина, А.Г. Глебова и др.

«А ты друг советского кино?» К 100-летию Госкино СССР» (24 ноября 2022 г. - 22 февраля 2023 г.), Выставочный зал РГАЛИ.

19 декабря 2022 года исполняется 100 лет со дня основания Центрального государственного предприятия «Госкино». На протяжении десятилетий менялись его названия и руководители, неизменными оставались лишь основные задачи – развитие отечественной киноиндустрии и обеспечение доступа на широкие экраны лучших советских фильмов.

И сегодня мы хотим продемонстрировать основные этапы формирования советского кинематографа как исключительного по своему масштабу и значимости явления отечественной и мировой культуры параллельно с развитием органов управления киноделом.

Выставка представляет историю российского кино, начиная с дореволюционных немых «фильм». Именно этот период, отмеченный бурным развитием частной инициативы, предваряет первые успехи российских режиссеров и операторов, которыми уже в 1920-е годы будут восхищаться кинокритики по всему миру. Развертывая спираль времени в обратную сторону и словно перематывая кинопленку назад, экспозиция продолжается историей пропагандистских фильмов и новаторских экспериментов Сергея Эйзенштейна и Дзиги Вертова, через художественно-исторический кинематограф и технические успехи советского звукового и цветного кино 1930-х годов, к «малокартинью» конца 1940-х – 1950-х годов и тонкому лиризму кино эпохи хрущевской «оттепели». Особое внимание уделено кинематографу и кинохронике периода Великой Отечественной войны, а также осмыслению опыта войны и героизма советского народа в кинематографе 1950-х – 1980-х годов.

На выставке представлено около 250 архивных документов из более чем 50 фондов, включая также ряд документов из ГАРФ и РГАСПИ. В числе экспонируемых материалов – ценнейшие источники Министерства кинематографии СССР, Главного управления кинохроники Министерства кинематографии СССР, Ассоциации работников революционной кинематографии, документы личных фондов А.А. Ханжонкова, С.М. Эйзенштейна, Д. Вертова, Р.Л. Кармена, А.П. Довженко, М.И. Ромма, А.И. Пырьева, Э.Г. Климова и других.

«Выставка «Новые поступления – 2022» (18 июля – 14 октября 2022 г.), Выставочный зал РГАЛИ.

Выставка «Новые поступления – 2022» призвана показать часть тех фондов и коллекций, которые в истекшем году прошли научное описание и каталогизацию.

Нынешняя выставка – третья по счету после открытия в архиве собственного Выставочного зала, и сотрудники рассчитывают, что подобные экспозиции станут ежегодными, учитывая, что постоянство в этой работе жизненно необходимо. Такие выставки показывают, над чем трудится коллектив архива, чем заняты сотрудники, а, говоря более общо, – дает в руки исследователей очередной пласт ценнейших материалов.

Поступившие в РГАЛИ более десятилетия назад и всего несколькими годами раньше, фонды наших ведущих деятелей культуры (да и сами они) становятся ближе и доступнее. В ушедшем 2021 году Основу экспозиции составили документы личного происхождения, прошедшие научное описание в 2021 г., а это – почти 5000 ед хр. из 23-х вновь образованных или дополненных фондов.

Среди них необходимо отметить, прежде всего, те фонды или описи, которые обрабатывались впервые. Это собрания материалов поэтов Ю.М. Кублановского (ф. 3136), Д.Б. Кедрина (ф. 1706, оп. 3); поэта и редактора Н.М. Злотникова (ф. 3402); писателей В.Н. Войновича (ф. 3530), И. Грековой (ф. 3409), Н.А. Карпова (ф. 2114, оп. 3), А.Б. Чаковского (ф. 2881); драматурга В.С. Розова (ф. 3252); критика И.А. Дедкова (ф. 3426); журналистов Е.Я. Дороша (ф. 3416), Г.А. Жукова (ф. 3485, оп. 1, 2); художников А.А. Жабского (ф. 3448), А.Г. Тышлера (ф. 3371); скульптора и графика В.А. Сидура (ф. 3378), композитора Г.П. Дмитриева (ф. 3534); певца С.Я. Лемешева (ф. 3439), слависта Ф.Ф. Аристова (ф. 196, оп. 3); кинорежиссера Э.А. Рязанова (ф. 3381), артистов А.И. Кочеткова (ф. 3319), Ю.В. Мышкина (ф. 3304), артиста цирка В.Э. Феррони (ф. 3306, оп. 2), а также Собрание афиш и театральных программ (ф. 993, оп. 3) и Собрание альбомов деятелей искусств (ф. 1949, оп. 6).

Были дополнены описи фондов А.Т. Твардовского (ф. 1816, оп. 2), А.И. Вьюркова (ф. 1452, оп. 2), К.А. Коровина (ф. 2789, оп. 1), Собрание воспоминаний и дневников (ф. 1337, оп. 6) и Собрание фотографий по истории советского кино (ф. 2330, оп. 3).

Экспозиция по традиции имеет пять разделов: Литература, Музыка, Кино, Театр и Живопись. Среди экспонатов – автографы А.Б. Чаковского, Г.А. Жукова, Ю.М. Кублановского, В.Н. Войновича, нотные рукописи Г.П. Дмитриева, многочисленные фотографии С.Я. Лемешева, А.И. Кочеткова, Ю.В. Мышкина, афиши и зарисовки Э.А. Рязанова и другие документы.

Столь же уникальны материалы о блокаде Ленинграда и подвигах защитников города, собранные А.Б. Чаковским для работы над романом-эпопеей «Блокада». Не менее ценны документы, полученные известным «правдистом» Г.А. Жуковым в ходе переписки с русскими участниками Иностранного легиона.

Настоящим украшением экспозиции стали этюды и картины А.А. Жабского и В.А. Сидура.

«Тебе - через сто лет...» (14 ноября – 31 марта 2017), Выставочный зал РГАЛИ. Пилотный проект архива, подготовленный его сотрудниками совместно со специалистами Музея Марины Цветаевой.

Проект объединил имена великого поэта Марины Цветаевой и знаменитого художника второй половины ХХ века Лидии Мастерковой. В экспозиции были представлены цветаевские реликвии из фондов РГАЛИ: личные вещи, сопровождавшие Цветаеву в течение жизни, акварели и письма Максимилиана Волошина; большая подборка автографов и фотографий Марины Цветаевой, подлинные рукописи посвященных Цветаевой стихов Анны Ахматовой, Бориса Пастернака, Андрея Белого, Осипа Мандельштама, Софьи Парнок, Алексея Крученых, стихи Лидии Мастерковой – звезды «второго авангарда».

Она написала несколько стихотворений своему любимому поэту – Марине Цветаевой и создала семь циклов графических работ памяти поэтов Серебряного века. Цикл «Посвящение Марине Цветаевой» из фондов Музея AZ представлен на выставке.

«"Долго пахнут порохом слова... Поэты на войне". К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне» (7 мая – 28 июня 2015), Государственный музей современной истории России.

Основой экспозиции стали автографы знаменитых стихотворений: «Жди меня» и «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…» К.М. Симонова, «Василий Теркин» А.Т. Твардовского, «Священная война» В.И. Лебедева-Кумача, «Долго пахнут порохом слова…» Д.С. Самойлова, «Нас не нужно жалеть…» С.П. Гудзенеко, «Я говорю с тобой под свист снарядов…» О.Ф. Берггольц и многие другие. Атмосферу выставки дополнили ставшие народными песни военных лет «Катюша» на стихи М.В. Исаковского и «Случайный вальс» Е.А. Долматовского, а также звуковые и видео архивы – записи авторского и актерского чтения стихов, военная кинохроника, архивные фотографии поэтов на фронте и в тылу.

Выставку открывал поэт Евгений Евтушенко.

На период работы выставки залы стали площадкой для проведения литературных, музыкальных и театральных вечеров, поэтических чтений, презентаций издательских проектов, подготовленных специально к юбилею Победы: вечера памяти К.М. Симонова «К 100-летию со дня его рождения»; вечера памяти Д.С. Самойлова «К 95-летию со дня рождения»; театральной реконструкции спектакля «Павшие и живые» с участием Вениамина Смехова и молодых актеров театра на Таганке; вечера, посвященного В.С. Высоцкому; вечера, посвященного В.С. Гроссману и показу фильма Е. Яковича «Я понял, что я умер»; концерта фортепианной музыки «Музыка и Война»; вечера, посвященного О.Ф. Берггольц «Мадонна Блокады» и презентации издательского проекта «Ольга Берггольц. Блокадный дневник. 1941–1945».

Выставка «Архивное дело» (6 апреля 2011), Театр «Эрмитаж».

Выставка прошла в рамках юбилейных мероприятий архива, отмечавшего свое 70-летие. Специальный выставочный фотопроект рассказал о современной жизни РГАЛИ, хранящего великое культурное наследие. «Архивное дело» – это и единица хранения, и документ, и труд архивиста. Как в папке с документами заключена история, так из профессиональной жизни каждого сотрудника складывается история архива. На фотографиях показан обычный рабочий процесс: отдела хранения, читального зала, отдела информатизации. Будничные ситуации и неожиданные, редкие кадры. Уникальность рукописного документального наследия передает сама техника, в которой выполнены все фотографии, почти забытая сегодня «цианотипия». Автор, член Союза фотохудожников Вадим Прищепа, сделал каждое изображение почти эксклюзивом хотя бы потому, что в точности повторить его невозможно даже автору.

«С.М. Эйзенштейн. Попытка театра» (октябрь 2011 – январь 2012), Театр Пикколо де Милано, Италия.

Виртуальная экспозиция представила серию рисунков и графических набросков С.М. Эйзенштейна из фондов РГАЛИ, созданных по мотивам итальянского народного театра масок – «commedia dell'arte», который он очень любил, а также к пьесам известного итальянского драматурга К. Гоцци: эскизы костюмов и декораций к сказкам «Женщина-змея», «Зеленая птичка», «Любовь к трем апельсинам» и другим. Экспозиция была создана к перекрестному Году Италии–России и прошла в рамках театрального сезона «Русский Октябрь». На большом проекторе зрители увидели слайд-шоу документов из фонда С.М. Эйзенштейна в РГАЛИ.

Виртуальная экспозиция представила серию рисунков и графических набросков С.М. Эйзенштейна из фондов РГАЛИ, созданных по мотивам итальянского народного театра масок – «commedia dell'arte», который он очень любил, а также к пьесам известного итальянского драматурга К. Гоцци: эскизы костюмов и декораций к сказкам «Женщина-змея», «Зеленая птичка», «Любовь к трем апельсинам» и другим. Экспозиция была создана к перекрестному Году Италии–России и прошла в рамках театрального сезона «Русский Октябрь». На большом проекторе зрители увидели слайд-шоу документов из фонда С.М. Эйзенштейна в РГАЛИ.

«Фотографическая история 1840-1950. Из фондов Российского государственного архива литературы и искусства» (3 ноября 2010), г. Братислава.

Проект был предпринят в рамках ХХ Международного фестиваля «Месяц фотографии» и представлял историю России XIX–XX вв. в политическом и культурном компаративном контексте.

РГАЛИ предоставил 316 фотографических произведения более чем за 100 лет: заказной и психологический портрет, художественный пейзаж и ландшафтная фотография, съемка архитектуры и жанр, постановочный и документальный, репортаж, этнографическая фотография. На выставке соседствовали портреты Ивана Бунина и Владимира Маяковского, семьи Шереметевых и Семена Буденного, Соломона Михоэлса и Константина Станиславского, Всеволода Мейерхольда и Демьяна Бедного. В экспозицию вошли произведения, как классиков фотографии, так и неизвестных мастеров. Организаторы выставки выпустили каталог, в котором были воспроизведены экспонаты выставки, а также помещены научные искусствоведческие статьи ведущих мировых экспертов в области фотоискусства.

Также сотрудниками архива была подготовлена небольшая выставка документов и живописи Е.Г. Рубина и К.Н. Тер-Абрамова, приуроченная к пресс-конференции, состоявшейся 8 декабря в РГАЛИ. В конференции приняли участие А.С. Тер-Абрамова (Париж), сотрудники Росархива, Росохранкультуры, РГАЛИ, журналисты. А.С. Тер-Абрамова на конференции передала в РГАЛИ ещё несколько ценных документов, принадлежавших видным представителям русской эмиграции.

«Гоголевский бульвар: художественный мир Н.В. Гоголя в документальных памятниках XIX-XX веков» (19 марта – 18 мая 2009).

Государственный музей А.С. Пушкина и РГАЛИ предприняли попытку воссоздать историю жизни и творчества Николая Васильевича Гоголя и показать влияние личности писателя, его литературного наследия на мировой культурный процесс – литературу, музыку, живопись, театр, кинематограф.

Основную часть экспозиции составили подлинники: автографы Н.В. Гоголя, среди которых тексты произведений и письма Гоголя к С.Т. Аксакову, А.С. Данилевскому, А.О. Смирновой-Россет, П.А. Вяземскому, А.П. Толстому, В.Г. Белинскому и др., эскизы костюмов и декораций к спектаклям, иллюстрации и книжную графику (М.В. Добужинский, А.Н. Бенуа, Кукрыниксы, И.Э. Грабарь, А.Т. Зверев и др.), партитуры Н.А. Римского-Корсакова, Д.Д. Шостаковича, Р.М. Глиера, рукописи теоретических исследований И.Ф. Анненского, А. Белого, С.М. Эйзенштейна, С.Н. Дурылина, афиши вечеров и спектаклей, фотографии, иллюстрированные листовки. Отдельный раздел экспозиции посвящен юбилейным торжествам 1909 года.

К гоголевскому юбилею была приурочена и небольшая выставка, организованная совместно РГАЛИ и Российским центром науки и культуры в Париже в мае 2009 г. Посетители Центра смогли увидеть часть экспозиции «Гоголевский бульвар», прошедшей в Москве. Среди представленных документов – муляжи текстов произведений и писем Гоголя, иллюстраций А.Н. Бенуа, А.Т. Зверева, М.В. Добужинского, партитуры оперы «Нос» Д.Д. Шостаковича, материалы юбилейных торжеств 1909 г.

Экспозиция была представлена позже в Доме русского зарубежья им. А. Солженицына, сопровождая работу конференции «От Бунина до Пастернака. Нобелевские лауреаты в русской литературе».

«С. Прокофьев. Деревянная книга – симфония родственных душ» (14 ноября – 21 декабря 2009), Государственный музей А.С. Пушкина.

«Деревянная книга» – уникальный артефакт, созданный великим русским композитором XX века Сергеем Прокофьевым. С момента первой записи в 1916 г. и в течение последующих пяти лет в альбоме свои автографы оставили 48 человек: известные художники, музыканты, писатели, близкие друзья и просто знакомые Сергея Прокофьева. Отвечая на простой, казалось бы, вопрос: «Что вы думаете о солнце?», Владимир Маяковский, Константин Бальмонт, Михаил Пришвин, Кузьма Петров-Водкин, Игорь Стравинский, Наталья Гончарова, Николай Рубинштейн, Федор Шаляпин, Алексей Ремизов, Александр Алёхин, Хосе Рауль Капабланка, Николай Мясковский и многие другие деятели культуры и искусства первой половины ХХ века, наполнили альбом своими мыслями и чувствами. На выставке были представлены образы портретов и переписки этих выдающихся людей (170 экспонатов), а также три подлинных документа: сама «Деревянная книга», страницы нотной рукописи балета «Ромео и Джульетта», страницы дневника композитора с записью идеи создания альбома.

Выставка была приурочена к выходу в свет издания, полностью повторяющего оригинал альбома. «Деревянная книга» издана в двух вариантах – часть тиража представляет собой факсимильное издание, другая часть – обыкновенное издание. Завершили вернисаж выставки концерт из произведений Сергея Прокофьева, в котором приняли участие народный артист России, известный пианист Николай Петров, а также демонстрация нового документального фильма канадского режиссёра Иосифа Фейгинберга «Сергей Прокофьев: «Неоконченный дневник», ранее снятого по материалам РГАЛИ.

«А.П. Чехов. Неоконченная пьеса» (17 декабря 2009 - 3 марта 2010), Выставочный зал федеральных архивов.

РГАЛИ предоставил более 350 экспонатов, среди них – автографы произведений А.П. Чехова (наброски к пьесам «Дядя Ваня», «Три сестры», рассказы «Хористка», «Свадьба», «Попрыгунья», «Мужики» и др.), переписка с А.С. Сувориным, И.А. Буниным, А.И. Куприным, Вл.И. Немировичем-Данченко, Л.С. Мизиновой, О.Л. Книппер-Чеховой, воспоминания об А.П. Чехове, биографические материалы и редкие фотографии; живописные работы племянника писателя художника Сергея Чехова.

Отдельный раздел выставки раскрывал восприятие образа и творчества Чехова в XX веке: фотографии из спектаклей Камерного театра, театра М. Чехова, театра на Таганке и др. и фильмов «Сюжет для небольшого рассказа», «Ведьма», «Человек в футляре» и др.; книжная графика (иллюстрации Ф.К. Лехта, Б.Б. Титова, В.А. Андреева), музыкальные произведения на чеховские сюжеты (автографы Д.Д. Шостаковича, Р.К. Щедрина).

«Архивная премьера» – «Неизвестный Прокофьев: «Ромео и Джульетта: по мотивам Шекспира».

4 июля 2008 г. на сцене Richard B. Fisher Center в Нью-Йорке в рамках ежегодного фестиваля Bard Music Festival состоялась премьера оригинального балета С.С. Прокофьева «Ромео и Джульетта: по мотивам Шекспира», задуманного композитором в 1935 г. и спустя 70 лет воссозданного по документам РГАЛИ. Один из самых популярных в XX веке балет «Ромео и Джульетта» никогда не исполнялся так, как того хотел сам композитор. Со времени премьеры в 1940 г. зритель видел лишь то, что было допущено к постановке, и только в 2003 г. профессор музыковедения Принстонского университета Саймон Моррисон обнаружил оригинальные партитуры в фондах РГАЛИ, а также документ, свидетельствующий о том, что композитор был вынужден изменить первоначальную версию балета.

В ноябре 2008 г., вслед за нью-йоркской премьерой, восстановленную версию балета «Ромео и Джульетта: по мотивам Шекспира» показали в других городах Америки, а также на сцене Barbican Centre в Лондоне (ноябрь 2008).

«Возвращение». Культура русского зарубежья и современная Россия» (3–4 декабря 2007).

РГАЛИ вместе с Российским центром науки и культуры в Париже при участии руководителя Росзарубежцентра Э.В. Митрофановой и Посла России во Франции А.А. Авдеева организовали эту акцию для популяризации результатов работы российских архивов по сохранению культурного наследия русской эмиграции. Программа акции включала в себя выставку, заседание круглого стола «Культурное наследие русской эмиграции: сохранение, возвращение, публикация», презентацию изданий.

На выставке из собрания РГАЛИ были представлены, в частности, рисунки и иллюстрации Александра Бенуа, Натальи Гончаровой, Сергея Судейкина, Юрия Анненкова, рукописи и фотографии Марины Цветаевой, Ивана Шмелёва, Александра Яковлева, а также подготовленные на их основе издания. Состоялась презентация изданий М.И. Цветаевой, осуществлённых издательством «Editions des Syrtes». В рамках мероприятия прошла дискуссия, посвящённая созданию и деятельности государственных архивохранилищ, общественных организаций и центров по сохранению и популяризации документального наследия русской эмиграции. Состоялась также демонстрация документального фильма «Иван Мозжухин или дитя карнавала», полностью созданного на основе материалов архива. В ходе акции архив получил в дар несколько раритетов.

А.А. Авдеев высоко оценил проект, который «свидетельствует об огромном влиянии видных деятелей культуры русской эмиграции на формирование культуры новой России». В своём выступлении Э.В. Митрофанова подчеркнула важность продолжения сотрудничества Росзарубежцентра и РГАЛИ в целях укрепления позиции российской культуры за рубежом. В акции приняло участие более ста человек, в том числе российские и французские специалисты по русской истории и литературе, представители российских соотечественников во Франции, журналисты.

«Борис Годунов» (апрель 2007), Студенческий театр «Берлинд» Принстонского университета.

РГАЛИ совместно с театром организовал мировую премьеру спектакля «Борис Годунов» по пьесе А.С. Пушкина в сценической версии В.Э. Мейерхольда на музыку С.С. Прокофьева, постановка которого должна была состояться в 1937 г. В РГАЛИ сохранились стенограммы репетиций, замечания, связанные с оформлением спектакля, фотографии, переписка режиссёра и композитора, партитуры и клавиры. К премьере были приурочены выставка (архив предоставил копию шумовой партитуры спектакля) и научная конференция, посвящённая судьбе пьесы, где с докладом выступила заместитель директора архива Г.Р. Злобина.

«Озорной Эйзенштейн» (17-23 мая 2006 г.), Канны, Франция, Дворец фестивалей.

Выставка прошла в рамках программы «Особый взгляд» (Un Certain Regard) 59-го Международного Каннского кинофестиваля и стала частью крупной программы ретроспективы творчества выдающегося режиссера. В экспозицию вошло около 60 рисунков мэтра советского кинематографа, относящихся к периоду его творчества 1930-х гг. и выполненных во время работы в Мексике и позднее, в годы эвакуации в Алма-Ате. Официальным символом программы «Особый взгляд» стал театральный эскиз С.М. Эйзенштейна из коллекции РГАЛИ. Помимо рисунков из собраний архива, на выставке были представлены редкие фотографии из фондов Мемориального кабинета С.М. Эйзенштейна и Музея кино.

Руководство Каннского кинофестиваля и международная пресса высоко оценили значение этой экспозиции, охарактеризовав ее как «сенсацию» и «откровение» для зрителей и историков. Французский координатор выставки от компании «Unifrance», курировавший кинематограф Восточной Европы, Жоэль Шапрон, отметил, что выставка Эйзенштейна в Каннах символизирует «начало возвращения российского кинематографа на мировую арену». Выставка, ставшая одним из самых заметных событий «русских дней» престижного мирового киносмотра, прошла под личным патронажем президента Каннского кинофорума Жиля Жакоба, который открыл экспозицию, расположенную во Дворце Фестивалей.

В преддверии выставки был выпущен художественный альбом «A Mischievous Eisenstein» («Озорной Эйзенштейн», на английском языке), в который вошло 150 ранее не публиковавшихся эротических рисунков С.М. Эйзенштейна из собрания РГАЛИ. Издание книги стало возможным благодаря совместным усилиям дирекции Каннского кинофестиваля, компании Hermitage Bridge Studio, РГАЛИ и Мемориального кабинета С.М. Эйзенштейна в Москве при финансовой поддержке российского фестиваля «Кинотавр».

В дальнейшем этот проект был представлен российским участникам и гостям кинофестиваля «Кинотавр» в Сочи (июнь 2006 г.).

«РГАЛИ представляет: Дмитрий Шостакович. Симфонический век» (3–29 августа 2006 г.), ЦВЗ «Манеж».

Выставка стала одним из крупномасштабных проектов, приуроченных к 100-летию со дня рождения композитора. Наряду с ранее не экспонировавшимися материалами из собрания РГАЛИ, там были представлены материалы из фондов Московского дома фотографии, Музея-квартиры Дмитрия Шостаковича в Москве, Российского государственного архива кинофотодокументов, Музея кино. Куратором выставки стала известный искусствовед, режиссер, автор ряда посвященных Д.Д. Шостаковичу документальных фильмов и мультимедийных изданий, лауреат международных фестивалей Оксана Дворниченко.

Основу экспозиции составили фотографии Д.Д. Шостаковича за работой и в семейном кругу, среди коллег и друзей, портреты и шаржи на Д.Д. Шостаковича, работы разных художников (в том числе с комментариями к ним самого композитора), афиши концертов и театральных спектаклей, сцены из опер и балетов в постановке ведущих советских театров и др. Творчество композитора было представлено в широком контексте общественной и культурной жизни СССР первой половины XX века. Основную экспозицию органично дополнили агитационные фотографии и плакаты 1920-1940-х гг., работы художников русского авангарда и другие уникальные изобразительные материалы. Во время выставки на установленных в зале экранах демонстрировались документальные фильмы о Д.Д. Шостаковиче, кадры репетиций и исполнения композитором своих произведений, фрагменты художественных кинофильмов с его музыкой. Вместе с бесценными мемориальными предметами из семейного архива Д.Д. Шостаковича, любезно предоставленными организаторам выставки – его вдовой И.А. Шостакович, все эти экспонаты представили драматическую судьбу композитора и его творчество с максимальной полнотой.

Выставка получила широкий общественный резонанс. По итогам ее работы было собрано более 90 печатных материалов ведущих российских и зарубежных СМИ.

«Фотографическая история. 1840-1950. Из фондов Российского государственного архива литературы и искусства» (12 октября – 2 ноября 2006 г.)

Подготовленная РГАЛИ совместно с Московским музеем современного искусства при поддержке Фонда Форда, эта выставка представила широкой аудитории наиболее интересные образцы из богатого фотографического собрания архива за более чем столетний период. Уникальная экспозиция, в которую вошло более 300 фотографий, выполненных как классиками (достаточно назвать имена Эль Лисицкого, Александра Родченко, Макса Альперта, Аркадия Шишкина, Дмитрия Дебабова, Марка Маркова-Гринберга, Сергея Струнникова, Василия Улитина, Евгения Явно), так и неизвестными или ныне забытыми авторами, стала сжатым изложением истории российской и мировой фотографии, изменения ее стилей, жанров, эволюции техники. Она объединила фотографические стили и жанры более чем за 100 лет: заказной и психологический портрет, художественный пейзаж и ландшафтная фотография, архитектурная и постановочная съемка, репортаж, этнографические штудии. Настоящей сенсацией выставки стала демонстрация ранее неизвестной работы выдающегося венгерского художника и фотографа, классика европейского модерна Ласло Мохоли-Надя – его автошаржа, выполненного в технике фотограммы. В то же время выставка «Фотографическая история. 1840–1950» представила историю России в фотографиях, в ней были четко прослежены и отражены влияния политического контекста на развитие культуры.

На выставке собравшимся был представлен подготовленный РГАЛИ художественный альбом «XIX век в фотографиях. Из коллекции Михаила Виллие» (М.: РГАЛИ, МЦФЭР, 2005) и два CD–диска, в которые вошли самые выдающиеся произведения из фотографического собрания РГАЛИ.

«Диалог двух культур. Русско-армянские культурные связи XIX-XX вв.» (26 октября – 10 декабря 2006 г.)

Проект, приуроченный к Году Республики Армения в Российской Федерации и подготовленный в рамках Соглашения о сотрудничестве между Федеральной архивной службой РФ и Управлением по архивному делу при Правительстве Республики Армения, шел с интервалом в три недели в двух столицах: сначала в Ереване, в выставочном зале Национального архива Армении (открытие состоялось 5 октября, где были продемонстрированы копии материалов из фондов РГАЛИ), а затем в Москве, в Политехническом музее.

РГАЛИ выступил головной организацией выставки, в которой также приняли участие: Политехнический музей, Российский государственный архив древних актов, Российский государственный архив кинофотодокументов, Главное архивное управление г. Москвы, Центральный исторический архив Москвы, Государственный музей искусства народов Востока, Музей Центрального академического театра Российской Армии, Союз армян России, а также Национальный архив Армении. В экспозицию также вошли документальные материалы и мемориальные предметы из частных собраний семьи Таривердиевых, Микоян, Шагинян.

Всего на выставке было представлено более 150 экспонатов (документальных материалов и мемориальных предметов) выдающихся писателей, художников, актеров, режиссеров, ученых и общественных деятелей, чьи жизнь, творчество и работа были тесно связаны с Арменией и Россией, оставив глубокий след в истории двух народов: И.К. Айвазовского, К.С. Алабяна, Э.А. Асадова, А.А. Бабаджаняна, Е.Б. Вахтангова, А.Б. Джигарханяна, З.А. Долухановой, Л.Е. Енгибарова, И.С. Исакова, Комитаса, Л.А. Кулиджанова, П.Г. Лисициана, С.И. Параджанова, М.С. Сарьяна, Е.Р. и Р.Н. Симоновых, А.И. Хачатуряна, М.С. Шагинян и многих других. Некоторые из этих экспонатов были представлены в подготовленном к открытию экспозиции буклете (на русском и армянском языках).

Открытие выставки собрало около двухсот гостей и прошло при участии руководителя Федерального архивного агентства В.П. Козлова, официальной делегации Национального архива Армении во главе с его директором Аматуни Вирабяном, представителей Посольства Республики Армения в РФ и других официальных лиц.

Церемонию открытия выставки предваряла пресс-конференция, в которой приняли участие: директор Политехнического музея Г.Г. Григорян, руководитель Федерального архивного агентства В.П. Козлов, директор РГАЛИ Т.М. Горяева и директор Национального архива Армении Аматуни Вирабян. По итогам выставки было собрано порядка 30 информационных сообщений и откликов на нее СМИ. Информационный спонсор выставки, журнал «Ереван», разместил развернутую постпубликацию об открытии экспозиции.