Неопубликованные материалы по истории русского авангарда. Письма, манифесты, дневники

Название :

Неопубликованные материалы по истории русского авангарда. Письма, манифесты, дневники

Название группы : Публикации
Содержание :
В Российском государственном архиве литературы и искусства находится значительная часть материалов по истории русского литературного и художественного авангарда, которые до сих пор не были введены в научный оборот. Среди них документы, относящиеся к творческому наследию первых фигур авангарда, таких, как К. Малевич, В. Хлебников, В. Маяковский, М. Матюшин, Е. Гуро, Д. Бурлюк, М. Ларионов, Н. Гончарова, П. Филонов, А. Крученых, П. Митурич и другие, а также документы маргинальных фигур, которые, тем не менее, оставили заметный след в истории движения, например, поэты и художники (В. Гнедов, И. Аксенов, Н. Кульбин, Н. Коган, Л. Юдин, И. Клюн и др.). Публикация этих материалов станет значительным событием в изучении истории русского авангарда[1].

В 2012-2014 гг. к публикации готовится первый том документов, в которой войдут материалы, связанные с творческим наследием К. Малевича, В. Хлебникова, М. Матюшина. Прежде всего, это неизданные статьи создателя супрематизма («Практика импрессионизма», «Идеологу конструктивизма», «Мы»), переписка, а также различные материалы его соратников и учеников (Эль Лисицкого, Н. Коган, Л. Юдина, К. Рождественского и др.). Кроме того, в том войдут дневники и переписка М. Матюшина, а также ряд ценных материалов, относящихся к наследию М. Ларионова и Н. Гончаровой. Издание будет сопровождаться циклом аналитических статей по истории русского авангарда.

Предлагаем вашему вниманию фрагмент сборника.

Письмо Д.Д. Бурлюка М.В. Матюшину
Художник, поэт и издатель Давид Давидович Бурлюк (1882-1967), развернувший в 1910-1914 гг. бурную организаторскую деятельность и, бесспорно, заслуживший звание «отца российского футуризма», был яркой фигурой в футуристическом движении 1910-х годов. Он сумел сплотить вокруг себя группу поэтов, среди которых были В. Хлебников, В.В. Каменский, В.В. Маяковский, А.Е. Крученых, Б.К. Лившиц, во многом определившие литературное лицо русского футуризма.

Знакомство Д.Д. Бурлюка с музыкантом и художником М.В. Матюшиным и его женой Е.Г. Гуро относится к весне 1909 г. – времени работ выставок «Импрессионисты» и «Венок-Стефанос». Именно весной 1909 г. сложилось ядро содружества поэтов и художников (М. Матюшин, Е. Гуро, В. Каменский, Д. Бурлюк, В. Бурлюк), начавшее свою активную издательскую работу с весны 1910 г., после присоединения к группе В. Хлебникова. Участники группы, вскоре ставшие называть себя будетлянами, выпустили сборник стихов, прозы и рисунков «Садок судей», издателем которого был М.В. Матюшин. В дальнейшем издательская деятельность будетлян приняла более разветвленный характер. Их поэтические книги и сборники издавали также Д.Д. Бурлюк, Г.Л. Кузьмин и С.Д. Долинский, В.В. Каменский, А.Е. Крученых.

Сохранилось более 20 писем Д.Д. Бурлюка к М.В. Матюшину, охватывающие период 1910-1916 гг. Одно из них (июль 1910) было опубликовано в журнале «Experiment/Эксперимент» (1999. Vol. 5. С. 13); 5 писем (1913-1916), находящихся в РО ИРЛИ, опубликованы в работе В.Н. Терехиной «В курганах книг» (Маяковский продолжается. Сборник научных статей и публикаций архивных материалов. Вып. 2. М., 2009. С. 156-158); 10 писем (1910 и 1913) находятся в ОР ГТГ и 7 писем (1913-1914) хранятся в ГММ.

Публикуемое письмо Д.Д. Бурлюка относится ко времени «бури и натиска» русского футуристического движения. Оно написано накануне открытия выставки картин общества художников «Бубновый валет», в которой братья Бурлюки принимали участие. Обстановка была накалена тем, что И.Е. Репин публично обвинил художников-новаторов в подготовке художественного погрома, часть которого якобы было умышленная порча его картины «Иван Грозный и его сын Иван» в Третьяковской галерее. Художники готовились дать отпор обвинениям Репина на специально устраиваемом публичном диспуте. Только что вышла в Москве книга «Пощечина общественному вкусу», а в Петербурге М.В. Матюшин завершал издание сборника «Садок судей II». Своим письмом Д.Д. Бурлюк стремился ускорить выход этой книги, которая укрепляла позиции будетлянского содружества в художественной среде.

2. 1913. II. Москва[2]

Милый Михаил Васильевич!

Хлебников что-то Вам писал несуразное[3]. Он – не годится как делец никуда и с ним не надо считаться[4]. Девочки стихи[5] – Ради всего святого не печатайте[6]! «Садка»[7] из-за Володин<ых> рисунков[8] не задерживайте. Присылайте, пожалуйста, скорее – <в> 2-х экземплярах. Корректуры «Садка» нужны для Диспутов-Докладов[9].

Обнимаю Вас дружески.

А.В. Крусанов

Примечания

1. Проект РГНФ № 12-04-00289а

2. РГАЛИ. Ф. 3145. Оп. 1. Е.х. Л. 1-1 об. Почтовая карточка, отправленная из Москвы со штемпелем: 2.II.1913. Получена в Петербурге (по штемпелю): 3.II.13. Адрес получателя: Петербург А<птекарский> О<стров> Песочная 10 кв. 3. Е<го> В<ысокородию> Михаилу Васильевичу Матюшину.

3. В. Хлебников писал из Москвы Е.Г. Гуро (12 января 1913): «У нас в воздухе висят отчаянные драки. За и против. Может быть сегодня. Я устал ждать “Садка Судей”. “Ш<аман> и В<енера>” вышла грубой и плоской. В рукописи ее спасал красивый почерк. 2 или 3 строки не на месте» (Хлебников В. Неизданные произведения. М., 1940. С. 364). Очевидно, Д. Бурлюк имеет в виду оценку Хлебниковым собственной поэмы.

4. Эту мысль Д.Д. Бурлюк неоднократно высказывал в письмах к издателям произведений В.Хлебникова. Так, в частности, в письме Л.И. Жевержееву (4 апреля 1913) он предупреждал: «Печатать его надо все точно до единой точки и буквы. Хлебников выше критики. Но, Левкий Иванович, умоляю Вас об одном, не показывайте эти рукописи ему самому, т. к. он не любит своих прежних вещей – и взяв их, даст что-либо новое. “Новый” Хлебников отпечатан уже – порядком, драгоценные же образцы его прежнего творчества мало известны. Печатайте их “до точки”, не показывая ему. Еще предупреждаю Хлебников не способен делать корректуру – он пишет поверх ее новый вариант. Его от печатания надо устранить совершенно. Это самый беспомощный человек и самый интересный писатель, какого я только знаю. Хлебников требует забот. Его надо собирать. Рукописи его надо хранить. Он требует как никто полного издания – досрочного своих вещей. Это собрание ценностей, важность которых учтена сейчас быть не может. Я был бы Вам очень благодарен, если бы Вы отобрали у него рукописи все (с ним иначе нельзя – он их утратит – как уже многое). Пусть они хранится в надежной Вашей библиотеке. Тогда я передам Вам и то, что есть у меня. Еще раз прошу Вас отпечатать – хлебниковское, мной присланное» (Письмо Д.Д. Бурлюка Л.И. Жевержееву (4 апреля 1913) // ОР ИМЛИ. Ф. 92. Оп. 1. Е.х. 25. Л. 2).

5. Речь идет о стихах 13-летней малороссиянки Милицы (Е.А. Дзигановская), часть которых была помещена в «Садке судей II». В Хлебников еще в октябре 1912-го просил Матюшина поместить в сборнике два стихотворения 13-летней девочки (Е.А. Дзигановская): «Первое стихотворение замечательно путями, которыми образ смерти входит в детский ум. Второе раскрывает, как над маленьким сердцем нашего времени тяготеет образ Орлеанской девы. <…> Оно описывает трогательную решимость лечь костьми за права речи и государственности и полны тревожным предчувствием схватки за эти права. Важно установить, что эти предчувствия были. Оправдаются они или нет – покажет будущее» (Письмо В. Хлебникова М.В. Матюшину (5 октября 1912) // Хлебников В. Собрание произведений. Т 5. Л., 1933. С. 294). По поводу этих детских стихов среди участников сборника не было единства мнений, и Хлебникову пришлось настаивать на своем. Он писал Матюшину: «Умоляю! Заклинаю всем хорошим поместить эти два стихотворения. Я знаю, есть сильное течение (Д<авид> Д<авидович,> В<ладимир> В<ладимирович>) против их помещения. Но я уверен, что Вы исполните мою просьбу» (Письмо В. Хлебникова М.В. Матюшину (5 октября 1912) // Хлебников В. Собрание произведений. Т. 5. л., 1933. С. 294). Через некоторое время Хлебников снова вернулся к этой теме: «На всякий случай, если дело только в содержании, присылаю вам новое стихотворение protégé (?). Ведь место для него Вы всегда можете найти, исключив одно или два моих мелких стихотворения. Согласие Ваше, столь необходимое, уже дано. В чем же источник сомнений? Нехорошо. Если б обещание не было дано, то все было бы поправимо, но теперь она (Ел. Ал.) наверно с замиранием в сердце ждет появления в свет своих первых стихов, доверившись мне, как и я Вам. <…> Если б книга совсем не появилась в печати, то я был бы только опечален на полчаса. Но не помещение этих детских опытов ранит меня гораздо глубже. <…> Всего страницу, без всякого детского отдела, с подписью «Милица, 13 лет» Москва. Отмечаю, что я буду Вам очень и очень обязан, если кровавые замыслы о убиении двух стихотворений не будут осуществлены, или же если поместите вместо них присылаемые стихи» (Письмо В. Хлебникова М.В. Матюшину (конец января – начало февраля? 1913) // Хлебников В. Собрание произведений. Т. 5. Л., 1933. С. 294–295). О том, что дело было в содержании одного из стихотворений Милицы, свидетельствует ответное письмо М. Матюшина (5 февраля 1913): «Уверяю Вас, что я не жесток, – но право же, когда Вам обещал, я не думал, что кроме меня есть еще участвующие с большим количеством весен, и не пожелают слишком молодого и неумного сотрудника, да еще с такой восторженно<й>… ну, скажем запоздалой, что ли тенденцией к царизму» (Крученых А. О Велимире Хлебникове / Публ. и комм. А.Е. Парниса // Литературное обозрение. 1996. № 5/6. С. 37; Мир Велимира Хлебникова: Статьи. Исследования (1911 – 1998). М., 2000. С. 784). Дополнительно присланные стихи Е.А. Дзигановской, по-видимому, изменили отношение «редакции». Во всяком случае, в опубликованных текстах нет ни «решимости лечь костьми за права речи и государственности», о которых писал Хлебников, ни «предчувствия схватки за эти права».

6. Из стихов Милицы, присланных Хлебниковым для напечатания в «Садке судей II», были выбраны только два стихотворения.

7. Речь идет о сборнике «Садок судей II» (СПб., 1913), изданном М.В. Матюшиным.

8. Володя – Владимир Давидович Бурлюк (1886-после 1919) – художник. Сохранилось письмо В.Д. Бурлюка М.В. Матюшину (31 января 1913): «Дорогой Михаил Васильевич! По просьбе Давид<а> Дав<идовича> посылаю Вам 2 рисунка. Жаль что я так поздно узнал и не могу ничего более прислать. Как поживаете? Если не будет лень, то напишите о себе и Питерских новостях буду очень рад. Шлю поклон и привет Вам и Елене Генриховне. Уважающий Вас В. Бурлюк» (ОР ГТГ. Ф. 25. Е.х. 1. Л. 1). В сборник «Садок судей II» вошли два рисунка В.Д. Бурлюка.

9. Имеются в виду два диспута «О современном искусстве», устроенных в период работы выставки «Бубновый валет» 12 и 24 февраля 1913 г. На обоих диспутах выступал Д.Д. Бурлюк.

Медиафайлы
orig3721633789077584112img.png
Изображения
orig3721633789077584112img.png