Материалы М.Ю. Лермонтова в Российском государственном архиве литературы и искусства

Название :

Материалы М.Ю. Лермонтова в Российском государственном архиве литературы и искусства

Содержание :
«Лермонтовские чтения - 2010»

СПб. Центральная библиотека имени М.Ю. Лермонтова
14-15 октября 2010 г.


Документы М.Ю. Лермонтова и «вокруг» М.Ю. Лермонтова, хранящиеся в Российском государственном архиве литературы и искусства, условно можно разделить на две группы. Это фонд поэта (Ф. 267) и документы Лермонтова, отложившиеся в других фондах архива. Фонд № 267 состоит из 195 единиц хранения за 1766-1941 гг. Документы личного фонда Лермонтова по мере их поступления в архив составили 3 описи. Наибольшее количество документов вошло в первую опись (162 ед. хр. за 1766-1935 гг.). Материалы, включенные в нее, поступили в 1941 г. в только что созданный Центральный государственный литературный архив (ЦГЛА) из Государственного литературного музея (ГЛМ). Опись состоит из следующих разделов: рукописи М.Ю. Лермонтова, его письма, биографические документы, отдельно выделены документы о дуэли и смерти поэта, имущественн-хозяйственные документы Арсеньевых и Лермонтовых, юбилейные документы, воспоминания и исследования творчества М.Ю. Лермонтова, иллюстративные материалы. Наибольший интерес представляют, несомненно, рукописи поэта. Большая часть рукописей – факсимиле автографов и многочисленные списки его произведений. Но в РГАЛИ хранятся и несколько автографов поэта: это одиннадцать стихотворений, две надписи в альбомах и несколько рисунков.

В фонде поэта есть автограф стихотворения «И.П. Мятлеву» («На здешних дам морозных...»)1, адресованного Ивану Петровичу Мятлеву, автору юмористического романа в стихах «Сенсации и замечания г-жи Курдюковой за границей, дан л’Этранже» (1841). Стихотворение наклеено на лист белой бумаги со штемпелем «Музей Белевского земства». Автограф стихотворения имеет значительные разночтения с текстом, опубликованным в Полном собрании стихотворений М.Ю. Лермонтова, изданном в 1989 г.2, хотя в книге и указано, что стихотворение печатается по автографу, хранящемуся в ЦГАЛИ (ныне – РГАЛИ). Впрочем, этот вариант стихотворения приводится и в других изданиях поэта. Привожу текст автографа, хранящегося в РГАЛИ:

На здешних дам морозных
С досадой я смотрю,
Их чинных и серьёзных
Фигур я не люблю.

Вот дама: Курдюкова!
Рассказ ее так мил.
Я от слова до слова
Его бы затвердил;

Мой ум скакал за нею...
И часто был готов
Я броситься на шею
Dе мадам Курдюков!

Лермонтов


Черновые автографы стихотворений «Никто моим словам не внемлет...» и «Мое грядущее в тумане...» расположены на одном листе бумаги3. Предположительно они датируются 1836-1837 гг. На обороте листа – рисунки Лермонтова: мужские головы и силуэты лошадей. В 1844 г. Святослав Афанасьевич Раевский по просьбе Е.А. Карлгоф-Драшусовой, мечтавшей иметь автограф поэта, презентовал ей этот лист.

Черновой автограф стихотворения «На светские цепи...»4 написан автором на небольшом листе, вероятно, из записной книжки. Адресовано это стихотворение княгине Марии Александровне Щербатовой (урожд. Штерич; ок. 1820-1879), которой поэт «был сильно заинтересован» зимой 1839 г. При публикации стихотворение получило название <«М.А. Щербатовой»> Вскоре после гибели Лермонтова княгиня передала это стихотворение А.А. Краевскому для публикации в журнале «Отечественные записки».

В фонде хранится записная книжка из архива П.А. Вяземского5 со стихами и рисунками различных авторов. На листе 12 - еще один автограф Михаила Юрьевича - набросок начала стихотворения «Посреди небесных тел», написанного им в 1840 г., а на листах 9 и 17 – рисунки карандашом мужских голов с подписями «Лермонтов».

На листе с черновым автографом стихотворения «К портрету»6, внизу, есть две записи: «Писано собственноручно рукой Лермонтова. К. В. Одоевский» и «Это портрет графини Воронцовой-Дашковой. К. Вяземский». Это стихотворение было написано в 1840 г., до отъезда поэта на Кавказ и было вызвано тем, что в этом году очаровательная Александра Кирилловна Воронцова-Дашкова (1818-1856) получила из Парижа свой портрет, и Лермонтов, знакомый с графиней, решил создать и ее словесный портрет.

В РГАЛИ в фонде Рачинских (Ф. 427), так называемом «Татевском архиве», поступившем в ЦГЛА также из ГЛМ, хранится еще один черновой автограф стихотворения «К портрету». В этот архив входят как семейные бумаги Рачинских и Боратынских (мать Сергея Александровича Рачинского была сестрой поэта Е.А. Боратынского), так и коллекция автографов писателей и музыкантов, собранная Сергеем Александровичем. Документы заключены в несколько альбомов. В одном из них, с надписью на обложке «Автографы»7, есть автографы и Лермонтова. В альбом вклеен черновой автограф стихотворения «К портрету», но под названием «Портрет светской женщины» (л. 66об), а на л. 66 – автограф уже не отрывка, а целого стихотворения «Посреди небесных тел», на том же листе черновой автограф стихотворения «И скучно и грустно...». Следующие два листа – черновой автограф первых 56 стихов стихотворения «Смерть поэта» (без названия, листы 67, 68). На листах со стихотворениями «Портрет светской женщины» и «Смерть поэта» - рисунки мужских голов, выполненные Михаилом Юрьевичем.

В фонде поэта хранится автограф стихотворения «Благодарим тебя....», очевидно, это совместное творчество, так как на листе из альбома с автографом под текстом стихотворения стоят две подписи: Лермонтова и Румнева (?)8. Ниже на том же листе запись неустановленного лица9. Есть в фонде еще несколько отдельных записей поэта. Это рецепт «Как составлять жизненный елексир»10, внизу второго листа, под рецептом, написана эпиграмма, автор которой – Н.С. Мартынов:

Mon cher Michel,
Оставь Adel...
А нет сил,
Пей элексир...
И вернется снова
К тебе Реброва.
Рецепт возврати не иной
Лишь Эмиль Верзилиной

N.


Две последние строчки эпиграммы пересекает надпись, предположительно Лермонтова: «Подлец Мартышка! N.».

На листе из альбома Екатерины Александровны Сушковой (в замужестве Хвостовой), знакомой Лермонтова, есть его запись: «Отечества для сердца нет»11. На листе – экслибрис: «Из собрания Ю. Бахрушина». Еще один автограф поэта – авторизованный список драмы «Маскарад» с правкой С.А. Раевского12.

Кроме автографов произведения поэта представлены в его и других фондах списками и фотокопиями автографов. Списки, в основном, относятся к середине XIX в. Наибольшее количество списков стихотворения «Смерть поэта» (под различными названиями: «Смерть поэта», «На смерть поэта», «На смерть Пушкина») и различных редакций поэмы «Демон».

Эпистолярное наследие Лермонтова представлено автографами трех писем к бабушке, Елизавете Алексеевне Арсеньевой, датированных [маем 1836], 28 июля [1837]13 и [осенью 1838]14 , а также фотокопиями писем С.А. Бахметевой [август 1832]15, А.И. Философову [середина апреля 1840] и М.Ю. Шувалову [весна 1838-весна 1840]16.

Кроме набросков голов и лошадей на листах со стихотворениями поэта в его фонде хранится очаровательная акварель Михаила Юрьевича – погрудный портрет молодого человека в голубом бурнусе и восточном головном уборе, похожем на тюрбан. Справа на акварели автограф Лермонтова и дата – 1831 г.17. Акварель была обнаружена среди документов художника Н.Д. Милиоти при научном описании его архива.

Значительную часть фонда поэта составляют его биографические материалы. Самый ранний документ относится к 1837 г. – это «Дело о стихах корнета Лермонтова “На смерть Пушкина” и о распространении их чиновником 12 класса Раевским»18 (машинописная копия). Две единицы хранения составляют документы о дуэли поэта с Э. Барантом19, большинство же документов относится к службе Лермонтова в Тенгинском пехотном полку. В основном это машинописные копии и рукописи, но есть и автограф Лермонтова – рапорт командиру Тенгинского пехотного полка полковнику Хлюпину от 13 июня 1841 г.20. Формулярный список М.Ю. Лермонтова, наградной лист и приказы по войсками представлены также машинописными копиями21. Документы о дуэли М.Ю. Лермонтова с Н.С. Мартыновым и смерти поэта представлены машинописными копиями трех «Дел»: «Дела о дуэли майора Мартынова с поручиком Лермонтовым», «Дела архива штаба Кавказского военного округа “О предании военному суду отставного майора Мартынова, корнета Глебова и титулярного советника князя Васильчикова за произведенный первым с поручиком Лермонтовым дуэль, отчего Лермонтов помер”», «Дела о дозволении перевести тело умершего Лермонтова из Пятигорска в Чембарский уезд для погребения на фамильном кладбище»22, а также протоколом комиссии по определению места дуэли Лермонтова, отношениями военного министерства, рапортами и донесениями23.

Большую группу составляют имущественно-хозяйственные документы Арсеньевых и Лермонтовых. Самый ранний документ этого раздела относится к середине XVIII в. Это «Дело по имению Лермонтовых в Ефремовском уезде Тульской губернии». В него входят копии ревизских сказок, прошений на имя императоров Александра I и Николая I, подлинники писем отцу Юрию Петровичу Лермонтову и др. (1766-1838 гг.)24. Значительный интерес представляют материалы о вводе Елизаветы Алексеевны и Марии Михайловны Арсеньевых во владение наследством, оставшемся после смерти в 1811 г. Михаила Васильевича Арсеньева, деда поэта25; заемные письма Е.А. Арсеньевой, ее духовные завещания 1817 и 1841 гг. и др.

В фонде хранятся также имущественно-хозяйственные документы сестер Михаила Петровича Лермонтова, теток поэта, касающиеся, в основном, имений Н.А. Касаткина-Ростовского, опеку над которыми после смерти князя осуществлял П.В. Виолев, муж Елены Петровны, (урожд. Лермонтовой). В отдельную группу выделены документы о праздновании 100-летней годовщины со дня рождения поэта: это дело Тамбовской городской управы о праздновании 100-летнего юбилея26 (машинописные копии).

Материалы «о Лермонтове» представлены документами о сооружении памятника поэту в Пензе 1891 г., паспортом музея «Домик Лермонтова» в Пятигорске и докладными записками о его реставрации, книгой посещений могилы поэта, актом об осмотре склепа Лермонтова в 1936 г.; программами и пригласительными билетами на вечера его памяти, статьями о его творчестве и т.п.

Изобразительные материалы представлены в фонде фотокопиями портретов Лермонтова работы П.Е. Заболотского и К.А. Горбунова 1837 и 1840 гг. , открытками с портретом Лермонтова и портретом Е.А. Арсеньевой работы художника Д.Б. Доране28.

Фонд поэта состоит не только из тех материалов, которые поступили в 1941 г. из ГЛМ. Он продолжал пополняться и в последующие годы. Так, в 1946 г. по распоряжению Главного архивного управления из Грозненского областного государственного архива поступили документы Тенгинского пехотного полка. В 1964 г., в год 150-летия со дня рождения М.Ю. Лермонтова, по решению Коллегии Главного архивного управления о передаче в ЦГАЛИ документов его профиля, из Центрального государственного военно-исторического архива поступили фотокопии документов о службе поэта на Кавказе. В честь 25-летия ЦГАЛИ в 1966 г. Центральный государственный архив Октябрьской революции (ныне ГА РФ) подарил архиву список рукописи «Маскарад» с правкой Лермонтова. Списки произведений поэта поступали в архив и от частных лиц.

Временные рамки моего сообщения не позволяют подробно остановиться на материалах «вокруг Лермонтова», хранящихся в других фондах архива, которые составляют значительное количество единиц хранения. Это статьи и исследования о его творчестве, музыкальные произведения, написанные на основе его произведений, переводы произведений Лермонтова на другие языки (в том числе переводы П.А. Вяземского и А. Дюма-отца), портреты Лермонтова, иллюстрации к его стихам и поэмам и т.д.

Документы М.Ю. Лермонтова рассредоточены по различным архивохранилищам страны: ИРЛИ, РНБ, РГАЛИ, ГРБ, ГЛМ и др. Было бы своевременным и нужным делом провести к 2014 г., 200-летию со дня рождения поэта, гипотетическую реконструкцию его архива или, по крайней мере, его автографов. Хотя бы виртуальное воссоединение его документального наследия было бы хорошим подарком всем лермонтоведам к юбилею великого поэта.



_______________________

1РГАЛИ. Ф. 267. Оп. 1. Ед. хр. 45.
2Лермонтов М.Ю. Полное собрание стихотворений в 2-х томах (Библиотека поэта. Большая серия). Л., 1989. Т. 2. С. 64.
3РГАЛИ. Ф. 267. Оп. 1. Ед. хр. 53.
4РГАЛИ. Ф. 267. Оп. 1. Ед. хр. 48.
5Там же. Ед. хр. 35.
6Там же. Ед. хр. 40.
7РГАЛИ. Ф. 427. Оп. 1. Ед. хр. 986.
8Б.М. Эйхенбаум в статье «О текстах Лермонтова» приводит другое прочтение фамилии: « Гринев» - Литературное наследство. М., 1935. Т. 19/21. С. 487.
9РГАЛИ. Ф. 267. Оп. 1. Ед. хр. 4.
10Там же. Ед. хр. 77.
11РГАЛИ. Ф. 276. Оп. 1. Ед. хр. 56.
12Там же. Оп. 3. Ед. хр. 1.
13Там же. Оп. 1. Ед. хр. 78, Ед. хр. 79.
14Там же. Оп. 2. Ед. хр. 13.
15Там же. Оп. 1. Ед. хр. 80.
16Там же. Оп. 3. Ед. хр. 4, 5.
17Там же. Оп. 2. Ед. хр. 21.
18РГАЛИ. Ф. 267. Оп. 1. Ед. хр. 81.
19Там же. Ед. хр. 82, 83.
20Там же. Ед. хр. 91.
21 Там же. Оп. 3. Ед. хр. 6.
22Там же. Оп. 1. Ед. хр. 96, 97, 103.
23Там же. Оп. 3. Ед. хр. 7.
24РГАЛИ. Оп. 1. Ед. хр. 105.
25Там же. Ед. хр. 106.
26Там же. Ед. хр. 133.
27Там же. Оп. 3. Ед. хр. 8.
28Там же. Оп. 2. Ед. хр. 19.

Е.Ю. Филькина



вернуться к началу страницы
Медиафайлы
Ю.Я. Гомбарг. Портрет М.Ю. Лермонтова. Б., тушь, цв. кар., черн. кар. [1930-1940-е гг.]
М.Ю. Лермонтов. "На светские цепи...". Стихотворение. Набросок. Автограф [1840 г.]
М.Ю. Лермонтов. "К портрету". ("Как мальчик кудрявый резва..."). Стихотворение. Под текстом имеются две пометы - В.Ф. Одоевского и П.А. Вяземского, удостоверяющие подлинность руки М.Ю. Лермонтова. Автограф. [1840 г.]
Изображения
Ю.Я. Гомбарг. Портрет М.Ю. Лермонтова. Б., тушь, цв. кар., черн. кар. [1930-1940-е гг.]
М.Ю. Лермонтов. "На светские цепи...". Стихотворение. Набросок. Автограф [1840 г.]
М.Ю. Лермонтов. "К портрету". ("Как мальчик кудрявый резва..."). Стихотворение. Под текстом имеются две пометы - В.Ф. Одоевского и П.А. Вяземского, удостоверяющие подлинность руки М.Ю. Лермонтова. Автограф. [1840 г.]
М.Ю. Лермонтов. Рисунок с автографом. Б., акв. 1831 г.
М.Ю. Лермонтов. Рисунки. Б., перо, чернила. [1837 г.]