Обзор документов С.Ю. Судейкина в собрании РГАЛИ

Название :

Обзор документов С.Ю. Судейкина в собрании РГАЛИ

Содержание :
Выступление на конференции «Американские деятели искусства из Российской империи. Первая половина XX века».

СПб., Русский музей.
Октябрь 2009 г.


Путь в Америку начался для С.Ю. Судейкина после контузии, полученной на фронте в 1917, когда он уехал в Крым. В Ялте участвовал вместе с Н. Миллиоти, С. Сориным и др. в выставке, организованной С.К. Маковским. После революции занимался учетом художественных ценностей в национализированном Воронцовском дворце. Дальше его путь лежал через Киев в Тифлис. В 1920 переехал из Батума в Марсель. В 1920-1922 гг. жил в Париже, работал сценографом. В 1922 г вместе с труппой Балиева прибыл на гастроли в США и обосновался в Нью-Йорке. В 1923 г. получил приглашение оформить кабаре «Подвал падших ангелов», организованный композитором Сандро Корона. С 1924 г. сотрудничал с «Метрополитен-опера. Постоянно показывал на выставках и новые станковые вещи. Он стал первым русским художником, заинтересовавшимся негритянской культурой Америки, и создал целую «негритянскую серию» картин. Другой серией работ стала "Американа" - жанровые сцены из жизни богемы.

Умер Судейкин в Найаке (шт. Нью-Йорк) 12 августа 1946. Похоронен на Бруклинском кладбище в Нью-Йорке.

Фонд № 947 С.Ю. Судейкина начал формироваться еще в Государственном литературном музее. В 1940 г. от А.П. Павлова поступило предложение о передаче в музей альбома «с разными материалами, подготовленный к монографии о художнике Судейкине С.Ю. на 137 страницах». Этот альбом хранится в фонде Судейкина под № 300. В нем сосредоточены материалы, относящиеся: московскому и петербургскому периодам жизни художника.

Основная масса материалов фонда поступила в РГАЛИ из США от Н.Д. Лобанова-Ростовского в 1969 г., который приобрел его у вдовы художника Джин Судейкиной. Эти материалы относятся, по-преимуществу, к эмигрантскому периоду жизни С.Ю. Судейкина. Документы прошли научную обработку в 1982 г., была создана опись, состаящая из восеми разделов.

Первый - «Творческие материалы С.Ю. Судейкина» поделен на три подраздела. Остановимся подробнее на каждом из них.

Первый подраздел: «Портреты, пейзажи, рисунки, наброски и др. Эти рисунки представляются «энциклопедией американской жизни» 1920-х – 1940-х годов. В основном это зарисовки с натуры представителей разных слоев и типажей американского общества того времени: многочисленные портреты, зарисовки бытовых сценок. Второй подраздел «Репродукции», с одной стороны, является продолжением «энциклопедии американской жизни». Это фотокопии и репродукции с многочисленных портретов, которые С.Ю. Судейкин писал в 1920-е-1930-е гг., практически все они – безымянные. Другая группа – это отражение театрольно-декорационно-оформительской деятельности художника. Значительную часть (20 единиц хранения) составляют фотокопии эскизов декораций к спектаклям и фильмам, литографии и фотокопии афиш. Перечисление названий спектаклей дает представление о широте диапазона автора. Для театра «Метрополитен-опера» он писал декорации к операм И.Ф. Стравинского «Свадебка», «Соловей» и «Мавра», к балету «Петрушка», к опере В.-А. Моцарта «Волшебная флейта», Н.А. Римского-Корсакова «Садко», М.П. Мусоргского «Сорочинская ярмарка», Р. Вагнера «Летучий голландец», «Фея кукол» Д. Россини. Для труппы «Балет Мордкина» оформлял спектакли «Жизель», «Золотая рыбка» (муз. Юджина Фёрста), «Тщетная предосторожость», «Дионис» (муз. Глазунова), «Трепак» (муз. А. Черепнина). В этом же разделе представлена книжная графика С.Ю.Судейкина – оттиски, вырезки и фотокопии его рисунков для журналов «Американская неделя», «Всемирный журнал», «Патриот», «Ярмарка тщеславия» и др., титульные листы к нотам. В третьем подразделе сосредоточены фотографии сцен из спектаклей и фильма «Воскресенье», оформленных С.Ю. Судейкиным.

Следующий раздел - «Рукописи С.Ю. Судейкина». В него входят автобиография «От ярких красок к бледным. От быта к отвлеченности»; воспоминания «Автопортрет», «Подвал на Морской и Михайловской» - эти работы посвящены воспоминаниям прошлого, времени, когда художник работал с В.М. Мейерхольдом, был инициатором, организатором, художником и «душой» кабаре «Бродячая собака» и «Привал комедиантов». В статье «Две встречи с Врубелем» с большим теплом и любовью рассказано о последнем периоде жизни художника. Статья была опубликована в нью-йоркском журнале «Новоселье» (№ 4-5 за 1945). В заметках «Женитьба» Гоголя. Балет. Взгляд на постановку» он дает характеристики действующих лиц и свою интерпретацию комедии, разрабатывает мизансцены. Интересны его статьи «Музыка», «Судейкин о балете».

Третий раздел — «Письма С.Ю. Судейкина» (9 адресатов). Среди его корреспондентов (четвертый раздел описи) Н.Ф. Балиев, А.Н. Бенуа, Д.Д. Бурлюк, Дж. и Р. Гершвин, М. Гест, Н.Н. Евреинов, Ф.Ф. Кмиссаржевский, С.Т. Коненков, С.С. Прокофьев, С.В. Рахманинов, Н. Ремизов, Н.К. Рерих, Л. Стоковский, И.Ф. Стравинский, М.М. Фокин, М.А. Чехов и др. (всего 120 корреспондентов). Одни письма посвящены вопросам творчества, другие раскрывают быт русской эмиграции, третьи представляют интерес, как автографы выдающихся деятелей мировой культуры.

Пятый раздел - «Материалы к биографии С.Ю. Судейкина». В него вошли афиши, программы и каталоги выставок, договоры с театральными, художественными и культурными организациями за период с 1921 по 1945 гг. Шестой раздел - «Материалы, собранные С.Ю. Судейкиным». Седьмой - «Материалы о С.Ю. Судейкине». В него вошли статьи и заметки о С.Ю. Судейкине, об оформленных им спектаклях на русском, английском и французском языках, а также письма, в которых упоминается С.Ю. Судейкин. В разделе «Изобразительные материалы» три единицы хранения — фотография С.Ю. Судейкина, Д.Д. Бурлюка и репродукция портрета В.А. Судейкиной-Стравинской.

Документы С.Ю. Судейкина в РГАЛИ отложились и в других фондах. Они, в основном, относятся к раннему, дореволюционному периоду его жизни. Исключение составляет Ф.2712 Н.Д.Лобанова-Ростовского в котором представлены слайды и фотокопии эскизов декораций к спектаклям Метрополитен-опера, о которых говорилось выше.

Творческое наследие С.Ю. Судейкина сосредоточено в нескольких фондах РГАЛИ. В фонде В.Э.Мейерхольда хранятся эскизы гримов и костюмов к «Смерти Тентажиля», рисунок к пьесе Е.А. Зноско-Боровского «Обращенный принц», эскизы планировки сцены к опере-буфф «Секрет Сюзанны». В фонде В.Ф. Комиссаржевской – эскизы костюмов к спектаклю «Сестра Беатриса». Сотрудничество с Камерным театром отразилось в фондах А.Г. Коонен (Ф. 2768), А.Я.Таирова (Ф. 2328) и самого театра (Ф.2030). Это программа спектакля «Венецианские безумцы» (литография), фоторепродукции декораций к спектаклям «Карнавал жизни», «Женитьба Фигаро» (подлинные и фотокопии). У Н.А. Попова (Ф.837) сохранились эскизы декораций к спектаклю «Проказы вертопрашки» 1916 г. В фонде А.А. Арапова (Ф. 2350) хранятся иллюстрации С.Ю. Судейкина для журналов «Весы», «Золотое руно». В фонде балерины М.Р. Рейзен находится рисунок 1910-х годов «Набросок скульптуры». Портрет Л.Д. Рындиной в роли лесной царевны хранится в ее фонде (Ф. 2074). В альбоме А.А. Ахматовой (Ф. 13) имеется ее портрет и групповая композиция, работы С.Ю. Судейкина 1910-х гг. В фонде М.В. Бабенчикова хранится «Шуточный рукописный журнал "Бабенчиков" с участием М.В. Бабенчикова, Н.Н. Евреинова, С.Ю. Судейкина и др.» Во многих фондах архива имеются письма С.Ю. Судейкина, имена адресатов являются, как правило, именами фондообразователей: А.А. Арапов, А.А. Ахматова, А.Е. Бурцев, М.А. Дурнов, Н.Н. и А.А. Евреиновы, К.В. Кандауров, В.Ф. Комиссаржевская, Н.А. Попов, К.А. Сомов, А.Я. Таиров.

В фонде МУЖВЗ хранится личное дело С.Ю. Судейкина. Среди пригласительных билетов, каталогов выставок надо отметить приглашение общества Свободной эстетики на выставку ковров, работы С.Ю. Судейкина 28 января 1909 г. (Ф. 464). В литературе не встречалось упоминаний об этой стороне творчества художника. В фонде Ю.П. Анненкова сохранился черновик письма от 5 апреля 1917 г. Особого совещания по делам искусств при комиссаре над бывшем Министерством двора и Комиссии по делам искусств при Исполкоме Совета Рабочих и солдатских депутатов С.Ю. Судейкину с предложением принять участие в работе Особого совещания по делам искусств в Зимнем дворце.

Огромный интерес представляет статья Н.Н.Евреинова «Творческий путь С. Судейкина, как живописца в театре» 1926 г., ее вариант, отредактированный и подготовленный к изданию С.К. Маковским в 1958 г. (опубликована в журнале «Грани» 1958 г. № 39 и 1959 г. № 41) и подготовительные «материалы к ней: репродукции с картин и декораций С. Ю. Судейкина, его автобиография, статьи С. Волконского, С. Корона, Д. Рош, В. Татаринова, А. Н. Толстого и др., программы его постановок оперы "Волшебная флейта" в Метрополитен-опера и спектакля кабаре "Подвал падших ангелов"».

В 2003 г. РГАЛИ при поддержке фонда Форда приступил к осуществлению проекта «Изобразительные источники РГАЛИ». Основная цель проекта - расширение доступа к уникальным документам и сохранение культурного наследия с помощью современных технологий. В рамках проекта были описаны все подлинные рисунки и наброски С.Ю. Судейкина, хранящиеся в его фонде, эскизы костюмов к спектаклю «Сестра Беатриса» театра В.Ф. Комиссаржевской, полистно описан упоминавшийся журнал из фонда М.В. Бабенчикова. В настоящее время результаты этой работы размещены и доступны в электронном каталоге на нашем сайте.

И.Л. Решетникова


вернуться к началу страницы
Медиафайлы
Фотография С.Ю. Судейкина с женой Дж. Палмер-Судейкиной. 1926 г.
С.Ю. Судейкин. Женский портрет. Рисунок. Б., цвет. и граф. кар. [1930-е] гг.
С.Ю. Судейкин. Негритянские артисты эстрады. Рисунок. Б., граф. кар. [1930-е] гг.
Изображения
Фотография С.Ю. Судейкина с женой Дж. Палмер-Судейкиной. 1926 г.
С.Ю. Судейкин. Женский портрет. Рисунок. Б., цвет. и граф. кар. [1930-е] гг.
С.Ю. Судейкин. Негритянские артисты эстрады. Рисунок. Б., граф. кар. [1930-е] гг.
С.Ю. Судейкин. Клоун в желтой тележке, запряженной осликом. Рисунок. Б., цвет. и граф. кар. [1930-е] гг.