Образ или модель культуры: научная основа формирования источниковой базы

Название :

Образ или модель культуры: научная основа формирования источниковой базы

Содержание :
Доклад на Первом международном текстологическом семинаре "Русская литература XX века: актуальные вопросы текстологии и источниковедения"
Москва, ИМЛИ
20 ноября 2007 г.


Основная цель международной конференции – обмен богатым опытом, который был накоплен в последние десятилетия в области исследования текста в процессе эдиционной деятельности. Эта очень важная тенденция свидетельствует о повышении научного уровня публикаторской работы, обращении к лучшим традициям отечественной школы текстологов и археографов. Однако текст не может рассматриваться вне общего документального контекста, воссоздание которого – первоочередная исследовательская задача текстолога-публикатора. В этой связи структурный анализ имеющейся источниковой базы представляет собой не только теоретико-методологическую проблему, но является и неизбежной качественной характеристикой совокупности архивных фондов и коллекций – гарантии объективности и исчерпанности направленных научных усилий.

С конца восьмидесятых начала определяться новая культурно-организационная структура. Разрушение института цензуры и этажей советской культуры породили новую реальность. Своеобразным стереотипом стали рассуждения о гибели великой русской культуры, особенно в контексте формирования новой национальной идеи, призванной вывести общество из тупика. Между тем, очевидно, что прогнозы отечественных оракулов явно преувеличены. Опасения, что традиционное культурное наследие обречено на забвение, не оправдались. Культура России, впитав все черты и особенности современной информационного и экономического пространства, преобразовала такие его свойства, как конъюнктура спроса, электронные коммуникации, психофизическое состояние общества. В качестве конечного продукта мы имеем многосложную структуру массовой культуры как особым образом организованного единства, состоящего из бесчисленного множества субкультур, в ряду которых первостепенную роль играют технотронные. Эти важнейшие составляющие единого процесса цементируются ключевой функцией архива - сохранением документов как в традиционном понимании (в первоисточниках), так и в иных формах, обеспечивающих сохранность информации (аутентичная публикации или обнародование в различных формах).

В предыстории формирование источниковой базы отечественной культуры осуществлялось на основе системно-отраслевого подхода и в соответствии с принципами и критериями советской теории экспертизы, разделяя монополию хранения между архивами и рукописными отделами музеев и библиотек.

Российский государственный архив литературы и искусства является крупнейшим хранилищем страны, в котором сосредоточены богатейшие материалы по истории отечественной литературы, музыки, театра, кино, изобразительного искусства, архитектуры. Традиционно комплектование РГАЛИ строится в двух направлениях: первое – институциональное (органы управления и учреждения культуры, общественные творческие организации); второе – персональное (деятели культуры). Документальная совокупность объектов комплектования должна репрезентативно отражать все направления и жанры многосложного культурного процесса в различные периоды истории советской и постсоветской культуры. Выработка научных основ формирования источниковой базы требует анализа структуры и содержания современной культурной ситуации. При этом следует констатировать, что современная информационная и научная среда отличаются ангажированностью и чрезвычайной лабильностью в оценках и пристрастиях. Можно сказать, что культурология и критика не дают объективной картины современного культурного пространства. В этих условиях особенно сложно создавать ценностную шкалу культурных достижений – основу для выработки политики комплектования, пополнения богатейшей коллекции РГАЛИ значимыми личными фондами выдающихся деятелей литературы и искусства последней четверти ХХ – начала XXI вв.

Всего на 1 января 2008 г. в архиве на хранении числиnся 3 067 фондов, в которых хранится около 1 440 000 единиц хранения. Анализ состава документов показывает, что бoльшая часть - это документы личного происхождения: творческие материалы и документы биографического характера. Меньшая часть – управленческая, включающая, в том числе, документы по личному составу. Несмотря на достаточно консервативный подход по отношению к «чистоте» формирования архивных фондов и, к счастью, вопреки однажды определенным правилам, в РГАЛИ отложились разнообразные источники по истории отечественной культуры: произведения искусства, фотографии, мемориальные предметы и реликвии. Документы учреждений, находящиеся в логической взаимосвязи с личными документами, образуют замкнутую информационную среду, позволяющую вести любой тематический поиск, включая и важнейший – социально-правовой. Если рассматривать теоретико-методические основы складывания документального фонда истории отечественной культуры как систему ценностного отбора, то его совокупность представляет собой «культуркапитал» (в соответствии с определением французского социолога П. Бурдье «культуркапитал» - параллельное понятие экономического капитала - представляет собой авторитет, престиж, статус в сфере культуры), а РГАЛИ - один из его конгломератов.

Перспектива комплектования архивов зависит от целого ряда обстоятельств, но прежде всего от той ситуации, которая формируется в современной культурной среде. На смену критериям экспертизы ценности советского типа пришли иные, более реалистичные подходы. Однако преобладание рыночных ценностей в обществе и ограниченные финансовые возможности государственных архивохранилищ препятствуют активному развитию комплектования.

Формы организации работы делятся на пассивную и активную позиции, которые занимает архив по отношению к фондообразователю. К сожалению, в последнее десятилетие пассивная форма в силу различных обстоятельств стала более распространенной. Несмотря на определенную ограниченность такой формы работы, только в последние годы на государственное хранение поступили ценнейшие комплексы и отдельные автографы Б.Л. Пастернака, А.А. Блока, И.Л. Толстого (сына Л.Н. Толстого), И.С. Шмелева, С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича и других выдающихся деятелей культуры. Неоценимое значение имеет принятая на государственное хранение документальная часть коллекции И.С. Зильберштейна и его личный творческий архив.

Трансформация постсоветского культурного пространства не могла не отразиться на содержании работы по комплектованию фондов личного происхождения. Формирование относительно полной культурной модели современной России давалось РГАЛИ с особыми усилиями. Отсутствие финансовых средств, появление новых государственных и негосударственных центров хранения и собирания культурных ценностей, ограниченные штатные возможности привели к постепенному снижению качественного уровня принимаемых фондов в период 1990-х–начале 2000-х годов. Постепенно изменились и признаки принадлежности РГАЛИ к архивохранилищам общефедерального масштаба, и, как следствие, возникли осложнения в разделе категорий фондов, относящихся к муниципальной собственности - в данном случае, Москвы. Бурное развитие массмедиа полностью изменили систему документирования творческого процесса: место рукописи, автографичной или машинописной, заняла компьютерная печать. Налицо видовая скудость творческих архивов. Последнее время мы вынуждены констатировать, что в архиве современного художника практически полностью отсутствует эпистолярное наследие. На смену рукописным или авторизованным машинописным рукописям пришли электронные наборы, в которых полностью отсутствует вариативность. И если в начале 1990-х годов обсуждение этих проблем носило дискуссионно-постановочный характер, то в конце первого десятилетия XXI века есть ощущение, что мы уже опоздали.

Новые технологии стали основой для формирования видеофонда, запечатлевающего творческий процесс создания театрального спектакля. Целостность творческих фондов зависит также от наличия наряду с электронными носителями информации видео- и аудиозаписи в составе документов, принимаемых на хранение РГАЛИ.

Тенденции, которые также проявились в этот период (недостаток правовых механизмов, смена форм собственности, утрата монополий - появление негосударственных и государственных параллельных хранений), поставили перед РГАЛИ следующие задачи:

первая - сохранить собственную идентичность, что означает укрепление позиций в работе с теми учреждениями, которые являются традиционными источниками комплектования;

вторая - расширить источники за счет включения новых, возникших в последние годы объединений и организаций культурного профиля, отражающих богатую палитру изменившейся картины мира и её важнейшую сферу – культуру;

третья – воссоздать программную упреждающую систему комплектования личных фондов деятелей литературы и искусства в условиях ограниченного финансирования.

Прошедшие десятилетия отличаются беспрецедентной ломкой старого управленческого аппарата, появлением новых форм собственности, образованием новых творческих коллективов, фондов и студий. Очевидно, что всё это многообразие требует отражения во времени и пространстве. Культурная парадигма такова: искусство вечно, но оно и мгновенно, если его не сохранить для потомков. Кроме того, именно в последние годы наиболее явно проявилась иная, прагматичная функция государственного архивного хранения – правовая. Решить любые споры сторон, подтвердить интеллектуальное и имущественное права в судебном порядке возможно только при юридически заверенном комплекте документов, находящихся на государственном хранении, в профильном архиве федерального или муниципального уровня. Многие учреждения культуры, прошедшие через разделы имущества, получение лицензий на владение землей и помещениями, в полной мере оценили значение этого правового гаранта – архивного фонда учреждения, отразившего в документах всю полноту и многообразие деятельности.

Между тем есть основания для тревоги за судьбу архивов, находящихся пока в так называемом временном ведомственном хранении. С одной стороны, плохая сохранность документов, с другой – характерная, в частности для театров Москвы, особенность – стремление создать свой архив-музей. Не вызывает сомнений заинтересованность некоторых театральных деятелей, ветеранов сцены, в историографической, археографической и выставочной работе. Однако не стоит забывать, что эти «домашние архивы» может постичь та же участь, что в свое время постигла школьные музеи.

Центр комплектования РГАЛИ с возложенными на него функциями позволяет чутко следить не только за художественными проявлениями, но и за всеми изменениями, которые происходят в системе культуры, организовав работу с фондообразователями более эффективно, чем раньше. Расширение деятельности архива по обработке документов связано с программным менеджментом, который должен быть направлен на активизацию работы по заключению договоров с негосударственными и соглашений о сотрудничестве с государственными учреждениями. В рамках этих документов РГАЛИ предлагает современный пакет услуг от научно-технической обработки до подготовки юбилейных выставок включая временное хранение документов.

Разработан и утвержден новый комплекс документов, содержащий рекламные листы, договоры, прейскурант цен с учетом категорий учреждений. Вместе с тем необходимо констатировать недостаток законодательной базы, которая должна в новых экономических условиях обеспечивать гарантии взаимоотношений РГАЛИ с общественными организациями – многочисленными и традиционными источниками комплектования государственного архива (творческими союзами).

Значительно упрочить свои позиции в пополнении своих фондов РГАЛИ может при следующих условиях:

– учитывать новые сферы культуры – официальную, элитарную, маргинальную, массовую и пр., одновременно охватывая те виды искусства, которые были недостаточно представлены в РГАЛИ (живопись, музыка, архитектура);

– чутко следить не только за художественными явлениями, но и за всеми изменениями, которые происходят в системе организации культуры;

– подготовить площади в хранилищах в объемных и качественных показателях, совершенствовать учет и обеспечение сохранности мемориальных предметов, изобразительных источников, документов на электронных носителях информации (дискеты, CD) с учетом существующих рекомендаций для неспециализированных архивов;

– привлекать к приобретению архивов и автографов выдающихся деятелей российской культуры в собственность государства средства отечественных меценатов и целевое государственное финансирование;

– ставить проблемы комплектования на заседаниях Научного и Попечительского советов РГАЛИ, привлекая к их решению научную и культурную общественность.


Тормозящую роль оказывает и плановая система этого направления. Так, РГАЛИ выполняет план 32000 документов в год без дифференциации документов по категориям. На наш взгляд, более эффективной была бы «списочная» система, при которой архив отчитывается по ранее утвержденному Экспертной комиссией списку, обеспечивающему поступление на государственное хранение полноценных документальных комплексов, отражающих объективную картину мира.

Определенные результаты достигнуты в информатизации научно-справочного аппарата РГАЛИ. Создан большой ресурс описаний и образов документов по следующим тематическим разделам электронного каталога: «Серебряный век», «Советская литература», «Изобразительные источники РГАЛИ», «Рисунки С.М. Эйзенштейна», «Русское зарубежье», «Русская философия», «Национальное наследие России и современность: создание виртуального архива документальных памятников», «Русский авангард: история художественных объединений», «Фотодокументы», «Электронный архив Б.Л. Пастернака». Началась работа по оцифровке описей, которые также по мере готовности размещаются в Интернете на сайте РГАЛИ. Усилия архивистов направлены не только на осмысление собранного, но и на оптимизацию поиска архивной информации. Думается, что та интенсивность, с которой архивы, музеи, библиотеки и другие центры хранения культурного наследия России создают свои информационные банки данных, дает основания рассчитывать на ближайшую перспективу их объединения и создания в интересах всего научного сообщества нового информационного пространства.


Т.М.Горяева


вернуться к началу страницы