Реклама в кино

(Документы об истории деятельности органов руководства киноделом начала 1920-х годов)

Название :

Реклама в кино

(Документы об истории деятельности органов руководства киноделом начала 1920-х годов)

Название группы : Публикации
Содержание :
Публикация к.и.н. А.Л. Евстигнеевой

Управленческая реформа в области кинодела в начале 1920-х годов набирала обороты: выдвигалось множество проектов, структура управления стремительно менялась в сторону создания централизованной системы.

Период деятельности Всероссийского фотокинематографического отдела (ВФКО)1 (который был образован 18 сентября1919г.), связанный в первую очередь с расширением функций органа руководства киноделом, завершился 19 декабря 1922 г. изданием декрета СНК РСФСР о преобразовании отдела в Центральное государственное фотокинопредприятие (Госкино)2 . Государство укрепило свои позиции в сфере руководства кино, которое стало рассматриваться как действительно массовое искусство и широко использоваться в качестве мощного пропагандистского рычага. Управление киноделом перешло от структурного подразделения наркомата к самостоятельному государственному предприятию, действовавшему на началах хозяйственного расчета и подчиненному Народному комиссариату просвещения (НКП, Наркомпрос). Наиболее существенным моментом этой реорганизации было то, что Госкино получило монопольное право проката кинофильмов на территории РСФСР.

На волне активизации работы по объединению киноорганизаций среди множества проектов создания акционерных обществ не последнее место занимал вопрос о рекламе в кино. Коммерческая выгода от проката кинорекламы была ясна всем, поэтому уже с конца 1922 г. в числе первых предложений о совместной деятельности в этой области в ВФКО, а потом и в Госкино, поступили письма-заявки от рекламных организаций: Государственной конторы объявлений при Госиздате «Госанонс», Группы «Промреклама» и др. Предложения, как правило, отклонялись после бурного обсуждения, т.к. не соблюдали интересов киноорганизации в достаточной степени. В качестве иллюстрации приведем докладную записку заведующего производственным подотделом Госкино Б.А. Михина от 3 января 1923 г.

«Производственный отдел полагает, что прежде чем заключать данный договор с «Госанонсом», надо решить вопрос: имеет ли смысл Госкино выпускать из рук такое доходное дело, как кинореклама?

Кто должен решать этот вопрос и как можно решать его помимо производственного подотдела?

Если эти договоры обсуждает производственный подотдел, то при нем должна быть организована особая производственная договорная комиссия, которая рассматривает все намечающиеся договоры, обсуждает их, детально разрабатывает со стороны производственной и передает их в договорную комиссию при управлении делами, куда приглашаются для согласования этих договоров заинтересованные отделы.

Что касается данного договора, то единоличное мнение заведующего подотделом производства следующее: то, что намечается в договоре – есть монополия на кинорекламу, предоставляемая почему-то «Госанонсу», а не другому коммерческому предприятию, а производственный подотдел знает много аналогичных предложений от других предпринимателей, как то: Добровольского, Фрида и др.

Если Госкино определенно решает сдать кинорекламу на началах монополии без обсуждения этого вопроса по выдвигаемому мною плану, то мною предлагается проделать это следующим образом: объявить в прессе торги на кинорекламу на особых, выработанных в производственном подотделе условиях и посредством торгов выяснить вопрос: кому сдать рекламу, обеспечив максимум выгоды для государства. Подотдел производства указывает, что пока не будет выработан определенный план поступления договоров, касающихся производства и их разработки, я как заведующий подотделом производства отказываюсь обсуждать данный договор и дать к нему свое заключение.

Заведующий производственным подотделом Б. Михин» 3 .

Руководство киноотдела I-го рекламного бюро 15 декабря 1922 г. также обратилось в ВФКО с предложением организовать прокат кинорекламы через его прокатные конторы4 . Повторное предложение бюро о создании «смешанного общества по рекламной эксплуатации кинематографа», направленное наркому просвещения 5, несмотря на поддержку А.В. Луначарского6 и длительные переговоры, которые велись до декабря 1923 г., было отклонено 7.

Вопрос о рекламе в кино был решен Госкино самостоятельно, путем создания новой структурной части – конторы производственных, рекламных и научных съемок. Задачи и функции конторы были изложены в специальной инструкции:

«Контора имеет своей задачей производство киносъемок и изготовление кинолент производственного, рекламного и научного характера по заказам как государственных, так и частных предприятий и отдельных лиц, причем главное внимание должно быть обращаемо на кинорекламу в целях возможно более широкого применения ее в России.

При осуществлении указанной задачи конторе надлежит: а) в области производственной съемки – ставить таковую на научной основе или вводить в нее агитационный элемент; б) в области широкой съемки, кроме применения ее к производственным съемкам – популяризировать научные работы и открытия, для чего контора должна входить в контакт с различного рода научными организациями и отдельными научными деятелями; в) в области рекламной съемки – выработать новую, целесообразную форму кинорекламы, привлекая к таковой лучших мастеров в этой области»8 .

При определении структуры публикации был использован метод формирования «документальных узлов» из основных и вспомогательных документов, который позволяет шире осветить конкретные вопросы, обеспечивает возможность комплексного рассмотрения ранее разрозненных документов, а также реконструировать малоисследованные этапы истории складывания управленческих структур в области кинематографии.

Документы РГАЛИ впервые публикуются по машинописи. В легенде, помещенной после текстов документов в соответствии с их последовательностью, содержатся сведения об архиве, в котором хранятся материалы, шифрах, а также имеются указания на подлинность документов.

Публикация подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) в рамках научно-исследовательского проекта «Кино: государственная политика и организация управления. 1917-1938 гг.», проект № 06-01-00232а.



Письмо директоров I-го рекламного бюро М.Н. Черняка и С.С. Гуревича в Госкино об основных принципах создания акционерного общества по рекламной эксплуатации кинематографа.

1 августа 1923 г.


В дополнение к нашему заявлению, всецело одобренному наркомом А.В. Луначарским и переданному им в Госкино , представляем основные положения, на коих должно строиться предлагаемое нами к организации при Госкино9 смешанное общество по рекламной эксплуатации кинематографа.

1) О[бщест]во имеет своей задачей организацию гибкого и подвижного аппарата, ставящего своей целью всестороннее использование киносъемок и кинопроката для широкой популяризации нашего советского аппарата в различных областях его хозяйственной деятельности.

2) Популяризация отнюдь не должна выливаться в формы явной, бьющей в глаза рекламы, не должна быть навязчивой и кричащей, а, наоборот, всячески должна избегать всего, что придаст ей явно рекламный характер.

3) О[бщест]во организуется в составе Госкино и Первого рекламного бюро.

4) Весь оборотный капитал о[бщест]ва составляется из 100 паев, из коих 51 пай приобретается Госкино и 49 паев – Первым рекламным бюро.

5) Стоимость одного пая устанавливается в 100 руб[лей] золотом.

6) Госкино предоставляется право внесения своих 51 пая техническим оборудованием и киноматериалами по оптовым ценам на день взноса их.

7) Первому рекламному бюро предоставляется право часть своих паев (в пределах действительной потребности в них) покрыть взносом конторского инвентаря по оценке, установленной специальной оценочной комиссией.

8) В случае потребности в оборотных средствах сверх указанной в п.п. 4, 5, 6 и 7 суммы, о[бщест]во обязано покрыть из своих средств дополнительно 100 паев по 100 рублей наличными деньгами.

9) Смешанное о[бщест]во возглавляется правлением из 4-х человек, 2-х из которых выделяет Госкино и 2-х других - Первое рекламное бюро.

10) На обязанности правления лежат задачи по организации аппарата, выработке плана работы и непосредственному проведению всех технических, оперативно-рекламных и прокатных задач.

Таковы основные принципы, на которых, нам казалось, рациональнее всего построить предлагаемое нами смешанное о[бщест]во.

Принципы эти должны, несомненно, подвергнуться всестороннему совместному обсуждению и дальнейшей их детализации как в смысле организационной, так и в смысле структурной.

Заканчивая настоящую докладную записку, мы считаем нужным остановиться еще на 2-х вопросах, чрезвычайно важных для нормальной постановки организуемого нами дела:

1) монополии,

2) прокате.

Вопрос о монополии является чрезвычайно серьезным и в некоторой степени кардинальным. Если бы вопрос о передаче смешанному о[бщест]ву монополии на такого рода кинодеятельность мог бы быть легко разрешен в положительном смысле, мы, понятно, решительным образом настаивали бы на необходимости монополизации в руках смешанного о[бщест]ва данного дела. Но, учитывая целый ряд привходящих условий, и глубоко уверенные в том, что достаточно гибкая структура нашего аппарата, солидность в подходе к клиентуре и высокий авторитет Наркомпроса дают нам уверенность в том, что конкурирующие с нами организации не составят нам серьезного препятствия в работе.

Таким образом, не выдвигая ныне категорически на первое место вопроса о монополии, но в то же время признавая всю его практическую и принципиальную необходимость, мы отодвигаем этот вопрос до того момента, когда, во-первых, Наркомпрос в достаточной степени убедиться в [успешности] нашей работы и сможет считаться с ее результатами и, во-вторых, когда мы в процессе работы достигнем, если не формальной монополии, то, во всяком случае, монополии фактической.

Гораздо серьезнее второй вопрос – вопрос об организации проката.

В этом отношении нам, несомненно, придется преодолеть кое-какие трудности, основанные на косности и застарелых традициях наших кинематографов.

Не следует себя обманывать надеждами на то, что все кинематографы охотно пойдут на демонстрирование в своих стенах наших картин, в особенности, кинематографы столичные.

Из этого мы мыслим себе выход в 3-х положениях, а именно:

1) в удачном и занятном выполнении картин, способных заинтересовать зрителя, привлечь его внимание, не обременяя тем самым кинематограф, а, наоборот, дополняя обычные кинопрограммы;

2) в известном компенсировании кинематографов;

3) в декретировании обязательства для всех кинематографов - присоединять к основным своим картинам одну нашу.

Мы полагаем, что такого рода декретирование явится вполне приемлемым для Наркомпроса, т.к. хоть в какой-либо степени оправдает просветительные задачи нашего кино, разбавляя ничего не дающие ни уму, ни сердцу картины, хотя бы одной вразумительной.

Мы надеемся, что последнее обстоятельство найдет полную поддержку в лице наркома т. Луначарского, обратившего сейчас самое серьезное внимание на идейные и материальные нужды нашей кинематографии и что при его благосклонном содействии мы достигнем в этой области определенных положительных результатов.

О результатах ознакомления с настоящей нашей докладной запиской просим срочно поставить нас в известность. Дирекция Первого рекламного бюро С. Гуревич, М. Черняк

Управляющий Веденяпин


Резолюция.

К делу. Выяснено путем переговоров. Предложение не принято 06.12.1923 г. [Подпись]



Приложение № 1.


Письмо директора I-го рекламного бюро М.Н. Черняка народному комиссару просвещения А.В. Луначарскому о проекте создания акционерного общества в составе Госкино и I-го рекламного бюро.

23 июля 1923 г.


Ознакомившись с Вашей статьей «О кино вообще и Госкино в частности», напечатанной в № 163 «Известий ВЦИК» и имея близкое отношение по роду своей деятельности к той части Вашей статьи, в которой Вы трактуете об использовании кино для всякого рода здоровой и умной рекламы, мы хотели бы довести до Вашего сведения нижеследующее.

Основываясь на нашем громадном опыте в рекламном деле, на глубоком знакомстве с запросами наших учреждений на здоровую рекламу, мы давно уже считали кинематограф могучим орудием подлинно целесообразной и достигающей своей цели рекламы, но не могли, однако, предпринять в этом отношении каких-либо реальных шагов, т.к. считали, что без поддержки государственного аппарата наши начинания были бы обречены на неуспех.

Ваша последняя статья в «Известиях» привела нас к мысли о создании смешанного общества в составе Госкино и нас для использования кинематографа в вышеуказанных целях. С нашей стороны мы могли бы внести большое знание рекламного дела, громадные связи с анонсодателями, многолетний стаж, и, наконец, потребный для дела капитал; Госкино, со своей стороны внесло бы в дело, помимо потребного капитала, технические возможности, коими оно располагает. При таком использовании общего капитала, технических средств Госкино, нашего личного труда и умения работать, мы надеемся осуществить те задания в области рекламы, которые стоят перед русским кинематографом.

Знакомя Вас с принципиальными основами нашего предложения, мы просили бы Вас указать нам пути возможного его практического осуществления. Что же касается детализации нашего предложения и выработки детальных наших взаимоотношений с Госкино как в работе, так и в субсидировании затеваемого нами предприятия, то это должно явиться предметом дальнейшего нашего совместного обсуждения с теми инстанциями, в кои Вы нас направите.

В заключение считаем нужным указать, что за нас, как работников рекламного дела, достаточно говорит то обстоятельство, что мы монопольно были привлечены к постановке рекламной и распространительной части таких авторитетных изданий, как «Культурная Москва» (издание московской комиссии [помощи] школе), сборник «Красный военный флот» (издание центральной комиссии помощи флоту; последний обслуживается нами), изданий ЦК РКП, ЦК РКСМ и др.

Заканчивая настоящее обращение, мы выражаем свою надежду, что Вы в принципе найдете его приемлемым и интересным для НКП и дадите нам возможность его скорейшего реального осуществления.


Дирекция Первого рекламного бюро М. Черняк

Управляющий Веденяпин


Приложение № 2.


Письмо народного комиссара просвещения А.В. Луначарского заведующему Госкино Э.С. Кадомцеву о проекте I –го рекламного бюро создать акционерное общество в составе Госкино и I –го рекламного бюро.

26 июля 1923 г.


Только что я получил чрезвычайно важное, на мой взгляд, письмо от дирекции I –го рекламного бюро.

Прошу Вас вернуть мне его или копию с него с Вашим заключением. Считаю [необходимым], конечно, в пределах Ваших полномочий, повести все предварительные переговоры об устройстве предлагаемого здесь смешанного общества, чему я всячески сочувствую.


Нарком по просвещению /А. Луначарский/

Верно: секретарь [подпись]




РГАЛИ. Ф.989. Оп.1. Д.278. Л.289-293. – Подлинник;

Л.294 и об. – Подлинник;

Л.288. – Заверенная копия.




_______________________
1 См.: СУ. 1919. №46. Ст.448.
2 См.: там же. 1923. №1. Ст.4.
3 РГАЛИ. Ф.989. Оп.1. Д.278. Л.296.
4 См.: там же. Л.297.
5 См. публикуемое письмо от 23 июля 1923 г. (Приложение №1).
6 См. публикуемое письмо от 26 июля 1923 г. (Приложение №2).
7 См. резолюцию на публикуемом письме от 1 августа 1923 г.
8 РГАЛИ. Ф.989. Оп.1. Д.368. Л.216.
9 См.: приложения №1 и №2.

вернуться к началу страницы
Медиафайлы
А.В. Луначарский. Портрет работы Ю.П. Анненкова.1920-е годы. (РГАЛИ)
А.В. Луначарский в группе с кинопредпринимателями.1920-е годы. (РГАЛИ)
Изображения
А.В. Луначарский. Портрет работы Ю.П. Анненкова.1920-е годы. (РГАЛИ)
А.В. Луначарский в группе с кинопредпринимателями.1920-е годы. (РГАЛИ)