06.07.2021

К 200-летию со дня рождения Полины Виардо(18 июля 1821 – 18 мая 1910)

Полина Виардо, в девичестве Мишель Фердинанда Полина Гарсиа, происходила из музыкальной семьи и начала заниматься музыкой в юном возрасте. Ее первым учителем был отец, известный педагог испанского пения. «После первого ее выхода на сцену, – писал Ференц Лист, – стало понятно, что миру явилась блестящая драматическая певица. И она навсегда заняла место среди прославленных знаменитостей эпохи... Это не просто замечательная певица, чья музыкальная образованность составила бы достоинство и предмет гордости любого маэстро, а божественная колоратура достигала небывалых высот: она была одной из самых красивых и умных женщин, знатоком литературы, не чуждалась даже науки — и всем этим, в сочетании с глубоким знанием языков, в том числе и нескольких мертвых, вызывала непреходящий интерес и дружеское расположение у целого ряда европейских деятелей литературы и искусства».

Первое же выступление Полины Виардо на российской сцене оказалось триумфальным. Присутствовавший на нём И.С. Тургенев вспоминал: «Шел «Севильский цирюльник», в котором Виардо исполняла партию Розины. Началась картина первого акта. Вдруг совершилось что-то необыкновенное! Раздались такие восхитительные бархатные ноты, каких, казалось, никто никогда не слыхивал... Не успела еще Виардо-Гарсиа кончить свою арию, разразилась такая буря, каких я не видывал и не слыхивал. Я не мог дать себе отчета: где я? что со мною делается? Помню только, что и сам я, и всё кругом меня кричало, хлопало, стучало ногами и стульями, неистовствовало».

Тургенев и влюбился в Виардо после этого спектакля, и именно тогда решился следовать за нею повсюду, где бы она ни была, с кем бы ни жила и чем бы ни занималась. «Я не могу жить вдали от вас, я должен чувствовать вашу близость, наслаждаться ею. День, когда мне не светили ваши глаза, — день потерянный», – писал он ей. Роман их длился на протяжении 40 лет, и умер Тургенев у неё на руках.

В РГАЛИ хранится небольшой, но содержательный фонд Полины Виардо (ф. 784), который включает в себя её нотные автографы, печатные ноты романсов П. Виардо на слова А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.С. Тургенева, Ф.И. Тютчева и др., восемь писем И.С. Тургенева к П. Виардо, четыре письма самой Полины разным лицам.

Кроме того, материалы П. Виардо присутствуют в более чем 10 других фондах РГАЛИ: конечно, самого И.С. Тургенева, а также П.В. Анненкова, П.А. Ефремова, семьи Вяземских, В.Д. Комаровой, целого ряда других крупных деятелей отечественной культуры и в документальных комплексах литературных редакций.