13.06.2021

К 205-летию со дня рождения Степана Александровича Гедеонова (1 июня 1816 – 27 сентября 1878)

Выпускник Петербургского университета, знаток древних языков, театральный и музейный деятель, историк, драматург, сценарист, искусствовед, первый директор Императорского Эрмитажа, директор Императорских театров, почётный член Императорской Санкт-Петербургской Академии Наук, действительный статский советник, гофмейстер… Трудно представить, – но все это достижения одного человека, Степана Александровича Гедеонова.

Благодаря его неутомимой деятельности в коллекции Эрмитажа появились такие шедевры как статуя Венеры, Аполлона (со стрелой в руке), Афродиты, дорийского эфеба, коллекция маркиза Кампана, «Мадонна» Рафаэля, «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи и др. произведения искусств.

Став в 1863 г. первым директором Эрмитажа, Степан Александрович впервые начал издавать каталоги, добился права для частных лиц свободно посещать эту сокровищницу. В фондах РГАЛИ хранится уникальный документ – входной билет в Эрмитаж на имя некого Фомина Александра с подписью С.А. Гедеонова. О том, насколько это сыграло значительную роль в обучении копированию будущих академиков живописи, свидетельствует письмо герцога Мекленбургского, в котором тот благодарит Гедеонова.

Будучи директором Императорских театров (1867–1875), способствовал постановке оперы М.П. Мусоргского «Борис Годунов», оперы П.И. Чайковского «Ундина» и других. Был дружен с М.И. Глинкой и способствовал постановке оперы «Руслан и Людмила». Придумал сценарий исторической пьесы «Василиса Мелентьева», на основе которого А.Н. Островский создал драму, десятки лет не сходившую с театральных подмостков.

По воспоминаниям автора «Закулисной хроники», актера Александринского театра А.А. Нильского, «Гедеонов … был бледнолицый господин с длиннейшими густыми бакенбардами, с курчавой, белокурой, начинавшей седеть головой и со спокойными, безжизненными глазами. Оп постоянно имел вид серьезного, сосредоточенного человека, не обращающего ни малейшего внимания на окружающее его…».

Но именно этот человек стал также известен как автор объемного исследования «Варяги и Русь», удостоенного Уваровской премии и выступавшего противником норманнской теории.

В РГАЛИ хранится небольшой фонд С.А. Гедеонова (№ 728), поступивший в архив в 1941 г. и содержащий, в том числе, письма-прошения на французском языке от певицы П. Варле, скрипача Вьетана, служебные записки С.А. Гедеонова.