Список фондов

22 ноября в РГАЛИ открылась знаменательная экспозиция, которую можно назвать премьерой, поскольку посвящена она, впервые в этих стенах, не персоне, пусть и выдающейся, но приоткрывает историю одного из самых сильных видов искусства – искусства кино. Того вида творчества, что отображает нашу жизнь, подразумевая утаенное и прозревая будущее. Это всё − мир киноискусства, который, вероятно, лучше назвать Кино−Вселенной.

По сути, кино − самый молодой вид искусства, насчитывающий как в мире, так и в России менее 150 лет, однако сделанное за такой короткий срок невероятно. Кино стоит наравне с другими видами творчества и ничем им не уступает.

Как и любая отрасль нашей жизни, кино с определенного момента своего развития также начинает требовать определенной вертикали, выстраивая свою горизонталь. Доминантой этого процесса, задумывая нынешнюю выставку, мы решили сделать Госкино, 100-летие которого отмечаем в нынешнем году. На протяжении десятилетий менялись его названия и руководители, неизменными оставались лишь основные задачи – развитие отечественной киноиндустрии и обеспечение доступа на широкие экраны лучших советских фильмов.

Выставка представляет историю российского кино, начиная с дореволюционных немых «фильм». Именно этот период, отмеченный бурным развитием частной инициативы, предваряет первые успехи российских режиссеров и операторов, которыми уже в 1920-е годы будут восхищаться кинокритики по всему миру. Развертывая спираль времени в обратную сторону и словно перематывая кинопленку назад, экспозиция продолжается историей пропагандистских фильмов и новаторских экспериментов Сергея Эйзенштейна и Дзиги Вертова, через художественно-исторический кинематограф и технические успехи советского звукового и цветного кино 1930-х годов, к «малокартинью» конца 1940-х – 1950-х годов и тонкому лиризму кино эпохи хрущевской «оттепели». Особое внимание уделено кинематографу и кинохронике периода Великой Отечественной войны, а также осмыслению опыта войны и героизма советского народа в кинематографе 1950-х – 1980-х годов. Если заглянуть на сайт РГАЛИ, то он сразу показывает 117 фондов, в которых упоминается более 1740 организаций и более 9000 дел. Конечно, организаций самой киноотрасли, хранящих свои документы в РГАЛИ, много меньше – около 20, и на выставке все они представлены. А также значительное количество личных фондов выдающихся деятелей, классиков отечественного кино: режиссеров, операторов, актеров. Среди них Пырьев, Протазанов, Эйзенштейн, Довженко, Вертов, Герасимов, Донской, Юткевич, Нильсен, Барнет, Рязанов, Плятт, Шепитько, Климов, Роом, Кармен – и многие другие. Выбрать из них наиболее характерные было весьма сложно.

У нас были свои «драмы», когда приходилось отказываться от одних документов в пользу других. Но в итоге полагаем, что экспозиция, в которую включено более 250 документов из почти 50 фондов (в том числе ряд документов из фондов ГАРФ и РГАСПИ) удалась. Мы представляем здесь весь цвет отечественного кино и наиболее значимые этапы отечественного кинодела за почти 120 лет.

В гости в Выставочный зал РГАЛИ пришли наши коллеги – члены Научного совета архива (проф. А.С. Сенин, директор МВЦ «ИНСОФТ» Е.В. Бойченко), директора РГВА В.П. Тарасов, РГВИА А.В. Приютов и РГАЗ М.И. Смилянская, зам. директора РГАНТД Г.З. Залаев, директор Центра социально-политической истории ГПИБ Е.Н. Струкова и другие.