Идея создания первого полноценного фронтового передвижного театра принадлежит актеру и режиссеру С.М. Михоэлсу, который пытался реализовать ее на базе ВТО еще осенью 1941 г. Из-за эвакуации Михоэлса и ряда актеров, которых он планировал включить в труппу, из Москвы этот проект остался нереализованным. Однако уже 27 февраля 1942 г. КПДИ при СНК СССР выпустило приказ о создании в системе ВТО «нескольких фронтовых театров». Их предполагалось сформировать из артистов Малого театра, Театра им. Евг. Вахтангова и других московских театров.

Всего в период с марта по июнь 1942 г. в системе ВТО было создано 5 фронтовых театров. Более подробные сведения по истории каждого из них, кроме Третьего фронтового музыкального театра, созданного распоряжением ВТО № 41 от 27 апреля 1942 г., изложены в предисловии к соответствующим разделам. Архивные материалы фронтового музыкального театра в РГАЛИ крайне немногочисленны и не вошли в виртуальную экспозицию.

Хотя фронтовые театры были самостоятельными творческими коллективами, вопросы репертуарно-художественного порядка решались в научно-творческом отделе ВТО, который принимал почти все спектакли в начальный период работы театров, проводил их обсуждения и давал свои критические замечания по существу спектаклей, игре актеров и т.д. В дальнейшем эта тесная связь прервалась, но общий уровень фронтовых театров и их спектаклей оставался достаточно высоким. В конце декабря 1944 г. КПДИ при СНК СССР и ВТО в Москве был организован смотр фронтовых театров, на котором также была дана оценка их репертуару и профессиональному уровню актеров.

Всего силами пяти театров было поставлено 16 пьес, из них 5 относилось к русской классике, 9 было написано советскими драматургами и 2 принадлежали иностранным авторам («Укрощенный укротитель» Д. Флетчера и «Женитьба Фигаро» П. Бомарше). Особенной любовью пользовались пьесы А.Н. Островского и К.М. Симонова - по ним было поставлено 7 спектаклей в трех театрах. Безусловно, этим репертуар фронтовых театров не ограничивался. Помимо крупных пьес, было поставлено также большое количество одноактных пьес, водевилей, инсценировок и отрывков из Н.В. Гоголя, Г. д. Мопассана, А.П. Чехова, А.Е. Корнейчука и др.

Каждый театр в период Великой Отечественной войны совершил от 3 до 10 выездов на фронт. Рекордсменом по длительности выездов был Второй фронтовой драматический театр ВТО, который провел на фронте более 700 дней.

Первый фронтовой драматический театр был организован на базе артистов Малого театра, Театра юного зрителя и нескольких молодых выпускников ГИТИСа по распоряжению ВТО № 13 от 12 марта 1942 г. Художественное руководство поручили Народному артисту РСФСР Н.И. Рыбникову, а должность директора получил демобилизованный из рядов РККА после ранения молодой режиссер А.А. Гончарова. Еще до первого выезда на фронт в составе и руководстве театра произошли серьезные изменения (в частности, из-за болезни его покинул Н.И. Рыбников), поэтому основная нагрузка по подготовке труппы к дальнейшей работе легла на А.А. Гончарова. Кроме того, было решено закрепить театр за военно-морским флотом.

Впервые Первый фронтовой драматический театр выехал на фронт в начале июля 1942 г., когда он отправился на Северный флот. Задержка была обусловлена необходимостью тщательно продумать работу совершенного нового типа театра в условиях фронта: подобрать репертуар, создать максимально портативное оформление и т.д. В результате к первой поездке были подготовлены спектакли по пьесам А.Н. Островского «Правда хорошо, а счастье лучше» и «Женитьба Белугина» (оба в постановке А.В. Карцева), а также «Рузовский лес» по пьесе К.Я. Финна (постановка Н.И. Рыбникова). Также театр вез на фронт обширную концертную программу.

Несмотря на сложность условий фронтовой обстановки Заполярья, театр, совершая большие переходы как по морю, так и пешком, побывал на самых отдаленных объектах, выступая перед краснофлотцами на разных площадках по 3-4 раза в день. В общей сложности за эту поездку, с 13 июля по 1 октября Первый фронтовой драматический театр показал 90 спектаклей и дал 104 концерта. На флоте театр принимали с огромным воодушевлением, что видно как из отзывов бойцов и офицеров Северного флота о его спектаклях, так и из телеграмм А.А. Гончарова в Москву, сохранившихся в фондах РГАЛИ.

После реорганизации, связанной с выходом из труппы артистов Малого театра, вернувшегося в Москву из эвакуации, Первый фронтовой драматический театр выпустил еще два спектакля – «Недоросль» (постановка А.Г. Шишкова) и «Жди меня» по К.М. Симонову (постановка А.А. Гончарова). Вторая поездка театра, уже на Балтийский флот, состоялась в конце марта 1943 г. Из-за сильных боев под Ленинградом театру пришлось задержаться на Ладоге. За эти 10-15 дней вынужденной задержки были проведены выступления для бойцов Ладожской военной флотилии. Затем последовали спектакли и концерты в Ленинграде и Кронштадте, где спектакль «Жди меня» был устроен в каждом из фортов, – в общей сложности труппа дала 103 спектакля и 121 концерт.

Вскоре после возвращения театра в Москву в начале июля 1943 г. было принято решение об объединении Первого фронтового драматического театра, оставшегося без художественного руководителя, с Четвертым фронтовом молодежно-комсомольским театром ВТО, также не имевшим на тот момент худрука и директора, в один театр под руководством прославленного режиссера Е.Л. Дзигана. Театр должен был строить свою работу двумя группами: одна должна была обслуживать РККА, а вторая готовить новый репертуар.

Из книги воспоминаний А.А. Гончарова «Мои театральные пристрастия»: «…Еще во фронтовом театре я встретился с великолепным Алексан¬дром Павловичем Васильевым, художником, по-моему, оцененным недостаточно, несмотря на все его регалии, выставки и книги о нем. Это был удивительно интересный мастер, который, увлекаясь живописью, в какой-то мо¬мент стал терять ощущение театральности, утратил интерес к сценическому пространству. А вот в условиях передвижного фронтового театра, где материальные возмож¬ности были предельно ограничены, он добивался фантастических результатов в поисках сценической выразительности, воплощенной самыми скупыми средствами. При этом он оставался убежденным реалистом, я бы сказал, “передвижником”» (А.А. Гончаров. Мои театральные пристрастия. Книга первая. Поиски выразительности — М., 1997).

Второй фронтовой драматический театр был создан по распоряжению ВТО № 20 от 20 марта 1942 г. В его труппу вошли артисты фронтовой концертной бригады театра им. Евг. Вахтангова, художественным руководителем стал артист И.К. Липский, а директором А.И. Масалкина. Сохранив почти полностью репертуар, который имелся у концертной бригады, театр также оперативно подготовил несколько спектаклей: «Не все коту масленица» по А.Н. Островскому (режиссер И.К. Липский), водевили и инсценировки А.П. Чехова и «Дом на холме» В.А. Каверина в постановке А.М. Лобанова. Летом в репертуар театра добавился спектакль по пьесе К.М. Симонова «Русские люди», а в декабре 1943 г. была поставлена комедия М.В. Водопьянова и Ю.Г. Лаптева «Вынужденная посадка».

Первую поездку театр совершил в мае 1942 г., выступив перед частями Московского военного округа. 5 июня коллектив выехал на Западный фронт, где за 40 дней пребывания дал 56 спектаклей и 26 концертов. По возвращении в Москву в июле 1942-го театр постигла участь других фронтовых театров ВТО – ему пришлось пережить период реорганизации, связанный с уходом большой группы артистов во главе с И.К. Липским во вновь организованный фронтовой филиал театра им. Евг. Вахтангова. Художественным руководителем и директором Второго фронтового драматического театра стал режиссер В.П. Тамарин (25 мая 1943 г. на посту директора его сменил Э.А. Торосянц).

С декабря 1942 г. по ноябрь 1944 г. театр совершил выезды на Сталинградский и Южный фронты (54 спектакля и 149 концертов за 4,5 месяца), выступив в Новочеркасске и Ростове-на-Дону уже через несколько дней после их освобождения от немецко-фашистских захватчиков, Карельский фронт (50 спектаклей и 70 концертов за 68 дней), Центральный и Белорусский фронты (10 спектаклей и 30 концертов за 1,5 месяца), 3-й Украинский фронт (16 спектаклей и 10 концертных выступлений за 12 дней), 1-й Прибалтийский фронт (45 спектаклей и 35 концертов за месяц работы) и др.

Именно на долю Второго фронтового театра выпала честь совершить последнюю поездку на фронт уже в те дни, когда части Красной армии вели победоносное наступление и громили врага на его территории – в феврале 1945-го театр отправился на 1-й Прибалтийский и 1-й Белорусский фронты. Выступив в Латвии и Литве, 8 марта театр прибыл в Германию, а 20 марта, в день своего 3-летия дал спектакль «Не все коту масленица» перед генералом И.Х. Баграмяном и другими представителями командования. 1 – 2 мая труппа давала концерты уже на окраинах Берлина… Затем последовали поездки на Дальний Восток и в Маньчжурию, после чего в начале 1946 г. театр был передан в систему КПДИ при СНК СССР.

Четвертый фронтовой молодежно-комсомольский театр был организован распоряжением ВТО № 60 от 25 мая 1942 г. по договоренности с ЦК ВЛКСМ. Его основной темой в репертуаре должна была стать «история молодого человека». Ядро руководства и труппы театра составили выходцы из Центрального театра юного зрителя и студенты театральных училищ. После неудачной попытки поставить первый спектакль, состоявший из нескольких одноактных антифашистских пьес («Дуэль», «Крысолов», «Буква В» и др.), в репертуар театра вошли спектакли «Осада Лейдена» по пьесе И.В. Штока в постановке В.С. Колесаева и «Парень из нашего города» по пьесе К.М. Симонова, режиссером которой стал А.М. Лобанов.

Первая командировка театра состоялась во второй половине сентября во Владимир для обслуживания местного гарнизона, а в действующую армию (на Карельский фронт) артисты отправились 13 октября 1942-го. За два месяца пребывания на фронте театр дал 110 спектаклей и концертов в 45 пунктах в Мурманске, Беломорске, на Кандалакшском направлении и др. Один из участников той поездки позднее рассказывал: «Значительная часть спектаклей и концертов проходила на открытых площадках, в лесу, на поляне и, в частности, спектакль “Осада Лейдена” от такой постановки только выиграл и воспринимался зрителями всегда лучше, чем если он шел в закрытом помещении. Особенно запомнился один спектакль, когда сцена была устроена в ложбине, зелень, деревья чудесно гармонировали с оформлением спектакля, громадное количество зрителей расположилось полукругом, амфитеатром, – все это оставило незабываемое впечатление…».

14 декабря 1942 г. театр вернулся в Москву и до марта 1943 г. выезжал для обслуживания близлежащих участков фронта и резервных воинских частей. В апреле он отправился в длительную командировку на Юго-Западный фронт и вернулся в столицу лишь в начале июля, показав фронтовикам за 64 дня 26 спектаклей и 24 концерта. Вскоре последовало его объединение с Первым фронтовым драматическим театром. Объединенный коллектив в дальнейшем не раз выезжал в армию, совершив с лета 1943-го по весну 1945 гг. поездки на Черноморский и Балтийский флоты, 2-й Белорусский фронт и 3-й Украинский фронт. В общей сложности театр за 3 года работы провел на фронте около 630 дней и дал более тысячи выступлений.

Инициатива создания фронтового театра миниатюр принадлежит майору интендантской службы, писателю Владимиру Полякову. ВТО поддержала ее, издав 4 июня 1942 г. распоряжение № 68 о создании коллектива «Веселый десант» во главе с В.С. Поляковым, который стал его главным автором и драматургом. Перед театром была поставлена задача обслуживания фронтового зрителя политически актуальными, злободневными, острыми по форме спектаклями. Поэтому основой его репертуара стали юмор и сатира, драматический этюд, сценки и другие малые театральные формы.

В свою первую поездку театр отправился уже 17 июня 1942-го сначала на Южный, а затем на Закавказский фронты, где он представил свою почти двухчасовую программу – пьесу «Либе фрау», сатирическую сценку «Будьте любезны» и монолог «Сердечный рассказ» В.С. Полякова, скетч «Бандит» Г.М. Мерлинского, инсценированную фронтовую песню на слова И.Л. Френкеля «Давай закурим» и еще ряд миниатюр. 10 июля артисты, выступая перед бойцами зенитной батареи на станции Лихая, пережили боевое крещение. Именно в этот день немцы совершили первый крупный дневной налет на нее. Спектакль дважды прерывался, молниеносно демонтировалась и маскировалась импровизированная сцена. Пока зенитчики вели интенсивный огонь, не допуская прицельного бомбометания, труппа укрывалась в командирской землянке. Но едва атака была отбита, как бойцы мгновенно сбежались к поляне, служившей зрительным залом, а артисты в гриме и костюмах быстро восстановили оформление и продолжили игру. В общей сложности за 142 дня театр сыграл 85 спектаклей.

После возвращения в Москву 30 октября театр «Веселый десант» демонстрировал свою программу в ПУРККА, КПДИ при СНК СССР, ВТО, Центральном доме Красной Армии, Наркомате обороны в других военных и гражданских организациях. Везде его выступления проходили с большим успехом.

Спустя короткое время, 6 декабря 1942 г. театр была направлен в распоряжение Политуправления Юго-Западного фронта, где давал представления не только для личного состава, но и в госпиталях, а также для жителей освобожденных районов. За почти 5 месяцев пребывания на фронт театр создал около 30 новых номеров, то есть фактически 3 новых программы. Где бы ни появлялся «Веселый десант», зрители и командование неизменно отмечали свежесть и непосредственность его программы, ее политическую меткость, изобретательность театра и талант его актеров.

В конце 1943 г. В.С. Поляков был призван в армию, а репертуар театра подвергся существенному изменению по требованию Главреперткома. С этого момента театр утратил свое узнаваемое лицо. Тем не менее, с мая по ноябрь 1944 г. он совершил еще три выезда – на Белорусский, Северный и1-й Прибалтийский фронты. После этого ВТО, признавая недостаточно высокими качество репертуара и уровень артистического состава театра, в январе 1945 г. приняло решение о его расформировании. Всего за время своего существования Пятый фронтовой театр миниатюр «Веселый десант» дал 374 спектакля на фронте и 110 спектаклей в частях РККА.