Координацию всех мероприятий, направленных на защиту и консервацию художественных ценностей города, осуществляла Государственная инспекция по охране памятников (ГИОП; ранее – Отдел охраны памятников Управления по делам искусств Ленгорсовета). В начале войны ее возглавил А.В. Победоносцев, в июле 1941 г. ушедший на фронт. Его заменил Н.Н. Белехов, руководивший инспекцией до 1956 года. Уже на следующий день после начала войны руководство ГИОП представило Ленгорсовету план первоначальных мероприятий по защите важнейших архитектурно-художественных ценностей города, включавший в себя маскировку промышленных, оборонных и стратегически важных объектов (различные проекты маскировки разрабатывались с 1940 года под руководством главного архитектора города Н.В. Баранова); маскировку куполов и шпилей зданий-памятников, служивших ориентирами для вражеских обстрелов; защиту городских монументов и садово-парковых скульптур; обмер и фиксацию памятников и другие мероприятия. К работам по сохранению ценностей были привлечены крупнейшие специалисты, архитекторы, искусствоведы, реставраторы, среди которых Л.А. Ильин, Л.М. Тверской, А.П. Удаленков, Б.Н. Николаев, В.П. Соколовский, Г.Г. Римм, В.И. Пиляковский, Я.О. Рубанчик, В.Д. Яковлев, А.М. Соколов, С.Е. Бровцев, А.К. Барутчев и другие. Фиксацией внешнего облика памятников занимались художники-графики В.М. Конашевич, Л.С. Хижинский, В.Д. Двораковский, А.В. Каплун и другие. Для маскировки ключевых зданий и близлежащих районов использовали сети, развешенные под разными углами и раскрашенные в защитные цвета, соответствующие текущему времени года. Благодаря этому Смольный, например, с воздуха выглядел как большой парк. Кроме этого, в отдельных районах возводились целые кварталы из макетных домов, а Суворовский (тогда – Советский) проспект замаскировали под реку. Изготовлением декораций занимались театральные декорационные мастерские, архитекторы и художники.
Координацию всех мероприятий, направленных на защиту и консервацию художественных ценностей города, осуществляла Государственная инспекция по охране памятников (ГИОП; ранее – Отдел охраны памятников Управления по делам искусств Ленгорсовета). В начале войны ее возглавил А.В. Победоносцев, в июле 1941 г. ушедший на фронт. Его заменил Н.Н. Белехов, руководивший инспекцией до 1956 года.
Уже на следующий день после начала войны руководство ГИОП представило Ленгорсовету план первоначальных мероприятий по защите важнейших архитектурно-художественных ценностей города, включавший в себя маскировку промышленных, оборонных и стратегически важных объектов (различные проекты маскировки разрабатывались с 1940 года под руководством главного архитектора города Н.В. Баранова); маскировку куполов и шпилей зданий-памятников, служивших ориентирами для вражеских обстрелов; защиту городских монументов и садово-парковых скульптур; обмер и фиксацию памятников и другие мероприятия.
К работам по сохранению ценностей были привлечены крупнейшие специалисты, архитекторы, искусствоведы, реставраторы, среди которых Л.А. Ильин, Л.М. Тверской, А.П. Удаленков, Б.Н. Николаев, В.П. Соколовский, Г.Г. Римм, В.И. Пиляковский, Я.О. Рубанчик, В.Д. Яковлев, А.М. Соколов, С.Е. Бровцев, А.К. Барутчев и другие. Фиксацией внешнего облика памятников занимались художники-графики В.М. Конашевич, Л.С. Хижинский, В.Д. Двораковский, А.В. Каплун и другие.
Для маскировки ключевых зданий и близлежащих районов использовали сети, развешенные под разными углами и раскрашенные в защитные цвета, соответствующие текущему времени года. Благодаря этому Смольный, например, с воздуха выглядел как большой парк. Кроме этого, в отдельных районах возводились целые кварталы из макетных домов, а Суворовский (тогда – Советский) проспект замаскировали под реку. Изготовлением декораций занимались театральные декорационные мастерские, архитекторы и художники.
Смольный, укрытый полотнищами камуфляжа. 1941 г. Фотография Г.И. Чертова. Из книги «Подвиг Ленинграда. Документально-художественный сборник». Архивохранилище печатных изданий РГАЛИ.
Для маскировки высотных объектов было решено привлечь ленинградских спортсменов-альпинистов. Шпили Адмиралтейства, Инженерного (Михайловского) замка, купола ряда церквей были зашиты в специальные чехлы, а купола Исаакиевского и Петропавловского соборов выкрасили серой масляной краской.
Фотография замаскированного шпиля Инженерного (Михайловского) замка. [1942 г.] РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 11. Ед. хр. 102. Л. 17.
Ряд монументальных памятников было решено демонтировать и закопать. Так были спрятаны скульптурные группы с Аничкова моста, памятник Петру I перед Инженерным замком, памятник Александру III, мраморные статуи и бюсты в Летнем саду, а также статуя Анны Иоанновны с арапчонком из экспозиции Русского музея.
Стихотворение А.А. Ахматовой «Статуя “Ночь” в Летнем саду». 30 мая 1942 г. Машинопись. РГАЛИ. Ф. 13. Оп. 4. Ед. хр. 6. Л. 4.
Рисунок А.П. Остроумовой-Лебедевой «Летний сад». 1942 г. Репродукция на почтовой открытке. РГАЛИ. Ф. 1072. Оп. 2. Ед. хр. 379. Л. 11.
Рисунок В.А. Каменского «Аничков мост». Кони Клодта демонтированы. 1942 г. Репродукция на почтовой открытке. РГАЛИ. Ф. 1072. Оп. 2. Ед. хр. 379. Л. 3.
Оставшиеся на местах памятники были обложены мешками с песком, а чуть позже вокруг них установили более эффективные и безопасные деревянно-песочные конструкции. Так были укрыты Медный всадник, памятники Николаю I, Екатерине II, В.И. Ленину у Финляндского вокзала, С.М. Кирову и другие. Памятники И.Ф. Крузенштерну, И.А. Крылову, сфинксы у Академии художеств и часть скульптур Летнего сада были спрятаны в деревянные футляры. Не удалось полностью закрыть Александровскую колонну, защитные сооружения прикрывали только 2/3 ее высоты. Защитные конструкции регулярно ремонтировались и подновлялись. Планировалось их постоянное совершенствование и замена более сложными конструкциям, в том числе рассматривался вариант применения кирпичных и железобетонных сооружений, которые использовались в Англии.
Оставшиеся на местах памятники были обложены мешками с песком, а чуть позже вокруг них установили более эффективные и безопасные деревянно-песочные конструкции. Так были укрыты Медный всадник, памятники Николаю I, Екатерине II, В.И. Ленину у Финляндского вокзала, С.М. Кирову и другие. Памятники И.Ф. Крузенштерну, И.А. Крылову, сфинксы у Академии художеств и часть скульптур Летнего сада были спрятаны в деревянные футляры. Не удалось полностью закрыть Александровскую колонну, защитные сооружения прикрывали только 2/3 ее высоты.
Защитные конструкции регулярно ремонтировались и подновлялись. Планировалось их постоянное совершенствование и замена более сложными конструкциям, в том числе рассматривался вариант применения кирпичных и железобетонных сооружений, которые использовались в Англии.
Маскировка памятника Петру I. 8 июля 1941 г. Фотография В.С. Тарасевича. РГАЛИ. Ф. 1072. Оп. 1. Ед. хр. 324. Л. 2.
Рисунок В.В. Морозова «Ленинград в январе 1943 года». Памятник Петру I под укрытием. Иллюстрация для книги Н.С. Тихонова «Ленинградский год». [1943 г.] Репродукция на почтовой открытке. РГАЛИ. Ф. 1072. Оп. 2. Ед. хр. 379. Л. 44.
Рисунок В.А. Каменского «Площадь Воровского». Памятник Николаю I под укрытием. 1942-1943 гг. Репродукция на почтовой открытке. РГАЛИ. Ф. 1072. Оп. 2. Ед. хр. 379. Л. 8.
Памятник В.И. Ленину у Финляндского вокзала под укрытием. 1941-1942 гг. Фотография Д.М. Трахтенберга. Из книги «Подвиг Ленинграда. Репортаж военного фотокорреспондента Д. Трахтенберга». Архивохранилище печатных изданий РГАЛИ.
Сфинксы у Академии художеств под укрытием. 1941-1942 гг. Фотография Д.М. Трахтенберга. Из книги «Подвиг Ленинграда. Репортаж военного фотокорреспондента Д. Трахтенберга». Архивохранилище печатных изданий РГАЛИ.
Рисунок Н.А. Павлова «Площадь Урицкого». Вокруг Александровской колонны возведены защитные конструкции. 1942 г. Репродукция на почтовой открытке. РГАЛИ. Ф. 1072. Оп. 2. Ед. хр. 379. Л. 28.
Часть монументов, среди которых памятники А.В. Суворову, М.И. Кутузову, М.Б. Барклаю де Толли, – не успели укрыть в 1941-1942 годах, и они всю войну простояли открытыми, «являясь своего рода наглядной монументально-выраженной пропагандой важнейших исторических событий нашей родины», – как писали Н.В. Баранов и Н.Н. Белехов заместителю председателя испокома Ленгорсовета Е.Т. Федоровой 26 июня 1942 года.
Автолитография И.С. Астапова «Памятник Суворову» из цикла «Военный и послевоенный Ленинград». 1943 г. Фотокопия. РГАЛИ. Ф. 2095. Оп. 2. Ед. хр. 2. Л. 71.
Подводя общий итог работы Управления по делам искусств Ленгорсовета по обеспечению сохранности городских памятников во время войны, исполняющий обязанности начальника Управления П.И. Рачинский писал 16 января 1942 года в КПДИ при СНК СССР: «Учитывая, что Ленинград как исторический город имеет большое количество памятников искусства и старины, нами была проведена работа по сохранению и маскировке ряда памятников. В первую очередь работы были проведены по 9 объектам (в числе их: Летний сад с 80-ю скульптурами, 2 кладбища – заповедника Александро-Невская лавра и Литераторские мостки, памятник Петру I на пл[ощади] Декабристов и у Инженерного замка, памятник Ленина у Финляндского вокзала и Смольного. Памятник Николаю I на пл[ощади] Воровского и друг.). Работа по маскировке и снятию памятников продолжается и в настоящее время. Параллельно была организована работа по фиксации (обмеру) ценнейших монументов города. Проведена фиксация памятников Петр I, Ленин, Диоскуры [и] Атланты Эрмитажа, Шидзи ([Ши-цза]), Киров, Николай I, Вазы и скульптуры Адмиралтейства. Производятся обмеры Ростральных колонн, Александровской колонны, Румянцевского обелиска. К руководству и выполнению этих работ привлечены ленинградские архитекторы.Проведена работа по укрытию ценностей, находящихся внутри зданий-памятников.Для ликвидации последствий разрушений и аварий памятников искусства и старины, на базе ЛенИзо при Отделе охраны памятников Управления созданы специальные аварийно-восстановительные мастерские, которые в настоящее время уже проводят ряд восстановительных работ (в бывш[ем] доме Шувалова – на Фонтанке, в Новом ТЮЗе, в музее Этнографии и т.д.)»
Докладная записка начальника отдела ГИОП Н.Н. Белехова в Комиссию по учету и охране памятников искусства при КПДИ при СНК СССР о работе ГИОП в период с начала войны до осени 1942 г. 1 октября 1942 г. Машинопись. Подлинник. РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 3. Ед. хр. 1053. Л. 11-26.
Список памятников-зданий, отобранных ГИОП для проведения архитектурного обмера. 1942 г. Машинопись. РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 3. Ед. хр. 1053. Л. 1-8
Фотографии кадров из фильма «Ленинград в борьбе»: жители блокадного Ленинграда убирают снег. Набережная реки Фонтанки. На заднем плане дом № 127 (Доходный дом Г.И. Любиенса), разрушенный снарядом 6 ноября 1941 г. Зима 1941-1942 гг. РГАЛИ. Ф. 2989. Оп. 1. Ед. хр. 78. Л. 17, 19.
Наступление немецкой армии под Ленинградом развивалось стремительно. 5 июля 1941 года немцы вступили на территорию Ленинградской области, 4 сентября на улицах разорвались первые снаряды, а через 2 дня был совершен первый авианалет. 8 сентября город оказался в кольце блокады. 19 сентября 1941 года 250-килограммовая фугасная бомба попала в здание Государственного академического театра оперы и балета им. Кирова (Мариинский театр). Взрывом были разрушены 11 и 12 подъезды, правая пилястровая галерея, часть кулуаров бенуара, бельэтаж, две запасные лестницы, комната гардеробщицы, помещение культсектора, а также повреждены смежные части здания театра.
Наступление немецкой армии под Ленинградом развивалось стремительно. 5 июля 1941 года немцы вступили на территорию Ленинградской области, 4 сентября на улицах разорвались первые снаряды, а через 2 дня был совершен первый авианалет. 8 сентября город оказался в кольце блокады.
19 сентября 1941 года 250-килограммовая фугасная бомба попала в здание Государственного академического театра оперы и балета им. Кирова (Мариинский театр). Взрывом были разрушены 11 и 12 подъезды, правая пилястровая галерея, часть кулуаров бенуара, бельэтаж, две запасные лестницы, комната гардеробщицы, помещение культсектора, а также повреждены смежные части здания театра.
Фотография левой пристройки здания Театра оперы и балета им. Кирова, не подвергшейся разрушениям в результате попадания фугасной бомбы 19 сентября 1941 года. 1941 г. РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 17. Ед. хр. 405. Л. 3
Фотографии разрушений правой пристройки здания Театра оперы и балета им. Кирова с улицы Декабристов спустя 10 дней после начала разборки завалов. 1941 г. РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 17. Ед. хр. 405. Л. 4, 5.
Фотографии разрушенной правой пристройки Театра оперы и балета им. Кирова. Вид с Театральной площади. 1941 г. РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 17. Ед. хр. 405. Л. 6, 7
Фотография наружной стены пилястровой галереи Театра оперы и балета им. Кирова. 1941 г. РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 17. Ед. хр. 405. Л. 8.
Фотографии пилястровой галереи Театра оперы и балета им. Кирова после взрыва. 1941 г. РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 17. Ед. хр. 405. Л. 9, 10, 11, 12.
Фотография проема, образовавшегося в результате обрушения кирпичной колонны Театра оперы и балета им. Кирова. Снимок сделан во время восстановления колонны. 1941 г. РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 17. Ед. хр. 405. Л. 13.
Фотографии деформированной стены Театра оперы и балета им. Кирова, лежавшей над разрушенной колонной. 1941 г. РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 17. Ед. хр. 405. Л. 14, 15.
Фотографии трещины в полу и потолке кулуаров 2-го яруса зрительного зала Театра оперы и балета им. Кирова. 1941 г. РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 17. Ед. хр. 405. Л. 16, 17.
Фотография трещины, образовавшейся при разрушении кирпичной колонны в стене, ограждающей кулуары 2-го и 3-го ярусов зрительного зала Театра оперы и балета им. Кирова. 1941 г. РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 17. Ед. хр. 405. Л. 19.
Фотографии поврежденной стены Театра оперы и балета им. Кирова. 1941 г. РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 17. Ед. хр. 405. Л. 20, 21, 22.
Фотография разрушения перекрытий кулуаров зрительного зала Театра оперы и балета им. Кирова. 1941 г. РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 17. Ед. хр. 405. Л. 16, 27, 28, 29.
Акт экспертизы здания Государственного академического театра оперы и балета им. Кирова, поврежденного в результате попадания фугасной бомбы 19 сентября 1941 года. 22 сентября 1941 г. Машинопись. Заверенная копия. РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 17. Ед. хр. 405. Л. 3
За весь период Великой Отечественной войны в здания Эрмитажа (Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Большой Эрмитаж, здание Эрмитажного театра и здание музея Училища Штиглица в Соляном переулке) попало 30 снарядов (из них 16 в здание Зимнего дворца) и 2 авиабомбы (пострадало здание музея Училища Штиглица и Зимний дворец). Первый снаряд разорвался 18 сентября 1941 года рядом со зданием Нового Эрмитажа, повредив окна зала Афины. Спустя три месяца, 29 декабря, снаряд попал в знаменитый портик с гранитными атлантами. Последним же считается снаряд, попавший 2 января 1944 года в Гербовый зал Зимнего дворца. В результате было пробито междуэтажное перекрытие, в соседнем Петровском зале с потолка сорвало массивную бронзовую люстру, которая, в свою очередь, повредила художественный паркет, набранный из ценных пород дерева.
За весь период Великой Отечественной войны в здания Эрмитажа (Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Большой Эрмитаж, здание Эрмитажного театра и здание музея Училища Штиглица в Соляном переулке) попало 30 снарядов (из них 16 в здание Зимнего дворца) и 2 авиабомбы (пострадало здание музея Училища Штиглица и Зимний дворец).
Первый снаряд разорвался 18 сентября 1941 года рядом со зданием Нового Эрмитажа, повредив окна зала Афины. Спустя три месяца, 29 декабря, снаряд попал в знаменитый портик с гранитными атлантами. Последним же считается снаряд, попавший 2 января 1944 года в Гербовый зал Зимнего дворца. В результате было пробито междуэтажное перекрытие, в соседнем Петровском зале с потолка сорвало массивную бронзовую люстру, которая, в свою очередь, повредила художественный паркет, набранный из ценных пород дерева.
Фотография кадра из фильма «Ленинград в борьбе»: здание Нового Эрмитажа, пострадавшее в результате попадания снаряда 29 декабря 1941 года. Зима 1941-1942 гг. РГАЛИ. Ф. 2989. Оп. 1. Ед. хр. 78. Л. 12.
Директор Государственного Эрмитажа И.А. Орбели в хранилищах музея. Начало 1942 г. Фотографии Р.Л. Кармена. РГАЛИ. Ф. 2989. Оп. 1. Ед. хр. 1006. Л. 1, 3.
С началом войны в подвалах Зимнего дворца было оборудовано 12 бомбоубежищ, в которых по разным подсчетам осенью-зимой 1941-1942 года жило до 2000 человек – не только сотрудники музея с семьями, но и многие известные деятели искусства и науки, приходившие сюда в суровую зиму 1941-го. Среди них был и академик архитектуры Александр Сергеевич Никольский, автор иллюстрированного дневника, который он вел до эвакуации 7 февраля 1942 года. Его подлинник хранится в Эрмитаже вместе с альбомом блокадных рисунков, значительная часть которых воспроизводит повседневный быт обитателей музейного бомбоубежища.
Рисунок А.С. Никольского «Пожар Бадаевских складов». Осень-зима 1941 г. Фотокопия. РГАЛИ. Ф. 3229. Оп. 1. Ед. хр. 225. Л. 32.
Рисунок А.С. Никольского «Конец Гороховой улицы». Осень-зима 1941 г. Фотокопия. РГАЛИ. Ф. 3229. Оп. 1. Ед. хр. 225. Л. 31.
Из блокадного дневника академика архитектуры А.С. Никольского: «Месяц и один день шла бомбёжка города. Месяц и один день жена и я торчали на чердаке своего "жакта". Месяц и один день слушали мы в темени чердака тянущее за душу пение немецких моторов, полный томительного ожидания свист бомб и с не облегчающим облегчением мягко качались вместе с домом от взрыва на этот раз не в нас попавшей бомбы. <...> Не успеешь спуститься с чердака после отбоя, как опять завоет сирена, и опять идешь на чердак. <...> Спать в промежутки между тревогами не имело смысла <...> поэтому я не ложился спать всю ночь и использовал промежутки между тревогами для работы - продолжал делать рисунки к своему “стадиону” и таким образом проводил время до 6 часов утра. <...> Единственная жилая комната во время зимы, температура от минус 2 до плюс 10 градусов. Наконец, чувство самосохранения и здравый смысл подсказали нам, что несмотря на то, что моя жена была зам. начальника МПВО, нам нужно пойти куда-нибудь отоспаться, во избежание катастрофической потери сил нам обоим. Вот тут появился на сцену земельный Эрмитаж с замечательными его работниками»
Александр Сергеевич Никольский с женой Верой Николаевной Никольской в своей квартире в блокадном Ленинграде. [Январь 1942 г.] Фотография Р.Л. Кармена. РГАЛИ. Ф. 2989. Оп. 1. Ед. хр. 1003. Л. 2.
А.С. Никольский в своей квартире в блокадном Ленинграде. [Январь 1942 г.] Фотография Р.Л. Кармена. РГАЛИ. Ф. 2989. Оп. 1. Ед. хр. 1003. Л. 1.
Из блокадного дневника академика архитектуры А.С. Никольского: ««В один прекрасный день, именно – через месяц и один день с начала бомбежек, – после недели совершенно бессонных ночей, мы с Верой перебрались в третье бомбоубежище Эрмитажа. Главное было – вновь приобретенное спокойствие. И так получилось, что приехав переспать ночь-две, мы прожили в Эрмитаже более двух месяцев и в нем теперь и заканчиваем старый 1941-й год. <...> Вход в третье бомбоубежище для сотрудников Эрмитажа был с малого подъезда Невы. <...> Вход в бомбоубежище 2-е и 3-е – через двадцатиколонный зал, через запасный выход, на двор, под арку. Налево вход во 2-е, направо - в 3-е бомбоубежище. Ночью этот путь от подъезда до выхода в бомбоубежище через переходы и зал Эрмитажа был поистине фантастичным до жуткости. Светомаскировки на больших музейных окнах не было и, следовательно, света зажигать было нельзя. Поэтому в 20-колонном зале, в торцах его, стояли на полу аккумуляторы с маленькими электрическими лампочками. Все остальное было черно, как сажа. <...> Третье бомбоубежище для сотрудников Эрмитажа – подвал под итальянскими залами с просветами. Вдали налево в углу были наши постели. В левом нижнем углу жили Верейские. Наш угол со столом для работы и еды – его делили с семейством Буцов. Буц – пом[ощник] бухгалтера Эрмитажа. [В пятом убежище под египетскими залами] жили архитекторы, художники, вообще люди искусства. Здесь жили архитекторы Гомиль, Ованенко, Гринберг, Кричесвский, Юнберг с женой, Швейцер, художник Тырса, Григорьев из ТЮЗа, скульптор Эллонен из Риги».
Рисунок А.С. Никольского «3-е бомбоубежище Эрмитажа под итальянскими залами». 1941 г. Фотокопия. РГАЛИ. Ф. 3229. Оп. 1. Ед. хр. 225. Л. 33.
Выписки из Блокадного дневника А.С. Никольского. 1960-е гг. Машинопись. РГАЛИ. Ф. 2881. Оп. 1. Ед. хр. 465. Л. 1-8.
В феврале 1942 года по инициативе Управления по делам искусств Ленгорсовета для фиксации разрушений в Эрмитаж была направлена группа художников, среди которых оказались А.М. Кучумов, В.В. Пачулин, А.В. Каплун и В.В. Милютина. Они создали целую серию рисунков, запечатлевших виды зданий и залов музея, а также архитектурных ансамблей исторического центра, изуродованных бомбежками и артобстрелами. Наиболее известной из них стала серия работ В.В. Милютиной «Государственный Эрмитаж в блокаду» (частично приобретена Эрмитажем).
Фотография Веры Владимировны Милютиной. [Вторая половина 1940-х гг.] РГАЛИ. Ф. 2940. Оп. 8. Ед. хр. 302. Л. 5а.
Личная карточка кандидата в члены ССХ СССР В.В. Милютиной. 31 мая 1951 г. Подлинник. РГАЛИ. Ф. 2940. Оп. 8. Ед. хр. 302. Л. 1-5.
Рисунок В.В. Милютиной с изображением разрушенной стены Зимнего дворца и разбитого оконного переплета в служебном помещении Отдела истории первобытной культуры Эрмитажа на 3-м этаже. Последствия артиллерийского обстрела 18 марта 1942 г. 1942 г. Фотокопия. РГАЛИ. Ф. 3229. Оп. 1. Ед. хр. 225. Л. 4.
Из письма начальника Управления по делам искусств Ленгорисполкома Б.И. Загурского председателю КПДИ при СНК СССР М.Б. Храпченко от 4 апреля 1942 года: «Там [в Эрмитаже] вымерло много людей. Орбели долго держался, но у него открылись цинготные явления, и последнее время он не мог не только, как бывало, ходить по бесконечным переходам и лестницам Эрмитажа, но даже подняться на первый этаж. Я и тов. Рогинский [нрб.] недавно были в Эрмитаже, в связи с повреждениями, причиненными артиллерийским обстрелом. В первой половине марта в старое здание попал снаряд, знаете, в балкон, что с квартирами. Взрывом разрушена была часть балкона, но мраморные фигуры не пострадали. Совсем недавно в помещения картинной галереи попало шесть снарядов. Мы снова были там. С тяжелым чувством шел я, теперь уже не по пустым только (помните, мы вместе проходили по анфиладам, когда эвакуировали Эрмитаж, как хорошо, что вывезли тогда многое), но и поврежденным залам. Развороченный снарядом кусок крыши, разбитые окна и рамы, поцарапанный пол, песок, насыпанный кучами прямо на паркете, зияющие пустотой золоченые рамы, висящие на стенах, огромная дыра от снаряда в потолке зала, где висели брюлловские картины, - все это так непохоже на прежде нарядный и торжественный Эрмитаж. Велено художникам сделать зарисовки, которые не замедлю переслать Вам. Сейчас мы наскребли маленькую группу рабочих, чтобы заделать хотя бы пробоины. Не знаю, если мы не подыщем для фундаментальных работ бригады (рабочих не достать, много вымерло, много больных), может придется Вам, Михаил Борисович, снаряжать бригаду из Москвы»
Из письма начальника Управления по делам искусств Ленгорисполкома Б.И. Загурского председателю КПДИ при СНК СССР М.Б. Храпченко от 4 апреля 1942 года: «Там [в Эрмитаже] вымерло много людей. Орбели долго держался, но у него открылись цинготные явления, и последнее время он не мог не только, как бывало, ходить по бесконечным переходам и лестницам Эрмитажа, но даже подняться на первый этаж. Я и тов. Рогинский [нрб.] недавно были в Эрмитаже, в связи с повреждениями, причиненными артиллерийским обстрелом. В первой половине марта в старое здание попал снаряд, знаете, в балкон, что с квартирами. Взрывом разрушена была часть балкона, но мраморные фигуры не пострадали. Совсем недавно в помещения картинной галереи попало шесть снарядов. Мы снова были там. С тяжелым чувством шел я, теперь уже не по пустым только (помните, мы вместе проходили по анфиладам, когда эвакуировали Эрмитаж, как хорошо, что вывезли тогда многое), но и поврежденным залам. Развороченный снарядом кусок крыши, разбитые окна и рамы, поцарапанный пол, песок, насыпанный кучами прямо на паркете, зияющие пустотой золоченые рамы, висящие на стенах, огромная дыра от снаряда в потолке зала, где висели брюлловские картины, - все это так непохоже на прежде нарядный и торжественный Эрмитаж. Велено художникам сделать зарисовки, которые не замедлю переслать Вам.
Сейчас мы наскребли маленькую группу рабочих, чтобы заделать хотя бы пробоины. Не знаю, если мы не подыщем для фундаментальных работ бригады (рабочих не достать, много вымерло, много больных), может придется Вам, Михаил Борисович, снаряжать бригаду из Москвы»
Рисунок В.В. Милютиной с изображением пробоины в сводчатом перекрытии в служебном помещении Отдела истории первобытной культуры Эрмитажа на 3-м этаже. Последствия артиллерийского обстрела 18 марта 1942 г. 1942 г. Фотокопия. РГАЛИ. Ф. 3229. Оп. 1. Ед. хр. 225. Л. 5.
4 апреля 1942 года в здание Академии художеств попала фугасная авиабомба весом 500 кг. Согласно акту о разрушении, составленному представителями отдела ГИОП Ленинграда архитектором А. В. Модзалевским и Н.И. Уствольской 8 мая 1942 года, снаряд пробил крышу и перекрытия 3 и 2 этажей, разорвавшись на 1 этаже в помещении столовой и кухни 5-го отдельного батальона выздоравливающих. В результате был разрушен стеклянный фонарь мансарды, обрушились своды первого этажа и подвала в пределах газоубежища и бывшей комнаты Т.Г. Шевченко.
Фотографии поврежденных частей здания Академии художеств: фасад, помещения подвала и бельэтажа, где ранее располагалась мастерская Т.Г. Шевченко. 1942-1943 гг. Фотографии. РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 11. Ед. хр. 102. Л. 16
Государственный акт о разрушении здания Академии художеств, пострадавшего в результате попадания фугасной бомбы 4 апреля 1942 года. 17 января 1943 г. Машинопись. Подлинник. РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 11. Ед. хр. 102. Л. 3-4.
План работ хранительского и научного состава Государственного Эрмитажа на III квартал 1942 г. 20 июля 1942 г. Машинопись. Подлинник. РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 6. Ед. хр. 997. Л. 21-29.
Приказы замначальника Главизо КПДИ при СНК СССР З. Быкова о командировании начальника отдела музеев Главизо И.В. Ламцова с 16 декабря 1942 года. 12, 24 декабря 1942 г. Машинопись. Подлинник. РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 6. Ед. хр. 984. Л. 17, 9.
Заключение начальника отдела музеев Главизо КПДИ при СНК СССР И.В. Ламцова об условиях обеспечения безопасности и состоянии памятников Государственного Русского музея. Январь 1943 г. Машинопись. Копия. РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 6. Ед. хр. 997. Л. 31.
Отчет по хранительской и научно-исследовательской работе Государственного Эрмитажа за IV квартал 1942 г. Февраль 1943 г. Машинопись. Подлинник. РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 6. Ед. хр. 997. Л. 66-81.
Объяснительная записка к отчету по хранительской и научно-исследовательской работе Государственного Эрмитажа за IV квартал 1942 г. Февраль 1943 г. Машинопись. Подлинник. РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 6. Ед. хр. 997. Л. 62-65.
Рисунок Н.А. Павлова «Артиллерийский обстрел» с изображением площади Урицкого (Дворцовой площади). 1943 г. Репродукция на почтовой открытке. РГАЛИ. Ф. 1072. Оп. 2. Ед. хр. 379. Л. 22.
Из письма начальника Управления по делам искусств при Ленгорисполкоме Б.И. Загурского начальнику КПДИ при СНК СССР М.Б. Храпченко от 9 февраля 1943 года: «Снова от бомбардировок пострадал ряд наших учреждений. Опять много разрушений в Эрмитаже; бомба упала на площади Урицкого. Посылаю Вам фото. По ним Вы можете судить, сколько нам предстоит работы»
Фотография зала искусства Франции XVIII века (зал №287) Государственного Эрмитажа после обстрела площади Урицкого (Дворцовой площади) в конце 1942 – начале 1943 года. 1943 г. РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 6. Ед. хр. 997. Л. 17б
Фотография Золотой гостиной (зал №304) Государственного Эрмитажа после обстрела площади Урицкого (Дворцовой площади) в конце 1942 – начале 1943 года. 1943 г. РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 6. Ед. хр. 997. Л. 17в.
Фотография [Зала древнего искусства и искусства раннего средневековья Средней Азии (зал № 50)] Государственного Эрмитажа после обстрела площади Урицкого (Дворцовой площади) в конце 1942 – начале 1943 года. 1943 г. РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 6. Ед. хр. 997. Л. 17г.
Объяснительная записка к годовому отчету по хранительской и научно-исследовательской работе Государственного Эрмитажа за 1942 г. 18 февраля 1943 г. Машинопись. Подлинник. РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 6. Ед. хр. 997. Л. 83-89.
Ведомость строительных работ, выполненных в 1942 г. в Государственном Эрмитаже и справка о строительных работах 1943 г., выполненных на 17 февраля 1943 г. 18 февраля 1943 г. Машинопись. Подлинник. РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 6. Ед. хр. 997. Л. 90-93.
В течение всего периода блокады в Эрмитаже продолжалась хранительская, научно-исследовательская и аварийно-восстановительная работа. 19 октября 1941 года в музее по инициативе И.А. Орбели состоялся вечер в честь 800-летия азербайджанского поэта Низами Ганджеви, а в декабре прошла научная конференция к 500-летию Алишера Навои. В тяжелейшую зиму 1942 года Б.Б. Пиотровский писал книгу по истории и культуре Урарту, А.Я. Борисов занимался дешифровкой сасанидских надписей, А.Н. Кубе составлял описание собрания итальянской майолики, П.П. Дервиз работал с коллекцией европейского серебра. Постоянно проводились осмотры хранилищ и контрольные вскрытия ящиков, в которых хранились экспонаты. Кроме того, сотрудники Эрмитажа приняли участие в подготовке выставки в соборе Петропавловской крепости (тогда – филиал Музея Революции, он же был организатором выставки) у отреставрированной могилы Петра I. В экспозиции, посвященной полководческой деятельности первого императора, были представлены штандарты петровских времен, гравюры, репродукции о строительстве Санкт-Петербурга. В конце рекордного по количеству смертей от голода января 1942 года по распоряжению городских властей в здании Малого Эрмитажа был организован стационар на 100 коек для работников Эрмитажа, Русского музея, Музея Революции, Музея этнографии и Музея В.И. Ленина, проработавший до 1 мая этого же года. Заведовала стационаром ученый секретарь А.В. Вильм, а в число медсестер вошли научные сотрудники музея. В феврале-марте 1942 года было принято решение о консервации музея, сокращении штата сотрудников и обслуживающего персонала. Консервация означала отключение всех систем жизнеобеспечения – электричества, отопления, канализации. В связи с этим были закрыты и знаменитые жилые бомбоубежища; многие работники, нуждающиеся в незамедлительном лечении, были эвакуированы. Так, согласно отчету за 1942 год на 1 января в Эрмитаже оставалось 123 научных сотрудника, за год их число сократилось до 19. 30 марта из Ленинграда в Ереван выехали И.А. Орбели и Б.Б. Пиотровский с группой сотрудников. Исполняющим обязанности директора Эрмитажа был назначен М.В. Доброклонский, состоявший в этой должности до возвращения Орбели в 1944 году. Оставшиеся сотрудники продолжали делать все возможное для сохранения памятников истории и искусства. Так, в рамках ликвидации последствий обстрелов за 1942 год сотрудниками музея и подрядных организаций было вновь перекрыто железом 750 кв. метров крыши, зашито фанерой 4100 кв. метров оконных переплетов и 310 кв. метров фонарей, расчищено от битого стекла, снега и льда 2100 кв. метра музейных помещений; а уже за период с конца января по начало февраля 1943 года было зашито 4200 кв. метров окон и убрано около 36 тонн битого стекла и снега.
В течение всего периода блокады в Эрмитаже продолжалась хранительская, научно-исследовательская и аварийно-восстановительная работа.
19 октября 1941 года в музее по инициативе И.А. Орбели состоялся вечер в честь 800-летия азербайджанского поэта Низами Ганджеви, а в декабре прошла научная конференция к 500-летию Алишера Навои.
В тяжелейшую зиму 1942 года Б.Б. Пиотровский писал книгу по истории и культуре Урарту, А.Я. Борисов занимался дешифровкой сасанидских надписей, А.Н. Кубе составлял описание собрания итальянской майолики, П.П. Дервиз работал с коллекцией европейского серебра. Постоянно проводились осмотры хранилищ и контрольные вскрытия ящиков, в которых хранились экспонаты. Кроме того, сотрудники Эрмитажа приняли участие в подготовке выставки в соборе Петропавловской крепости (тогда – филиал Музея Революции, он же был организатором выставки) у отреставрированной могилы Петра I. В экспозиции, посвященной полководческой деятельности первого императора, были представлены штандарты петровских времен, гравюры, репродукции о строительстве Санкт-Петербурга.
В конце рекордного по количеству смертей от голода января 1942 года по распоряжению городских властей в здании Малого Эрмитажа был организован стационар на 100 коек для работников Эрмитажа, Русского музея, Музея Революции, Музея этнографии и Музея В.И. Ленина, проработавший до 1 мая этого же года. Заведовала стационаром ученый секретарь А.В. Вильм, а в число медсестер вошли научные сотрудники музея.
В феврале-марте 1942 года было принято решение о консервации музея, сокращении штата сотрудников и обслуживающего персонала. Консервация означала отключение всех систем жизнеобеспечения – электричества, отопления, канализации. В связи с этим были закрыты и знаменитые жилые бомбоубежища; многие работники, нуждающиеся в незамедлительном лечении, были эвакуированы. Так, согласно отчету за 1942 год на 1 января в Эрмитаже оставалось 123 научных сотрудника, за год их число сократилось до 19.
30 марта из Ленинграда в Ереван выехали И.А. Орбели и Б.Б. Пиотровский с группой сотрудников. Исполняющим обязанности директора Эрмитажа был назначен М.В. Доброклонский, состоявший в этой должности до возвращения Орбели в 1944 году.
Оставшиеся сотрудники продолжали делать все возможное для сохранения памятников истории и искусства. Так, в рамках ликвидации последствий обстрелов за 1942 год сотрудниками музея и подрядных организаций было вновь перекрыто железом 750 кв. метров крыши, зашито фанерой 4100 кв. метров оконных переплетов и 310 кв. метров фонарей, расчищено от битого стекла, снега и льда 2100 кв. метра музейных помещений; а уже за период с конца января по начало февраля 1943 года было зашито 4200 кв. метров окон и убрано около 36 тонн битого стекла и снега.
Портрет М.В. Доброклонского работы неустановленного художника. 1944 г. Фотокопия. РГАЛИ. Ф. 3145. Оп. 2. Ед. хр. 1417. Л. 1.
Проект письма начальника отдела музеев Главизо КПДИ при СНК СССР И.В. Ламцова главному хранителю Государственного Эрмитажа М.В. Доброклонскому и заместителю главного хранителя Государственного Эрмитажа А.А. Тарасову о работе музея в 1942-1943 гг. Февраль 1943 г. Машинопись с правкой. РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 6. Ед. хр. 997. Л. 10.
Отчет по научной и хранительской работе Государственного Русского музея за 1942 год. Начало 1943 г. Машинопись. Подлинник. РГАЛИ. Ф. 2075. Оп. 7. Ед. хр. 138. Л. 45-47.
Основные силы немногочисленных сотрудников Русского музея, остававшихся в блокадном Ленинграде (говоря о лекционной работе музея, его директор Г.Е. Лебедев писал, что к весне 1942 года «наличный штат научных сотрудников, имеющих достаточную квалификацию, сократился до трех человек»), были сосредоточены на обеспечении сохранности ценностей и проведении систематического осмотра помещений, в которых они хранились. В 1943 году проводились мероприятия, направленные на предупреждение и ликвидацию последствий повреждений, связанных с повышенной влажностью: из-за того, что в главном здании музея были выбиты практически все оконные стекла, сотрудники опасались за сохранность экспонатов. Особую тревогу вызывали коллекции тканей Отдела прикладного искусства, однако контрольное вскрытие ящиков не выявило никаких опасных последствий сырости. Важным направлением деятельности также стала работа по приемке на хранение художественно-ценных предметов и коллекций, поступавших в музей от учреждений, художников и коллекционеров. Согласно отчету о работе музея за 1942 год было принято около 25 000 экспонатов, среди которых архивы художников П.А. Шиллинговского, умершего в Ленинграде 5 апреля 1942 года, и Н.А. Тырсы (в январе был эвакуирован в Вологду и умер там 10 февраля 1942 года), коллекция Дома Писателей, материалы закупочной комиссии, произведения К.С. Петрова-Водкина, В.В. Воинова, А.П. Лебедевой-Остроумовой и других художников. Продолжалась и научная деятельность. Так, в 1942 году была закончена большая монография М.В. Фармаковского «Акварель, ее материалы и меры сохранения и реставрации», Г.Е. Лебедев продолжал работы по изучению русского искусства XVIII века и издал брошюру «В.И. Суриков», Г. М. Преснов работал над темами по истории русской скульптуры, П.Е. Корнилов работал над поступившим наследием П.А. Шиллинговского. За 1943 год сотрудниками музея было подготовлено к печати 7 научных работ и 7 статей для журналов и газет, на заседании Ученого совета прочитано 11 докладов и 12 докладов сделано в других учреждениях (Эрмитаж, ЛОССХ, Дом ученых), в воинских частях, госпиталях и на радио прочитано 43 лекции.
Основные силы немногочисленных сотрудников Русского музея, остававшихся в блокадном Ленинграде (говоря о лекционной работе музея, его директор Г.Е. Лебедев писал, что к весне 1942 года «наличный штат научных сотрудников, имеющих достаточную квалификацию, сократился до трех человек»), были сосредоточены на обеспечении сохранности ценностей и проведении систематического осмотра помещений, в которых они хранились. В 1943 году проводились мероприятия, направленные на предупреждение и ликвидацию последствий повреждений, связанных с повышенной влажностью: из-за того, что в главном здании музея были выбиты практически все оконные стекла, сотрудники опасались за сохранность экспонатов. Особую тревогу вызывали коллекции тканей Отдела прикладного искусства, однако контрольное вскрытие ящиков не выявило никаких опасных последствий сырости.
Важным направлением деятельности также стала работа по приемке на хранение художественно-ценных предметов и коллекций, поступавших в музей от учреждений, художников и коллекционеров. Согласно отчету о работе музея за 1942 год было принято около 25 000 экспонатов, среди которых архивы художников П.А. Шиллинговского, умершего в Ленинграде 5 апреля 1942 года, и Н.А. Тырсы (в январе был эвакуирован в Вологду и умер там 10 февраля 1942 года), коллекция Дома Писателей, материалы закупочной комиссии, произведения К.С. Петрова-Водкина, В.В. Воинова, А.П. Лебедевой-Остроумовой и других художников.
Продолжалась и научная деятельность. Так, в 1942 году была закончена большая монография М.В. Фармаковского «Акварель, ее материалы и меры сохранения и реставрации», Г.Е. Лебедев продолжал работы по изучению русского искусства XVIII века и издал брошюру «В.И. Суриков», Г. М. Преснов работал над темами по истории русской скульптуры, П.Е. Корнилов работал над поступившим наследием П.А. Шиллинговского. За 1943 год сотрудниками музея было подготовлено к печати 7 научных работ и 7 статей для журналов и газет, на заседании Ученого совета прочитано 11 докладов и 12 докладов сделано в других учреждениях (Эрмитаж, ЛОССХ, Дом ученых), в воинских частях, госпиталях и на радио прочитано 43 лекции.
Здание Государственного мемориального музея А.В. Суворова после попадания фугасной бомбы 16 апреля 1943 года. [1943 г.] Фотография М.А. Трахмана. РГАЛИ. Ф. 3141. Оп. 1. Ед. хр. 838. Л. 6.
Из письма начальника Управления по делам искусств при Ленгорисполкоме Б.И. Загурского начальнику КПДИ при СНК СССР М.Б. Храпченко от 16 августа 1943 года: «Недавно я, проф[ессор] Макаров, нач[альник] охраны памятников Белехов и хранитель музейных ценностей Крылов выезжали в Ораниенбаум и старый Петергоф. Удалось установить связь с группой фронтовых художников. Мы поручили им сделать зарисовки в красках росписей Катальной горки, Петерштадта, дворца Меньшикова. <...> Теперь несколько слов о самих дворцах. Единственно уцелевшими (но и они находятся под постоянным обстрелом) являются Ориенбаумсие дворцы. Петергофские, как мы выяснили в эту поездку, погибли. От Английского дворца остался один фундамент, от “собственной дачи” Николая I – развалины, центральный (с фонтанами) Петергофский дворец погиб тоже. Тем более надо сохранить Ориенбаумские, где в мирное время было очень мало реставрационных работ и где искусство, как ни в одном из других дворцов, сохранилось в наиболее подлинном виде. Когда мы приехали, первое, что бросилось в глаза – заботливый уход за парком и зданиями. Охрану взяли на себя воинские части, вернее – художники, оказавшиеся рядовыми в частях, расположенных в Ориенбауме. В результате заботы с их стороны в парке прекратились порубки, а повреждения от артиллерийских обстрелов быстро устраняются. В залах мы нашли первоклассные произведения Торелли, Ротари, Гроота. Их не успели, видно, вывезти, но они целы и сохраняются комендантом в Китайском дворце. Коль скоро заговорили о музеях, скажу несколько слов об Эрмитаже и Русском музее. С Эрмитажем недавно было очень хлопотно. Поставили у самого “Зимнего” крейсер, за которыми давно охотятся немцы. Ко всему подвалы Эрмитажа стали занимать под склад снарядов. Стоило больших мне трудов перевести крейсер на другое место и убрать из дворца склад снарядов. На упорных военачальников, не признававших никаких резонов, пришлось жаловаться в Военный совет. После приказа оттуда “машина завертелась быстро”, и я даже удивился, как быстро ушел корабль и как быстро освободили подвалы. А я предупреждал начальников, силой занявших дворец, что придется им перетаскивать все обратно. Так и вышло, но я, как видите, в их напрасных трудах не виноват. В Русском музее недавно провели проверку хранения художественных ценностей. Длительное хранение в неотапливаемом помещении, несмотря на проветривание летом, все же дает себя знать. На нескольких картинах появилась плесень. Собираю днями ученых, надо придумать, что делать. Освободить картины от упаковки и дать им “подышать”– опасно. Русский музей много видел уже за это время и бомб, и снарядов. Счастье, что строился так, что помещение стоит себе и стоит и надежно. Вот несколько дней тому назад четыре снаряда угодило в здание. Я выглянул в окно (Управление теперь расположено рядом) и испугался: всю площадь застлало дымом. Мне подумалось – пожар. Я прибежал в музей, скоро туда прибыл и Корнилов, зав[едующий] Изо отделом. Оказалось, что мы принимали за дым пыль и кирпич от разорвавшихся снарядов. Картины, хранящиеся в бронированных кладовых и в укрытых переходах, не пострадали».
Из письма начальника Управления по делам искусств при Ленгорисполкоме Б.И. Загурского начальнику КПДИ при СНК СССР М.Б. Храпченко от 16 августа 1943 года:
«Недавно я, проф[ессор] Макаров, нач[альник] охраны памятников Белехов и хранитель музейных ценностей Крылов выезжали в Ораниенбаум и старый Петергоф. Удалось установить связь с группой фронтовых художников. Мы поручили им сделать зарисовки в красках росписей Катальной горки, Петерштадта, дворца Меньшикова.
<...>
Теперь несколько слов о самих дворцах. Единственно уцелевшими (но и они находятся под постоянным обстрелом) являются Ориенбаумсие дворцы. Петергофские, как мы выяснили в эту поездку, погибли. От Английского дворца остался один фундамент, от “собственной дачи” Николая I – развалины, центральный (с фонтанами) Петергофский дворец погиб тоже. Тем более надо сохранить Ориенбаумские, где в мирное время было очень мало реставрационных работ и где искусство, как ни в одном из других дворцов, сохранилось в наиболее подлинном виде. Когда мы приехали, первое, что бросилось в глаза – заботливый уход за парком и зданиями. Охрану взяли на себя воинские части, вернее – художники, оказавшиеся рядовыми в частях, расположенных в Ориенбауме. В результате заботы с их стороны в парке прекратились порубки, а повреждения от артиллерийских обстрелов быстро устраняются.
В залах мы нашли первоклассные произведения Торелли, Ротари, Гроота. Их не успели, видно, вывезти, но они целы и сохраняются комендантом в Китайском дворце.
Коль скоро заговорили о музеях, скажу несколько слов об Эрмитаже и Русском музее. С Эрмитажем недавно было очень хлопотно. Поставили у самого “Зимнего” крейсер, за которыми давно охотятся немцы. Ко всему подвалы Эрмитажа стали занимать под склад снарядов. Стоило больших мне трудов перевести крейсер на другое место и убрать из дворца склад снарядов. На упорных военачальников, не признававших никаких резонов, пришлось жаловаться в Военный совет. После приказа оттуда “машина завертелась быстро”, и я даже удивился, как быстро ушел корабль и как быстро освободили подвалы. А я предупреждал начальников, силой занявших дворец, что придется им перетаскивать все обратно. Так и вышло, но я, как видите, в их напрасных трудах не виноват.
В Русском музее недавно провели проверку хранения художественных ценностей. Длительное хранение в неотапливаемом помещении, несмотря на проветривание летом, все же дает себя знать. На нескольких картинах появилась плесень. Собираю днями ученых, надо придумать, что делать. Освободить картины от упаковки и дать им “подышать”– опасно. Русский музей много видел уже за это время и бомб, и снарядов. Счастье, что строился так, что помещение стоит себе и стоит и надежно. Вот несколько дней тому назад четыре снаряда угодило в здание. Я выглянул в окно (Управление теперь расположено рядом) и испугался: всю площадь застлало дымом. Мне подумалось – пожар. Я прибежал в музей, скоро туда прибыл и Корнилов, зав[едующий] Изо отделом. Оказалось, что мы принимали за дым пыль и кирпич от разорвавшихся снарядов. Картины, хранящиеся в бронированных кладовых и в укрытых переходах, не пострадали».
Акт о проведении выборочной проверки сохранности коллекций Института этнографии Академии наук СССР, принятых на временное хранение в Государственный Эрмитаж в октябре 1941 года. 17 августа 1943 г. Машинопись. Заверенная копия. РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 6. Ед. хр. 1065. Л. 89.
Акт о проведении проверки сохранности ценностей из собрания отдела истории первобытной культуры Государственного Эрмитажа. 10 сентября 1943 г. Машинопись. Заверенная копия. РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 6. Ед. хр. 1065. Л. 90.
Акт о проведении проверки сохранности артефактов из собраний отдела Востока Государственного Эрмитажа. 11 сентября 1943 г. Машинопись. Заверенная копия. РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 6. Ед. хр. 1065. Л. 91.
Акт о проведении выборочной проверки сохранности коллекций отела Востока Государственного Эрмитажа. 25 сентября 1943 г. Машинопись. Заверенная копия. РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 6. Ед. хр. 1065. Л. 92.
Отчет Государственного Эрмитажа о деятельности по строительной части за I-III кварталы 1943 года. 2 октября 1943 г. Машинопись. Подлинник. РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 6. Ед. хр. 1066. Л. 5-5об.
Отчет Государственного Русского музея за первое полугодие 1943 года. Сентябрь 1943 г. Машинопись. Подлинник. РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 6. Ед. хр. 1065. Л. 134-135об.
Отчет главного хранителя Государственного Русского музея М.В. Фармаковского о состоянии художественных ценностей Государственного Русского музея и проведенных хранительских мероприятий. 22 сентября 1943 г. Машинопись. Подлинник. РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 6. Ед. хр. 1065. Л. 136-137об.
Краткий отчет начальника ГИОП Н.Н. Белехова о деятельности инспекции за первое полугодие 1943 года. Вторая половина 1943 г. Машинопись. Подлинник. РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 11. Ед. хр. 96. Л. 18-24.
Отчет о работе предприятий Отдела музеев и парков Управления по делам искусств за первое полугодие 1943 года. 1943 г. Машинопись. РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 6. Ед. хр. 1065. Л. 174-183.
Письмо начальника ГИОП Н.Н. Белехова председателю Комиссии по охране памятников КПДИ при СНК СССР И.Э. Грабарю о состоянии зданий-памятников Ленинграда, пострадавших во время войны, и необходимости привлечения дополнительных рабочих для реализации мер по обеспечению сохранности зданий. 28 сентября 1943 г. Машинопись. Подлинник. РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 11. Ед. хр. 93. Л. 13.
Сведения о гибели и повреждениях музейных ценностей Государственного Эрмитажа, произошедших в результате обстрелов и хранения в ненадлежащих условиях, переданные исполняющим обязанности директора Государственного Эрмитажа М.В. Доброклонским в КПДИ при СНК СССР. 2 октября 1943 г. Машинопись. Подлинник. РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 6. Ед. хр. 1123. Л. 1-2.
Сведения о состоянии зданий Государственного Эрмитажа на 1 октября 1943 г. 7 октября 1943 г. Машинопись. РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 6. Ед. хр. 1123. Л. 17-21.
Сведения о состоянии здания Государственного Русского музея. 7 октября 1943 г. Машинопись. РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 6. Ед. хр. 1123. Л. 22-23.
Докладная записка директора Государственного Русского музея Г.Е. Лебедева заместителю начальника Управления по делам искусств СНК РСФСР о экспонатах музея, поврежденных во время войны. 9 ноября 1943 г. Машинопись. Заверенная копия. РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 6. Ед. хр. 1122. Л. 7-8об.
Объяснительная записка к отчету Государственного Эрмитажа по хранительской, научно-исследовательской работе, полит-просвет работе и по повышению квалификации кадров за 1943 год. 1944 г. Машинопись. Подлинник. РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 6. Ед. хр. 1066. Л. 117-128
Отчет по обследованию состояния хранения художественных ценностей и работы Государственного Эрмитажа и Государственного Русского музея в Ленинграде. 1943 г. Машинопись. Подлинник. РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 6. Ед. хр. 1068. Л. 3-5об.
Отчет о работе Государственного Русского музея за 1943 год. Начало 1944 г. Машинопись. Подлинник. РГАЛИ. Ф. 2075. Оп. 7. Ед. хр. 138. Л. 54-60.