Фотография Иосифа Абгаровича Орбели. [1947 г.]РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 28. Ед. хр. 3694. Л. 36.
Выдающийся советский востоковед и общественный деятель, директор Государственного Эрмитажа в 1934-1951 годах, академик Иосиф Абгарович Орбели (1887-1961) родился в Кутаиси в семье статского советника, юриста А.И. Орбели и княжны В.М. Аргутинской-Долгорукой. После окончания в 1904 году 3-й Тифлисской гимназии поступил на классическое отделение историко-филологического факультета, а в 1907 году – на факультет восточных языков Императорского Санкт-Петербургского университета, который окончил в 1911 году. В течение нескольких последующих лет преподавал в Петроградском университете, Петроградском археологическом институте, Институте истории искусств и Лазаревском институте в Москве, состоял членом ряда археологических комиссий и обществ. В ноябре 1920 года был назначен хранителем отделения мусульманского средневековья Государственного Эрмитажа, в сентябре 1924 года – помощником директора музея, затем заведующим Отделом Востока (1926-1933). Совмещал службу в музее с активной научной, педагогической и общественной деятельностью. В июле 1934 года приказом Наркомпроса РСФСР был назначен на должность директора Государственного Эрмитажа, в которой оставался до 1951 года. Первую блокадную зиму провел в Ленинграде, обеспечив эвакуацию наиболее ценной части коллекций и охрану оставшихся в Ленинграде экспонатов Эрмитажа, а также ленинградских учреждений Академии наук СССР, за что в 1944 году был награжден Орденом Ленина и медалью «За оборону Ленинграда». В конце марта 1942 года в тяжелом состоянии был эвакуирован в Ереван. Два года спустя, вскоре после снятия блокады вернулся в Ленинград, где принимал участие в работе Чрезвычайной комиссии по обследованию ленинградских пригородных дворцов с целью установления ущерба, нанесенного фашистами, организовывал работы по восстановлению здания, интерьеров и экспозиций Эрмитажа. В 1946 году И.А. Орбели выступал в качестве свидетеля преступлений нацистов на Нюрнбергском процессе.
Выдающийся советский востоковед и общественный деятель, директор Государственного Эрмитажа в 1934-1951 годах, академик Иосиф Абгарович Орбели (1887-1961) родился в Кутаиси в семье статского советника, юриста А.И. Орбели и княжны В.М. Аргутинской-Долгорукой. После окончания в 1904 году 3-й Тифлисской гимназии поступил на классическое отделение историко-филологического факультета, а в 1907 году – на факультет восточных языков Императорского Санкт-Петербургского университета, который окончил в 1911 году. В течение нескольких последующих лет преподавал в Петроградском университете, Петроградском археологическом институте, Институте истории искусств и Лазаревском институте в Москве, состоял членом ряда археологических комиссий и обществ.
В ноябре 1920 года был назначен хранителем отделения мусульманского средневековья Государственного Эрмитажа, в сентябре 1924 года – помощником директора музея, затем заведующим Отделом Востока (1926-1933). Совмещал службу в музее с активной научной, педагогической и общественной деятельностью. В июле 1934 года приказом Наркомпроса РСФСР был назначен на должность директора Государственного Эрмитажа, в которой оставался до 1951 года.
Первую блокадную зиму провел в Ленинграде, обеспечив эвакуацию наиболее ценной части коллекций и охрану оставшихся в Ленинграде экспонатов Эрмитажа, а также ленинградских учреждений Академии наук СССР, за что в 1944 году был награжден Орденом Ленина и медалью «За оборону Ленинграда». В конце марта 1942 года в тяжелом состоянии был эвакуирован в Ереван. Два года спустя, вскоре после снятия блокады вернулся в Ленинград, где принимал участие в работе Чрезвычайной комиссии по обследованию ленинградских пригородных дворцов с целью установления ущерба, нанесенного фашистами, организовывал работы по восстановлению здания, интерьеров и экспозиций Эрмитажа. В 1946 году И.А. Орбели выступал в качестве свидетеля преступлений нацистов на Нюрнбергском процессе.
Приказ Наркомата Просвещения № 530 от 19 июля 1934 г. о назначении И.А. Орбели на должность директора Государственного Эрмитажа.1934 г.Машинопись. Заверенная копия.РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 28. Ед. хр. 3694. Л. 20.
Личный листок директора Государственного Эрмитажа И.А. Орбели.5 июля 1947 г.Подлинник. РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 28. Ед. хр. 3694. Л. 35-37об.
Справка-объективка на директора Государственного Эрмитажа И.А. Орбели.22 декабря 1949 г. Машинопись.РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 28. Ед. хр. 3694. Л. 53-53 об.
Фотография Михаила Васильевича Доброклонского.[1948 г.]РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 28. Ед. хр. 1393. Л. 12.
Искусствовед, исполняющий обязанности директора Государственного Эрмитажа в годы блокады Ленинграда Михаил Васильевич Доброклонский (1886-1964) родился в Петербурге в дворянской семье. В 1906-1909 годах учился в Императорском училище правоведения, по окончании которого поступил на службу делопроизводителем в Государственную канцелярию. С юных лет занимался самообразованием и изучал историю искусств, владел английским, французским, немецким, итальянским и латинским языками. Как писал М.В. Доброклонский в автобиографии, «в период времени с 1909 по 1914 годы изучал памятники искусства в главнейших западноевропейских музеях и на местах, проводя за границей ежегодно около двух месяцев». Вскоре после Октябрьской революции 1917 года М.В. Доброклонский решил окончательно связать свою жизнь с наукой и искусствознанием. 26 февраля 1919 года он поступил на работу в Государственный Эрмитаж, где последовательно занимал различные должности, в том числе, организовывал выставки. В 1930 году был назначен заведующим Отделом графики. Одновременно работал в Государственном институте истории искусств, Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина (с 1923 года – профессор), Институте иностранного туризма, с середины 1940-х годов заведовал кафедрой истории западного искусства Ленинградского государственного университета. В 1939 г. М.В. Доброклонский стал доктором исторических наук, а в 1941 году – доктором искусствоведения. В период блокады Ленинграда оставался в городе. После эвакуации из Ленинграда И.А. Орбели, с апреля 1942 года по июнь 1944-го исполнял обязанности директора Государственного Эрмитажа. В сентябре 1943 года стал член-корреспондентом АН СССР по Отделению истории и философии. М.В. Доброклонский написал более 100 научных трудов преимущественно по истории западноевропейского изобразительного искусства, занимался проблемами атрибуции и каталогизации графики из собрания музеев СССР. В 1964 году ему было присвоено почетное звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР.
Искусствовед, исполняющий обязанности директора Государственного Эрмитажа в годы блокады Ленинграда Михаил Васильевич Доброклонский (1886-1964) родился в Петербурге в дворянской семье. В 1906-1909 годах учился в Императорском училище правоведения, по окончании которого поступил на службу делопроизводителем в Государственную канцелярию.
С юных лет занимался самообразованием и изучал историю искусств, владел английским, французским, немецким, итальянским и латинским языками. Как писал М.В. Доброклонский в автобиографии, «в период времени с 1909 по 1914 годы изучал памятники искусства в главнейших западноевропейских музеях и на местах, проводя за границей ежегодно около двух месяцев». Вскоре после Октябрьской революции 1917 года М.В. Доброклонский решил окончательно связать свою жизнь с наукой и искусствознанием. 26 февраля 1919 года он поступил на работу в Государственный Эрмитаж, где последовательно занимал различные должности, в том числе, организовывал выставки. В 1930 году был назначен заведующим Отделом графики. Одновременно работал в Государственном институте истории искусств, Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина (с 1923 года – профессор), Институте иностранного туризма, с середины 1940-х годов заведовал кафедрой истории западного искусства Ленинградского государственного университета. В 1939 г. М.В. Доброклонский стал доктором исторических наук, а в 1941 году – доктором искусствоведения.
В период блокады Ленинграда оставался в городе. После эвакуации из Ленинграда И.А. Орбели, с апреля 1942 года по июнь 1944-го исполнял обязанности директора Государственного Эрмитажа. В сентябре 1943 года стал член-корреспондентом АН СССР по Отделению истории и философии.
М.В. Доброклонский написал более 100 научных трудов преимущественно по истории западноевропейского изобразительного искусства, занимался проблемами атрибуции и каталогизации графики из собрания музеев СССР. В 1964 году ему было присвоено почетное звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР.
Личный листок заведующего Отделом графики Государственного Эрмитажа М.В. Доброклонского.15 сентября 1947 г.Подлинник.РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 28. Ед. хр. 1393. Л. 1-2об.
Автобиография М.В. Доброклонского.15 сентября 1948 г.Автограф.РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 28. Ед. хр. 1393. Л. 14-15 об.
Фотография Владимира Францевича Левинсона-Лессинга. [1947 г.]РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 28. Ед. хр. 2873. Л. 16.
Искусствовед, педагог, директор филиала Государственного Эрмитажа в Свердловске в годы Великой Отечественной войны Владимир Францевич Левинсон-Лессинг (1893-1972) родился в городе Юрьеве Лифляндской губернии в семье геолога Ф.Ю. Левинсона-Лессинга. В 1902 году переехал в семьей в Петербург, учился в Коммерческом и Тенишевском училищах, много путешествовал по Европе и США, знакомясь с собраниями крупнейших музеев и историческими памятниками. В 1916 году окончил историко-филологический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета. В 1918 году работал в Комиссии по охране памятников искусства и старины, с 1919 по 1923 годы – в Государственном Русском музее. Одновременно работал в Государственной академии истории материальной культуры и других научных организациях, а с 1921 года – в качестве научного сотрудника в Государственном Эрмитаже. В 1932 году был назначен заместителем заведующего (с 1936 года – заведующим) одного из важнейших и самых крупных отделов музея – Отдела западноевропейского искусства. Проделал огромную работу по его реконструкции и экспонированию его собраний. Отличительной чертой В.Ф. Левинсона-Лессинга была энциклопедическая эрудиция в области истории искусства Западной Европы, которая нашла отражение как в его повседневной музейной работе, так и в многочисленных научных статьях и монографиях. В июне 1941 года приказом директора Государственного Эрмитажа И.А. Орбели В.Ф. Левинсон-Лессинг был назначен директором филиала музея в Свердловске. Через год после начала блокады, в сентябре 1942 года В.Ф. Левинсон-Лессинг предпринял командировку в осажденный Ленинград, чтобы вывезти из города книги и документы, необходимые сотрудникам для продолжения научной работы. В обратный путь он смог забрать с собой не только намеченный груз, но и шесть сотрудниц музея, которые находились в стадии крайнего истощения. Осенью 1945 года руководил реэвакуацией эрмитажных экспонатов в Ленинград. В декабре того же года был назначен заместителем директора Эрмитажа по научной части, в последующие годы совмещал работу в музее с преподаванием в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Академии художеств СССР и Ленинградском государственном университете.
Искусствовед, педагог, директор филиала Государственного Эрмитажа в Свердловске в годы Великой Отечественной войны Владимир Францевич Левинсон-Лессинг (1893-1972) родился в городе Юрьеве Лифляндской губернии в семье геолога Ф.Ю. Левинсона-Лессинга. В 1902 году переехал в семьей в Петербург, учился в Коммерческом и Тенишевском училищах, много путешествовал по Европе и США, знакомясь с собраниями крупнейших музеев и историческими памятниками. В 1916 году окончил историко-филологический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета.
В 1918 году работал в Комиссии по охране памятников искусства и старины, с 1919 по 1923 годы – в Государственном Русском музее. Одновременно работал в Государственной академии истории материальной культуры и других научных организациях, а с 1921 года – в качестве научного сотрудника в Государственном Эрмитаже. В 1932 году был назначен заместителем заведующего (с 1936 года – заведующим) одного из важнейших и самых крупных отделов музея – Отдела западноевропейского искусства. Проделал огромную работу по его реконструкции и экспонированию его собраний. Отличительной чертой В.Ф. Левинсона-Лессинга была энциклопедическая эрудиция в области истории искусства Западной Европы, которая нашла отражение как в его повседневной музейной работе, так и в многочисленных научных статьях и монографиях.
В июне 1941 года приказом директора Государственного Эрмитажа И.А. Орбели В.Ф. Левинсон-Лессинг был назначен директором филиала музея в Свердловске. Через год после начала блокады, в сентябре 1942 года В.Ф. Левинсон-Лессинг предпринял командировку в осажденный Ленинград, чтобы вывезти из города книги и документы, необходимые сотрудникам для продолжения научной работы. В обратный путь он смог забрать с собой не только намеченный груз, но и шесть сотрудниц музея, которые находились в стадии крайнего истощения.
Осенью 1945 года руководил реэвакуацией эрмитажных экспонатов в Ленинград. В декабре того же года был назначен заместителем директора Эрмитажа по научной части, в последующие годы совмещал работу в музее с преподаванием в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Академии художеств СССР и Ленинградском государственном университете.
Характеристика Государственного Эрмитажа, выданная заведующему Отделом западно-европейского искусства Эрмитажа В.Ф. Левинсону-Лессингу.10 июня 1940 г.Машинопись. Подлинник.РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 28. Ед. хр. 2873. Л. 6-6об.
Характеристика Государственного Эрмитажа, выданная заведующему Отделом западно-европейского искусства Эрмитажа В.Ф. Левинсону-Лессингу.10 июня 1940 г.Машинопись. Подлинник.РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 28. Ед. хр. 2873. Л. 10-12.
Письмо директора Государственного Эрмитажа И.А. Орбели председателю КПДИ при СНК СССР М.Б. Храпченко с предложением назначить на должность заместителя директора Эрмитажа В.Ф. Левинсона-Лессинга.13 ноября 1945 г. Машинопись. Подлинник.РГАЛИ. Ф. 2894. Оп. 1. Ед. хр. 428. Л. 3-3об.
Личный листок заместителя директора по научной части Государственного Эрмитажа В.Ф. Левинсона-Лессинга.5 июля 1947 г.Подлинник. РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 28. Ед. хр. 2873. Л. 15-17 об.
Автобиография В.Ф. Левинсона-Лессинга.2 июля 1947 г.Автограф.РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 28. Ед. хр. 2873. Л. 18-19об.
Фотография Бориса Борисовича Пиотровского.[1949 г.]РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 28. Ед. хр. 3855. Л. 4.
Археолог, востоковед, доктор исторических наук Борис Борисович Пиотровский (1908-1990) родился в Санкт-Петербурге в семье потомственных дворян. Еще в период учебы в гимназии увлекся историей, а в 1922 году начал посещать занятия по египетской иероглифике в Эрмитаже. В 1925-1930 годах учился на факультете языковедения и материальной культуры Ленинградского государственного университета. После его окончания решил заниматься не древнеегипетской, а урартской письменностью, и вскоре совершил свою первую экспедицию в Закавказье. С 1931 года работал в Эрмитаже в качестве старшего научного сотрудника. Пережил первую, самую тяжелую зиму 1941-1942 годов в Ленинграде, выполняя, помимо основой работы, и общественную в качестве помощника начальника пожарной охраны Эрмитажа и Зимнего дворца. В конце марта 1942 года, после завершения консервационных работ, вместе с директором Эрмитажа И.А. Орбели и группой сотрудников был эвакуирован в Ереван для продолжения научной работы. В 1943 году увидела свет его первая книга «История и культура Урарту», которая заставила говорить о Б.Б. Пиотровском как об одном из крупнейших специалистов по истории Закавказья. 30 января 1944 года в Академии наук Армянской ССР состоялась защита его докторской диссертации, а в 1945 году он был избран член-корреспондентом Академии наук Армянской ССР. В мае 1949 года Б.Б. Пиотровский был назначен заместителем директора Эрмитажа по научной части, в мае 1953 года перешел на работу в Институт истории материальной культуры. В 1964 году был назначен директором Государственного Эрмитажа и оставался в этой должности до 1990 года.
Археолог, востоковед, доктор исторических наук Борис Борисович Пиотровский (1908-1990) родился в Санкт-Петербурге в семье потомственных дворян. Еще в период учебы в гимназии увлекся историей, а в 1922 году начал посещать занятия по египетской иероглифике в Эрмитаже. В 1925-1930 годах учился на факультете языковедения и материальной культуры Ленинградского государственного университета. После его окончания решил заниматься не древнеегипетской, а урартской письменностью, и вскоре совершил свою первую экспедицию в Закавказье. С 1931 года работал в Эрмитаже в качестве старшего научного сотрудника.
Пережил первую, самую тяжелую зиму 1941-1942 годов в Ленинграде, выполняя, помимо основой работы, и общественную в качестве помощника начальника пожарной охраны Эрмитажа и Зимнего дворца. В конце марта 1942 года, после завершения консервационных работ, вместе с директором Эрмитажа И.А. Орбели и группой сотрудников был эвакуирован в Ереван для продолжения научной работы. В 1943 году увидела свет его первая книга «История и культура Урарту», которая заставила говорить о Б.Б. Пиотровском как об одном из крупнейших специалистов по истории Закавказья. 30 января 1944 года в Академии наук Армянской ССР состоялась защита его докторской диссертации, а в 1945 году он был избран член-корреспондентом Академии наук Армянской ССР.
В мае 1949 года Б.Б. Пиотровский был назначен заместителем директора Эрмитажа по научной части, в мае 1953 года перешел на работу в Институт истории материальной культуры. В 1964 году был назначен директором Государственного Эрмитажа и оставался в этой должности до 1990 года.
Личный листок старшего научного сотрудника Государственного Эрмитажа Б.Б. Пиотровского.27 марта 1949 г.Подлинник.РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 28. Ед. хр. 3855. Л. 3-5об.
Автобиография Б.Б. Пиотровского. 16 марта 1949 г.Автограф.РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 28. Ед. хр. 3855. Л. 6-6 об.
Выписка из приказа КПДИ при СНК СССР №337 от 6 мая 1949 г. об утверждении Б.Б. Пиотровского на должность заместителя директора по научной части Государственного Эрмитажа. 1949 г. Машинопись. Заверенная копия.РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 28. Ед. хр. 3855. Л. 9.
Справка-объективка на заместителя директора по научной части Государственного Эрмитажа Б.Б. Пиотровского.19 декабря 1949 г.Машинопись. Подлинник. РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 28. Ед. хр. 3855. Л. 10.
Фотографии Ады Васильевны Вильм.1930-е и [1964] гг.РГАЛИ. Ф. 2208. Оп. 3. Ед. хр. 63. Л. 2, 4.
Ученый секретарь Государственного Эрмитажа Ада Васильевна (Магдалина Францевна) Вильм (1898-1970) родилась в Санкт-Петербурге. В младенчестве была помещена в Воспитательный дом, откуда ее удочерила петербургская мещанка Э.В. Вильм. До 1916 года училась в частной гимназии, в сентябре 1917-го поступила на должность письмоводителя-бухгалтера в канцелярию 989-го полевого запасного госпиталя. В 1921-1927 гг. работала на различных делопроизводственных должностях в Архангельске и Ленинграде. С 12 июля 1927 года по 6 сентября 1940-го служила переводчиком, секретарем, затем уполномоченным Ленинградского отделения Всесоюзного общества культурной связи с заграницей (ВОКС). В сентябре 1940 года А.В. Вильм была принята на должность ученого секретаря Государственного Эрмитажа. В период блокады оставалась в Ленинграде, продолжая вести научную и общественную работу. В условиях войны с Германией сменила имя с Магдалины Францевны на Аду Васильевну. По решению И.А. Орбели в январе 1942 года А.В. Вильм была назначена заведующей стационаром на 100 коек, созданным для сотрудников Эрмитажа, Музея революции, Музея В.И. Ленина, Музея этнографии и Русского музея. Также руководила командой МПВО Эрмитажа, которая по праву считалась одной из лучших в осажденном городе. Награждена медалью «За оборону Ленинграда» (1943) и почетной грамотой Комитета по делам искусств при СНК СССР за охрану памятников искусства и работу с Эрмитаже (1944).
Ученый секретарь Государственного Эрмитажа Ада Васильевна (Магдалина Францевна) Вильм (1898-1970) родилась в Санкт-Петербурге. В младенчестве была помещена в Воспитательный дом, откуда ее удочерила петербургская мещанка Э.В. Вильм. До 1916 года училась в частной гимназии, в сентябре 1917-го поступила на должность письмоводителя-бухгалтера в канцелярию 989-го полевого запасного госпиталя. В 1921-1927 гг. работала на различных делопроизводственных должностях в Архангельске и Ленинграде. С 12 июля 1927 года по 6 сентября 1940-го служила переводчиком, секретарем, затем уполномоченным Ленинградского отделения Всесоюзного общества культурной связи с заграницей (ВОКС).
В сентябре 1940 года А.В. Вильм была принята на должность ученого секретаря Государственного Эрмитажа. В период блокады оставалась в Ленинграде, продолжая вести научную и общественную работу. В условиях войны с Германией сменила имя с Магдалины Францевны на Аду Васильевну.
По решению И.А. Орбели в январе 1942 года А.В. Вильм была назначена заведующей стационаром на 100 коек, созданным для сотрудников Эрмитажа, Музея революции, Музея В.И. Ленина, Музея этнографии и Русского музея. Также руководила командой МПВО Эрмитажа, которая по праву считалась одной из лучших в осажденном городе. Награждена медалью «За оборону Ленинграда» (1943) и почетной грамотой Комитета по делам искусств при СНК СССР за охрану памятников искусства и работу с Эрмитаже (1944).
Личный листок ученого секретаря Государственного Эрмитажа А.В. Вильм.4 апреля 1945 г. Подлинник.РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 28. Ед. хр. 792. Л. 5-7об.
Автобиография А.В. Вильм. 3 апреля 1945 г.Автограф.РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 28. Ед. хр. 792. Л. 8-8об.
Фотография Владислава Михайловича Глинки.1940-е гг.РГАЛИ. Ф. 631. Оп. 39. Ед. хр. 1469. Л. 3.
Историк и писатель, в годы блокады Ленинграда – хранитель коллекции музея Института русской литературы, а затем главный хранитель Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, Владислав Михайлович Глинка (1903-1983) родился в Старой Руссе в семье военного врача и дочери писателя С.Н. Кривенко. В 1919 году в возрасте 16 лет ушел добровольцем в Красную армию. После окончания гражданской войны поступил на рабфак Ленинградского политехнического университета, откуда перешел на правовое отделение Ленинградского государственного университета, которое окончил в 1927 году. От карьеры юриста В.М. Глинка отказался и стал работать экскурсоводом, а затем научным сотрудником в различных музеях Ленинграда и пригородов. В 1932-1941 годах работал старшим научным сотрудником историко-бытового отдела Русского Музея. В апреле 1941-го был принят на аналогичную должность во вновь созданный Отдел истории русской культуры в Государственный Эрмитаж. После начала блокады остался в Ленинграде. В марте-июне 1942 года работал санитаром в 78-ом эвакуационном госпитале, затем поступил на должность хранителя в музей Института русской литературы АН СССР. С началом реэвакуации коллекций Эрмитажа был вновь принят на работу в Отдел истории русской культуры и назначен его главным хранителем. Сфера научных интересов В.М. Глинки охватывала, прежде всего, Отечественную войну 1812 года и восстание декабристов. С этими темами связаны как его основные научные труды («Пушкин и военная галерея Зимнего дворца», «Русский военный костюм XVIII — начала XX века»), так и написанные им исторические романы и повести для юношества («Бородино», «Судьба дворцового гренадера», «Старосольская повесть», «Жизнь Лаврентия Серякова», «История унтера Иванова» и др.). Истории жизни В.М. Глинки и его многолетней работе в Государственном Эрмитаже посвящена двухтомная книга «Хранитель», созданная его племянником М.С. Глинкой, которого Владислав Михайлович вместе с сестрой усыновил в 1944 году после смерти своего брата и его жены, в соавторстве с Г.В. Вилинбаховым и М.Б. Пиотровским.
Историк и писатель, в годы блокады Ленинграда – хранитель коллекции музея Института русской литературы, а затем главный хранитель Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, Владислав Михайлович Глинка (1903-1983) родился в Старой Руссе в семье военного врача и дочери писателя С.Н. Кривенко. В 1919 году в возрасте 16 лет ушел добровольцем в Красную армию. После окончания гражданской войны поступил на рабфак Ленинградского политехнического университета, откуда перешел на правовое отделение Ленинградского государственного университета, которое окончил в 1927 году.
От карьеры юриста В.М. Глинка отказался и стал работать экскурсоводом, а затем научным сотрудником в различных музеях Ленинграда и пригородов. В 1932-1941 годах работал старшим научным сотрудником историко-бытового отдела Русского Музея. В апреле 1941-го был принят на аналогичную должность во вновь созданный Отдел истории русской культуры в Государственный Эрмитаж. После начала блокады остался в Ленинграде. В марте-июне 1942 года работал санитаром в 78-ом эвакуационном госпитале, затем поступил на должность хранителя в музей Института русской литературы АН СССР. С началом реэвакуации коллекций Эрмитажа был вновь принят на работу в Отдел истории русской культуры и назначен его главным хранителем.
Сфера научных интересов В.М. Глинки охватывала, прежде всего, Отечественную войну 1812 года и восстание декабристов. С этими темами связаны как его основные научные труды («Пушкин и военная галерея Зимнего дворца», «Русский военный костюм XVIII — начала XX века»), так и написанные им исторические романы и повести для юношества («Бородино», «Судьба дворцового гренадера», «Старосольская повесть», «Жизнь Лаврентия Серякова», «История унтера Иванова» и др.).
Истории жизни В.М. Глинки и его многолетней работе в Государственном Эрмитаже посвящена двухтомная книга «Хранитель», созданная его племянником М.С. Глинкой, которого Владислав Михайлович вместе с сестрой усыновил в 1944 году после смерти своего брата и его жены, в соавторстве с Г.В. Вилинбаховым и М.Б. Пиотровским.
Автобиография В.М. Глинки.1945 г.Автограф.РГАЛИ. Ф. 631. Оп. 39. Ед. хр. 1469. Л. 30.
Карточка члена ССП СССР В.М. Глинки.20 октября 1978 г. Подлинник.РГАЛИ. Ф. 631. Оп. 39. Ед. хр. 1469. Л. 5-6об.
Характеристика Ленинградского отделения ССП СССР, выданная В.М. Глинке.1970-е - 1980-е гг. Машинопись. Подлинник.РГАЛИ. Ф. 631. Оп. 39. Ед. хр. 1469. Л. 20.
Поздравление секретариата правления ССП СССР в связи с 80-летием В.М. Глинки. 1983 г. Машинопись. Копия. РГАЛИ. Ф. 631. Оп. 39. Ед. хр. 1469. Л. 21.
Советский историк и искусствовед, специалист по Итальянскому Возрождению, доктор исторических наук, профессор Матвей Александрович Гуковский (1898-1971) родился в Петербурге в состоятельной семье. В 1917 году окончил с золотой медалью гимназию и поступил в Петроградский технологический институт, откуда в 1919 году перешел на исторический факультет Петроградского государственного университета, который успешно окончил в 1923 году. Еще в период учебы в университете начал работать научным сотрудником (затем помощником ученого секретаря) Ленинградской публичной библиотеки. В 1929 году Союзом работников высшей школы был выдвинут на должность ученого секретаря библиотеки Академии наук СССР. С 1933 года начал преподавательскую работу, и уже на следующий год получил звание профессора кафедры истории средних веков Ленинградского института истории, философии и лингвистики. После слияния ЛИФЛИ с Ленинградским университетом продолжил работу на историческом факультете. В 1939 году защитил докторскую диссертацию на тему «Механика Леонардо да Винчи». С марта 1942 года по май 1944-го находился с университетом в эвакуации в Саратове. По возвращении в Ленинград был принят на должность заведующего отделением оружия в Государственный Эрмитаж, в 1948 году стал заместителем директора по научной и научно-просветительской части Эрмитажа, а в 1949 году был переведен в качестве старшего научного сотрудника в Отдел истории западно-европейского искусства. В 1949 году М.А. Гуковский был арестован и впоследствии приговорен к 10 годам лишения свободы за контрреволюционную агитацию. После освобождения и реабилитации в середине 1950-х годов был назначен на должность заместителя заведующего Отдела истории западноевропейского искусства Эрмитажа, а с 1960 года возглавил его Научную библиотеку.
Советский историк и искусствовед, специалист по Итальянскому Возрождению, доктор исторических наук, профессор Матвей Александрович Гуковский (1898-1971) родился в Петербурге в состоятельной семье. В 1917 году окончил с золотой медалью гимназию и поступил в Петроградский технологический институт, откуда в 1919 году перешел на исторический факультет Петроградского государственного университета, который успешно окончил в 1923 году. Еще в период учебы в университете начал работать научным сотрудником (затем помощником ученого секретаря) Ленинградской публичной библиотеки.
В 1929 году Союзом работников высшей школы был выдвинут на должность ученого секретаря библиотеки Академии наук СССР. С 1933 года начал преподавательскую работу, и уже на следующий год получил звание профессора кафедры истории средних веков Ленинградского института истории, философии и лингвистики. После слияния ЛИФЛИ с Ленинградским университетом продолжил работу на историческом факультете. В 1939 году защитил докторскую диссертацию на тему «Механика Леонардо да Винчи». С марта 1942 года по май 1944-го находился с университетом в эвакуации в Саратове.
По возвращении в Ленинград был принят на должность заведующего отделением оружия в Государственный Эрмитаж, в 1948 году стал заместителем директора по научной и научно-просветительской части Эрмитажа, а в 1949 году был переведен в качестве старшего научного сотрудника в Отдел истории западно-европейского искусства.
В 1949 году М.А. Гуковский был арестован и впоследствии приговорен к 10 годам лишения свободы за контрреволюционную агитацию. После освобождения и реабилитации в середине 1950-х годов был назначен на должность заместителя заведующего Отдела истории западноевропейского искусства Эрмитажа, а с 1960 года возглавил его Научную библиотеку.
Автобиография М.А. Гуковского.7 февраля 1942 г.Автограф.РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 28. Ед. хр. 1220. Л. 3-4.
Личный листок по учету кадров заведующего отделом Государственного Эрмитажа М.А. Гуковского.1946-1948 гг.Подлинник.РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 28. Ед. хр. 1220. Л. 1-2об., 5.
Фотография Евгения Арсеньевича Румянцева.[1940 г.]РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 28. Ед. хр. 4221. Л. 6.
Геофизик, реставратор, коллекционер Евгений Арсеньевич Румянцев (1894-1964) родился в 1894 году в Петербурге в семье служащего Гознака. После окончания гимназии работал в страховом обществе «Россия». В 1919 году ушел добровольцем в Красную армию, служил на Северном фронте. Занимался восстановлением радиостанций, оставленных Белой армией, и наладкой радиосвязи. В 1921 году был назначен начальником радиотелеграфного отдела в Карелии, занимался установкой радиостанций и подготовкой местных специалистов. В 1922 году перевелся на работу в Ленинград, где занимал различные должности в системе Северо-Западного управления связи. Во второй половине 1920-х – начале 1930-х годов занимался научно-исследовательской работой по применению радиотехнических методов в геологоразведке. В 1930-1935 годах руководил спецлабораторией в Центральном научно-исследовательском геологоразведочном институте (ЦНИГРИ), затем работал в Институте телевидения и на радиотелеграфном заводе. Весной 1938 года Е.А. Румянцев стал инженером-инспектором и заведующим отделом технической реставрации Государственного Эрмитажа, отвечал за хранение и выдачу сильнодействующих ядовитых веществ. В музее Румянцев занимался реставрацией археологических памятников, разрабатывал новые методы реставрации металла, дерева и керамики. В 1940 году он возобновил работы по изготовлению опытного образца металлоискателя, начатые еще в ЦНИГРИ. В ноябре 1941 года вступил в Ленинградскую армию народного ополчения. Весной 1942 года вернулся на работу в филиал Государственного Эрмитажа, где заведовал отделом реставрации и консервации. В течение 1942 года им была подготовлена научно-исследовательская работа «Подготовка Государственного Эрмитажа к реэвакуации», также он занимался реставрацией эвакуированных художественных ценностей и экспонатов местных музеев.
Геофизик, реставратор, коллекционер Евгений Арсеньевич Румянцев (1894-1964) родился в 1894 году в Петербурге в семье служащего Гознака. После окончания гимназии работал в страховом обществе «Россия». В 1919 году ушел добровольцем в Красную армию, служил на Северном фронте. Занимался восстановлением радиостанций, оставленных Белой армией, и наладкой радиосвязи. В 1921 году был назначен начальником радиотелеграфного отдела в Карелии, занимался установкой радиостанций и подготовкой местных специалистов. В 1922 году перевелся на работу в Ленинград, где занимал различные должности в системе Северо-Западного управления связи. Во второй половине 1920-х – начале 1930-х годов занимался научно-исследовательской работой по применению радиотехнических методов в геологоразведке. В 1930-1935 годах руководил спецлабораторией в Центральном научно-исследовательском геологоразведочном институте (ЦНИГРИ), затем работал в Институте телевидения и на радиотелеграфном заводе.
Весной 1938 года Е.А. Румянцев стал инженером-инспектором и заведующим отделом технической реставрации Государственного Эрмитажа, отвечал за хранение и выдачу сильнодействующих ядовитых веществ. В музее Румянцев занимался реставрацией археологических памятников, разрабатывал новые методы реставрации металла, дерева и керамики. В 1940 году он возобновил работы по изготовлению опытного образца металлоискателя, начатые еще в ЦНИГРИ.
В ноябре 1941 года вступил в Ленинградскую армию народного ополчения. Весной 1942 года вернулся на работу в филиал Государственного Эрмитажа, где заведовал отделом реставрации и консервации. В течение 1942 года им была подготовлена научно-исследовательская работа «Подготовка Государственного Эрмитажа к реэвакуации», также он занимался реставрацией эвакуированных художественных ценностей и экспонатов местных музеев.
Личный листок заведующего Отделом реставрации Государственного Эрмитажа Е.А. Румянцева. 8 мая 1940 г.Подлинник. РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 28. Ед. хр. 4221. Л. 1-2об.
Автобиография Е.А. Румянцева.8 мая 1940 г.Автограф, машинописная копия.РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 28. Ед. хр. 4221. Л. 3-4, 5-7.
Фотография Георгия Ефимовича Лебедева. [1944 г.]РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 28. Ед. хр. 2846. Л. 5.
Искусствовед, исследователь русского искусства XVIII—XIX веков Георгий Ефимович Лебедев (1903-1958) родился в городе Мстиславле Могилевской губернии в семье учителя. В 1921-1925 годах работал на должности статистика в различных учреждениях Гомеля и Минска, в октябре 1925 – сентябре 1926 годов заведовал художественным отделом Белорусского государственного музея. В 1926-1930 годах учился в Институте истории искусств в Ленинграде, одновременно подрабатывал сотрудником сцены в оперном театре. В 1931 году поступил на службу в массовый отдел Ленсовета, где получил должность заведующего художественно-выставочным цехом. В июле 1933 года был принят на должность старшего научного сотрудника Государственного Русского музея, где окончательно определилась сфера его научных интересов. Затем последовательно занимал должности заведующего секцией живописи (1934-1935), заведующего Отделом Нового искусства (1935-1937), заместителя директора по научной части (1937-1941). В 1937 году были напечатаны две его книги – «Русские художники XVIII века» и «Русская живопись первой половины XVIII века». После начала войны Г.Е. Лебедев активно участвовал в организации эвакуации художественных ценностей Русского музея. В сентябре 1941-го он был назначен исполняющим обязанности директора, в годы блокады оставался в Ленинграде. Награжден медалью «За оборону Ленинграда» и почетной грамотой КПДИ при СНК СССР. Вел дневник, который оказалось возможным опубликовать целиком, без купюр, только в 1973 году, уже после смерти автора. В 1946 году Г.Е. Лебедев подготовил издание, приуроченное к 150-летию Русского музея, после чего ушел из него, полностью посвятив себя педагогической работе в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. В. И. Мухиной и Ленинградском государственном университете. Запись из дневника Г.Е. Лебедева от 10 мая 1942 года: «Один из наиболее острых моментов во всей моей жизни — тушение зажигательных бомб, упавших в садике перед главным фасадом. Рядом горит крыша Музея этнографии. Багровое зарево освещает низкие тучи. Я, Фармаковский, Эмме и кто-то еще засыпаем песком шипящую гадину, она брызжет огнем, слепит глаза, воняет, не желает сдаваться. И все это время над головой — басовый, тяжелый гул “хейнкеля”. Весь организм тревожно ждет страшного удара фугасной. … Непрерывно гремят зенитки. В их оркестр врывается дискантовый вой осколков; они шлепаются где-то совсем близко, сбивают листья с кустов, барабанят по крышам. Вскоре, сидя в бомбоубежище и немного успокоившись, я пытаюсь дать себе отчет в происшедшем. Что же, собственно, произошло? Как будто ничего особенного, значительного, необычного. Мы сделали только то, что делают сейчас многие ленинградские мальчишки. Но почему же так бьется сердце, зачем эта бледность щек и нервная дрожь пальцев?»
Искусствовед, исследователь русского искусства XVIII—XIX веков Георгий Ефимович Лебедев (1903-1958) родился в городе Мстиславле Могилевской губернии в семье учителя. В 1921-1925 годах работал на должности статистика в различных учреждениях Гомеля и Минска, в октябре 1925 – сентябре 1926 годов заведовал художественным отделом Белорусского государственного музея.
В 1926-1930 годах учился в Институте истории искусств в Ленинграде, одновременно подрабатывал сотрудником сцены в оперном театре. В 1931 году поступил на службу в массовый отдел Ленсовета, где получил должность заведующего художественно-выставочным цехом. В июле 1933 года был принят на должность старшего научного сотрудника Государственного Русского музея, где окончательно определилась сфера его научных интересов. Затем последовательно занимал должности заведующего секцией живописи (1934-1935), заведующего Отделом Нового искусства (1935-1937), заместителя директора по научной части (1937-1941). В 1937 году были напечатаны две его книги – «Русские художники XVIII века» и «Русская живопись первой половины XVIII века».
После начала войны Г.Е. Лебедев активно участвовал в организации эвакуации художественных ценностей Русского музея. В сентябре 1941-го он был назначен исполняющим обязанности директора, в годы блокады оставался в Ленинграде. Награжден медалью «За оборону Ленинграда» и почетной грамотой КПДИ при СНК СССР. Вел дневник, который оказалось возможным опубликовать целиком, без купюр, только в 1973 году, уже после смерти автора.
В 1946 году Г.Е. Лебедев подготовил издание, приуроченное к 150-летию Русского музея, после чего ушел из него, полностью посвятив себя педагогической работе в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. В. И. Мухиной и Ленинградском государственном университете.
Запись из дневника Г.Е. Лебедева от 10 мая 1942 года: «Один из наиболее острых моментов во всей моей жизни — тушение зажигательных бомб, упавших в садике перед главным фасадом. Рядом горит крыша Музея этнографии. Багровое зарево освещает низкие тучи. Я, Фармаковский, Эмме и кто-то еще засыпаем песком шипящую гадину, она брызжет огнем, слепит глаза, воняет, не желает сдаваться. И все это время над головой — басовый, тяжелый гул “хейнкеля”. Весь организм тревожно ждет страшного удара фугасной.
… Непрерывно гремят зенитки. В их оркестр врывается дискантовый вой осколков; они шлепаются где-то совсем близко, сбивают листья с кустов, барабанят по крышам.
Вскоре, сидя в бомбоубежище и немного успокоившись, я пытаюсь дать себе отчет в происшедшем. Что же, собственно, произошло? Как будто ничего особенного, значительного, необычного. Мы сделали только то, что делают сейчас многие ленинградские мальчишки. Но почему же так бьется сердце, зачем эта бледность щек и нервная дрожь пальцев?»
Личный листок исполняющего обязанности директора Государственного Русского музея Г.Е. Лебедева.8 февраля 1944 г.Подлинник. РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 28. Ед. хр. 2846. Л. 4-6об.
Автобиография Г.Е. Лебедева. 7 сентября 1944 г.Автограф.РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 28. Ед. хр. 2846. Л. 7.
Аттестация Управления по делам искусств при СНК РСФСР на исполняющего обязанности директора Государственного Русского музея Г.Е. Лебедева. 3 октября 1944 г. Машинопись. Подлинник. РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 28. Ед. хр. 2846. Л. 3-3об.
Фотография Петра Казимировича Балтуна. [1954 г.] РГАЛИ. Ф. 2940. Оп. 3. Ед. хр. 96. Л. 1а.
Исполняющий обязанности директора Русского музея, директор филиала музея в Молотове Петр Казимирович Балтун (1904-1980) родился в Петербурге в семье рабочего Путиловского завода. С конца 1920 года работал в управлении Северо-Западных железных дорог, затем на различных комсомольских и партийных должностях. В мае 1935 года был назначен на должность заместителя директора Государственного Русского музея, а с начала 1941 года исполнял обязанности его директора. С первых дней Великой Отечественной войны руководил эвакуацией художественных ценностей Русского музея, а затем по приказу Комитета по делам искусств при СНК СССР занимался организацией хранения эвакуированных экспонатов ряда художественных музеев на Урале. В 1945 года П.К. Балтун вернулся в Ленинград и возглавил восстановительные работы в Русском музее, в 1945-1951 годах был председателем его Ученого совета. В 1947-1953 годах учился в Институте живописи, скульптуры и архитекторы им. И.Е. Репина, по окончании которого ему была присвоена квалификация искусствоведа. В послевоенные годы работал заместителем председателя Ленизо, заместителем директора по научной части музея Академии художеств СССР, затем был назначен директором Ленинградского отделения ИЗОГИЗ. В 1981 году в издательстве «Изобразительное искусство» вышла книга П.К. Балтуна «Русский музей – эвакуация, блокада, восстановление».
Исполняющий обязанности директора Русского музея, директор филиала музея в Молотове Петр Казимирович Балтун (1904-1980) родился в Петербурге в семье рабочего Путиловского завода. С конца 1920 года работал в управлении Северо-Западных железных дорог, затем на различных комсомольских и партийных должностях.
В мае 1935 года был назначен на должность заместителя директора Государственного Русского музея, а с начала 1941 года исполнял обязанности его директора. С первых дней Великой Отечественной войны руководил эвакуацией художественных ценностей Русского музея, а затем по приказу Комитета по делам искусств при СНК СССР занимался организацией хранения эвакуированных экспонатов ряда художественных музеев на Урале.
В 1945 года П.К. Балтун вернулся в Ленинград и возглавил восстановительные работы в Русском музее, в 1945-1951 годах был председателем его Ученого совета. В 1947-1953 годах учился в Институте живописи, скульптуры и архитекторы им. И.Е. Репина, по окончании которого ему была присвоена квалификация искусствоведа. В послевоенные годы работал заместителем председателя Ленизо, заместителем директора по научной части музея Академии художеств СССР, затем был назначен директором Ленинградского отделения ИЗОГИЗ. В 1981 году в издательстве «Изобразительное искусство» вышла книга П.К. Балтуна «Русский музей – эвакуация, блокада, восстановление».
Автобиография П.К. Балтуна. 16 сентября 1954 г. Автограф. РГАЛИ. Ф. 2940. Оп. 3. Ед. хр. 96. Л. 6-7.
Личная карточка члена ССХ СССР П.К. Балтуна. 16 сентября 1954 г. Подлинник.РГАЛИ. Ф. 2940. Оп. 3. Ед. хр. 96. Л. 1-4.
Художник, искусствовед, заведующий Отделом прикладного искусства Русского музея Борис Николаевич Эмме (1895-1955) родился в Москве в семье служащих. Вскоре переехал в Петербург, где в 1913 году поступил в Центральное училище технического рисования (ЦУТР), которое успешно окончил в 1918 году, став художником прикладного искусства. В 1918-1921 годах работал преподавателем и инспектором по художественному воспитанию в трудовой школе Выборгского района Петрограда, в 1921-1923 годах – помощником директора музея при ЦУТР. В 1923 году Б.Н. Эмме был принят на должность помощника хранителя Отдела прикладного искусства Нового времени в Государственный Эрмитаж, где работал под руководством профессора Э.К. Кверфельдта. В 1935 году стал заведующим Отделом прикладного искусства Государственного Русского музея, позднее получил должность заместителя директора по научной части. Занимался хранительской работой, пополнением и систематизацией коллекций керамики, серебра и других предметов декоративно-прикладного искусства, а также созданием выставок и научным консультированием ведущих советских музеев. После начала Великой Отечественной войны Б.Н. Эмме занимался подготовкой художественных ценностей к эвакуации и их сопровождением к месту назначения. Вернувшись в Ленинград в период блокады, Эмме был привлечен Отделом охраны памятников искусства при Леоноблисполкоме к работе по учету и охране государственных и частных собраний произведений искусства. В августе 1942 года Н.Б. Эмме в тяжелом состоянии эвакуировали из Ленинграда. По выздоровлении он был назначен заместителем директора филиала Русского музея в Соликамске.
Художник, искусствовед, заведующий Отделом прикладного искусства Русского музея Борис Николаевич Эмме (1895-1955) родился в Москве в семье служащих. Вскоре переехал в Петербург, где в 1913 году поступил в Центральное училище технического рисования (ЦУТР), которое успешно окончил в 1918 году, став художником прикладного искусства. В 1918-1921 годах работал преподавателем и инспектором по художественному воспитанию в трудовой школе Выборгского района Петрограда, в 1921-1923 годах – помощником директора музея при ЦУТР.
В 1923 году Б.Н. Эмме был принят на должность помощника хранителя Отдела прикладного искусства Нового времени в Государственный Эрмитаж, где работал под руководством профессора Э.К. Кверфельдта. В 1935 году стал заведующим Отделом прикладного искусства Государственного Русского музея, позднее получил должность заместителя директора по научной части. Занимался хранительской работой, пополнением и систематизацией коллекций керамики, серебра и других предметов декоративно-прикладного искусства, а также созданием выставок и научным консультированием ведущих советских музеев.
После начала Великой Отечественной войны Б.Н. Эмме занимался подготовкой художественных ценностей к эвакуации и их сопровождением к месту назначения. Вернувшись в Ленинград в период блокады, Эмме был привлечен Отделом охраны памятников искусства при Леоноблисполкоме к работе по учету и охране государственных и частных собраний произведений искусства. В августе 1942 года Н.Б. Эмме в тяжелом состоянии эвакуировали из Ленинграда. По выздоровлении он был назначен заместителем директора филиала Русского музея в Соликамске.
Личный листок заместителя директора филиала Государственного Русского музея в Соликамске Б.Н. Эмме. 15 декабря 1942 г. Машинопись.РГАЛИ. Ф. 2075. Оп. 7. Ед. хр. 144. Л. 14-15об.
Ходатайство директора Государственного Русского музея П.К. Балтуна в Аттестационную комиссию по делам высшей школы о присуждении Б.Н. Эмме ученой степени кандидата искусствоведческих наук. Декабрь 1943 г. Машинопись. Подлинник. РГАЛИ. Ф. 2075. Оп. 7. Ед. хр. 144. Л. 1-2 об.
Искусствовед, реставратор Марина Александровна Тихомирова (1911-1992) родилась в Санкт-Петербурге, в 1931 году окончила факультет истории материальной культуры и музееведения Ленинградского историко-лингвистического института. В 1931-1934 годах работала старшим научным сотрудником Музея города Ленгорисполкома и Военно-морского музея. В 1935 году поступила на работу во дворцы-музеи Петергофа – сначала экскурсоводом, затем методистом и научным сотрудником. Занималась разработкой экскурсий по музеям и паркам этого ансамбля, созданием выставок и экспозиций, читала лекции по истории музейных памятников. После начала Великой Отечественной войны осталась в Ленинграде и стала главным хранителем имущества Петергофских музеев, которое успели вывезти из пригородов в Ленинград. В условиях блокады М.А. Тихомирова проводила хранительскую работу, читала лекции в госпиталях, воинских частях и на кораблях Балтийского флота. После снятия блокады в 1944 году была назначена главным хранителем всего музейного комплекса пригородных дворцов и парков, занималась организацией первичных работ по расчистке и консервации руин дворцов и парковых павильонов. «Работаю я невозможно много, – писала она в письме к матери, – езжу в Петергоф, там жить негде, кругом мины, ночую в землянке у моряков, целый день путаюсь в снегу по пояс с бойцами МПВО, выискивая остатки музейных вещей в немецких дотах. После недели, проведенной там — вот уже 10 дней не могу в себя прийти — а опять надо ехать». Одновременно была назначена уполномоченной Ленинградской комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков, изучала и фиксировала разрушения и ущерб, нанесенный ими историко-художественным памятникам, занималась розыском похищенных музейных ценностей, извлечением парковой скульптуры из захоронений и т.д. В 1945 году М.А. Тихомирова приступила к научной подготовке реставрационно-восстановительных работ в Петергофе, в частности, восстановления Большого каскада. В 1948 году была назначена на должность главного хранителя Летнего сада и дворца Петра I, а в 1950 году стала заведующей сектором музеев отдела культуры Ленгорисполкома, где руководила подготовкой научной документации для работ по восстановлению пригородных дворцов-музеев и контролировала экспозиционную и экскурсионную деятельность ленинградских музеев. Кропотливой и длительной работе по воссозданию довоенного облика пригородных дворцов-музеев М.А. Тихомирова посвятила практически всю оставшуюся жизнь и свою книгу «Памятники, люди, события. Из записок музейного работника».
Искусствовед, реставратор Марина Александровна Тихомирова (1911-1992) родилась в Санкт-Петербурге, в 1931 году окончила факультет истории материальной культуры и музееведения Ленинградского историко-лингвистического института. В 1931-1934 годах работала старшим научным сотрудником Музея города Ленгорисполкома и Военно-морского музея. В 1935 году поступила на работу во дворцы-музеи Петергофа – сначала экскурсоводом, затем методистом и научным сотрудником. Занималась разработкой экскурсий по музеям и паркам этого ансамбля, созданием выставок и экспозиций, читала лекции по истории музейных памятников.
После начала Великой Отечественной войны осталась в Ленинграде и стала главным хранителем имущества Петергофских музеев, которое успели вывезти из пригородов в Ленинград. В условиях блокады М.А. Тихомирова проводила хранительскую работу, читала лекции в госпиталях, воинских частях и на кораблях Балтийского флота. После снятия блокады в 1944 году была назначена главным хранителем всего музейного комплекса пригородных дворцов и парков, занималась организацией первичных работ по расчистке и консервации руин дворцов и парковых павильонов. «Работаю я невозможно много, – писала она в письме к матери, – езжу в Петергоф, там жить негде, кругом мины, ночую в землянке у моряков, целый день путаюсь в снегу по пояс с бойцами МПВО, выискивая остатки музейных вещей в немецких дотах. После недели, проведенной там — вот уже 10 дней не могу в себя прийти — а опять надо ехать». Одновременно была назначена уполномоченной Ленинградской комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков, изучала и фиксировала разрушения и ущерб, нанесенный ими историко-художественным памятникам, занималась розыском похищенных музейных ценностей, извлечением парковой скульптуры из захоронений и т.д. В 1945 году М.А. Тихомирова приступила к научной подготовке реставрационно-восстановительных работ в Петергофе, в частности, восстановления Большого каскада.
В 1948 году была назначена на должность главного хранителя Летнего сада и дворца Петра I, а в 1950 году стала заведующей сектором музеев отдела культуры Ленгорисполкома, где руководила подготовкой научной документации для работ по восстановлению пригородных дворцов-музеев и контролировала экспозиционную и экскурсионную деятельность ленинградских музеев. Кропотливой и длительной работе по воссозданию довоенного облика пригородных дворцов-музеев М.А. Тихомирова посвятила практически всю оставшуюся жизнь и свою книгу «Памятники, люди, события. Из записок музейного работника».
Личный листок научного сотрудника Специальных научно-реставрационных мастерских Управления строительства и архитектуры Ленгорисполкома М.А. Тихомировой. 15 апреля 1958 г. Подлинник. РГАЛИ. Ф. 2940. Оп. 7. Ед. хр. 1756. Л. 1-2 об.
Автобиография М.А. Тихомировой. 15 апреля 1958 г. Автограф. РГАЛИ. Ф. 2940. Оп. 7. Ед. хр. 1756. Л. 3-4 об.
Фотография Михаила Антоновича Величко. [1951 г.] РГАЛИ. Ф. 2940. Оп. 8. Ед. хр. 76. Л. 1.
Фотограф Михаил Антонович Величко (1898-1986) родился в Гатчине в рабочей семье. По окончании реального училища начал трудовой путь как десятник на железной дороге. В период с 1919 по 1937 годы служил в различных государственных учреждениях, а в 1938 году был прикомандирован в качестве штатного фотографа инспекции по охране памятников Управления по делам искусства исполкома Ленгорсовета к Гатчинскому дворцу-музею. До войны выполнил фотографии почти 3000 экспонатов и интерьеров этого дворца, которые впоследствии оказали неоценимую помощь в его послевоенном восстановлении. С августа 1941-го по февраль 1944 года находился в Ленинграде, где работал по заданиям Ленинградского отделения Союза художников СССР. После снятия блокады по заданию комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков фотографировал руины разграбленных дворцов и парков в Ленинградской области и в Крыму. Впоследствии снимки М.А. Величко, представляющие собой не просто фотофиксацию колоссального ущерба, нанесенного захватчиками, а блестящие образцы художественной фотографии, были использованы в качестве иллюстраций варварских действий немцев на Нюрнбергском процессе.
Фотограф Михаил Антонович Величко (1898-1986) родился в Гатчине в рабочей семье. По окончании реального училища начал трудовой путь как десятник на железной дороге. В период с 1919 по 1937 годы служил в различных государственных учреждениях, а в 1938 году был прикомандирован в качестве штатного фотографа инспекции по охране памятников Управления по делам искусства исполкома Ленгорсовета к Гатчинскому дворцу-музею. До войны выполнил фотографии почти 3000 экспонатов и интерьеров этого дворца, которые впоследствии оказали неоценимую помощь в его послевоенном восстановлении.
С августа 1941-го по февраль 1944 года находился в Ленинграде, где работал по заданиям Ленинградского отделения Союза художников СССР. После снятия блокады по заданию комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков фотографировал руины разграбленных дворцов и парков в Ленинградской области и в Крыму. Впоследствии снимки М.А. Величко, представляющие собой не просто фотофиксацию колоссального ущерба, нанесенного захватчиками, а блестящие образцы художественной фотографии, были использованы в качестве иллюстраций варварских действий немцев на Нюрнбергском процессе.
Личная карточка члена ССХ М.А. Величко. 4 сентября 1951 г. Подлинник. РГАЛИ. Ф. 2940. Оп. 8. Ед. хр. 76. Л. 1-5
Заявления М.А. Величко в правление ССХ СССР о зачислении в члены ЛССХ. 31 мая 1944 г. Автограф. РГАЛИ. Ф. 2940. Оп. 8. Ед. хр. 76. Л. 6.
Характеристика и рекомендации, выданные М.А. Величко для вступления в ЛССХ. 1944 г. Рукопись, машинопись. РГАЛИ. Ф. 2940. Оп. 8. Ед. хр. 76. Л. 7, 9, 10.
Фотография Анатолия Михайловича Кучумова. [1944 г.] РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 28. Ед. хр. 2778. Л. 2.
Советский искусствовед, хранитель Янтарной комнаты перед Великой Отечественной войной, хранитель и организатор послевоенного восстановления Павловского дворца Анатолий Михайлович Кучумов (1912-1993) родился в селе Лацкое Мологского уезда Ярославской губернии в крестьянской семье. В 1927 году переехал с родными в Ленинград, где вскоре устроился чернорабочим на склад. Одновременно учился в ФЗУ при Охтинском химическом заводе и на курсах по истории искусств для рабочей молодежи при Государственном Эрмитаже. С апреля 1932 года работал в музейной системе: сначала старшим инвентаризатором в Павловском дворце, затем помощником хранителя Екатерининского дворца. К ноябрю 1937 года А.М. Кучумов, пройдя повышение квалификации на курсах музейных работников пригородных дворцов-музеев, стал ответственным хранителем Екатерининского дворца и музейных фондов. После этого был назначен сначала хранителем, а с марта 1938 года – директором Александровского дворца и парка. После начала Великой Отечественной войны, понимая, что вывезти все коллекции, обстановку и экспонаты дворцов не удастся, Кучумов произвел полную фотофиксацию интерьеров Александровского дворца, собрал образцы обивки стен, мебели и портьер, систематизировав все материалы в альбомах. Впоследствии убранство памятника было восстановлено по этим материалам. В июле 1941 года был назначен ответственным хранителем эвакуированных ценностей, сопровождал груз в Горький, а в ноябре 1941-го – далее, в Новосибирск. В декабре того же года А.М. Кучумов стал директором хранилища музейных ценностей Ленинградских дворцов-музеев. Уже в апреле 1944 года А.М. Кучумов вернулся в Ленинград, где был назначен руководителем Отдела музеев и памятников при Управлении по делам искусств исполкома Ленгорсовета и правительственной комиссии для розыска похищенных немцами ценностей. В октябре 1945 года А. М. Кучумов был утвержден в должности директора Центрального хранилища музейных фондов пригородов Ленинграда (ЦХМФ). На протяжении долгого времени занимался розыском художественных ценностей, вывезенных гитлеровцами из советских музеев, в том числе, легендарной Янтарной комнаты. При его личном участии были возвращены в СССР тысячи похищенных экспонатов – картин, предметов мебели, графики, фарфора, скульптур и др. М.А. Тихомирова, вспоминая о начале восстановительных работ в пригородных дворцах, писала о феноменальной памяти А.М. Кучумова: «Нам, „пригородникам“, ещё раз повезло: в нашей среде работал Анатолий Михайлович Кучумов — человек удивительного дарования и настоящей, живой любви к произведениям искусства. Каждый из нас хорошо и конкретно знал свой дворец, а остальные тоже знали, но не столь подробно. Он же знал все дворцы так, что работая в Пушкине, мог детально рассказать, какие предметы, какого происхождения стоят, например, в каждой комнате Гатчинского дворца. Со временем Анатолий Михайлович углублял свои знания, развивался в полную силу его удивительный дар. Во время его возвращения в Ленинград в 1944 году он особенно всех нас изумил, так как, заведуя сектором музеев в Управлении по делам искусств, успевал помогать буквально всем пригородам в предварительном комплектовании будущего внутреннего убранства дворцов, ещё находившихся в руинах. Тогда мы особенно оценили его необычайные знания: ведь он мог наизусть, полузакрыв глаза, перечислить предметы внутреннего убранства любой комнаты любого из наших дворцов и сказать, что сохранилось, а чему следует искать замену. Если у каждого из нас был „свой“ дворец, то у него, где бы он ни работал, они были все „своими“. И сейчас нет ни одного пригородного музея, где не было бы произведений искусства, найденных или спасённых Кучумовым».
Советский искусствовед, хранитель Янтарной комнаты перед Великой Отечественной войной, хранитель и организатор послевоенного восстановления Павловского дворца Анатолий Михайлович Кучумов (1912-1993) родился в селе Лацкое Мологского уезда Ярославской губернии в крестьянской семье. В 1927 году переехал с родными в Ленинград, где вскоре устроился чернорабочим на склад. Одновременно учился в ФЗУ при Охтинском химическом заводе и на курсах по истории искусств для рабочей молодежи при Государственном Эрмитаже.
С апреля 1932 года работал в музейной системе: сначала старшим инвентаризатором в Павловском дворце, затем помощником хранителя Екатерининского дворца. К ноябрю 1937 года А.М. Кучумов, пройдя повышение квалификации на курсах музейных работников пригородных дворцов-музеев, стал ответственным хранителем Екатерининского дворца и музейных фондов. После этого был назначен сначала хранителем, а с марта 1938 года – директором Александровского дворца и парка.
После начала Великой Отечественной войны, понимая, что вывезти все коллекции, обстановку и экспонаты дворцов не удастся, Кучумов произвел полную фотофиксацию интерьеров Александровского дворца, собрал образцы обивки стен, мебели и портьер, систематизировав все материалы в альбомах. Впоследствии убранство памятника было восстановлено по этим материалам.
В июле 1941 года был назначен ответственным хранителем эвакуированных ценностей, сопровождал груз в Горький, а в ноябре 1941-го – далее, в Новосибирск. В декабре того же года А.М. Кучумов стал директором хранилища музейных ценностей Ленинградских дворцов-музеев.
Уже в апреле 1944 года А.М. Кучумов вернулся в Ленинград, где был назначен руководителем Отдела музеев и памятников при Управлении по делам искусств исполкома Ленгорсовета и правительственной комиссии для розыска похищенных немцами ценностей. В октябре 1945 года А. М. Кучумов был утвержден в должности директора Центрального хранилища музейных фондов пригородов Ленинграда (ЦХМФ). На протяжении долгого времени занимался розыском художественных ценностей, вывезенных гитлеровцами из советских музеев, в том числе, легендарной Янтарной комнаты. При его личном участии были возвращены в СССР тысячи похищенных экспонатов – картин, предметов мебели, графики, фарфора, скульптур и др.
М.А. Тихомирова, вспоминая о начале восстановительных работ в пригородных дворцах, писала о феноменальной памяти А.М. Кучумова: «Нам, „пригородникам“, ещё раз повезло: в нашей среде работал Анатолий Михайлович Кучумов — человек удивительного дарования и настоящей, живой любви к произведениям искусства. Каждый из нас хорошо и конкретно знал свой дворец, а остальные тоже знали, но не столь подробно. Он же знал все дворцы так, что работая в Пушкине, мог детально рассказать, какие предметы, какого происхождения стоят, например, в каждой комнате Гатчинского дворца. Со временем Анатолий Михайлович углублял свои знания, развивался в полную силу его удивительный дар. Во время его возвращения в Ленинград в 1944 году он особенно всех нас изумил, так как, заведуя сектором музеев в Управлении по делам искусств, успевал помогать буквально всем пригородам в предварительном комплектовании будущего внутреннего убранства дворцов, ещё находившихся в руинах. Тогда мы особенно оценили его необычайные знания: ведь он мог наизусть, полузакрыв глаза, перечислить предметы внутреннего убранства любой комнаты любого из наших дворцов и сказать, что сохранилось, а чему следует искать замену. Если у каждого из нас был „свой“ дворец, то у него, где бы он ни работал, они были все „своими“. И сейчас нет ни одного пригородного музея, где не было бы произведений искусства, найденных или спасённых Кучумовым».
Анкетный лист заведующего отделом музеев Управления по делам искусств Ленгорисполкома А.М. Кучумова. 28 июля 1944 г. Подлинник. РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 28. Ед. хр. 2778. Л. 1-3об.
Несмотря на тяжелейшие условия жизни в блокадном Ленинграде и все сложности, сопровождавшие существование музеев в условиях эвакуации, научная и общественная работа их сотрудников не прекращалась ни на один день. То, насколько разноплановой она была, видно из отчетов, которые ежеквартально отправлялись в Комитет по делам искусств. В 1942-1943 годах многие эвакуированные сотрудники Эрмитажа занимались преподавательской работой. Так, В.Ф. Левинсон-Лессинг читал лекции студентам эвакуированного Московского государственного университета, а А.В. Банк, А.А. Передольская, А.А. Иессен, К.Ф. Асаевич преподавали различные дисциплины в Свердловском государственном университете. Помимо написания диссертаций, научных статей и монографий, чтения лекций, научного консультирования, регулярно организовывались командировки сотрудников эвакуированных музеев для участия в конференциях, работы с источниками в центральных библиотеках и т.д. Все это позволило научным сотрудникам Эрмитажа Е.Г. Пчелиной и Т.А. Измайловой в период пребывания в Свердловске закончить и успешно защитить в МГУ в 1944 году кандидатские диссертации, М.Э. Матье и И.М. Лурье стали в 1945 году докторами наук, Г.Д. Белов, М.П. Грязнов и А.А. Иессен завершили монографии по археологии, которые были опубликованы сразу после окончания войны, и т.д.
Несмотря на тяжелейшие условия жизни в блокадном Ленинграде и все сложности, сопровождавшие существование музеев в условиях эвакуации, научная и общественная работа их сотрудников не прекращалась ни на один день. То, насколько разноплановой она была, видно из отчетов, которые ежеквартально отправлялись в Комитет по делам искусств.
В 1942-1943 годах многие эвакуированные сотрудники Эрмитажа занимались преподавательской работой. Так, В.Ф. Левинсон-Лессинг читал лекции студентам эвакуированного Московского государственного университета, а А.В. Банк, А.А. Передольская, А.А. Иессен, К.Ф. Асаевич преподавали различные дисциплины в Свердловском государственном университете.
Помимо написания диссертаций, научных статей и монографий, чтения лекций, научного консультирования, регулярно организовывались командировки сотрудников эвакуированных музеев для участия в конференциях, работы с источниками в центральных библиотеках и т.д. Все это позволило научным сотрудникам Эрмитажа Е.Г. Пчелиной и Т.А. Измайловой в период пребывания в Свердловске закончить и успешно защитить в МГУ в 1944 году кандидатские диссертации, М.Э. Матье и И.М. Лурье стали в 1945 году докторами наук, Г.Д. Белов, М.П. Грязнов и А.А. Иессен завершили монографии по археологии, которые были опубликованы сразу после окончания войны, и т.д.
Отчет о работе старшего научного сотрудника Государственного Эрмитажа А.П. Манцевич за 1942 г. 1942 г. Машинопись. Заверенная копия. РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 6. Ед. хр. 997. Л. 44.
Отчет о работе заведующего отделом реставрации Государственного Эрмитажа Е.А. Румянцева, находящегося в командировке в г. Хвалынск Саратовской области, за май-декабрь 1942 года. 25 декабря 1942 г. Машинопись. Заверенная копия. РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 6. Ед. хр. 997. Л. 45.
Отчет о работе старшего научного сотрудника отдела античного мира Государственного Эрмитажа А.И. Вощининой за апрель-декабрь 1942 год. 1942 г. Машинопись. Заверенная копия. РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 6. Ед. хр. 997. Л. 46.
Приказа главного хранителя Государственного Эрмитажа И.В. Доброклонского о переведении сотрудников музея на 1943 год для продолжения научной работы. 9 февраля 1943 г. Машинопись. Заверенная копия. РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 6. Ед. хр. 997. Л. 51.
Список сотрудников Государственного Эрмитажа, находящихся в командировках на июнь 1943 года. 1943 г. Машинопись. РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 6. Ед. хр. 1068. Л. 12.
Отчет профессора Государственного Эрмитажа О.Э. Вольценбурга о результатах научной работы в г. Гудаута с 15 мая 1942 года. 15 апреля 1943 г. Машинопись. Заверенная копия. РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 6. Ед. хр. 1068. Л. 32.
Письмо директора филиала Государственного Эрмитажа в Свердловске В.Ф. Левинсона-Лессинга начальнику Главизо КПДИ при СНК СССР В.А. Шкварикову с планом научных командировок сотрудников филиала на 1943 год. 21 июня 1943 г. Машинопись. Подлинник. РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 6. Ед. хр. 1068. Л. 17.
Отчет о командировке профессора Государственного Эрмитажа Ж.А. Мацулевич в Ташкент. [май 1943 г.] Машинопись. Заверенная копия. РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 6. Ед. хр. 1068. Л. 19-21.
Отчет о командировке профессора Государственного Эрмитажа Ж.А. Мацулевич в Ташкент. 15 мая 1943 г. Машинопись. Заверенная копия. РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 6. Ед. хр. 1068. Л. 30-31.
Подвиг музейных работников Ленинграда и пригородов, а также их коллег из Москвы и других городов был высоко оценен еще в ходе Великой Отечественной войны. В 1943 году председатель КПДИ при СНК СССР М.Б. Храпченко обратился к И.В. Сталину и В.М. Молотову с предложением наградить работников государственных музеев, особо отличившихся в ходе выполнения правительственного задания по эвакуации художественных ценностей, орденами Трудового Красного Знамени. Это предложение было принято, и в 1945 году ряд руководителей и работников ведущих советских музеев был удостоен этой награды. Также многие сотрудники музеев, продолжавшие работать в городе в период блокады, в 1943-1945 годах были награждены медалью «За оборону Ленинграда».
Проект письма председателя КПДИ при СНК СССР М.Б. Храпченко И.В. Сталину и В.М. Молотову о награждении работников государственных музеев, особо отличившихся в ходе выполнения правительственного задания по эвакуации художественных ценностей, орденами Трудового Красного Знамени. 1943 г. Машинопись с правкой. РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 6. Ед. хр. 1020. Л. 49-54.
Справка на директора Государственного Эрмитажа И.А. Орбели, составленная начальником Главизо КПДИ при СНК СССР В.А. Шквариковым. 1942-1943 гг. Машинопись. РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 6. Ед. хр. 1020. Л. 68.
Характеристика на главного хранителя Государственного Эрмитажа М.В. Доброклонского, составленная заместителем главного хранителя Тарасовым. 1942-1943 гг. Машинопись. РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 6. Ед. хр. 1020. Л. 59.
Характеристика на директора филиала Государственного Эрмитажа В.Ф. Левинсона-Лессинга, составленная заместителем директора филиала М.Э. Матье. 1942-1943 гг. Машинопись. РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 6. Ед. хр. 1020. Л. 66.
Справка на директора Государственного Русского музея Г.Е. Лебедева, составленная начальником Главизо КПДИ при СНК СССР В.А. Шквариковым. 1942-1943 гг. Машинопись. РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 6. Ед. хр. 1020. Л. 65
Справка на директора музея-хранилища ленинградских дворцов М.А. Легздайна, составленная начальником Главизо КПДИ при СНК СССР В.А. Шквариковым. 1942-1943 гг. Машинопись. РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 6. Ед. хр. 1020. Л. 67.
Проект указа Президиума Верховного Совета СССР о награждении работников художественных музеев Орденом Трудового Красного Знамени за образцовое выполнение правительственного задания по эвакуации и сохранности художественных ценностей государственных музеев. Сентябрь 1943 г. Машинопись. РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 6. Ед. хр. 1020. Л. 47-48.