Воссоздание музеев и полностью или частично утраченных в результате варварских действий захватчиков историко-культурных памятников изначально расценивалось как вопрос национальной чести, дело принципиальной политической и нравственной важности. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 ноября 1942 года была сформирована Чрезвычайная государственная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков. 6 мая 1943 года решением Ленгорисполкома была создана Ленинградская городская комиссия с аналогичными функциями, в которую вошли представители городских и партийных органов, главный архитектор Ленинграда Н.В. Баранов, митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий и др. Методики подсчета ущерба были разработаны и утверждены Совнаркомом к июню 1943 года. Например, в основу денежной оценки урона, нанесенного зданиям, были положены его кубатура, процент разрушений и стоимость восстановления. В результате, по подсчетам Ленинградской городской комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков, общий размер экономического ущерба городу и его жителям составил около 46 миллиардов рублей (при этом в целом по стране он был оценен в 679 миллиардов). Если состояние ленинградских музеев на всем протяжении блокады контролировалось КПДП и Управлением по делам искусств исполкома Ленгорсовета и, в целом, было хорошо известно, то урон, нанесенный пригородным дворцам-музеям и паркам, оставался неизвестен вплоть до конца января 1944 года. Поэтому когда первая группа специалистов из числа музейных работников в сопровождении литераторов и журналистов выехала в освобожденные пригороды 31 января, их взору открылась катастрофа невиданного, не поддающегося осмыслению масштаба. «Петергоф разрушен так, что никакими человеческими силами уже не воскресить его», - записала в дневнике Вера Инбер. Ситуация в других пригородных жемчужинах Ленинграда тоже была ужасающей. Все парки были вырублены на дрова и использованы для строительства немецких блиндажей. Гатчина была разрушена на 60%. Павловский дворец сохранился лучше – но только по сравнению с катастрофическими разрушениями остальных. Директор Павловского дворца-музея А.И. Зеленова, добравшаяся в феврале 1944-го в освобожденный Павловск пешком («машины нужны фронту, а не директорам “разбитого вдребезги”»), застала трагическую картину: «Прекрасен, но страшен Павловск со своими руинами. К числу этих руин принадлежит и Павловский дворец-музей, горевший в течение 10 дней. Нет купола, венчавшего дворец, нет и башен с часами, нет библиотеки Росси, сгоревшей бесследно вместе со стенами, нет правого флигеля, нет картинной галереи, нет церкви… Остались только фасадные стены, чудом сохранившие наружную и внутреннюю лепку… Все уцелевшее сохранилось только в “фрагментах”. Помпея не выглядел горестней… В грудах завалов стоят античные статуи, извлеченные из земли. На фресках Скотт готическим шрифтом начертана “арийская” похабщина… Каждый день ходила я ко дворцу, как на могилу к горячо любимому». Когда улеглись первые эмоции, началась разработка конкретных планов восстановления. Хранителем музейного комплекса пригородных дворцов и парков М.А. Тихомировой был предложен комплекс первоочередных мер, которые включали в себя установку охраны, незамедлительную инвентаризацию оставшихся ценностей, консервацию руин, проверку захоронений и тайников, в которых была спрятана скульптура, фотофиксацию текущего состояния строений, расчистку завалов и т.д. В рамках этого плана велась работа во всех пригородных дворцах и парках в течение 1944-1945 годов. Далеко не сразу было принято решение о будущей судьбе разрушенных ленинградских дворцов. Идею возможности их полного восстановления со всем внутренним убранством и дальнейшим использованием в качестве музейных объектов (в противовес частичной реконструкции и приспособления под нужды домов отдыха или учебных заведений) отстаивали М.А. Тихомирова, главный архитектор КГИОП Н.Н. Белехов и многие другие ленинградцы. В Москве их поддержали академики И.Э. Грабарь и А.В. Щусев. В 1945 году было создано Центральное хранилище музейных фондов пригородных дворцов Ленинграда. 14 февраля 1946 года после длительных обсуждений Ленгорисполком принял постановление «О восстановлении фонтанов и парковых сооружений в городе Петродворце», а в 1948 году Советом Министров СССР было выпущено постановление «О восстановлении здания Большого дворца в г. Петродворце». Эти документы положили начало целенаправленному восстановлению пригородных дворцов, а главное, его систематическому государственному финансированию. Первые залы Екатерининского дворца после проведенных реставрационных работ открылись лишь в 1959 году. В Большом Гатчинском дворце полномасштабные реставрационные работы начались в 1976 году, а как музей он был воссоздан к 40-й годовщине Победы, когда три отреставрированных зала приняли посетителей. Полная же ликвидация ущерба, нанесенного немецко-фашистскими захватчиками Ленинграду и его пригородам, не завершена до наших дней. Тем актуальнее слова ленинградского архитектора, фронтовика Ф.Ф. Олейника, сказанные им в январе 1944 года: «Засучив рукава, работать, чтобы сохранить то, что уцелело, восстановить то, что пострадало, вернуть человечеству то, что заставит человечество чувствовать себя богаче…».
Воссоздание музеев и полностью или частично утраченных в результате варварских действий захватчиков историко-культурных памятников изначально расценивалось как вопрос национальной чести, дело принципиальной политической и нравственной важности. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 ноября 1942 года была сформирована Чрезвычайная государственная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков. 6 мая 1943 года решением Ленгорисполкома была создана Ленинградская городская комиссия с аналогичными функциями, в которую вошли представители городских и партийных органов, главный архитектор Ленинграда Н.В. Баранов, митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий и др.
Методики подсчета ущерба были разработаны и утверждены Совнаркомом к июню 1943 года. Например, в основу денежной оценки урона, нанесенного зданиям, были положены его кубатура, процент разрушений и стоимость восстановления. В результате, по подсчетам Ленинградской городской комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков, общий размер экономического ущерба городу и его жителям составил около 46 миллиардов рублей (при этом в целом по стране он был оценен в 679 миллиардов).
Если состояние ленинградских музеев на всем протяжении блокады контролировалось КПДП и Управлением по делам искусств исполкома Ленгорсовета и, в целом, было хорошо известно, то урон, нанесенный пригородным дворцам-музеям и паркам, оставался неизвестен вплоть до конца января 1944 года. Поэтому когда первая группа специалистов из числа музейных работников в сопровождении литераторов и журналистов выехала в освобожденные пригороды 31 января, их взору открылась катастрофа невиданного, не поддающегося осмыслению масштаба. «Петергоф разрушен так, что никакими человеческими силами уже не воскресить его», - записала в дневнике Вера Инбер.
Ситуация в других пригородных жемчужинах Ленинграда тоже была ужасающей. Все парки были вырублены на дрова и использованы для строительства немецких блиндажей. Гатчина была разрушена на 60%. Павловский дворец сохранился лучше – но только по сравнению с катастрофическими разрушениями остальных. Директор Павловского дворца-музея А.И. Зеленова, добравшаяся в феврале 1944-го в освобожденный Павловск пешком («машины нужны фронту, а не директорам “разбитого вдребезги”»), застала трагическую картину: «Прекрасен, но страшен Павловск со своими руинами. К числу этих руин принадлежит и Павловский дворец-музей, горевший в течение 10 дней. Нет купола, венчавшего дворец, нет и башен с часами, нет библиотеки Росси, сгоревшей бесследно вместе со стенами, нет правого флигеля, нет картинной галереи, нет церкви… Остались только фасадные стены, чудом сохранившие наружную и внутреннюю лепку… Все уцелевшее сохранилось только в “фрагментах”. Помпея не выглядел горестней… В грудах завалов стоят античные статуи, извлеченные из земли. На фресках Скотт готическим шрифтом начертана “арийская” похабщина… Каждый день ходила я ко дворцу, как на могилу к горячо любимому».
Когда улеглись первые эмоции, началась разработка конкретных планов восстановления. Хранителем музейного комплекса пригородных дворцов и парков М.А. Тихомировой был предложен комплекс первоочередных мер, которые включали в себя установку охраны, незамедлительную инвентаризацию оставшихся ценностей, консервацию руин, проверку захоронений и тайников, в которых была спрятана скульптура, фотофиксацию текущего состояния строений, расчистку завалов и т.д. В рамках этого плана велась работа во всех пригородных дворцах и парках в течение 1944-1945 годов.
Далеко не сразу было принято решение о будущей судьбе разрушенных ленинградских дворцов. Идею возможности их полного восстановления со всем внутренним убранством и дальнейшим использованием в качестве музейных объектов (в противовес частичной реконструкции и приспособления под нужды домов отдыха или учебных заведений) отстаивали М.А. Тихомирова, главный архитектор КГИОП Н.Н. Белехов и многие другие ленинградцы. В Москве их поддержали академики И.Э. Грабарь и А.В. Щусев. В 1945 году было создано Центральное хранилище музейных фондов пригородных дворцов Ленинграда. 14 февраля 1946 года после длительных обсуждений Ленгорисполком принял постановление «О восстановлении фонтанов и парковых сооружений в городе Петродворце», а в 1948 году Советом Министров СССР было выпущено постановление «О восстановлении здания Большого дворца в г. Петродворце». Эти документы положили начало целенаправленному восстановлению пригородных дворцов, а главное, его систематическому государственному финансированию.
Первые залы Екатерининского дворца после проведенных реставрационных работ открылись лишь в 1959 году. В Большом Гатчинском дворце полномасштабные реставрационные работы начались в 1976 году, а как музей он был воссоздан к 40-й годовщине Победы, когда три отреставрированных зала приняли посетителей. Полная же ликвидация ущерба, нанесенного немецко-фашистскими захватчиками Ленинграду и его пригородам, не завершена до наших дней. Тем актуальнее слова ленинградского архитектора, фронтовика Ф.Ф. Олейника, сказанные им в январе 1944 года: «Засучив рукава, работать, чтобы сохранить то, что уцелело, восстановить то, что пострадало, вернуть человечеству то, что заставит человечество чувствовать себя богаче…».
Письмо исполняющего обязанности директора Государственного Эрмитажа М.В. Доброклонского в Главизо КПДИ при СНК СССР о мерах восстановления зданий Эрмитажа и их подготовке к реэвакуации экспонатов. 17 ноября 1943 г. Машинопись. Подлинник. РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 6. Ед. хр. 1127. Л. 2-2об.
Смета расходов по реэвакуации Государственного Эрмитажа. [1943 г.] Машинопись. Заверенная копия. РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 6. Ед. хр. 1127. Л. 15-16.
Письмо председателя КПДИ при СНК СССР М.Б. Храпченко председателю Ленгорисполкома П.С. Попкову о возвращении семей писателей, эвакуированных из Ленинграда в период блокады. 19 февраля 1944 г. Машинопись. Копия. РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 3. Ед. хр. 1303. Л. 116.
За время блокады население Ленинграда сократилось в пять раз, с 3,2 млн человек до 650 тысяч. Это стало следствием не только высокой смертности в условиях блокады, но и целенаправленной эвакуации из города той части населения, которая не могла быть задействована для нужд обороны, фронта и флота. Реэвакуация жителей Ленинграда не происходила стихийно. Вышедшее 12 февраля 1943 года постановление исполкома Ленгорсовета «О въезде и выезде из Ленинграда» констатировало необходимость согласовывать с властями каждый случай возвращения эвакуированных в город. В связи с этим организации и ведомства, заинтересованные в возвращении ценных специалистов, которых требовались для восстановления хозяйства, промышленности и культурных объектов города, в том числе, КПДИ при СНК СССР регулярно направляли в Ленгорисполком соответствующие запросы.
Письмо В.Я. Боголюбова председателю КПДИ при СНК СССР М.Б. Храпченко с просьбой содействовать возвращению в Ленинград ранее эвакуированного скульптора В.Л. Симонова. 1 [февраля] 1944 г. Машинопись. Подлинник. РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 3. Ед. хр. 1303. Л. 8.
Письмо В.Я. Боголюбова председателю КПДИ при СНК СССР М.Б. Храпченко с просьбой содействовать возвращению в Ленинград ранее эвакуированного скульптора В.В. Лишева. 1 [февраля] 1944 г. Машинопись. Подлинник. РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 3. Ед. хр. 1303. Л. 9.
Письмо В.Я. Боголюбова председателю КПДИ при СНК СССР М.Б. Храпченко с просьбой содействовать возвращению в Ленинград ранее эвакуированного мастера формовки Д.М. Бордо. [1 февраля 1944 г.] Машинопись. Подлинник. РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 3. Ед. хр. 1303. Л. 8. На письме резолюция М.Б. Храпченко Е.Д. Лури от 5 ноября 1944 года: «Как это лучше провести? Срочно доложите мне»
Заключение Е.Д. Лури о порядке въезда в Ленинград на постоянное место жительства. 6 ноября 1944 г. Машинопись. РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 3. Ед. хр. 1303. Л. 6.
Письмо председателя КПДИ при СНК СССР М.Б. Храпченко председателю Ленгорисполкома П.С. Попкову с просьбой разрешить въезд в Ленинград В.Л. Симонову, В.В. Лишеву и Д.М. Бордо. 11 ноября 1944 г. Машинопись. Копия. РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 3. Ед. хр. 1303. Л. 3.
Акт оценки ущерба, нанесенного архитектурным памятникам Ленинграда во время войны, подготовленный директором Ленинградского музея городской скульптуры Т.Ф. Поповой. 1944 г. Рукопись. РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 6. Ед. хр. 1139. Л. 1-2.
Рисунок В.В. Морозова «Ленинград в октябре 1942 года» (Александровская колонна и аэростаты на площади Урицкого.) Иллюстрация для книги Н.С. Тихонова «Ленинградский год». 1942 г. Репродукция на почтовой открытке. РГАЛИ. Ф. 1072. Оп. 2. Ед. хр. 379. Л. 38.
Опись музейных ценностей Ленинграда, погибших и поврежденных в годы блокады, составленная Комиссией при КПДИ при СНК СССР по определению ущерба, причиненного фашистскими захватчиками коллекциям художественных музеев. 1944 г. Машинопись. РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 6. Ед. хр. 1139. Л. 8-8об.
Письмо директора Государственного Эрмитажа И.А. Орбели в КПДИ при СНК СССР с приложением описи музейных ценностей из коллекций Государственного Эрмитажа, поврежденных и погибших в результате военных действий. 5 октября 1944 г. Машинопись. Подлинник. РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 6. Ед. хр. 982. Л. 1-11.
Акт об ущербах, причиненных ленинградским памятникам архитектуры во время войны. 21 марта 1944 г. Машинопись. Подлинник. РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 6. Ед. хр. 1139. Л. 18-20 об.
7 ноября 1944 года в Эрмитаже открылась «Временная выставка памятников искусства и культуры, оставшихся в Ленинграде во время блокады». В экспозицию вошли, главным образом, экспонаты, которые не успели отправить в Свердловск в последнем эшелоне, увозившем сокровища музея в эвакуацию. С 8 ноября 1944 года по 31 июня 1945 выставку посетило около тридцати тысяч человек.
Директор Государственного Эрмитажа И.А. Орбели и старший научный сотрудник А.М. Амосова во время подготовки выставки памятников искусства и культуры, остававшихся в Ленинграде во время блокады. 1944 г. Фотография Д.М. Трахтенберга. Из книги «Подвиг Ленинграда. Репортаж военного фотокорреспондента Д. Трахтенберга». Архивохранилище печатных изданий РГАЛИ.
Рисунок В.В. Вишневецкой «Ищут мины. Петергоф». 3 февраля 1944 г. Бумага, графитный карандаш. РГАЛИ. Ф. 2441. Оп. 1. Ед. хр. 95. Л. 9.
Из-за того что пригородные дворцы-музеи Ленинграда в течение длительного времени находились на линии боевого соприкосновения (так, в районе Петергофа окопы Красной армии и войск вермахта сближались до 150 метров), их территория неоднократно минировалась. Это стало серьезным осложнением для начала их обследования после освобождения и восстановительных работ. К разминированию территории и акватории от Ленинграда до Ораниенбаума были привлечены инженерные части Балтийского флота. Главный хранитель музейного комплекса пригородных дворцов и парков М.А. Тихомирова писала в письме матери вскоре после своего первого посещения Петергофа в конце января 1944-го: «Неделю провела в Петергофе среди развалин, в снегу по пояс. Налаживали жилье, хранилище. Ночевала в землянке у гостеприимных моряков и без них было бы очень туго. Они и минера мне дали (а без него ходить не всюду можно) и кормили меня и обсушивали — ведь там нет жителей и жизнь вообще еще не налажена». Общая площадь разминирования составила около 40 квадратных километров. Только в районе Петродворца и Старого Петергофа (приблизительно 15 квадратных километров) было обнаружено порядка 50000 мин. 22 июня 1944 года саперы по акту сдали разминированные территории Петергофа, но предупредили, что гарантии полной безопасности нет. И действительно, в процессе разбора руин в них находили мины и позже. Однако уже 25 июня в парк были допущены для гуляния жители Ленинграда и Петергофа.
Из-за того что пригородные дворцы-музеи Ленинграда в течение длительного времени находились на линии боевого соприкосновения (так, в районе Петергофа окопы Красной армии и войск вермахта сближались до 150 метров), их территория неоднократно минировалась. Это стало серьезным осложнением для начала их обследования после освобождения и восстановительных работ. К разминированию территории и акватории от Ленинграда до Ораниенбаума были привлечены инженерные части Балтийского флота. Главный хранитель музейного комплекса пригородных дворцов и парков М.А. Тихомирова писала в письме матери вскоре после своего первого посещения Петергофа в конце января 1944-го: «Неделю провела в Петергофе среди развалин, в снегу по пояс. Налаживали жилье, хранилище. Ночевала в землянке у гостеприимных моряков и без них было бы очень туго. Они и минера мне дали (а без него ходить не всюду можно) и кормили меня и обсушивали — ведь там нет жителей и жизнь вообще еще не налажена».
Общая площадь разминирования составила около 40 квадратных километров. Только в районе Петродворца и Старого Петергофа (приблизительно 15 квадратных километров) было обнаружено порядка 50000 мин. 22 июня 1944 года саперы по акту сдали разминированные территории Петергофа, но предупредили, что гарантии полной безопасности нет. И действительно, в процессе разбора руин в них находили мины и позже. Однако уже 25 июня в парк были допущены для гуляния жители Ленинграда и Петергофа.
Рисунок В.В. Вишневецкой «Эти немецкие орудия били по Ленинграду. Деревня у Ропши». 6 февраля 1944 г. Бумага, графитный карандаш. РГАЛИ. Ф. 2441. Оп. 1. Ед. хр. 95. Л. 7.
Докладная записка директора Государственного Эрмитажа И.А. Орбели заместителю начальника Главизо КПДИ при СНК СССР А.К. Лебедеву о мерах по сохранению Ленинградских дворцов-музеев. Начало 1944 г. Автограф. РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 6. Ед. хр. 1168. Л. 1-1об.
Ты помнишь ли сиянье Петергофа, дремучие петровские сады и этот влажный лепет, бред и вздохи всегда живой, хлопочущей воды? Так много было здесь тепла и света, что в городе зимою, в пору вьюг, все мнилось мне: а в Петергофе — лето, алмазный, синий праздничный июль. Молчи, — увы! Волшебный сад изрублен, мертвы источники с живой водой, и праздник человечества поруган свирепой чужеземною ордой. …Но мы пришли к тебе, земная радость, — тебя не вытоптать, не истребить. Но мы пришли к тебе, стоящей рядом, тысячеверстною дорогой битв. Пришли — и, символом свершенной мести, в знак человеческого торжества воздвигнем вновь, на том же самом месте, Самсона, раздирающего льва. И вновь из пепла черного, отсюда, где смерть и прах, восстанет прежний сад. Да будет так! Я твердо верю в чудо: ты дал мне эту веру, Ленинград. 26 января 1944 года О.Ф. Берггольц
26 января 1944 года О.Ф. Берггольц
Руины Екатерининского дворца в г. Пушкин. [1944-1945 гг.] Фотография Д.М. Трахтенберга. Из книги «Подвиг Ленинграда. Репортаж военного фотокорреспондента Д. Трахтенберга». Архивохранилище печатных изданий РГАЛИ.
Руины Большого Петергофского дворца. [1944-1945 гг.] Фотография Д.М. Трахтенберга. Из книги «Подвиг Ленинграда. Репортаж военного фотокорреспондента Д. Трахтенберга». Архивохранилище печатных изданий РГАЛИ.
Рисунок Я.О. Рубанчика «Руины Екатерининского дворца». [1944 г.] Вырезка из газеты. РГАЛИ. Ф. 2961. Оп. 1. Ед. хр. 46. Л. 46.
Письмо председателя КПДИ при СНК СССР М.Б. Храпченко заместителю председателя СНК СССР В.М. Молотову о необходимости принять меры по предотвращению дальнейших разрушений сохранившихся частей зданий пригородных дворцов-музеев Ленинграда. Приложен проект постановления СНК СССР. 6 ноября 1944 г. Машинописная копия. РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 3. Ед. хр. 1243. Л. 104-110.
Письмо председателя КПДИ при СНК СССР М.Б. Храпченко председателю Ленгорисполкома П.С. Попкову о выделении средств на проведение аварийно-восстановительных работ в целях предотвращения разрешения здания Государственного Эрмитажа. 10 июня 1944 г. Машинописная копия. РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 3. Ед. хр. 1303. 71.
Письмо Председателя КПДИ при СНК СССР М.Б. Храпченко секретарю ЦК ВКП(б) А.С. Щербакову с просьбой выделить дополнительное финансирование для проведения ремонтно-восстановительных работ по Государственному Эрмитажу. Приложен проект постановления СНК СССР. 17 июня 1944 г. Машинописная копия. РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 3. Ед. хр. 1234. Л. 113-117.
22 февраля 1946 года директор Государственного Эрмитажа И.А. Орбели выступал в качестве свидетеля обвинения по разделу «Разрушение и разграбление культурных и научных ценностей» на Нюрнбергском процессе. Его речь, касавшаяся бомбардировок Эрмитажа, прерывалась репликами адвокатов подсудимых о том, что свидетель не является специалистом в области артиллерийского дела и не может утверждать, что музей обстреливался немцами прицельно. На это академик Орбели парировал: «Я не артиллерист. Преднамеренность артиллеристского обстрела Эрмитажа для меня и всех моих сотрудников была ясна потому, что повреждения причинены музею не случайным артиллерийским налетом, а последовательно, при тех методических обстрелах города, которые велись на протяжении многих месяцев. Я никогда не был артиллеристом. Но в Эрмитаж попало тридцать снарядов, а в расположенный рядом мост – всего один. Я могу с уверенностью судить, куда целились фашисты. В этих пределах – я артиллерист!».
Письмо председателя КПДИ при СНК СССР М.Б. Храпченко председателю Ленгорисполкома П.С. Попкову с просьбой вернуть здание общежития Института Академии художеств на Набережной Красного флота (Английская набережная) в ведение Всероссийской Академии художеств. 25 июля 1944 г. Машинописная копия. РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 3. Ед. хр. 1303. 37.
Копия распоряжения СНК СССР № 16077-р от 6 августа 1944 года о мерах по восстановлению здания Государственного Эрмитажа. 1944 г. Машинопись. РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 6. Ед. хр. 1223. Л. 113.
Проект письма председателя КПДИ при СНК СССР М.Б. Храпченко председателю Ленгорисполкома П.С. Попкову о необходимости создать Дирекцию Ленинградских дворцов-музеев при Управлении по делам искусство Ленгорисполкома. [Октябрь] 1944 г. Машинопись. РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 3. Ед. хр. 1303. Л. 14-14 об.
Письмо председателя КПДИ при СНК СССР М.Б. Храпченко председателю Ленгорисполкома П.С. Попкову о необходимости создать Дирекцию Ленинградских дворцов-музеев при Управлении по делам искусство Ленгорисполкома. 27 октября 1944 г. Машинописная копия. РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 3. Ед. хр. 1303. Л. 12.
Письмо председателя КПДИ при СНК СССР М.Б. Храпченко секретарю ЦК ВКП(б) А.С. Щербакову с проектом постановления СНК СССР по вопросу восстановления зданий Государственного Эрмитажа. 28 октября 1944 г. Машинописная копия. РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 3. Ед. хр. 1243. Л. 163-167.
Письмо директора Ленинградского Государственного театра комедии заместителю председателя СНК СССР А.Н. Косыгину с просьбой предоставить строительные материалы для восстановления здания театра. 29 ноября 1944 г. Авторизованная машинопись. РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 3. Ед. хр. 1243. Л. 15.
Копия распоряжения СНК СССР № 52-р от 3 января 1945 года о мерах по восстановлению здания Государственного Эрмитажа. 1945 г. Машинопись. РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 6. Ед. хр. 1223. Л. 104-105.
Выписка из постановления бюро Ленинградского горкома ВКП(б) от 2 июня 1945 года о мероприятиях по восстановлению здания Государственного Эрмитажа. Приложены ведомости строительных материалов и рабочей силы для восстановления Эрмитажа и перечень дополнительных строительных материалов, выделенных во II квартале 1945 года. 1945 г. Машинопись. РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 3. Ед. хр. 1322. Л. 163-167.
Письмо начальника КПДИ при СНК СССР М.Б. Храпченко заместителю председателя СНК СССР Л.М. Кагановичу с просьбой оказать содействие в организации реэвакуации коллекций Государственного Эрмитажа и Государственного Русского музея. 1945 г. Машинопись. РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 6. Ед. хр. 1223. Л. 90.
Проект письма председателя КПДИ М.Б. Храпченко В.М. Молотову с просьбой разрешить реэвакуацию коллекций Государственного Эрмитажа и Государственного Русского музея и выделить дополнительные средства на восстановление деятельности музеев. 1945 г. Машинопись. РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 6. Ед. хр. 1223. Л. 93.
Письмо директора Государственного Эрмитажа И.А. Орбели председателю КПДИ при СНК СССР М.Б. Храпченко о реэвакуации коллекции Эрмитажа. 13 июня 1945 г. Авторизованная машинопись. РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 3. Ед. хр. 1322. Л. 162.
Письмо начальника Главизо в отдел культуры Госплана с просьбой выделить 840 грамм сусального золота для реставрации экспонатов Государственного Эрмитажа. 13 июля 1945 г. Машинопись. РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 6. Ед. хр. 1223. Л. 27.
Письмо заместителя начальника Главизо КПДИ при СНК СССР А.К. Лебедева начальнику отдела труда и зарплаты КПДИ Е.Д. Лури с указанием количества сотрудников Государственного Эрмитажа и Государственного Русского музея и членов их семей, подлежащих реэвакуации в Ленинград. 6 августа 1945 г. Машинопись. РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 6. Ед. хр. 1223. Л. 53.
Письмо заместителя председателя КПДИ при СНК СССР А.В. Солодовникова секретарю Свердловского обкома и горкома ВКП(б) с благодарностью за оказание помощи филиалу Государственного Эрмитажа и просьбой о содействии в проведении реэвакуации музейной коллекции. 6 июля 1945 г. Машинопись. Копия. РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 6. Ед. хр. 1223. Л. 19.
Письмо директора Государственного Эрмитажа И.А. Орбели председателю КПДИ при СНК СССР М.Б. Храпченко о работе Эрмитажа, реэвакуации сотрудников Эрмитажа из Свердловска и др. 18 сентября 1945 г. Машинопись. Подлинник. РГАЛИ. Ф. 2894. Оп. 1. Ед. хр. 428. Л. 1-2.
Реэвакуация экспонатов Государственного Эрмитажа из Свердловска началась в начале октября 1945 года, когда были загружены и отправлены в Ленинград первые два эшелона. 10 октября они прибыли к месту назначения, через три дня разгрузка была завершена, а уже 14 октября началась развеска возвращенных картин в залах. 8 ноября 1945 года восстановленные залы – галерея Рембрандта, Петровская и Романовская галереи – были открыты. Главный подъезд Эрмитажа еще не функционировал, поэтому посетителей пускали со стороны улицы Халтурина (Миллионной) и со служебного входа. Директор Эрмитажа И.А. Орбели готовился выступить с торжественной речью. Но, поднявшись на трибуну, он смог произнести только два слова: «Эрмитаж открыт!», после чего начались нескончаемые овации.
Разгрузка ящиков с реэвакуированными экспонатами Эрмитажа. Октябрь 1945 г. Фотография Д.М. Трахтенберга. Из книги «Подвиг Ленинграда. Репортаж военного фотокорреспондента Д. Трахтенберга». Архивохранилище печатных изданий РГАЛИ.
Письмо директора Государственного Эрмитажа И.А. Орбели председателю КПДИ при СНК СССР М.Б. Храпченко о ходе разбора реэвакуированных экспонатов. 13 ноября 1945 г. Машинопись. Подлинник. РГАЛИ. Ф. 2894. Оп. 1. Ед. хр. 428. Л. 4.
Ленинградцы разбирают защитные укрытия вокруг памятника Петру I. 1944 г. Фотографии Д.М. Трахтенберга. Из книги «Подвиг Ленинграда. Репортаж военного фотокорреспондента Д. Трахтенберга». Архивохранилище печатных изданий РГАЛИ.
Ленинградцы разбирают защитные укрытия вокруг памятник В.И. Ленину на Финляндском вокзале. 1944 г. Фотографии Д.М. Трахтенберга. Из книги «Подвиг Ленинграда. Документально-художественный сборник». Архивохранилище печатных изданий РГАЛИ.
Ленинградцы выкапывают скульптуры Аничкова моста и заново устанавливают. 1945 г. Фотографии Д.М. Трахтенберга. Из книги «Подвиг Ленинграда. Репортаж военного фотокорреспондента Д. Трахтенберга». Архивохранилище печатных изданий РГАЛИ.
Рисунок А.А. Осмеркина «Ленинград. Эрмитаж». 1945 г. Репродукция. РГАЛИ. Ф. 1334. Оп. 1. Ед. хр. 1299. Л. 1об.