Виртуальная выставка организована на материале личного фонда писателя в РГАЛИ № 362, который состоит из 98 единиц хранения. Среди них рукописи пьес и переводов, переписка, фотографии писателя, материалы к его биографии. Эти документы дополняет большой комплекс писем А.Н. Островского из других личных фондов, а также хранящихся в РГАЛИ материалов по истории отечественного театра и кинематографа. В виртуальную экспозицию вошло более 150 архивных документов. При их отборе особое внимание было уделено материалам, которые ранее не экспонировались и практически неизвестны широкой аудитории. Экспозиция сформирована по тематико-хронологическому принципу и состоит из трех разделов. В первом разделе собраны материалы «творческой лаборатории» А.Н. Островского, из которых наибольший интерес представляют рукописи его произведений – это автограф комедии «Доходное место», который включен в Государственный реестр уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации, гранки пьесы «Козьма Захарыч Минин-Сухорук. Драматическая хроника 1611-1612 гг. в пяти действиях» с правкой А.Н. Островского, автографы комедий «За чем пойдешь, то и найдешь. (Женитьба Бальзаминова. Картины московской жизни)» и др. Эти документы дополняют рецензии на произведения, документы об издании собраний сочинений А.Н. Островского, а также обширная переписка с Ф.М. Достоевским, А.Н. Дружининым, Н.В. Бергом, А.С. Сувориным, М.О. Микешиным, А.А. Майковым, М.Г. Савиной и другими корреспондентами. Размещенные в виртуальной экспозиции письма А.Н. Островского раскрывают историю написания и постановки на сцене его пьес, личные обстоятельства драматурга, его взаимоотношения с издателями, театрами и коллегами по цеху. Особый интерес представляет сюжет, посвященный отношениями А.Н. Островского с драматургом Николаем Яковлевичем Соловьевым, вместе с которым он в 1870-е годы написал несколько пьес и о котором неустанно заботился на протяжении долгого времени. Иллюстративный ряд в этом разделе состоит из фотографий самого А.Н. Островского и его современников, а также видов Замоскворечья - старого купеческого района Москвы, где прошла юность будущего драматурга и где он поселил героев многих своих пьес. Второй раздел выставки составляют документы, связанные со сценической историей пьес А.Н. Островского. Хронологические рамки этого раздела охватывают период с начала 1860-х до 1950-х годов. Самые ранние экспонаты этого раздела – это афиша бенефиса П.М. Садовского 31 января 1861 г. на сцене Малого театра с упоминанием премьеры спектакля по пьесе А.Н. Островского «Свои люди — сочтемся» и автограф статьи театрального критика Е.Н. Эдельсона «“Свои люди — сочтёмся” на московской сцене» (1862), посвященной этой пьесе. Значительный интерес представляют документы из фонда А.И. Сумбатова-Южина (тексты его ролей из пьес А.Н. Островского и фотографии в ролях, в том числе, в спектакле по малоизвестной пьесе А.Н. Островского «Воевода»), фотографии М.Ф. Андреевой, О.Л. Книппер-Чеховой, Е.М. Садовской, Н.К. Яковлева, В.Н. Пашенной, М.Н. Ермоловой, А.А. Остужева и других известных русских артистов в ролях в спектаклях по пьесам А.Н. Островского, автограф П.И. Чайковского, написавшего музыку для спектакля по пьесе «Воевода». Эпоха театральных экспериментов 1920-х – начала 1930-х годов отражена в материалах спектаклей «На всякого мудреца довольно простоты», поставленного С.М. Эйзенштейном в Первом рабочем театре Пролеткульта, и «Лес» в театре им. Вс. Мейерхольда: это афиши, эскизы костюмов, фотографий сцен из спектаклей, оформление которых было выполнено в эстетике конструктивизма. Их дополняют архивные документы, связанные с более классическими постановками МХАТа, Камерного театра, Театра-студии под руководством Р.Н. Симонова, а также областных и республиканских театров 1930-х – 1950-х гг. В третий раздел выставки вошли документы, относящиеся к экранизациям пьес А.Н. Островского, начиная с самых ранних из них, созданных в 1910-х годах, то есть в эпоху немого кино. Так, в экспозиции представлены фотографии кадров из немых фильмов К. Ганзена «Гроза» (1912) и Ч.Г. Сабинского «На бойком месте» (1916), материалы по истории создания фильма Я.А. Протазанова «Бесприданница», вышедшего на экраны в 1937 г. (письма киностудии «Межрабпомфильм», фотографии кадров и рабочих моментов съемок), документы, связанные с фильмом А.Н. Грибова «Без вины виноватые» (1945) и другими экранизациями произведений А.Н. Островского. В этом разделе экспозиции зритель сможет также увидеть такие документы, как «Режиссерское послесловие» В.Я. Мотыля к фильму «Лес», режиссерский сценарий Э.Я. Рязанова к фильму «Жестокий романс», нотную рукопись сюиты Б.А. Чайковского к «Женитьбе Бальзаминова», фотографии знаменитых актеров – М.А. Жарова, Г.М. Вицина, Л.Н. Смирновой, М.И. Царева и многих других в ролях из полюбившихся зрителям фильмов по пьесам великого драматурга.
Виртуальная выставка организована на материале личного фонда писателя в РГАЛИ № 362, который состоит из 98 единиц хранения. Среди них рукописи пьес и переводов, переписка, фотографии писателя, материалы к его биографии. Эти документы дополняет большой комплекс писем А.Н. Островского из других личных фондов, а также хранящихся в РГАЛИ материалов по истории отечественного театра и кинематографа. В виртуальную экспозицию вошло более 150 архивных документов. При их отборе особое внимание было уделено материалам, которые ранее не экспонировались и практически неизвестны широкой аудитории.
Экспозиция сформирована по тематико-хронологическому принципу и состоит из трех разделов. В первом разделе собраны материалы «творческой лаборатории» А.Н. Островского, из которых наибольший интерес представляют рукописи его произведений – это автограф комедии «Доходное место», который включен в Государственный реестр уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации, гранки пьесы «Козьма Захарыч Минин-Сухорук. Драматическая хроника 1611-1612 гг. в пяти действиях» с правкой А.Н. Островского, автографы комедий «За чем пойдешь, то и найдешь. (Женитьба Бальзаминова. Картины московской жизни)» и др.
Эти документы дополняют рецензии на произведения, документы об издании собраний сочинений А.Н. Островского, а также обширная переписка с Ф.М. Достоевским, А.Н. Дружининым, Н.В. Бергом, А.С. Сувориным, М.О. Микешиным, А.А. Майковым, М.Г. Савиной и другими корреспондентами. Размещенные в виртуальной экспозиции письма А.Н. Островского раскрывают историю написания и постановки на сцене его пьес, личные обстоятельства драматурга, его взаимоотношения с издателями, театрами и коллегами по цеху. Особый интерес представляет сюжет, посвященный отношениями А.Н. Островского с драматургом Николаем Яковлевичем Соловьевым, вместе с которым он в 1870-е годы написал несколько пьес и о котором неустанно заботился на протяжении долгого времени. Иллюстративный ряд в этом разделе состоит из фотографий самого А.Н. Островского и его современников, а также видов Замоскворечья - старого купеческого района Москвы, где прошла юность будущего драматурга и где он поселил героев многих своих пьес.
Второй раздел выставки составляют документы, связанные со сценической историей пьес А.Н. Островского. Хронологические рамки этого раздела охватывают период с начала 1860-х до 1950-х годов. Самые ранние экспонаты этого раздела – это афиша бенефиса П.М. Садовского 31 января 1861 г. на сцене Малого театра с упоминанием премьеры спектакля по пьесе А.Н. Островского «Свои люди — сочтемся» и автограф статьи театрального критика Е.Н. Эдельсона «“Свои люди — сочтёмся” на московской сцене» (1862), посвященной этой пьесе. Значительный интерес представляют документы из фонда А.И. Сумбатова-Южина (тексты его ролей из пьес А.Н. Островского и фотографии в ролях, в том числе, в спектакле по малоизвестной пьесе А.Н. Островского «Воевода»), фотографии М.Ф. Андреевой, О.Л. Книппер-Чеховой, Е.М. Садовской, Н.К. Яковлева, В.Н. Пашенной, М.Н. Ермоловой, А.А. Остужева и других известных русских артистов в ролях в спектаклях по пьесам А.Н. Островского, автограф П.И. Чайковского, написавшего музыку для спектакля по пьесе «Воевода».
Эпоха театральных экспериментов 1920-х – начала 1930-х годов отражена в материалах спектаклей «На всякого мудреца довольно простоты», поставленного С.М. Эйзенштейном в Первом рабочем театре Пролеткульта, и «Лес» в театре им. Вс. Мейерхольда: это афиши, эскизы костюмов, фотографий сцен из спектаклей, оформление которых было выполнено в эстетике конструктивизма. Их дополняют архивные документы, связанные с более классическими постановками МХАТа, Камерного театра, Театра-студии под руководством Р.Н. Симонова, а также областных и республиканских театров 1930-х – 1950-х гг.
В третий раздел выставки вошли документы, относящиеся к экранизациям пьес А.Н. Островского, начиная с самых ранних из них, созданных в 1910-х годах, то есть в эпоху немого кино. Так, в экспозиции представлены фотографии кадров из немых фильмов К. Ганзена «Гроза» (1912) и Ч.Г. Сабинского «На бойком месте» (1916), материалы по истории создания фильма Я.А. Протазанова «Бесприданница», вышедшего на экраны в 1937 г. (письма киностудии «Межрабпомфильм», фотографии кадров и рабочих моментов съемок), документы, связанные с фильмом А.Н. Грибова «Без вины виноватые» (1945) и другими экранизациями произведений А.Н. Островского. В этом разделе экспозиции зритель сможет также увидеть такие документы, как «Режиссерское послесловие» В.Я. Мотыля к фильму «Лес», режиссерский сценарий Э.Я. Рязанова к фильму «Жестокий романс», нотную рукопись сюиты Б.А. Чайковского к «Женитьбе Бальзаминова», фотографии знаменитых актеров – М.А. Жарова, Г.М. Вицина, Л.Н. Смирновой, М.И. Царева и многих других в ролях из полюбившихся зрителям фильмов по пьесам великого драматурга.