Экранизация произведений русской классики началась почти одновременно с развитием в России немого кинематографа. Сказывался, в одной стороны, недостаток оригинальных сценариев, с другой стороны, – гарантированный интерес зрителя к сюжетам, хорошо знакомым ему по книгам и театральным постановкам. Один из пионеров русского кинематографа, Пауль Тиман задумал снять целую «Русскую золотую серию», для которой, начиная с 1912 года, создал экранизации «Бахчисарайского фонтана», «Кавказского пленника», «Демона», «Анны Карениной» и др. В 1916 году Я.А. Протазанов с успехом экранизировал повесть Александра Пушкина «Пиковая дама». Не менее привлекательными с этой точки зрения оказались пьесы А.Н. Островского. Первая экранизация его произведения состоялась в 1911 году, когда актер, сценарист и режиссер Петр Чардынин снял немой фильм «На бойком месте». В 1912 году французская кинофирма «Братья Пате» представила фильмы «Гроза» и «Бесприданница», в которых главные роли играла Вера Пашенная. В 1914 году акционерное общество «А. Ханжонков и К» выпустило фильм «Снегурочка», а в 1915 году Владимир Гардин закончил съемки фильма «Дикарка», главную роль в котором сыграла Алиса Коонен. Накануне Октябрьской революции, в 1916 году Чеслав Сабинский снял фильмы «На бойком месте» («На большой дороге») и «Без вины виноватые» («Подзаборник»). В 1920-е годы новые фильмы по пьесам А.Н. Островского на экраны не выходили. Лишь в 1933 году, когда кино уже стало звуковым, режиссер Владимир Петров вновь обратился к наследию драматурга, сняв первую полнометражную экранизацию пьесы Островского «Гроза», ставшую классикой раннего советского кино. В 1945 году В.М. Петров попытался повторить успех этого фильма, экранизировав пьесу «Без вины виноватые», и это ему удалось. Между этими двумя экранизациями, в 1936 году, Яков Протазанов выпустил на экраны фильм «Бесприданница» с Ниной Алисовой в роли Ларисы Огудаловой. Успех фильма у зрителей был так велик, что имя Лариса надолго стало одним из самых популярных при регистрации новорожденных девочек. Начиная с 1950-х годов, пьесы А.Н. Островского все чаще представляются зрителям в виде телеспектаклей. Из любого уголка Советского Союза телезрители могли перенестись в ведущие театры Москвы и Ленинграда и насладиться игрой крупнейших мастеров сцены – В.Н. Пашенной, А.К. Тарасовой, В.Н. Рыжовой, М.И. Царева, И.В. Ильинского и др. В 1968 году на киностудии «Ленфильм» вышла полнометражная цветная сказка «Снегурочка», поставленная Павлом Кадочниковым по одноименной пьесе А. Н. Островского из цикла «Весенние сказки». Главные роли в фильме сыграли любимцы зрителей – Евгения Филонова, Евгений Жариков, Павел Кадочников, Борис Химичев, Сергей Филиппов и др. Конец 1970-х и начало 1980-х годов ознаменовались выходом на экран сразу трех фильмов по пьесам великого драматурга. В 1978 и 1981 годах режиссер Маргарита Микаэлян представила кинокартины «Красавец-мужчина», с которым она дебютировала на телевидении, и «Вакансия» по пьесе «Доходное место». В фильме «Красавец-мужчина» по одноименной пьесе А.Н. Островского главного героя Аполлона Окоемова блестяще сыграл Олег Табаков. Традиционный для советского кинематографа жанр музыкального фильма режиссер органично применила к драматургии А.Н. Островского. Своя изюминка в виде хореографических миниатюр, которые сопровождали вокальные партии, была и в фильме «Вакансия». Роли в нем исполнили Леонид Каюров, Марина Яковлева, Екатерина Васильева, Ролан Быков и др. А в 1984 году на широкие экраны вышел фильм Эльдара Рязанова «Жестокий романс», снятый по мотивам пьесы «Бесприданница». И зрители, и кинокритики приняли его безоговорочно – достаточно сказать, что авторитетным журналом «Советский экран» он был признан лучшим фильмом года. В картине, ставшей третьей по счету советской экранизацией пьесы, комическое естественным образом соединялось с драматическим. В фильме снялись Лариса Гузеева, Алиса Фрейндлих, Андрей Мягков, Никита Михалков, Алексей Петренко, Виктор Проскурин и др. Еще один фильм – «Лес» режиссера Владимира Мотыля по одноименной пьесе А.Н. Островского, снятый им на киностудии «Ленфильм» в 1980-1981 годах, ждала сложная судьба: он был запрещен к показу (считается, что причиной послужил содержащийся в фильме намек на сходство нравов и пороков русского дворянского общества XIX века и правящей партийной элиты конца 1970-х годов) и вышел на экраны только в 1986 году. В годы перестройки, на фоне общего кризиса отечественного кинематографа, по мотивам произведений А.Н. Островского был снят единственный фильм – «Сердце не камень» (1989) по одноименной пьесе. Талантливая режиссерская работа усиливалась игрой любимых актеров – Иннокентия Смоктуновского, Елены Яковлевой, Станислава Садальского и др. В постсоветский период пьесы А.Н. Островского оказались не так востребованы на экране, как в советские годы. В числе экранизаций этого времени – фильм «Дикарка» Юрия Павлова (2001), сериал «Без вины виноватые» Глеба Панфилова (2008), «Гроза» Григория Константинопольского (2019). Всего в разные годы по пьесам А.Н. Островского снято более 80 фильмов. Среди них как художественные фильмы, так и фильмы-телеспектакли, мультфильмы («Снегурочка», 1952), фильмы-балеты («Женитьба Бальзаминова», 1989). Некоторые пьесы экранизировались по два-три раза, а своего рода рекордсменами стали пьесы «Бесприданница» и «Снегурочка», каждая из которых была перенесена на экран по шесть раз.
Экранизация произведений русской классики началась почти одновременно с развитием в России немого кинематографа. Сказывался, в одной стороны, недостаток оригинальных сценариев, с другой стороны, – гарантированный интерес зрителя к сюжетам, хорошо знакомым ему по книгам и театральным постановкам. Один из пионеров русского кинематографа, Пауль Тиман задумал снять целую «Русскую золотую серию», для которой, начиная с 1912 года, создал экранизации «Бахчисарайского фонтана», «Кавказского пленника», «Демона», «Анны Карениной» и др. В 1916 году Я.А. Протазанов с успехом экранизировал повесть Александра Пушкина «Пиковая дама».
Не менее привлекательными с этой точки зрения оказались пьесы А.Н. Островского. Первая экранизация его произведения состоялась в 1911 году, когда актер, сценарист и режиссер Петр Чардынин снял немой фильм «На бойком месте». В 1912 году французская кинофирма «Братья Пате» представила фильмы «Гроза» и «Бесприданница», в которых главные роли играла Вера Пашенная. В 1914 году акционерное общество «А. Ханжонков и К» выпустило фильм «Снегурочка», а в 1915 году Владимир Гардин закончил съемки фильма «Дикарка», главную роль в котором сыграла Алиса Коонен. Накануне Октябрьской революции, в 1916 году Чеслав Сабинский снял фильмы «На бойком месте» («На большой дороге») и «Без вины виноватые» («Подзаборник»).
В 1920-е годы новые фильмы по пьесам А.Н. Островского на экраны не выходили. Лишь в 1933 году, когда кино уже стало звуковым, режиссер Владимир Петров вновь обратился к наследию драматурга, сняв первую полнометражную экранизацию пьесы Островского «Гроза», ставшую классикой раннего советского кино. В 1945 году В.М. Петров попытался повторить успех этого фильма, экранизировав пьесу «Без вины виноватые», и это ему удалось. Между этими двумя экранизациями, в 1936 году, Яков Протазанов выпустил на экраны фильм «Бесприданница» с Ниной Алисовой в роли Ларисы Огудаловой. Успех фильма у зрителей был так велик, что имя Лариса надолго стало одним из самых популярных при регистрации новорожденных девочек.
Начиная с 1950-х годов, пьесы А.Н. Островского все чаще представляются зрителям в виде телеспектаклей. Из любого уголка Советского Союза телезрители могли перенестись в ведущие театры Москвы и Ленинграда и насладиться игрой крупнейших мастеров сцены – В.Н. Пашенной, А.К. Тарасовой, В.Н. Рыжовой, М.И. Царева, И.В. Ильинского и др.
В 1968 году на киностудии «Ленфильм» вышла полнометражная цветная сказка «Снегурочка», поставленная Павлом Кадочниковым по одноименной пьесе А. Н. Островского из цикла «Весенние сказки». Главные роли в фильме сыграли любимцы зрителей – Евгения Филонова, Евгений Жариков, Павел Кадочников, Борис Химичев, Сергей Филиппов и др.
Конец 1970-х и начало 1980-х годов ознаменовались выходом на экран сразу трех фильмов по пьесам великого драматурга. В 1978 и 1981 годах режиссер Маргарита Микаэлян представила кинокартины «Красавец-мужчина», с которым она дебютировала на телевидении, и «Вакансия» по пьесе «Доходное место». В фильме «Красавец-мужчина» по одноименной пьесе А.Н. Островского главного героя Аполлона Окоемова блестяще сыграл Олег Табаков. Традиционный для советского кинематографа жанр музыкального фильма режиссер органично применила к драматургии А.Н. Островского. Своя изюминка в виде хореографических миниатюр, которые сопровождали вокальные партии, была и в фильме «Вакансия». Роли в нем исполнили Леонид Каюров, Марина Яковлева, Екатерина Васильева, Ролан Быков и др.
А в 1984 году на широкие экраны вышел фильм Эльдара Рязанова «Жестокий романс», снятый по мотивам пьесы «Бесприданница». И зрители, и кинокритики приняли его безоговорочно – достаточно сказать, что авторитетным журналом «Советский экран» он был признан лучшим фильмом года. В картине, ставшей третьей по счету советской экранизацией пьесы, комическое естественным образом соединялось с драматическим. В фильме снялись Лариса Гузеева, Алиса Фрейндлих, Андрей Мягков, Никита Михалков, Алексей Петренко, Виктор Проскурин и др.
Еще один фильм – «Лес» режиссера Владимира Мотыля по одноименной пьесе А.Н. Островского, снятый им на киностудии «Ленфильм» в 1980-1981 годах, ждала сложная судьба: он был запрещен к показу (считается, что причиной послужил содержащийся в фильме намек на сходство нравов и пороков русского дворянского общества XIX века и правящей партийной элиты конца 1970-х годов) и вышел на экраны только в 1986 году.
В годы перестройки, на фоне общего кризиса отечественного кинематографа, по мотивам произведений А.Н. Островского был снят единственный фильм – «Сердце не камень» (1989) по одноименной пьесе. Талантливая режиссерская работа усиливалась игрой любимых актеров – Иннокентия Смоктуновского, Елены Яковлевой, Станислава Садальского и др. В постсоветский период пьесы А.Н. Островского оказались не так востребованы на экране, как в советские годы. В числе экранизаций этого времени – фильм «Дикарка» Юрия Павлова (2001), сериал «Без вины виноватые» Глеба Панфилова (2008), «Гроза» Григория Константинопольского (2019).
Всего в разные годы по пьесам А.Н. Островского снято более 80 фильмов. Среди них как художественные фильмы, так и фильмы-телеспектакли, мультфильмы («Снегурочка», 1952), фильмы-балеты («Женитьба Бальзаминова», 1989). Некоторые пьесы экранизировались по два-три раза, а своего рода рекордсменами стали пьесы «Бесприданница» и «Снегурочка», каждая из которых была перенесена на экран по шесть раз.
Кадры из фильма К. Ганзена «Гроза», снятого по одноименной драме А.Н. Островского. Среди актеров: В.Н. Пашенная в роли Катерины, Л.В. Сычева в роли Кабанихи, Б.И. Пясецкий в роли Бориса Григорьевича и др. 1912 г. Фотографии.
Немой фильм 1912 года «Гроза», снятый режиссером Каем Ганзеном на студии Московского отделения фирмы «Братья Пате» в Российской империи стал первой экранизацией этой пьесы А.Н. Островского. В роли Катерины снялась актриса Малого театра В.Н. Пашенная, чье исполнение этой роли на сцене считалось театральной критикой того времени эталонным. В том же 1912 году К. Ганзен экранизировал и пьесу «Бесприданница», в которой роль Ларисы Огудаловой также исполнила Вера Пашенная.
Кадр из фильма Ч.Г. Сабинского «На бойком месте». Среди актеров: В.Г. Орлова, П.А. Бакшеев, Н.В. Панов. 1916 г. Фотография.
Русский и советский художник кино, режиссер и сценарист Чеслав Генрихович Сабинский, снявший в 1916 году кинокартину «На бойком месте» (фильм не сохранился), был одним из самых популярных и разноплановых кинематографистов времен Российской империи и первых лет советской власти. В фильмах «Гроза» и «Бесприданница» К. Ганзена он выступил как художник, а спустя несколько лет представил публике собственную режиссерскую работу по пьесе А.Н. Островского.
Кадры из фильма В.М. Петрова «Гроза», снятого по одноименной драме А.Н. Островского. Среди актеров: М.И. Жаров в роли Кудряша, М.М. Тарханов в роли Дикого, И.П. Зарубина в роли Варвары. 1934 г. Фотографии.
Советский кинорежиссер, сценарист, Лауреат четырех Сталинских премий, Народный артист СССР Владимир Михайлович Петров известен, в том числе, своими экранизациями русской классики. В разные годы он снял фильмы «Гроза» и «Без вины виноватые» по А.Н. Островскому, «Ревизор» по Н.В. Гоголю, «Поединок» по А.И. Куприну, «Накануне» по И.С. Тургеневу. Кинокартина «Гроза», вышедшая на экраны в 1933 году, на заре развития советского звукового кинематографа, стала его первым опытом в этом направлении. Хотя многие критики обвиняют В.М. Петрова в излишней мрачности и беспросветности этой картины, ее невозможно не ценить хотя бы из-за блестящего актерского состава, который включал в себя Аллу Тарасову (Катерина), Варвару Массалитинову (Кабаниха), Михаила Жарова (Кудряш), Екатерину Корчагину-Александровскую (странница Феклуша) и др.
Кадр из фильма В.М. Петрова «Гроза», снятого по одноименной драме А.Н. Островского. Среди актеров: М.И. Царев в роли Бориса. 1933 г. Фотокопия.
Письмо директора фабрики «Межрабпомфильм» М.А. Швейцеру и Я.А. Протазанову о необходимости немедленно приступить к работе над сценарием фильма «Бесприданница». 9 февраля 1935 г. Авторизованная машинопись.
Письмо заведующего художественно-производственного отдела фабрики «Межрабпомфильм» Фельдмана Я.А. Протазанову о работе над фильмом «Бесприданница». 14 февраля 1935 г. Авторизованная машинопись.
Кинокартина «Бесприданница», которую в 1936 году снял один из крупнейших мастеров раннего советского кино Яков Протазанов, стала тонкой пародией на салонную мелодраму. Роли в фильме исполнили Нина Алисова (Лариса), Анатолий Кторов (Паратов), Ольга Пыжова (Харита Игнатьевна Огудалова), Борис Тенин (Вожеватов), Михаил Климов (Кнуров). Мнения критиков и зрителей относительно фильма разделились. Так, газета «Вечерняя Москва» писала, что «фильм дает всего лишь слащаво-сентиментальную историю несчастной любви Ларисы к Паратову». В другой рецензии режиссеру и актерскому составу ставили в вину то, что «в фильме нет страсти, темперамента, гнева Островского». А вот зрители с восторгом приняли и сам фильм, и молодую актрису Нину Алисову, которая открыла ей дорогу в большое кино.
Н.У. Алисова в роли Ларисы Огудаловой в фильме Я.А. Протазанова «Бесприданница». 1936 г. Фотография
Кадр из фильма Я.А. Протазанова «Бесприданница». Среди актеров: Н.У. Алисова, О.И. Пыжова. 1936 г. Фотография.
В.Е. Егоров. Эскиз кадра к фильму В.М. Петрова «Без вины виноватые»: сцена в буфете, ссора Незнамова с купцом. Рисунок. 17 сентября 1944 г. Фотокопия.
В.Е. Егоров. Эскизы кадров к фильму В.М. Петрова «Без вины виноватые». Рисунок. Сентябрь 1944 г. Фотокопии.
В.Е. Егоров. Эскиз кадра к фильму В.М. Петрова «Без вины виноватые»: сцена воспоминания («Галчиха: Ребеночек-то помирает…»). Рисунок. 20 октября 1944 г. Фотокопия.
В.Е. Егоров. Эскиз декораций к фильму В.М. Петрова «Без вины виноватые»: уборная актрисы Коринкиной. Рисунок. 17 октября 1944 г. Фотокопия.
В.Е. Егоров, Н.В. Галустьян. Эскиз костюма Незнамова к фильму В.М. Петрова «Без вины виноватые». 1945 г. Бумага, графитный карандаш, акварель.
В.Е. Егоров, Н.В. Галустьян. Эскиз костюма Миловзорова к фильму В.М. Петрова «Без вины виноватые». 1945 г. Бумага, графитный карандаш, акварель.
В.Е. Егоров, Н.В. Галустьян. Эскиз костюма Шелавиной к фильму В.М. Петрова «Без вины виноватые». 1945 г. Бумага, тушь, акварель.
Н.В. Галустьян. Эскиз костюма Отрадиной к фильму В.М. Петрова «Без вины виноватые». 1945 г. Бумага, тушь, акварель.
Н.В. Галустьян. Эскиз костюма Коринкиной к фильму В.М. Петрова «Без вины виноватые». 1945 г. Бумага, тушь, акварель, белила.
Диплом лауреата Сталинской премии 2-й степени, выданный В.Е. Егорову за оформление фильма «Без вины виноватые». 26 июня 1946 г.
А. Н. Грибов в роли Шмаги в фильме В.М. Петрова «Без вины виноватые». 1945 г. Фотография.
В.Е. Егоров. Эскизы декораций к неосуществленному фильму Я.А. Протазанова «Волки и овцы». Рисунки. Март 1945 г. Фотокопии.
Фотография В.Н. Пашенной в роли Мурзавецкой, сыгранной в фильме-спектакле П. М. Садовского и В.Л. Сухобокова «Волки и овцы». 1952 г.
Кадр из фильма-спектакля П.М. Садовского и В.Л. Сухобокова «Волки и овцы». Среди актеров: В.Н. Пашенная, В.А. Владиславский. 1952 г. Фотография.
Кадры из фильма А.Н. Апсолона и Б.М. Дмоховского «Таланты и поклонники». Среди артистов Б.А. Смирнов, Н.В. Комиссаров, Е.В. Александровская, Т.И. Ленникова, Е.А. Лебедев и др. 1956 г. Фотографии.
Кадры из фильма К.Н. Воинова «Женитьба Бальзаминова», снятого по одноименной пьесе А.Н. Островского. Среди артистов: Г.М. Вицин в роли Бальзаминова, Е.Ф. Савинова в роли служанки, Л.Н. Смирнова в роли свахи. 1964 г. Фотографии.
Трагикомическую сторону драматургии А.Н. Островского в советском кино открыл Константин Воинов, представивший в 1964 году фильм «Женитьба Бальзаминова» по мотивам трилогии «Праздничный сон до обеда», «Свои собаки грызутся, чужая не приставай!», «Женитьба Бальзаминова (За чем пойдешь, то и найдешь)». Фильм был снят в реальных живописных декорациях Суздаля и Владимира, а дополнительный успех обеспечил ему великолепный актерский состав: роли в фильме исполнили Георгий Вицин, Лидия Смирнова, Нонна Мордюкова, Ролан Быков и др.
Б.А. Чайковский. Сюита из музыки к фильму К.Н. Воинова «Женитьба Бальзаминова». Для большого симфонического оркестра, группы народных инструментов и вокального ансамбля. Партитура. [1963 г.]. Автограф.
Фотография актерской пробы Л.Л. Оболенского на роль генерала Бодаева для фильма В.Я. Мотыля «Лес». 1979 г.
Л.Л. Оболенский в гримерке перед съемкой проб на роль генерала Бодаева для фильма В.Я. Мотыля «Лес». 1979 г. Фотография.
В.Я. Мотыль. «Режиссерское предисловие». Статья о работе над фильмом «Лес», снятом по одноименной пьесе А.Н. Островского. [1981 г.]. Машинопись с пометой В.А. Каверина.
Э.А. Рязанов. Режиссерский сценарий фильма «Жестокий романс», снятого по мотивам пьесы А.Н. Островского «Бесприданница». [1984 г.]. Машинопись с правкой автора.
Афиша показа фильма Э.А. Рязанова «Жестокий романс» в кинотеатре г. Чикаго, США. 14 октября 1984 г. Типографский экз.