Сценическая история драматургии А.Н. Островского, который по праву считается основоположником современного театрального искусства, невероятно богата, разнообразна и насчитывает уже более 170 лет с момента первой постановки на сцене Малого театра пьесы «Не в свои сани не садись». В театроведческой литературе обобщен опыт сценических интерпретаций его пьес, начиная с самых ранних, и практически до наших дней. Их дополняют живые личные впечатления от работы с драматургом и над постановкой его пьес Веры Пашенной, Федора Бурдина, Марии Савиной, Алисы Коонен, Игоря Ильинского и многих других крупнейших актеров и режиссеров. Безусловно, когда называют имя А.Н. Островского, сразу вспоминают Малый театр – его сцена и Островский неотделимы друг от друга. Все 48 пьес А.Н. Островского, написанные им за 39 лет творческой работы, были поставлены в Малом. Известно, что драматург поддерживал тесные связи с актерами театра, сам много репетировал с ними, добиваясь точной реализации своего творческого замысла. Одной из ключевых постановок Малого театра при жизни А.Н. Островского стала «Гроза», главную роль в которой исполнила Л.П. Никулина-Косицкая, игравшая ее «широкими мазками, без психологических полутонов, с подъемом, с горячим и искренним переживанием». Важное место в спектакле занимал и Тихон в исполнении С.В. Васильева, создавший глубокий и достоверный образ забитого и обезличенного, но все же не лишенного искреннего чувства человека. Роль Кабанихи была сыграна в спектакле H.B. Рыкаловой. Ее игра вызвала восхищение не только у самого автора пьесы, но и у коллег по сцене. Знаменитая актриса Е.Д. Турчанинова вспоминала: «Рыкалова не делала Кабаниху нарочито злой, но во всей ее манере держать себя, в ее спокойствии и неприступности, в ее удивительно скрипучем голосе представала перед нами устойчивая старинная жизнь». Пугающий образ Дикого создал в постановке П.М. Садовский. В 1962 году, спустя несколько десятилетий после этой постановки, «Гроза» в Малом театре была поставлена вновь, а режиссером спектакля была знаменитая актриса Вера Пашенная, которая исполняла в нем роль Кабанихи. Не менее знаменательной была постановка драмы «Гроза» в Камерном театре А.Я. Таирова, реализованная как осмысление «анархического бунта против вековых рабских устоев». Исходный конфликт пьесы Таиров видел в том, что в ней «сталкиваются и вступают в борьбу два исконных начала русского строя, русской жизни – „понизовая вольница“ и „домострой“». «…Смерть Катерины, – писал Таиров, – это не поражение, а победа. Домострой силен тогда, когда ему безмолвно подчиняются. Смерть Катерины вызывает трещину в вековом укладе дома Кабановых». Образ Катерины был воплощен в этом спектакле Камерного театра Алисой Коонен, которая признавалась в своих воспоминаниях, что роль далась ей не сразу, вызывала подчас мучительные переживания. Критика отреагировала на спектакль противоречиво: одни говорили о недостатке в таировской трактовке образов «поэзии, лирики, задушевности», другие указывали на то, что режиссеру удалось вскрыть трагедию русской женщины, ее «сдержанной страстности, стыдливой ласки, мучительной тоски». Не менее насыщена сценическая история пьесы «Лес», в которой нашли отражение быт и нравы помещичьей усадьбы пореформенного периода. После нескольких классических трактовок этой пьесы, созданных в 1870-х – 1910-х годах в Александринском и Малом театрах, театре Корша и на других сценических площадках, постановка этой пьесы в Театре им. Мейерхольда в 1924 году произвела эффект разорвавшейся бомбы. Своеобразная режиссерская трактовка образов, выделение новых эпизодов с перестановкой сцен, игра с костюмами и гримом, а также невероятно быстрый темп спектакля позволили говорить о создании принципиально нового театра. Пьеса была разбита В.Э. Мейерхольдом на тридцать три эпизода, каждый из которых имел свои названия, появлявшиеся на большом экране. Один из рецензентов, тонко почувствовав замысел режиссера, ради которого он взялся за нехарактерную для себя постановку русской классики, писал об этом спектакле: «Режиссер ловит в плен зрителя и заставляет, иногда помимо его воли, принять участие в осмеивании старого быта – не быта времен Островского, но быта недавнего прошлого, еще не изжитого в наши дни и показанного сатирически Мейерхольдом в „Лесе“ со сцены своего театра». В неразрывной связи с постановкой В.Э. Мейерхольдом пьесы «Лес» следует рассматривать и спектакль «Мудрец» по пьесе А. Островского «На всякого мудреца довольно простоты», режиссером которого в 1923 году выступил в Первом рабочем театре Пролеткульта С.М. Эйзенштейн. Действие пьесы разыгрывалось группой клоунов, кроме того, в него был включен небольшой фильм, названный «Дневник Глумова». В.Б. Шкловский писал об этом экспериментальном, «блистательно молодом спектакле»: «Из всех работ Сергея Михайловича “Мудрец” – наиболее неожиданна, парадоксальна, хотя и сделана она совместно с очень благоразумным писателем Сергеем Третьяковым. […] Аттракционы были достоверны, и их достоверность подчеркивала театральную пародийность. Смысловая структура “Мудреца” Островского, бесконечно нагруженная трюками, исчезала; исчезали мотивировки действий героев и время. Театральность, обнажение ее сильнее, чем в любой постановке Вахтангова или Мейерхольда. Это был спектакль о том, как ставится спектакль, – это был оборотень. […] Пародировался Островский, пародировался театр вообще и театр переживания в частности; пародировалась и сама идея сценарной связанности кусков». Спектакли по пьесам А.Н. Островского были, есть и будут в репертуаре практически любого российского театра. В этом разделе выставки представлены лишь некоторые наиболее значимые или характерные для своего времени постановки, а также малоизвестные широкому зрителю спектакли, поставленные в областных и республиканских театрах в 1930-х – 1950-х годах.
Сценическая история драматургии А.Н. Островского, который по праву считается основоположником современного театрального искусства, невероятно богата, разнообразна и насчитывает уже более 170 лет с момента первой постановки на сцене Малого театра пьесы «Не в свои сани не садись». В театроведческой литературе обобщен опыт сценических интерпретаций его пьес, начиная с самых ранних, и практически до наших дней. Их дополняют живые личные впечатления от работы с драматургом и над постановкой его пьес Веры Пашенной, Федора Бурдина, Марии Савиной, Алисы Коонен, Игоря Ильинского и многих других крупнейших актеров и режиссеров.
Безусловно, когда называют имя А.Н. Островского, сразу вспоминают Малый театр – его сцена и Островский неотделимы друг от друга. Все 48 пьес А.Н. Островского, написанные им за 39 лет творческой работы, были поставлены в Малом. Известно, что драматург поддерживал тесные связи с актерами театра, сам много репетировал с ними, добиваясь точной реализации своего творческого замысла.
Одной из ключевых постановок Малого театра при жизни А.Н. Островского стала «Гроза», главную роль в которой исполнила Л.П. Никулина-Косицкая, игравшая ее «широкими мазками, без психологических полутонов, с подъемом, с горячим и искренним переживанием». Важное место в спектакле занимал и Тихон в исполнении С.В. Васильева, создавший глубокий и достоверный образ забитого и обезличенного, но все же не лишенного искреннего чувства человека. Роль Кабанихи была сыграна в спектакле H.B. Рыкаловой. Ее игра вызвала восхищение не только у самого автора пьесы, но и у коллег по сцене. Знаменитая актриса Е.Д. Турчанинова вспоминала: «Рыкалова не делала Кабаниху нарочито злой, но во всей ее манере держать себя, в ее спокойствии и неприступности, в ее удивительно скрипучем голосе представала перед нами устойчивая старинная жизнь». Пугающий образ Дикого создал в постановке П.М. Садовский. В 1962 году, спустя несколько десятилетий после этой постановки, «Гроза» в Малом театре была поставлена вновь, а режиссером спектакля была знаменитая актриса Вера Пашенная, которая исполняла в нем роль Кабанихи.
Не менее знаменательной была постановка драмы «Гроза» в Камерном театре А.Я. Таирова, реализованная как осмысление «анархического бунта против вековых рабских устоев». Исходный конфликт пьесы Таиров видел в том, что в ней «сталкиваются и вступают в борьбу два исконных начала русского строя, русской жизни – „понизовая вольница“ и „домострой“». «…Смерть Катерины, – писал Таиров, – это не поражение, а победа. Домострой силен тогда, когда ему безмолвно подчиняются. Смерть Катерины вызывает трещину в вековом укладе дома Кабановых».
Образ Катерины был воплощен в этом спектакле Камерного театра Алисой Коонен, которая признавалась в своих воспоминаниях, что роль далась ей не сразу, вызывала подчас мучительные переживания. Критика отреагировала на спектакль противоречиво: одни говорили о недостатке в таировской трактовке образов «поэзии, лирики, задушевности», другие указывали на то, что режиссеру удалось вскрыть трагедию русской женщины, ее «сдержанной страстности, стыдливой ласки, мучительной тоски».
Не менее насыщена сценическая история пьесы «Лес», в которой нашли отражение быт и нравы помещичьей усадьбы пореформенного периода. После нескольких классических трактовок этой пьесы, созданных в 1870-х – 1910-х годах в Александринском и Малом театрах, театре Корша и на других сценических площадках, постановка этой пьесы в Театре им. Мейерхольда в 1924 году произвела эффект разорвавшейся бомбы. Своеобразная режиссерская трактовка образов, выделение новых эпизодов с перестановкой сцен, игра с костюмами и гримом, а также невероятно быстрый темп спектакля позволили говорить о создании принципиально нового театра.
Пьеса была разбита В.Э. Мейерхольдом на тридцать три эпизода, каждый из которых имел свои названия, появлявшиеся на большом экране. Один из рецензентов, тонко почувствовав замысел режиссера, ради которого он взялся за нехарактерную для себя постановку русской классики, писал об этом спектакле: «Режиссер ловит в плен зрителя и заставляет, иногда помимо его воли, принять участие в осмеивании старого быта – не быта времен Островского, но быта недавнего прошлого, еще не изжитого в наши дни и показанного сатирически Мейерхольдом в „Лесе“ со сцены своего театра».
В неразрывной связи с постановкой В.Э. Мейерхольдом пьесы «Лес» следует рассматривать и спектакль «Мудрец» по пьесе А. Островского «На всякого мудреца довольно простоты», режиссером которого в 1923 году выступил в Первом рабочем театре Пролеткульта С.М. Эйзенштейн. Действие пьесы разыгрывалось группой клоунов, кроме того, в него был включен небольшой фильм, названный «Дневник Глумова». В.Б. Шкловский писал об этом экспериментальном, «блистательно молодом спектакле»: «Из всех работ Сергея Михайловича “Мудрец” – наиболее неожиданна, парадоксальна, хотя и сделана она совместно с очень благоразумным писателем Сергеем Третьяковым. […] Аттракционы были достоверны, и их достоверность подчеркивала театральную пародийность. Смысловая структура “Мудреца” Островского, бесконечно нагруженная трюками, исчезала; исчезали мотивировки действий героев и время. Театральность, обнажение ее сильнее, чем в любой постановке Вахтангова или Мейерхольда. Это был спектакль о том, как ставится спектакль, – это был оборотень. […] Пародировался Островский, пародировался театр вообще и театр переживания в частности; пародировалась и сама идея сценарной связанности кусков».
Спектакли по пьесам А.Н. Островского были, есть и будут в репертуаре практически любого российского театра. В этом разделе выставки представлены лишь некоторые наиболее значимые или характерные для своего времени постановки, а также малоизвестные широкому зрителю спектакли, поставленные в областных и республиканских театрах в 1930-х – 1950-х годах.
Афиша бенефиса П.М. Садовского 31 января 1861 г. на сцене Малого театра с упоминанием премьеры спектакля по пьесе А.Н. Островского «Свои люди — сочтёмся». Приложены фотографии артистов В.А. Макшеева, К.М. Рыбакова, М.П. Садовского, В.Н. Давыдова в ролях и рисунки П.М. Боклевского к пьесе. 1860-е гг. Фотокопии.
Е.Н. Эдельсон. Статья «“Свои люди — сочтёмся” на московской сцене». Черновик. [1862 г.]. Автограф.
А.И. Сумбатов-Южин. Роль Николая Агишина из спектакля по комедии А.Н. Островского «Женитьба Белугина», поставленного в Малом театре. [1885 г.]. Автограф.
П.И. Чайковский. «Монолог Домового». Музыка к спектаклю по пьесе А.Н. Островского «Воевода», поставленному в Малом театре. Партитура. 1886 г. Автограф.
А.И. Сумбатов-Южин в роли С. Бастрюкова в спектакле по пьесе А.Н. Островского «Воевода», поставленном в Малом театре. Январь 1886 г. Фотография.
Сцены спектакля по пьесе А.Н. Островского «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», поставленного в Малом театре. [1892 г.]. Фотографии.
Декорации спектакля по пьесе А.Н. Островского «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», поставленного в Малом театре. [1892 г.]. Фотографии.
Афиша спектакля по пьесе А.Н. Островского «Волки и овцы», поставленного в Малом театре. 27 января 1894 г. Фотокопия.
М.Ф. Андреева в роли Леля в спектакле по пьесе А.Н. Островского «Снегурочка», поставленном в МХТ. 1900-1901 гг. Фотография.
О.Л. Книппер-Чехова в роли Леля в спектакле по пьесе А.Н. Островского «Снегурочка», поставленном в МХТ. [1901 г.]. Фотография.
Сцена спектакля по пьесе А.Н. Островского «Снегурочка», поставленного в МХТ. [1901 г.]. Фотография.
Сцена спектакля по пьесе А.Н. Островского «Снегурочка», поставленного в Александринском театре. Среди артистов: М.А. Потоцкая в роли Купавы, Ю.М. Юрьев в роли Мизгиря, Н.Н. Ходотов в роли Леля и Л.Г. Хилкова в роли Снегурочки. 1900-1901 гг. Фотография.
Сцена спектакля по пьесе А.Н. Островского «Таланты и поклонники», поставленного в Александринском театре. 1901 г. Фотография.
Предполагаемая программа празднования 50-летия со дня первой постановки на сценах театров произведений А.Н. Островского, организованного Московской конторой Императорских театров в Малом театре. 24 декабря 1902 г. Автограф управляющего московской конторой Н.К. Бооля.
П.П. Гайдебуров. Обращение к труппе Общедоступного театра перед началом репетиций спектакля по пьесе А.Н. Островского «Гроза». 1903 г. Автограф.
П.П. Гайдебуров роли Бориса в спектакле по пьесе А.Н. Островского «Гроза», поставленном в Общедоступном театре. 1903 г. Фотография.
Н.Ф. Скарская в роли Катерины в спектакле по пьесе А. Н. Островского «Гроза», поставленного П.П. Гайдебуровым в Общедоступном театре. 1903 г.
Заключительная сцена спектакля по пьесе А.Н. Островского «Гроза», поставленного Передвижным театром П.П. Гайдебурова. 1900-е – 1910-е гг. Фотография.
Н.К. Яковлев, Е.М. Садовская и др. в спектакле по пьесе А.Н. Островского «Бедность не порок», поставленном в Малом театре. [1908 г.]. Фотография.
Е.М. Садовская в роли Пелагеи Егоровны и Л.В. Юдина в спектакле по пьесе А.Н. Островского «Бедность не порок», поставленном в Малом театре. [1908 г.]. Фотография.
Н.К. Яковлев в роли князя Дмитрия Шуйского, К.Н. Рыбаков в роли князя Мстиславского, А.А. Остужев в роли Самозванца, Е.И. Найденова в роли Марины, С.А. Головин в роли Басманова, А.Л. Вишневский в роли Куцьки в спектакле по пьесе А.Н. Островского «Дмитрий самозванец и Василий Шуйский», поставленном в Малом театре. 31 августа1909 г. Фотографии.
Декорации спектакля по пьесе А.Н. Островского «Без вины виноватые», поставленного в Александринском театре. 1910 г. Фотографии.
Артисты МХТ в спектакле по пьесе А.Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты» (реж. В. И. Немирович-Данченко и В. В. Лужский). Среди артистов В.И. Качалов в роли Глумова, К.С. Станиславский в роли Крутицкого, М.Н. Германова в роли Мамаевой. 1910 г. Фотографии.
Декорации спектакля по пьесе А.Н. Островского «Лес», поставленного в Александринском театре. 1910 г. Фотография.
А.И. Сумбатов-Южин в роли Паратова в спектакле по пьесе А.Н. Островского «Бесприданница», поставленного в Малом театре. 1911 г. Фотография.
О.О. Садовская в роли Кабанихи в спектакле по пьесе А.Н. Островского «Гроза», поставленном в Малом театре. 27 января 1911 г. Фотография.
Сцены спектакля по пьесе А.Н. Островского «Гроза», поставленного в Малом театре. Среди артистов: О.О. Садовская в роли Кабанихи, В.Н. Пашенная в роли Катерины, Н.К. Яковлев в роли Тихона и др. 27 января 1911 г. РГАЛИ. Фотографии.
Г.Д. Судьбинин в роли Досужева и Н.Н. Ходотов в роли Жадова в спектакле по пьесе А.Н. Островского «Доходное место», поставленном в Александринском театре. 1913 г. Фотография.
В.П. Стрельская в роли Кукушкиной, М.П. Дамашева в роли Полины и А.П. Есипович в роли Юленьки в спектакле по пьесе А.Н. Островского «Доходное место», поставленном в Александринском театре. 1913 г. Фотография.
А.А. Яблочкина в роли Василисы и С.В. Айдаров в роли Ивана Грозного в спектакле по пьесе А.Н. Островского «Василиса Мелентьева», поставленном в Малом театре (реж. С.В. Айдаров). 1914 г. Фотография.
М.Н. Ермолова в роли Кручининой, А.А. Остужев в роли Незнамова, В.А. Сашин в роли Шмаги в спектакле по пьесе А.Н. Островского «Без вины виноватые», поставленном в Малом театре. 1910-е гг. Фотография Л.Я. Леонидова.
М.Н. Ермолова в роли Кручининой и А.А. Остужев в роли Незнамова в спектакле по пьесе А.Н. Островского «Без вины виноватые», поставленном в Малом театре. 1910-е гг. Фотография Л.Я. Леонидова.
Сцена спектакля по пьесе А.Н. Островского «Бесприданница», поставленного в Александринском театре. 1915 г. Фотография.
Р.Б. Аполлонский в роли Паратова в спектакле по пьесе А.Н. Островского Бесприданница», поставленного в Александринском театре. 1915 г. Фотография.
В.А. Шухмина в роли Глафиры Алексеевны и Е.И. Найденова в роли Купавиной в спектакле по пьесе А.Н. Островского «Волки и овцы», поставленном в Малом театре. 1916-1917 гг. Фотография.
И.М. Рабинович. Эскизы декораций к спектаклю по пьесе А.Н. Островского «Правда хорошо, а счастье лучше» для 3-й студии МХАТ (Театр им. Евгения Вахтангова; реж. Б.Е. Захава). 1921 г. Бумага, пастель, графитный карандаш, уголь.
Б.Е. Захава. Режиссерские заметки к спектаклю по пьесе А.Н. Островского «Правда - хорошо, а счастье лучше», поставленного в 3-й студии МХАТ (Театр им. Евгения Вахтангова). 1923 г. Автограф.
Пьеса А.Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты» с пометами С.М. Третьякова и С.М. Эйзенштейна. 1923 г. Типографский экз., автограф.
С.М. Эйзенштейн. Эскизы костюмов и декораций к спектаклю «На всякого мудреца довольно простоты» поставленному С.М. Эйзенштейном в Первом рабочем театре Пролеткульта по пьесе С.М. Третьякова. 1921-1923 гг. Бумага, графитный карандаш, тушь.
С.М. Эйзенштейн. Эскизы костюмов к спектаклю «На всякого мудреца довольно простоты» поставленному С.М. Эйзенштейном в Первом рабочем театре Пролеткульта по пьесе С.М. Третьякова. 1921-1922 гг. Бумага, графитный карандаш, автограф.
Афиша спектакля С.М. Эйзенштейна «На всякого мудреца довольно простоты», поставленного в Первом рабочем театре Пролеткульта. 26 апреля 1923 г. Типографский экз.
Кадры из фильма С.М. Эйзенштейна «Дневник Глумова», снятого для спектакля «На всякого мудреца довольно простоты», поставленного в Первом рабочем театре Пролеткульта. 1923 г. Фотографии.
Сцены спектакля С.М. Эйзенштейна «На всякого мудреца довольно простоты», поставленного в Первом рабочем театре Пролеткульта. Среди артистов: Г.В. Александров, И.А. Пырьев, А.Н. Антонов, М.С. Гоморов, В.Д. Янукова и др. 1923 г. Фотографии.
С.В. Айдаров в роли Берендея в спектакле по пьесе А.Н. Островского «Снегурочка», поставленном в Малом театре (реж. П.М. Садовский). [1922 г.]. Фотография.
Сцена из спектакля по пьесе А.Н. Островского «Гроза», поставленном в Государственном Камерном театре (реж. А.Я. Таиров). Среди артистов А.Г. Коонен в роли Екатерины и др. [1924 г.]. Фотография.
Сцены спектакля по пьесе А.Н. Островского «Лес», поставленного в театре им. Вс. Мейерхольда. 1920-е – 1930-е гг. Среди артистов И.В. Ильинский в роли Счастливцева и др. Фотографии.
Сцены спектакля по пьесе А.Н. Островского «Таланты и поклонники», поставленного в Театре-студии под руководством Р.Н. Симонова (реж. А.М. Лобанов). Среди артистов К.И. Тарасов в роли Негина, В. Благовидова в роли Домны Пантелеевны, И.В. Мурзаева в роли Матрены и др. [1928-1931 гг.].
Сцена спектакля по пьесе А.Н. Островского «Бешеные деньги», поставленного в Малом театре (реж. И.С. Платон).1932-1933 гг. Фотография.
Сцены спектакля по пьесе А.Н. Островского «Таланты и поклонники», поставленного в МХАТ. Среди артистов А.К. Тарасова в роли Негиной, А.П. Зуева в роли Домны Пантелеевны, В.А. Орлов в роли Нарокова и др. [1933 г.]. Фотографии.
Сцена спектакля по пьесе А.Н. Островского «Шутники», поставленного в Центральном театре Красной армии. 1933-1935 гг. Фотография.
Сцена спектакля по пьесе А.Н. Островского «Не было ни гроша, да вдруг алтын», поставленного в Театре-студии Н.П. Хмелева. 1935 г. Фотография.
Информация о постановке спектакля по пьесе А.Н. Островского «Бесприданница» на сцене 2-го БелГосТеатра (г. Минск) и работе над постановкой других пьес автора в театрах БССР. 12 июня 1936 г. Автограф.
Письмо руководства Свердловского Драмтеатра в кабинет А.Н. Островского при ВТО с перечнем поставленных театром спектаклей по пьесам А.Н. Островского в период с 1929 по 1937 гг. 28 октября 1936 г. Авторизованная машинопись.
Письма администрации МХАТ им. Горького в кабинет А.Н. Островского при ВТО с перечнем поставленных театром спектаклей по пьесам А.Н. Островского в период с 1917 по 1936 гг. 3 ноября и 11 декабря 1936 г. Авторизованная машинопись.
Письмо администрации Татарского государственного академического театра в кабинет А.Н. Островского при ВТО с перечнем поставленных театром спектаклей по пьесам А.Н. Островского в период с 1913 по 1936 гг. 10 ноября 1936 г. Авторизованная машинопись.
Письмо Вс.Э. Мейерхольда в кабинет А.Н. Островского при ВТО о количестве спектаклей по пьесе А.Н. Островского «Лес», поставленных на сцене театра им. Вс. Мейерхольда в период с 1924 по 1936 гг. 28 ноября 1936 г. Авторизованная машинопись.
Письмо администрации Государственного Московского камерного театра в кабинет А.Н. Островского при ВТО с перечнем поставленных театром спектаклей по пьесам А.Н. Островского. 21 ноября 1936 г. Авторизованная машинопись.
Письмо администрации Театра Революции в кабинет А.Н. Островского при ВТО о количестве спектаклей по пьесе А.Н. Островского «Доходное место», поставленных на сцене театра. 2 декабря 1936 г. Авторизованная машинопись.
Сводный перечень спектаклей по пьесам А.Н. Островского, поставленных театрами СССР в период с 1917 по 1936 гг. 1936 г. Машинопись.
Сведения о постановке спектаклей по пьесам А.Н. Островского на сцене Бакинского, Азербайджанского, Армянского и Большом театрах в период с 1933 по 1936 гг., переданные в кабинет А.Н. Островского при ВТО. 1936 г. Авторизованная машинопись.
Сведения о постановке спектаклей по пьесам А.Н. Островского в период с 1932 по 1937 гг., переданные в кабинет А.Н. Островского при ВТО администрацией Гортеатра им. Эйхе в г. Сталинск (Новокузнецк). 1936 г. Автограф.
Сведения о постановке спектаклей по пьесам А.Н. Островского в период с 1932 по 1936 гг., переданные в кабинет А.Н. Островского при ВТО администрацией Русского драматического театра в г. Алма-Ата. 1936 г. Автограф.
Б.Е. Захава. Роль Дудкина для спектакля по пьесе А.Н. Островского «Без вины виноватые», сыгранная Б.Е. Захавой в Театре им. Евгения Вахтангова. 1937 г. Автограф.
А.Т. Восканян в роли Кручининой в спектакле по пьесе А.Н. Островского «Без вины виноватые», поставленном в Первом государственном театре Армении им. Сундукяна (реж. Т.Х. Сарьян). 1939 г. Фотография.
А.М. Аветисян в роли Шмаги в спектакле по пьесе А.Н. Островского «Без вины виноватые», поставленном в Первом государственном театре Армении им. Сундукяна (реж. Т.Х. Сарьян). 1939 г. Фотография.
Сцена спектакля по пьесе А.Н. Островского «Снегурочка», поставленного в Ленкоме (реж. Е.А. Гуров). 1940-1941 гг. Фотография.
М.И. Жаров. Роль Мурзавецкого из спектакля по пьесе А.Н. Островского «Волки и овцы», поставленного в Малом театре (реж. Л.А. Волков). 1941 г. Автограф.
Сцена спектакля по пьесе А.Н. Островского «Горячее сердце», поставленного в Ярославском театре им. Ф. Волкова (реж. С.М. Оршанский). Среди артистов В.Е. Соколов в роли Курослепова, Г.С. Свободин в роли Градобоева и др. 1940-1941 гг. Фотография.
Сцены спектакля по пьесе А.Н. Островского «Не всё коту масленица», поставленного Вторым фронтовым театром ВТО. Среди артистов: В.А. Докучаев в роли Ахова, Е.А. Фадеева в роли Агнии, Н.С. Солина в роли Кругловой, В.А. Покровский в роли Ипполита. Западный фронт. [1942 г.]. Фотография
Бойцы смотрят спектакль по пьесе А.Н. Островского «Не все коту масленица», поставленный Вторым фронтовым театром ВТО. Западный фронт. Июнь 1942 г. Фотография.
В.А. Докучаев, Е.А. Фадеева, Н.С. Солина и др. артисты Второго фронтового театра ВТО с бойцами дивизии Западного фронта. Июль 1942 г. Фотография.
Танкисты смотрят спектакль по пьесе А.Н. Островского «Не все коту масленица», поставленный Вторым фронтовым театром ВТО. Западный фронт. 25 ноября 1942 г. Фотография.
Артисты Второго фронтового театра ВТО В.А. Покровский, А.Н. Котрелев, А.Г. Павлихина, Е.А. Фадеева с бойцами авиачасти. Западный фронт. 1942 г. Фотография.
П.П. Гайдебуров в роли Шмаги в спектакле по пьесе А.Н. Островского «Без вины виноватые», поставленном в Камерном театре (реж. А.Я. Таиров). 1944 г. Фотография.
Сцена спектакля по пьесе А.Н. Островского «Последняя жертва», поставленного в МХАТ. Среди артистов: И.М. Москвин в роли Ф.Ф. Прибыткова и др. 1943 г. Фотография.
В.А. Шестаков. Эскиз декораций для спектакля по пьесе А.Н. Островского «Свои люди — сочтемся», поставленного в Московском театре юного зрителя. 1945 г. Бумага, гуашь.
Л.Р. Орданская в роли Лидии в спектакле по пьесе А.Н. Островского «Бешеные деньги», поставленном в Театре им. Ермоловой. [1945 г.]. Фотография.
Сцена из спектакля по пьесе А.Н. Островского «Бешеные деньги», поставленном в Театре им. Ермоловой. [1945 г.]. Фотография.
С.Я. Вишневецкая. Эскизы декораций к пьесе А.Н. Островского «Поздняя любовь» для Московского драматического театра на Малой Бронной (реж. Н.Б. Лойтер). 1947 г. Картон, акварель, белила, графитный карандаш.
В.А. Шестаков. Эскизы костюмов к спектаклю по пьесе А.Н. Островского «Богатые невесты», поставленному в Ленкоме (реж. Н.Н. Паркалаб). Июнь 1950 г. Бумага, акварель, графитный карандаш, гуашь.
В.А. Шестаков. Макеты декораций к спектаклю по пьесе А.Н. Островского «Богатые невесты», поставленному в Ленкоме (реж. Н.Н. Паркалаб). 1950 г. Фотографии.
Л.Н. Свердлин. Заметки о работе над ролью Тихона из пьесы А.Н. Островского «Гроза», сыгранной им Московском театре драмы. 1953 г. Автограф.