Александр Николаевич Островский родился 12 апреля 1823 года в доме на улице Малая Ордынка в Москве, в районе Замоскворечья, где жило по преимуществу купечество. Его отец, Николай Федорович Островский, был родом из семьи священников, но выбрал светскую карьеру, служил и в 1839 году получил дворянское звание. Мать, Любовь Ивановна Саввина, тоже происходившая из семьи церковнослужителей, умерла, когда будущему писателю было восемь лет. Всего в семье росло четверо детей. Поскольку Н.Ф. Островский помимо службы занимался частной адвокатской практикой, в доме часто бывали посетители, давая впечатлительному подростку пищу для наблюдений и размышлений. Как вспоминал товарищ А.Н. Островского по гимназии, поэт Николай Берг, «в доме с утра до ночи толклись купцы, решая разные свои вопросы. Мальчик Островский видел там не одного банкрута, а целые десятки; а разговоров о банкротстве наслушался и бог весть сколько: не мудрено, что язык купцов стал некоторым образом его языком. Он усвоил его себе до тонкости». В семье Островских много внимания уделяли образованию детей, поэтому Александр Николаевич с детства много читал, учил французский, немецкий, итальянский и греческий языки, занимался танцами и пением. В 1835 году он поступил в Первую Московскую гимназию, где увлекся литературой и театром, играл в драматическом кружке. Театр стал его страстью, и он с удовольствием рассказывал младшим товарищам, среди которых был актер Федор Бурдин, о посещении новых спектаклей, игре Мочалова, Щепкина, Львовой-Синецкой и других корифеев сцены 1830-х годов. Отец стремления Островского стать писателем не поддержал, справедливо полагая, что начинающий литератор не сможет обеспечить себе сносного существования. Под его влиянием будущий драматург в 1840 году поступил на юридический факультет Московского университета, но весной 1843 года оставил учебу и поступил на службу в канцелярию Совестного суда с жалованием шесть рублей в месяц, а в 1845 году перешел на службу в Коммерческий суд. Каждый день подмечая внешность, черты характера и повадки истцов и ответчиков, десятками проходивших перед его глазами, А.Н. Островский накопил солидный материал для своих будущих пьес. Не отказавшись от идеи посвятить себя служению литературе, он сочинял вечерами, вернувшись из суда. Результатом стал в 1847 году его первый очерк «Записки замоскворецкого жителя», в котором, по его собственным словам, он описал «Замоскворечье в праздник и в будни, в горе и в радости». Очерк вышел в газете «Московский городской листок», а чуть позже в этом же издании была опубликована его первая пьеса о браке по расчету «Картина семейного счастья». Об Островском заговорили как о подающем надежды талантливом писателе. Решающим событием в его судьбе стал выход в 1849 году комедии «Свои люди – сочтемся», или «Банкрот». Тираж журнала «Москвитянин», в которой она была напечатана, оказался моментально раскуплен, а читающая публика говорила о пьесе «как о чем-то чрезвычайном». Однако купцы, изображенные в ней, посчитали произведение оскорбительным для себя и пожаловались на автора императору Николаю I, который запретил постановку пьесы и ее переиздание, а за автором приказал установить полицейский надзор. А.Н. Островский был уволен со службы, после чего окончательно решился связать свою жизнь с литературой, перейдя на работу в журнал «Москвитянин». В течение короткого времени для этого издания были написаны пьесы «Утро молодого человека», «Неожиданный случай», «Бедная невеста». В них окончательно оформилось творческое кредо драматурга: через бытовой репертуар показывать со сцены, «что есть хорошего, доброго в русском человеке и что в нем дикого и грубого, с чем он должен бороться». Первым произведением А.Н. Островского, поставленным на сцене, стала в 1852 году пьеса «Не в свои сани не садись», которую он бесплатно отдал Малому театру и которую сам репетировал с артистами, помогая им вжиться в роли. Главную героиню сыграла известная актриса Любовь Никулина-Косицкая, на долгие годы ставшая музой и другом А.Н. Островского – в значительной степени с нее был списан образ Катерины из «Грозы». Одновременно он подружился с актером Провом Садовским, которому посвятил в 1853 году свою следующую пьесу «Бедность не порок». Публика приняла спектакль восторженно. В 1856 году из-за финансовых разногласий с владельцем «Москвитянина» А.Н. Островский ушел из издания и вскоре перешел в журнал «Современник». В том же году он совершил этнографическую экспедицию по Волге, организованную Морским министерством. Помимо сбора необходимых сведений о диалектах, промыслах, быте и нравах жителей Поволжья, Островский накопил богатейший материал для своих пьес. По окончании поездки увидели свет такие произведения, как «Не сошлись характерами», «Воспитанница» и драма «Гроза», ставшая одной из вершин творчества драматурга и принесшая ему в 1863 году Уваровскую премию. Незадолго до этого, в 1862 году, А.Н. Островский познакомился с актрисой Малого Театра Марией Васильевой (урожденной Бахметьевой), в 1867 году они поженились. Семья много времени проводила в усадьбе Островских в Щелыково, где они любили принимать гостей: драматург читал им свои новые произведения, а его жена музицировала. В этом браке у А.Н. Островского родились четыре сына и две дочери. Конец 1860-х – 1870-е годы стали временем расцвета таланта А.Н. Островского. Пережив период увлечения исторической драмой, результатом которого стали пьесы из эпохи Смутного времени «Тушино», «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» и «Василиса Мелентьева», он вновь вернулся к современной проблематике, написав одну за другой комедии «На всякого мудреца довольно простоты» (1868) и «Бешеные деньги» (1869), «Лес» (1871), «Не было ни гроша, да вдруг алтын» (1871) и «Не все коту Масленица» (1871). О последней сам автор писал: «Это скорее этюд, чем пьеса, в ней нет никаких сценических эффектов; эта вещь писана для знатоков, тут главное: московский быт и купеческий язык, доведенный до точки». В 1873 году по просьбе комиссии управления Императорскими московскими театрами была написана «Снегурочка», а в 1875 году – «Волки и овцы», которые почти одновременно были поставлены на сценах Александринского театре в Санкт-Петербурге и Малого театра в Москве. В 1878 году увидела свет пьес «Бесприданница», в которой А.Н. Островский впервые решился сосредоточиться не на действии, а на характере героини. Зрители и критика восприняли новое произведение драматурга прохладно: так, рецензент газеты «Русские ведомости» писал, что «драматург утомил всю публику вплоть до самых наивных зрителей». К этому времени относится и период совместной работы А.Н. Островского с начинающим драматургом Николаем Яковлевичем Соловьевым. Они познакомились лично в 1876 г., но незадолго до этого при посредничестве К.Н. Леонтьева Островский прочел рукописи Соловьева. Вскоре Островский и Соловьев начали совместную работу над пьесой «Счастливый день», а затем над пьесой «Кто ожидал?» («Конец – делу венец», окончательное название – «Женитьба Белугина»). А.Н. Островский принимал в судьбе Н.Я. Соловьева большое участие, в том числе, помог ему устроиться на государственную службу и получить значительную денежную ссуду в Обществе русских драматических писателей и оперных композиторов. В письме А.С. Суворину в июне 1879 г. А.Н. Островский характеризовал Н.Я. Соловьева как «человека вообще хорошего: правдивого, сердечного и даровитого», но сетовал, что тот «как видно, смолоду не приобрел привычки к труду, а теперь уже едва ли имеет настолько нравственной силы, чтобы успешно бороться с вошедшею в кровь ленью». Авторский гонорар за пьесы, написанные Островским и Соловьевым в сотрудничестве, делился между драматургами пополам. В последние годы жизни А.Н. Островский много времени уделял общественной работе, председательствовал в Обществе русских драматических писателей и разработал его устав. Несмотря на то, что постановки по его пьесам шли в крупнейших русских театрах, Островский остро нуждался в деньгах, что вынуждало заниматься его не только сочинением собственных пьес, но и переводами. В письмах к друзьям и знакомым он признавался, что, несмотря на постоянно ухудшающееся самочувствие, не может не работать: «Зная, как дорога моя жизнь для семьи, я, разумеется, строго следую всему, что предписывает врачебная наука», – писал он в 1879 году Н.Я. Соловьеву. Некоторое облегчение наступило в 1884 году, когда император Александр III выделил А.Н. Островскому пенсию в три тысячи рублей и определил его на службу заведующим репертуарной частью императорских московских театров, которая предполагала подбор пьес для репертуара и занятия с актерами. Однако прослужил А.Н. Островский в этом качестве недолго: успев завершить пьесы «Таланты и поклонники» (1881) и «Без вины виноватые» (1883), 14 июня 1886 года драматург скончался от болезни сердца в своем имении Щелыково. Деньги на его погребение также выделил Александр III.
Александр Николаевич Островский родился 12 апреля 1823 года в доме на улице Малая Ордынка в Москве, в районе Замоскворечья, где жило по преимуществу купечество. Его отец, Николай Федорович Островский, был родом из семьи священников, но выбрал светскую карьеру, служил и в 1839 году получил дворянское звание. Мать, Любовь Ивановна Саввина, тоже происходившая из семьи церковнослужителей, умерла, когда будущему писателю было восемь лет. Всего в семье росло четверо детей.
Поскольку Н.Ф. Островский помимо службы занимался частной адвокатской практикой, в доме часто бывали посетители, давая впечатлительному подростку пищу для наблюдений и размышлений. Как вспоминал товарищ А.Н. Островского по гимназии, поэт Николай Берг, «в доме с утра до ночи толклись купцы, решая разные свои вопросы. Мальчик Островский видел там не одного банкрута, а целые десятки; а разговоров о банкротстве наслушался и бог весть сколько: не мудрено, что язык купцов стал некоторым образом его языком. Он усвоил его себе до тонкости».
В семье Островских много внимания уделяли образованию детей, поэтому Александр Николаевич с детства много читал, учил французский, немецкий, итальянский и греческий языки, занимался танцами и пением. В 1835 году он поступил в Первую Московскую гимназию, где увлекся литературой и театром, играл в драматическом кружке. Театр стал его страстью, и он с удовольствием рассказывал младшим товарищам, среди которых был актер Федор Бурдин, о посещении новых спектаклей, игре Мочалова, Щепкина, Львовой-Синецкой и других корифеев сцены 1830-х годов.
Отец стремления Островского стать писателем не поддержал, справедливо полагая, что начинающий литератор не сможет обеспечить себе сносного существования. Под его влиянием будущий драматург в 1840 году поступил на юридический факультет Московского университета, но весной 1843 года оставил учебу и поступил на службу в канцелярию Совестного суда с жалованием шесть рублей в месяц, а в 1845 году перешел на службу в Коммерческий суд. Каждый день подмечая внешность, черты характера и повадки истцов и ответчиков, десятками проходивших перед его глазами, А.Н. Островский накопил солидный материал для своих будущих пьес.
Не отказавшись от идеи посвятить себя служению литературе, он сочинял вечерами, вернувшись из суда. Результатом стал в 1847 году его первый очерк «Записки замоскворецкого жителя», в котором, по его собственным словам, он описал «Замоскворечье в праздник и в будни, в горе и в радости». Очерк вышел в газете «Московский городской листок», а чуть позже в этом же издании была опубликована его первая пьеса о браке по расчету «Картина семейного счастья». Об Островском заговорили как о подающем надежды талантливом писателе.
Решающим событием в его судьбе стал выход в 1849 году комедии «Свои люди – сочтемся», или «Банкрот». Тираж журнала «Москвитянин», в которой она была напечатана, оказался моментально раскуплен, а читающая публика говорила о пьесе «как о чем-то чрезвычайном». Однако купцы, изображенные в ней, посчитали произведение оскорбительным для себя и пожаловались на автора императору Николаю I, который запретил постановку пьесы и ее переиздание, а за автором приказал установить полицейский надзор. А.Н. Островский был уволен со службы, после чего окончательно решился связать свою жизнь с литературой, перейдя на работу в журнал «Москвитянин». В течение короткого времени для этого издания были написаны пьесы «Утро молодого человека», «Неожиданный случай», «Бедная невеста». В них окончательно оформилось творческое кредо драматурга: через бытовой репертуар показывать со сцены, «что есть хорошего, доброго в русском человеке и что в нем дикого и грубого, с чем он должен бороться».
Первым произведением А.Н. Островского, поставленным на сцене, стала в 1852 году пьеса «Не в свои сани не садись», которую он бесплатно отдал Малому театру и которую сам репетировал с артистами, помогая им вжиться в роли. Главную героиню сыграла известная актриса Любовь Никулина-Косицкая, на долгие годы ставшая музой и другом А.Н. Островского – в значительной степени с нее был списан образ Катерины из «Грозы». Одновременно он подружился с актером Провом Садовским, которому посвятил в 1853 году свою следующую пьесу «Бедность не порок». Публика приняла спектакль восторженно.
В 1856 году из-за финансовых разногласий с владельцем «Москвитянина» А.Н. Островский ушел из издания и вскоре перешел в журнал «Современник». В том же году он совершил этнографическую экспедицию по Волге, организованную Морским министерством. Помимо сбора необходимых сведений о диалектах, промыслах, быте и нравах жителей Поволжья, Островский накопил богатейший материал для своих пьес. По окончании поездки увидели свет такие произведения, как «Не сошлись характерами», «Воспитанница» и драма «Гроза», ставшая одной из вершин творчества драматурга и принесшая ему в 1863 году Уваровскую премию.
Незадолго до этого, в 1862 году, А.Н. Островский познакомился с актрисой Малого Театра Марией Васильевой (урожденной Бахметьевой), в 1867 году они поженились. Семья много времени проводила в усадьбе Островских в Щелыково, где они любили принимать гостей: драматург читал им свои новые произведения, а его жена музицировала. В этом браке у А.Н. Островского родились четыре сына и две дочери.
Конец 1860-х – 1870-е годы стали временем расцвета таланта А.Н. Островского. Пережив период увлечения исторической драмой, результатом которого стали пьесы из эпохи Смутного времени «Тушино», «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» и «Василиса Мелентьева», он вновь вернулся к современной проблематике, написав одну за другой комедии «На всякого мудреца довольно простоты» (1868) и «Бешеные деньги» (1869), «Лес» (1871), «Не было ни гроша, да вдруг алтын» (1871) и «Не все коту Масленица» (1871). О последней сам автор писал: «Это скорее этюд, чем пьеса, в ней нет никаких сценических эффектов; эта вещь писана для знатоков, тут главное: московский быт и купеческий язык, доведенный до точки». В 1873 году по просьбе комиссии управления Императорскими московскими театрами была написана «Снегурочка», а в 1875 году – «Волки и овцы», которые почти одновременно были поставлены на сценах Александринского театре в Санкт-Петербурге и Малого театра в Москве.
В 1878 году увидела свет пьес «Бесприданница», в которой А.Н. Островский впервые решился сосредоточиться не на действии, а на характере героини. Зрители и критика восприняли новое произведение драматурга прохладно: так, рецензент газеты «Русские ведомости» писал, что «драматург утомил всю публику вплоть до самых наивных зрителей».
К этому времени относится и период совместной работы А.Н. Островского с начинающим драматургом Николаем Яковлевичем Соловьевым. Они познакомились лично в 1876 г., но незадолго до этого при посредничестве К.Н. Леонтьева Островский прочел рукописи Соловьева. Вскоре Островский и Соловьев начали совместную работу над пьесой «Счастливый день», а затем над пьесой «Кто ожидал?» («Конец – делу венец», окончательное название – «Женитьба Белугина»).
А.Н. Островский принимал в судьбе Н.Я. Соловьева большое участие, в том числе, помог ему устроиться на государственную службу и получить значительную денежную ссуду в Обществе русских драматических писателей и оперных композиторов. В письме А.С. Суворину в июне 1879 г. А.Н. Островский характеризовал Н.Я. Соловьева как «человека вообще хорошего: правдивого, сердечного и даровитого», но сетовал, что тот «как видно, смолоду не приобрел привычки к труду, а теперь уже едва ли имеет настолько нравственной силы, чтобы успешно бороться с вошедшею в кровь ленью». Авторский гонорар за пьесы, написанные Островским и Соловьевым в сотрудничестве, делился между драматургами пополам.
В последние годы жизни А.Н. Островский много времени уделял общественной работе, председательствовал в Обществе русских драматических писателей и разработал его устав. Несмотря на то, что постановки по его пьесам шли в крупнейших русских театрах, Островский остро нуждался в деньгах, что вынуждало заниматься его не только сочинением собственных пьес, но и переводами. В письмах к друзьям и знакомым он признавался, что, несмотря на постоянно ухудшающееся самочувствие, не может не работать: «Зная, как дорога моя жизнь для семьи, я, разумеется, строго следую всему, что предписывает врачебная наука», – писал он в 1879 году Н.Я. Соловьеву. Некоторое облегчение наступило в 1884 году, когда император Александр III выделил А.Н. Островскому пенсию в три тысячи рублей и определил его на службу заведующим репертуарной частью императорских московских театров, которая предполагала подбор пьес для репертуара и занятия с актерами.
Однако прослужил А.Н. Островский в этом качестве недолго: успев завершить пьесы «Таланты и поклонники» (1881) и «Без вины виноватые» (1883), 14 июня 1886 года драматург скончался от болезни сердца в своем имении Щелыково. Деньги на его погребение также выделил Александр III.
Дом при церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Голиках на улице Малая Ордынка в Москве, в котором родился А.Н. Островский. До 1931 г. Фотография.
А.Г. Якименко. «Дворик в Замоскворечье». 1918-1922 гг. Линогравюра из цикла «Москва».
А.Г. Якименко. Улица в Замоскворечье. Рисунок из цикла «Москва». 1918-1922 гг. Бумага, графитный карандаш.
М.Н. Островский. [Конец 1840-х годов]. Фотография.
Письмо А.Н. Островского и Т.И. Филиппова Е.Н. Эдельсону. 28 февраля 1848 г. Автограф.
Из письма А.Н. Островского и Т.И. Филиппова Е.Н. Эдельсону от 28 февраля 1848 г.: «По части занятий: Если правду сказать, то мы ничем не занимаемся, а больше жуируем, и то с грехом пополам. Но иногда я, Островский, отделываю "Банкрута" и теперь занимаюсь последним актом. А я, Филиппов, занимаюсь теперь больше волокитством [...]». Речь в письме идет о работе над комедией А.Н. Островского «Свои люди – сочтемся», которая первоначально называлась «Несостоятельный должник», а затем «Банкрут».
Из письма А.Н. Островского и Т.И. Филиппова Е.Н. Эдельсону от 28 февраля 1848 г.:
«По части занятий: Если правду сказать, то мы ничем не занимаемся, а больше жуируем, и то с грехом пополам. Но иногда я, Островский, отделываю "Банкрута" и теперь занимаюсь последним актом. А я, Филиппов, занимаюсь теперь больше волокитством [...]».
Речь в письме идет о работе над комедией А.Н. Островского «Свои люди – сочтемся», которая первоначально называлась «Несостоятельный должник», а затем «Банкрут».
А.Н. Островский. Начало 1850-х годов. Фотография.
А.Н. Островский. 1850-е годы. Фотография.
Стоят (слева направо): Л.Н. Толстой, Д.В. Григорович; сидят (слева направо): И.А. Гончаров, Н.С. Тургенев, А.В. Дружинин, А.Н. Островский. [Март 1856 г.]. Фотография.
А.Н. Островский. «Доходное место». Комедия в 5-и действиях 20 декабря 1856 г. Автограф.
А.Н. Островский. Письмо А.В. Дружинину. 21 апреля 1858 г. Автограф.
Из письма А.Н. Островского А.В. Дружинину от 21 апреля 1858 г.: «С большим удовольствием, многоуважаемый Александр Васильевич, соглашаюсь на Ваше предложение и, мало того, в самом непродолжительном времени постараюсь исполнить Вашу просьбу. У меня начата пьеса "Кошке игрушки, мышке слезки", которую я скоро кончу и перешлю или привезу сам к Вам в Петербург. Об условиях я скажу Вам только одно, что в этом деле я совершенно полагаюсь на Вас. Комедию я кончу и доставлю Вам никак не позже половины мая. Теперь я имею большую нужду в деньгах и потому прошу Вас покорнейше прислать мне пока рублей 400, только, сделайте милость, поскорее; это даст мне возможность и побывать в Петербурге». «Кошке игрушки, мышке слезки» – первоначальное название пьесы «Воспитанница», которая вскоре была напечатана в журнале «Библиотека для чтения» (№ 1, 1859 г.).
Из письма А.Н. Островского А.В. Дружинину от 21 апреля 1858 г.:
«С большим удовольствием, многоуважаемый Александр Васильевич, соглашаюсь на Ваше предложение и, мало того, в самом непродолжительном времени постараюсь исполнить Вашу просьбу. У меня начата пьеса "Кошке игрушки, мышке слезки", которую я скоро кончу и перешлю или привезу сам к Вам в Петербург. Об условиях я скажу Вам только одно, что в этом деле я совершенно полагаюсь на Вас. Комедию я кончу и доставлю Вам никак не позже половины мая. Теперь я имею большую нужду в деньгах и потому прошу Вас покорнейше прислать мне пока рублей 400, только, сделайте милость, поскорее; это даст мне возможность и побывать в Петербурге».
«Кошке игрушки, мышке слезки» – первоначальное название пьесы «Воспитанница», которая вскоре была напечатана в журнале «Библиотека для чтения» (№ 1, 1859 г.).
А.Н. Островский. Начало 1860-х годов. Фотография.
Л.П. Никулина-Косицкая. [1860-е гг.]. Фотография.
Программа первого спектакля «Ревизор» по одноименной комедии Н.В. Гоголя с участием Д.В. Григоровича, Ф.М. Достоевского, А.Н. Островского, А.Ф. Писемского, И.С. Тургенева и др. в пользу Общества для пособия нуждающимся литераторам и ученым. 14 апреля 1860 г. Типографский экз.
Лист из пьесы А.Н. Островского «Козьма Захарыч Минин-Сухорук. Драматическая хроника 1611-1612 гг. в пяти действиях». [1861 г.] Типографский экз.
А.Н. Островский. «Женитьба Бальзаминова». [1861 г.] Автограф. С дарственной надписью А.Н. Островского М.О. Микешину от 28 октября 1879 г. Фотокопия.
А.Н. Островский. Письмо Ф.М. Достоевскому. 19-20 августа 1861 г. Автограф.
Из письма А.Н. Островского Ф.М. Достоевскому от 19-20 августа 1861 г.: «Посылаю Вам пьеску, которую обещал для Вашего журнала. Нездоровье помешало моей работе, и я кончил ее позже, чем желал бы. Когда прочтете эту вещь, сообщите мне в нескольких строках Ваше мнение о ней, которым я очень дорожу. Вы судите об изящных произведениях на основании вкуса; по-моему, это единственная мерка в искусстве. Вы меня крайне обяжете, если выскажете свое мнение совершенно искренно я бесцеремонно». В ответном письме, 24 августа 1861 г. Ф.М. Достоевский сообщал драматургу: «Вашего несравненного Бальзаминова получил третьего дня». Пьеса была напечатана в журнале «Время» (№ 9, 1861), который издавал брат писателя, М.М. Достоевский.
Из письма А.Н. Островского Ф.М. Достоевскому от 19-20 августа 1861 г.:
«Посылаю Вам пьеску, которую обещал для Вашего журнала. Нездоровье помешало моей работе, и я кончил ее позже, чем желал бы. Когда прочтете эту вещь, сообщите мне в нескольких строках Ваше мнение о ней, которым я очень дорожу. Вы судите об изящных произведениях на основании вкуса; по-моему, это единственная мерка в искусстве. Вы меня крайне обяжете, если выскажете свое мнение совершенно искренно я бесцеремонно».
В ответном письме, 24 августа 1861 г. Ф.М. Достоевский сообщал драматургу: «Вашего несравненного Бальзаминова получил третьего дня». Пьеса была напечатана в журнале «Время» (№ 9, 1861), который издавал брат писателя, М.М. Достоевский.
А.Н. Островский. Письмо Ф.М. Достоевскому. 3 января 1865 г. Автограф.
Из письма А.Н. Островского Ф.М. Достоевскому от 3 января 1865 г.: «Я не отвечал Вам не потому, что сержусь на Вас, да и за что мне на Вас сердиться? Вот уже третья неделя у меня такой сильный ревматизм, что я не поднимал рук, теперь только могу писать и то с трудом. Я думал, буду свободен в декабре и успею кончить трехактную пьесу, начатую весной, о которой я Вам писал; но половину октября и ноября я прохворал, а остальное время был занят работой, давно задуманной и давно обещанной. Дайте мне отдохнуть немного, я Вам непременно напишу пьесу, и скоро». Под «трехактной пьесой» А.Н. Островский, вероятно, имел в виду комедию «На бойком месте».
Из письма А.Н. Островского Ф.М. Достоевскому от 3 января 1865 г.:
«Я не отвечал Вам не потому, что сержусь на Вас, да и за что мне на Вас сердиться? Вот уже третья неделя у меня такой сильный ревматизм, что я не поднимал рук, теперь только могу писать и то с трудом. Я думал, буду свободен в декабре и успею кончить трехактную пьесу, начатую весной, о которой я Вам писал; но половину октября и ноября я прохворал, а остальное время был занят работой, давно задуманной и давно обещанной. Дайте мне отдохнуть немного, я Вам непременно напишу пьесу, и скоро».
Под «трехактной пьесой» А.Н. Островский, вероятно, имел в виду комедию «На бойком месте».
А.Н. Островский. 1870-е годы. Фотография.
А.Н. Островский. «Бал в провинции». Перевод с французского пьесы Монтиньи «Un mariage en Province» (не окончен). 1873 г. Автограф.
И.А. Гончаров. Рецензия на пьесу А.Н. Островского «Поздняя любовь». Отрывок. [1874 г.] Автограф.
А.Н. Островский. Письмо В.В. Демидову. 3 сентября 1877 г. Автограф.
Из письма А.Н. Островского В.В. Демидову от 3 сентября 1877 г.: «Над своей пьесой я работаю день и ночь, до истощения сил, и скоро ее кончу. Когда я допишу последнее слово, я тебе сообщу, что это за вещь и как она называется. […] За "Le village" я примусь, я могу приняться не ранее декабря; мне надо в продолжение осени кончить другую оригинальную пьесу, так как финансы мои плохи, расходу прибыло 1 000 руб. за квартиру». «До истощения сил» А.Н. Островский в этот период работал над пьесой «Последняя жертва», а завершить в течение осени, вероятно, планировал пьесу «Бесприданница». Под «Le village» подразумевается работа над переводом комедия Октава Фелье «Деревня», которую он условно озаглавил «Хорошо в гостях, а дома лучше».
Из письма А.Н. Островского В.В. Демидову от 3 сентября 1877 г.:
«Над своей пьесой я работаю день и ночь, до истощения сил, и скоро ее кончу. Когда я допишу последнее слово, я тебе сообщу, что это за вещь и как она называется. […] За "Le village" я примусь, я могу приняться не ранее декабря; мне надо в продолжение осени кончить другую оригинальную пьесу, так как финансы мои плохи, расходу прибыло 1 000 руб. за квартиру».
«До истощения сил» А.Н. Островский в этот период работал над пьесой «Последняя жертва», а завершить в течение осени, вероятно, планировал пьесу «Бесприданница». Под «Le village» подразумевается работа над переводом комедия Октава Фелье «Деревня», которую он условно озаглавил «Хорошо в гостях, а дома лучше».
А.Н. Островский. «Хорошо в гостях, а дома лучше». («Хорошо там, где нас нет» = «Славны бубны за горами»). Перевод одноактной комедии Октава Фелье «Деревня» («Le Village»). Отрывок. 1877 г. Автограф.
А.Н. Островский. Письмо Н.Я Соловьеву. 22 ноября 1877 г. Автограф.
Из письма А.Н. Островского Н.Я Соловьеву от 22 ноября 1877 г.: «Многоуважаемый Николай Яковлевич, и в Петербурге пьеса "Счастливый день" имела большой успех. 26 числа, если здоровье позволит, я поеду в Петербург и, вероятно, сообщу Вам оттуда приятные новости о другой пьесе, которую я думаю назвать "Женитьба Белугина". Я похлопочу, чтобы повыгоднее пристроить ее в журнале, о чем уже идут переговоры. Моя пьеса "Последняя жертва" имела в Москве очень большой успех и теперь ставится в Петербурге»
Из письма А.Н. Островского Н.Я Соловьеву от 22 ноября 1877 г.:
«Многоуважаемый Николай Яковлевич, и в Петербурге пьеса "Счастливый день" имела большой успех. 26 числа, если здоровье позволит, я поеду в Петербург и, вероятно, сообщу Вам оттуда приятные новости о другой пьесе, которую я думаю назвать "Женитьба Белугина". Я похлопочу, чтобы повыгоднее пристроить ее в журнале, о чем уже идут переговоры. Моя пьеса "Последняя жертва" имела в Москве очень большой успех и теперь ставится в Петербурге»
А.Н. Островский. Письмо Н.Я Соловьеву. 26 октября 1878 г. Автограф.
Из письма А.Н. Островского Н.Я Соловьеву от 26 октября 1878 г.: «Теперь мне нужно знать, окончательно ли Вы решились отложить "Дикарку" на год, чтобы не терять над нею времени и заняться своей работой, которой у меня много. Я непременно должен написать пьесу к декабрю, а то Никулина, рассчитывающая на "Дикарку", может остаться без бенефиса. Из Вашего письма я не совсем ясно вижу причины, которые Вас заставляют отложить работу над "Дикаркой". Если Вы желаете работать самостоятельно и кончить пьесу без моей помощи, чтобы испытать собственные силы, – это похвально, такая работа принесет Вам несомненную пользу. Но этих слов от меня мало, я, как человек, довольно тонко понимающий драматическую работу и притом любящий Вас, обязан сказать еще кой-что. В год Вы можете прибавить к "Дикарке" несколько подробностей интересных и психологически верных, но пьесы цельной и сильной Вы не сделаете. "Дикарка" и через год останется материалом, из которого нужно строить пьесу. Я мог бы сказать Вам: испытайте и Вы увидите, что я прав, но это было бы безжалостно с моей стороны. Вам вообще рано приниматься за большие вещи – у Вас нет необходимой для этого техники. Техника достигается или продолжительным опытом, или упорным, ломовым трудом, к которому Вы, как человек нервный, едва ли способны. Вы задумаете сюжет, и задумаете хорошо, начнете его облекать в форму и изнеможете в борьбе с техникой до того, что самый материал Вам надоест и опротивеет. Для Вас два главные затруднения: постройка и диалог, этому в год выучиться нельзя. Учиться нужно над маленькими вещами, а большие только отбивают охоту и поселяют в душу безнадежность. У меня была железная энергия, когда я учился писать, и то, проработав полтора года над "Бедной невестой" (2-я пьеса) я получил к ней такое отвращение, что не хотел видеть ее на сцене. Я решился ее поставить по неотступной просьбе актеров и то через два года по напечатании. После "Бедной невесты" я надолго отказался от больших пьес и писал 3-х и 2-х актные: "Не в свои сани", "Бедность не порок", "Не так живи", "В чужом пиру", "Праздничный сон" и т. д. При моем содействии "Дикарка" Вас уронить не может; что она не будет иметь на сцене такого успеха, как Белугин, – это несомненно, но в литературном отношении она будет неизмеримо выше. […] Что мои соображения совершенно бескорыстны, это Вы можете сами расчесть: труда мне над "Дикаркой" не меньше, чем над собственной пьесой, а интерес половинный. Если я в этом деле и принимаю в соображение материальные расчеты, то только за Вас, а никак не за себя: я боюсь, что при самостоятельной работе Вы получите за свой труд очень немного и что это Вас опечалит и охладит к труду».
Из письма А.Н. Островского Н.Я Соловьеву от 26 октября 1878 г.:
«Теперь мне нужно знать, окончательно ли Вы решились отложить "Дикарку" на год, чтобы не терять над нею времени и заняться своей работой, которой у меня много. Я непременно должен написать пьесу к декабрю, а то Никулина, рассчитывающая на "Дикарку", может остаться без бенефиса. Из Вашего письма я не совсем ясно вижу причины, которые Вас заставляют отложить работу над "Дикаркой". Если Вы желаете работать самостоятельно и кончить пьесу без моей помощи, чтобы испытать собственные силы, – это похвально, такая работа принесет Вам несомненную пользу. Но этих слов от меня мало, я, как человек, довольно тонко понимающий драматическую работу и притом любящий Вас, обязан сказать еще кой-что. В год Вы можете прибавить к "Дикарке" несколько подробностей интересных и психологически верных, но пьесы цельной и сильной Вы не сделаете. "Дикарка" и через год останется материалом, из которого нужно строить пьесу. Я мог бы сказать Вам: испытайте и Вы увидите, что я прав, но это было бы безжалостно с моей стороны. Вам вообще рано приниматься за большие вещи – у Вас нет необходимой для этого техники. Техника достигается или продолжительным опытом, или упорным, ломовым трудом, к которому Вы, как человек нервный, едва ли способны.
Вы задумаете сюжет, и задумаете хорошо, начнете его облекать в форму и изнеможете в борьбе с техникой до того, что самый материал Вам надоест и опротивеет. Для Вас два главные затруднения: постройка и диалог, этому в год выучиться нельзя. Учиться нужно над маленькими вещами, а большие только отбивают охоту и поселяют в душу безнадежность. У меня была железная энергия, когда я учился писать, и то, проработав полтора года над "Бедной невестой" (2-я пьеса) я получил к ней такое отвращение, что не хотел видеть ее на сцене. Я решился ее поставить по неотступной просьбе актеров и то через два года по напечатании. После "Бедной невесты" я надолго отказался от больших пьес и писал 3-х и 2-х актные: "Не в свои сани", "Бедность не порок", "Не так живи", "В чужом пиру", "Праздничный сон" и т. д. При моем содействии "Дикарка" Вас уронить не может; что она не будет иметь на сцене такого успеха, как Белугин, – это несомненно, но в литературном отношении она будет неизмеримо выше. […]
Что мои соображения совершенно бескорыстны, это Вы можете сами расчесть: труда мне над "Дикаркой" не меньше, чем над собственной пьесой, а интерес половинный. Если я в этом деле и принимаю в соображение материальные расчеты, то только за Вас, а никак не за себя: я боюсь, что при самостоятельной работе Вы получите за свой труд очень немного и что это Вас опечалит и охладит к труду».
А.Н. Островский. Письмо Н.В. Бергу. 27 октября 1877 г. Автограф.
Из письма А.Н. Островского Н.В. Бергу от 27 октября 1877 г. «…Я торопился кончить к сроку новую пьесу (сороковую, мой друг), начатую в деревне. Теперь я отработался и сижу в кабинете между упакованными ящиками, недоумевая, с чего начать разборку. Как только разберу книги, пришлю тебе полное собрание моих сочинений. Что ты женился, я уж давно знаю, от души поздравляю тебя; а знаешь ли ты, что у меня уж шестеро детей? За границу я часто порываюсь, да, по русской пословице, "сам-то прост, да привязан хвост", т. е. семья велика. Я очень чадолюбив, уехать надолго не могу; тоска по детям отравит мне всякое удовольствие. Ты часто бываешь в Москве, что бы тебе прокатиться ко мне в деревню! Местность восхитительная и здоровая, всякой охоты изобильно. Доехать можно скоро и удобно; для гостей у нас особый дом выстроен». Под «сороковой пьесой» в этом письме имеется в виду «Последняя жертва». А.Н. Островский приглашал Николая Васильевича Берга – поэта, переводчика, журналиста, рисовальщика, историка и своего товарища по учебе в гимназии в усадьбу Островских в Щелыково, располагавшуюся в 15 км от реки Волги и города Кинешмы. Здесь были написаны многие пьесы драматурга, здесь же, на погосте церкви Николо-Бережки он похоронен.
Из письма А.Н. Островского Н.В. Бергу от 27 октября 1877 г.
«…Я торопился кончить к сроку новую пьесу (сороковую, мой друг), начатую в деревне. Теперь я отработался и сижу в кабинете между упакованными ящиками, недоумевая, с чего начать разборку. Как только разберу книги, пришлю тебе полное собрание моих сочинений.
Что ты женился, я уж давно знаю, от души поздравляю тебя; а знаешь ли ты, что у меня уж шестеро детей? За границу я часто порываюсь, да, по русской пословице, "сам-то прост, да привязан хвост", т. е. семья велика. Я очень чадолюбив, уехать надолго не могу; тоска по детям отравит мне всякое удовольствие. Ты часто бываешь в Москве, что бы тебе прокатиться ко мне в деревню! Местность восхитительная и здоровая, всякой охоты изобильно. Доехать можно скоро и удобно; для гостей у нас особый дом выстроен».
Под «сороковой пьесой» в этом письме имеется в виду «Последняя жертва». А.Н. Островский приглашал Николая Васильевича Берга – поэта, переводчика, журналиста, рисовальщика, историка и своего товарища по учебе в гимназии в усадьбу Островских в Щелыково, располагавшуюся в 15 км от реки Волги и города Кинешмы. Здесь были написаны многие пьесы драматурга, здесь же, на погосте церкви Николо-Бережки он похоронен.
Н.В. Берг. 1870-е годы. Фотография.
Главный дом усадьбы А.Н. Островского в Щелыково. 1950-е гг. Фотография.
Кабинет А.Н. Островского в Щелыково. 1950-е гг. Фотография Б.А. Онусайтиса.
А.Н. Островский. Письмо А.С. Суворину. 11 мая 1879 г. Автограф.
Из письма А.Н. Островского А.С. Суворину от 11 мая 1879 г.: «Видеть Вас мне хотелось более для того, чтобы сообщить Вам для соображения следующие обстоятельства: если Вы с Анной Ивановной соберетесь побывать на Волге, то не забудьте, что подле Кинешмы, в усадьбе Щелыкове, Вы можете найти очаровательную местность, довольно удобное помещение и очень радушный прием».
Из письма А.Н. Островского А.С. Суворину от 11 мая 1879 г.:
«Видеть Вас мне хотелось более для того, чтобы сообщить Вам для соображения следующие обстоятельства: если Вы с Анной Ивановной соберетесь побывать на Волге, то не забудьте, что подле Кинешмы, в усадьбе Щелыкове, Вы можете найти очаровательную местность, довольно удобное помещение и очень радушный прием».
Столовая в усадьбе А.Н. Островского в Щелыково. 1950-е гг. Фотография Б.А. Онусайтиса.
Липовая аллея в усадьбе А.Н. Островского в Щелыково. 1950-е гг. Фотография.
А.Н. Островский. Письмо Н.Я Соловьеву. 9 июня 1879 г. Автограф.
Из письма А.Н. Островского Н.Я Соловьеву от 9 июня 1879 г.: «На здоровье я не жалуюсь, я только слаб; теперь вопрос о том, окончательное ли это разрушение организма, или только усталость. Зная, как дорога моя жизнь для семьи, я, разумеется, строго следую всему, что предписывает врачебная наука. Я знаю, что я бы поправился, если бы имел возможность отдохнуть от работы и от всякой думы месяца два или три; но об этом мне и мечтать нельзя. Я, как вечный жид, осужден постоянно идти, идти без отдыха».
Из письма А.Н. Островского Н.Я Соловьеву от 9 июня 1879 г.:
«На здоровье я не жалуюсь, я только слаб; теперь вопрос о том, окончательное ли это разрушение организма, или только усталость. Зная, как дорога моя жизнь для семьи, я, разумеется, строго следую всему, что предписывает врачебная наука. Я знаю, что я бы поправился, если бы имел возможность отдохнуть от работы и от всякой думы месяца два или три; но об этом мне и мечтать нельзя. Я, как вечный жид, осужден постоянно идти, идти без отдыха».
А.Н. Островский. 1879 г. Фотография.
А.Н. Островский. Письмо Н.Я Соловьеву. 11 октября 1879 г. Автограф.
Из письма А.Н. Островского Н.Я Соловьеву от 11 октября 1879 г.: «Многоуважаемый Николай Яковлевич, очень сожалею и глубоко огорчаюсь тем, что Вы не поняли последних актов "Дикарки". Впрочем, в этом Вы сами виноваты: я Вас звал в Щелыково, а Вы не приехали. Сотрудничество возможно только тогда, когда участвующие в работе так сольются в одно лицо, что не только главная мысль, но и мельчайшая подробность каждому из них кажется своей, и он готов ее отстаивать, как свою. Вы виноваты и в том, что торопились постановкой пьесы на сцену. Я предполагал послать "Дикарку" Вам (о чем и писал Бурдину) с тем, чтобы Вы прочли ее внимательно и сообщили мне все свои замечания и сомнения; тогда я имел бы возможность убедить Вас совершенно, так что Вы отстаивали бы каждую мою мысль, как свою; или в противном случае я обязан бы был отказаться от сотрудничества и предоставить Вам одним отделывать пьесу. Но если уж Вам пришлось читать "Дикарку" с Бурдиным, то Вы должны были если уж не защищать наш общий труд, то по крайней мере не высказывать ему своих критических замечаний, а сообщить их мне одному. А то что же это за сотрудничество, когда один из сотрудников относится к пьесе с критикой! […] Я над "Дикаркой" работал все лето, а думал два года, у меня не только ни одного характера или положения, но нет и ни одной фразы, которая бы строго не вытекала из идеи. А идея моя вот какая, постарайтесь ее понять! Каждое время имеет свои идеалы, и обязанность каждого честного писателя (во имя вечной правды) разрушать идеалы прошедшего, когда они отжили, опошлились и сделались фальшивыми. Так на моей памяти отжили идеалы Байрона и наши Печорины, теперь отживают идеалы 40-х годов, эстетические дармоеды вроде Ашметьева, которые эгоистически пользуются неразумием шальных девок вроде Дикарки, накоротке поэтизируют их и потом бросают и губят. Идея эта есть залог прочного литературного успеха нашей пьесы и, как смелое нападение на тип еще сильный и авторитетный, в высшей степени благородна […]».
Из письма А.Н. Островского Н.Я Соловьеву от 11 октября 1879 г.:
«Многоуважаемый Николай Яковлевич, очень сожалею и глубоко огорчаюсь тем, что Вы не поняли последних актов "Дикарки". Впрочем, в этом Вы сами виноваты: я Вас звал в Щелыково, а Вы не приехали. Сотрудничество возможно только тогда, когда участвующие в работе так сольются в одно лицо, что не только главная мысль, но и мельчайшая подробность каждому из них кажется своей, и он готов ее отстаивать, как свою. Вы виноваты и в том, что торопились постановкой пьесы на сцену. Я предполагал послать "Дикарку" Вам (о чем и писал Бурдину) с тем, чтобы Вы прочли ее внимательно и сообщили мне все свои замечания и сомнения; тогда я имел бы возможность убедить Вас совершенно, так что Вы отстаивали бы каждую мою мысль, как свою; или в противном случае я обязан бы был отказаться от сотрудничества и предоставить Вам одним отделывать пьесу. Но если уж Вам пришлось читать "Дикарку" с Бурдиным, то Вы должны были если уж не защищать наш общий труд, то по крайней мере не высказывать ему своих критических замечаний, а сообщить их мне одному. А то что же это за сотрудничество, когда один из сотрудников относится к пьесе с критикой! […] Я над "Дикаркой" работал все лето, а думал два года, у меня не только ни одного характера или положения, но нет и ни одной фразы, которая бы строго не вытекала из идеи. А идея моя вот какая, постарайтесь ее понять! Каждое время имеет свои идеалы, и обязанность каждого честного писателя (во имя вечной правды) разрушать идеалы прошедшего, когда они отжили, опошлились и сделались фальшивыми. Так на моей памяти отжили идеалы Байрона и наши Печорины, теперь отживают идеалы 40-х годов, эстетические дармоеды вроде Ашметьева, которые эгоистически пользуются неразумием шальных девок вроде Дикарки, накоротке поэтизируют их и потом бросают и губят. Идея эта есть залог прочного литературного успеха нашей пьесы и, как смелое нападение на тип еще сильный и авторитетный, в высшей степени благородна […]».
А.Н. Островский. Письмо М.Г. Савиной. 31 декабря 1879 г. Автограф.
Из письма А.Н. Островского М.Г. Савиной от 31 декабря 1879 г.: «Вы надеетесь и ждете, что я буду внимательнее к Вашей любви и к Вашему бенефису... Дорогой друг мой, будьте посправедливее ко мне! Все лучшие произведения мои писаны мною для какого-нибудь сильного таланта и под влиянием этого таланта; в настоящее время вдохновляющая меня муза – это Вы. С тех пор, как я вернулся из Петербурга, эта муза не покидает меня. Задача трудная: после большого успеха "Дикарки" авторское самолюбие заставляет меня не только держаться на высоте этого успеха, но даже написать что-нибудь еще сильнее. Эта задача непрестанно мучила меня, у меня другой мысли не было и в голове... теперь уж я могу сказать смело... Но я лучше отложу смелость до другого письма».
Из письма А.Н. Островского М.Г. Савиной от 31 декабря 1879 г.:
«Вы надеетесь и ждете, что я буду внимательнее к Вашей любви и к Вашему бенефису... Дорогой друг мой, будьте посправедливее ко мне! Все лучшие произведения мои писаны мною для какого-нибудь сильного таланта и под влиянием этого таланта; в настоящее время вдохновляющая меня муза – это Вы. С тех пор, как я вернулся из Петербурга, эта муза не покидает меня. Задача трудная: после большого успеха "Дикарки" авторское самолюбие заставляет меня не только держаться на высоте этого успеха, но даже написать что-нибудь еще сильнее. Эта задача непрестанно мучила меня, у меня другой мысли не было и в голове... теперь уж я могу сказать смело... Но я лучше отложу смелость до другого письма».
М.Г. Савина. 1910-е гг. Фотография.
А.Н. Островский. Письмо А.С. Суворину. 19 декабря 1880 г. Автограф.
Из письма А.Н. Островского А.С. Суворину от 19 декабря 1880 г.: «По приезде в Москву я сейчас же займусь отделкой интермедий и буду высылать Вам одну за другой. Я вполне уверен, что все они Вам понравятся и заинтересуют и Вас и читателей, и Вы их напечатаете в "Новом времени" штук пять или шесть непременно. Но главное дело в том, что я очень нуждаюсь в деньгах в настоящее время. Я покорнейше прошу Вас одолжить мне 250 руб.; если эти деньги не покроются в скором времени моими переводами, то я заработаю их чем-нибудь другим и уж ни в каком случае не останусь у Вас в долгу, как не оставался в долгу не только ни у одной редакции, но и ни у кого и никогда». Речь в письме идет о печатании в газете А.С. Суворина «Новое время» переводов интермедий Сервантеса, выполненных А.Н. Островским.
Из письма А.Н. Островского А.С. Суворину от 19 декабря 1880 г.:
«По приезде в Москву я сейчас же займусь отделкой интермедий и буду высылать Вам одну за другой. Я вполне уверен, что все они Вам понравятся и заинтересуют и Вас и читателей, и Вы их напечатаете в "Новом времени" штук пять или шесть непременно. Но главное дело в том, что я очень нуждаюсь в деньгах в настоящее время. Я покорнейше прошу Вас одолжить мне 250 руб.; если эти деньги не покроются в скором времени моими переводами, то я заработаю их чем-нибудь другим и уж ни в каком случае не останусь у Вас в долгу, как не оставался в долгу не только ни у одной редакции, но и ни у кого и никогда».
Речь в письме идет о печатании в газете А.С. Суворина «Новое время» переводов интермедий Сервантеса, выполненных А.Н. Островским.
А.Н. Островский. Письмо М.О. Микешину. 26 октября 1882 г. Автограф.
Из письма А.Н. Островского М.О. Микешину от 26 октября 1882 г.: «Во-первых, я болен; невралгия левой половины головы измучила меня: невыносимые боли сопровождаются дурнотами и обмороками. Но привычка трудиться у меня так велика, что, несмотря на страдания, я все-таки с утра до ночи сижу за рабочим столом и в минуты облегчения что-нибудь работаю».
Из письма А.Н. Островского М.О. Микешину от 26 октября 1882 г.:
«Во-первых, я болен; невралгия левой половины головы измучила меня: невыносимые боли сопровождаются дурнотами и обмороками. Но привычка трудиться у меня так велика, что, несмотря на страдания, я все-таки с утра до ночи сижу за рабочим столом и в минуты облегчения что-нибудь работаю».
А.Н. Островский. Письмо А.С. Суворину. 11 января 1884 г. Автограф.
Из письма А.Н. Островского А.С. Суворину от 11 января 1884 г.: «В Петербурге на Святках не шло ни одной моей пьесы, да и теперь тоже. Я отнят у петербургской публики, и петербургская публика отнята у меня. Это уж не только материальный ущерб, но и оскорбление. Я тридцатисемилетним трудом заработал для своей семьи постоянный доход, а его у меня отнимают. С моими произведениями никогда еще так не обращались, это в первый раз. Дефицит у меня большой, и мне покрыть его нечем: не напишете ли мне чего-нибудь утешительного об издании моих сочинений?».
Из письма А.Н. Островского А.С. Суворину от 11 января 1884 г.:
«В Петербурге на Святках не шло ни одной моей пьесы, да и теперь тоже. Я отнят у петербургской публики, и петербургская публика отнята у меня. Это уж не только материальный ущерб, но и оскорбление. Я тридцатисемилетним трудом заработал для своей семьи постоянный доход, а его у меня отнимают. С моими произведениями никогда еще так не обращались, это в первый раз. Дефицит у меня большой, и мне покрыть его нечем: не напишете ли мне чего-нибудь утешительного об издании моих сочинений?».
А.Н. Островский. Письмо А.С. Суворину. 10 февраля 1884 г. Автограф.
Из письма А.Н. Островского А.С. Суворину от 10 февраля 1884 г.: «Много добрых слов сказали Вы обо мне, а я и не поблагодарил Вас до сих пор. Что делать, извините; уж очень горе одолело меня. Мария Васильевна была больна мучительнейшей болезнью; я исстрадался, на нее глядя, потерял голову и чуть-чуть не помешался, уж стал заговариваться. Болезнь, к счастью, оказалась не опасной, и дело идет к выздоровлению. Очувствовался немного и я, но еще оправлюсь нескоро; нравственное потрясение было очень велико и прошло не бесследно, что-то осталось во мне неладное. У меня хотят отнять бумагу, перья и книги, не велят ни думать, ни чувствовать и говорят, что если я буду этим заниматься, то будет худо». Говоря о «добрых словах» А.С. Суворина в своей адрес, А.Н. Островский имел в виду его статью по поводу пьесы «Без вины виноватые», которая за подписью «Незнакомец» была напечатана в газете «Новое время» 22 января 1884 г.
Из письма А.Н. Островского А.С. Суворину от 10 февраля 1884 г.:
«Много добрых слов сказали Вы обо мне, а я и не поблагодарил Вас до сих пор. Что делать, извините; уж очень горе одолело меня. Мария Васильевна была больна мучительнейшей болезнью; я исстрадался, на нее глядя, потерял голову и чуть-чуть не помешался, уж стал заговариваться. Болезнь, к счастью, оказалась не опасной, и дело идет к выздоровлению. Очувствовался немного и я, но еще оправлюсь нескоро; нравственное потрясение было очень велико и прошло не бесследно, что-то осталось во мне неладное. У меня хотят отнять бумагу, перья и книги, не велят ни думать, ни чувствовать и говорят, что если я буду этим заниматься, то будет худо».
Говоря о «добрых словах» А.С. Суворина в своей адрес, А.Н. Островский имел в виду его статью по поводу пьесы «Без вины виноватые», которая за подписью «Незнакомец» была напечатана в газете «Новое время» 22 января 1884 г.
Объявление о подписке на новое издание полного собрания сочинений А.Н. Островского. 1884 г. Типографский экз.
А.Н. Островский. 1885 г. Фотография.
Соглашение между А.Н. Островским и Н.Г. Мартыновым о праве издания его произведений. 4 декабря 1885 г. Автограф.
Перечень произведений А.Н. Островского, право на издание которых было продано им Н.Г. Мартынову. [1885 г.] Автограф.
Пригласительный билет Юбилейного комитета по чествованию столетия со дня рождения А.Н. Островского.13-15 апреля 1923 г. Типографский экз.
Открытие памятника А.Н. Островскому в Москве. Среди присутствующих – А.В. Луначарский, П.Н. Сакулин, А.А. Яблочкина, Н.К. Яковлев и др. 27 мая 1929 г. Фотографии.
Торжественный митинг в честь открытия памятника А.Н. Островскому у Малого театра в Москве. 27 мая 1929 г. Фотографии.