Михаил Михайлович Пришвин, несомненно, представляет собой уникальное явление в русской культуре. В литературу он вошел в достаточно зрелом возрасте: первые художественные произведения появились в печати в 1906 году, когда ему было уже за тридцать. Формирование Пришвина как писателя происходило на рубеже эпох: успев застать Серебряный век русской литературы с его интересом к народной стихии, Пришвин на некоторое время попал под очарование эстетических и религиозных поисков, захвативших русскую интеллигенцию конца XIX - начала XX веков. Со второй половины 1900-х годов он был тесно связан с модернистами, символистами и декадентами, входил в Петербургское религиозно-философское общество, дружил с А.М. Ремизовым, общался с Д.А. Мережковским, З.Н. Гиппиус, В.В. Розановым, А.А. Блоком, главой петербургской секты хлыстов-чемреков А.Г. Щетининым... В 1912-1914 годах в горьковском издательстве «Знание» вышло трехтомное собрание сочинений Пришвина, что позволило включить его в новый литературный контекст писателей-знаньевцев, реалистов: И.С. Шмелева, А.И Куприна, И.А. Бунина. В то же время сам Пришвин старался так или иначе соблюсти дистанцию, не примыкая окончательно ни к одному литературному направлению. Позже он характеризовал этот период своей жизни как «бедственное метание из стороны в сторону». Поиск самостоятельного, независимого пути в литературе стал для Михаила Пришвина особенно актуальным после установления советской власти. На протяжении многих лет он мучительно пытался осмыслить место художника в стремительно меняющихся условиях, найти возможность «завоевать широкого читателя», не потеряв при этом своего творческого дара. Впоследствии он писал, что ему удалось создать себе «хорошее положение советского юродивого» и «сделать в советское время редкую карьеру независимого человека». В официальной литературе, начиная с середины 1920-х годов, за Пришвиным устойчиво закрепилась репутация очеркиста-бытописателя и автора многочисленных рассказов о природе, охоте и путешествиях, а с 1940-х годов он становится одним из главных детских писателей. Но одновременно с этим существовал и «неофициальный» Пришвин − автор ряда неопубликованных при жизни произведений − «Мирская чаша», «Осударева дорога» и др., а также тайного Дневника, который он вел с 1905 года и до последних дней. Полная публикация этой уникальной летописи первой половины XX века, начавшаяся в 1991 году и продолжавшаяся до 2017 года (всего вышло 18 томов), позволила пересмотреть роль писателя в советской литературе и дала дополнительный импульс к дальнейшему осмыслению Пришвина как самобытного мыслителя. * * * Выставка, приуроченная к 150-летию со дня рождения Михаила Михайловича, призвана раскрыть разные вехи творчества этого многогранного, порой противоречивого и в то же время удивительно цельного писателя. Основу экспозиции составили документы из фонда М.М. Пришвина (ф. 1125), который начал формироваться еще в начале 1940-х гг. после поступления в РГАЛИ (тогда − ЦГЛА) документов из Государственного литературного музея. К 1960-м годам фонд насчитывал всего 11 единиц хранения, вошедших в первую опись. Основной же корпус документов поступил в архив в 1980-1981 годы после смерти вдовы писателя Валерии Дмитриевны Пришвиной. В 1991 году фонд пополнялся материалами, переданными женой сына писателя Л.М. Алпатова-Пришвина Г.Б. Фосс. Сейчас фонд насчитывает почти 2000 единиц хранения и является наиболее полным собранием документов писателя. Материалы, имеющие отношение к Пришвину, также хранятся в фондах Н.Н. Асеева (ф. 28), А.А. Блока (ф. 55), С.Д. Мстиславского (ф. 306), В.П. Полонского (ф. 1328), И.Г. Лежнева (ф. 2252), Н.И. Замошкина (ф. 2569), редакций журналов «Красная Новь» (ф. 602), «Новый мир» (ф. 1702), издательства «Художественная литература» (ф. 613) и многих других. Значительное количество фотографий, сделанных М.М. Пришвиным во время поездки на Север в 1935 г., находится в фонде журнала «Наши достижения» (ф. 617). Документы и мемориальные предметы писателя также хранятся в ИМЛИ РАН, Доме-музее М.М. Пришвина в Дунино (отдел Государственного литературного музея), Музее писателей-орловцев (филиал Орловского объединенного государственного литературного музея И.С. Тургенева) и др. На выставке представлены материалы к биографии, черновые и беловые автографы произведений, дневниковые записи, переписка с друзьями и другие документы, позволяющие проследить путь творческого становления писателя, заставшего наиболее драматические события истории России первой половины XX века. Изобразительные материалы, представленные фотографиями, сделанными самим Пришвиным в многочисленных поездках по России, и дополненные работами других авторов, призваны глубже погрузить зрителя в удивительный мир пришвинской прозы.