«Я буду вестником радости»
Рубеж 1920-х – 1930-х годов оказался одним из самых тяжелых периодов в творческой карьере писателя, подвергавшегося постоянной критике со стороны Российской ассоциации пролетарских писателей (РАППа) за «безыдейность», уход от «гражданственности» и «классовой борьбы», равнодушие к общественным вопросам. «Мне теперь тоже жизнь в ссылке, где-нибудь на Соловках, начинает мерещиться как нечто лучшее. Я накануне решения бежать из литературы в какой-нибудь картофельный трест или же проситься у военного начальства за границу», – писал Пришвин в Дневнике в самом конце 1930 года. Однако ни за какую границу он проситься не стал, а уже в 1931 году по заданию редакции газеты «Известия» отправился на Дальний Восток. Впечатления, полученные во время посещения оленеводческих заповедников, легли в основу одного из лучших и наиболее известных произведений автора – повести «Жень-шень» («Корень жизни»), опубликованной в 1933 году. В 1934 году Пришвину поступило предложение переработать повесть в киносценарий. Фильм, значительно отличающийся от первоисточника, вышел в 1935 году под названием «Хижина старого Лувена», но самому писателю не понравился В Дневнике 17 октября 1935 года он отметил: «сегодня в кино начали показывать мой фильм “Корень жизни”, обратившийся в “Хижину старика Лувена”. Щербаков рассказывал, что перемену названия сделали из уважения к моему “Корню жизни”, мало имеющему общего с фильмом», а спустя два дня написал: «смотрел “Хижину старого Лувена”. Надо иметь режиссеру особое дарование, чтобы не оставить от автора совсем ничего». Фильм не сохранился. Все 1930-е годы стали для писателя временем постоянных разъездов – близких: окрестности Загорска, Подмосковье, Переславль-Залесский, Костромская область, и дальних: Урал, Приморье, Кавказ и возвращение в край непуганых птиц своей молодости.
Рубеж 1920-х – 1930-х годов оказался одним из самых тяжелых периодов в творческой карьере писателя, подвергавшегося постоянной критике со стороны Российской ассоциации пролетарских писателей (РАППа) за «безыдейность», уход от «гражданственности» и «классовой борьбы», равнодушие к общественным вопросам. «Мне теперь тоже жизнь в ссылке, где-нибудь на Соловках, начинает мерещиться как нечто лучшее. Я накануне решения бежать из литературы в какой-нибудь картофельный трест или же проситься у военного начальства за границу», – писал Пришвин в Дневнике в самом конце 1930 года. Однако ни за какую границу он проситься не стал, а уже в 1931 году по заданию редакции газеты «Известия» отправился на Дальний Восток. Впечатления, полученные во время посещения оленеводческих заповедников, легли в основу одного из лучших и наиболее известных произведений автора – повести «Жень-шень» («Корень жизни»), опубликованной в 1933 году. В 1934 году Пришвину поступило предложение переработать повесть в киносценарий. Фильм, значительно отличающийся от первоисточника, вышел в 1935 году под названием «Хижина старого Лувена», но самому писателю не понравился В Дневнике 17 октября 1935 года он отметил: «сегодня в кино начали показывать мой фильм “Корень жизни”, обратившийся в “Хижину старика Лувена”. Щербаков рассказывал, что перемену названия сделали из уважения к моему “Корню жизни”, мало имеющему общего с фильмом», а спустя два дня написал: «смотрел “Хижину старого Лувена”. Надо иметь режиссеру особое дарование, чтобы не оставить от автора совсем ничего».
Фильм не сохранился.
Все 1930-е годы стали для писателя временем постоянных разъездов – близких: окрестности Загорска, Подмосковье, Переславль-Залесский, Костромская область, и дальних: Урал, Приморье, Кавказ и возвращение в край непуганых птиц своей молодости.
Командировочное удостоверение, выданное М.М. Пришвину редакцией газеты «Известия» для поездки на Дальний Восток. 15 сентября 1931 г.
М.М. Пришвин. «Жень-шень». Черновик. 1932-1933 г. Машинопись с правкой автора.
Фотографии, выполненные М.М. Пришвиным во время поездки на Дальний Восток. 1931 г.
Фотографии, выполненные М.М. Пришвиным во время поездки на Дальний Восток. 1931 г. Фотокопии.
В.А. Фаворский. Иллюстрации к повести М.М. Пришвина «Жень-Шень». 1933 г. Типографский оттиск.
М.М. Пришвин. Литературный сценарий фильма «Корень жизни» («Хуа-лу»). 1934 г. Машинопись с правкой автора. Приложены фотографии М.М. Пришвина.
К. Елисеев. Дружеский шарж на М.М. Пришвина. 1935 г. Бумага, тушь, графитный карандаш.
В течение 1930-х годов Пришвин все чаще обращался к вопросам, так или иначе волновавшим его на протяжении всей жизни и творчески поставленным еще в «Мирской чаше». На страницах Дневника он постоянно размышляет о взаимоотношениях государства и отдельной личности, человека и общества, «моем» и «общем», личном «хочется» и общественном «надо», ищет ответ на вопрос, так сформулированный в 1951 году: «Возможно ли найти ключ к замку от таинственной двери, за которой каждый хочет делать сам, что надо для всех?» В 1937 году он запишет: «тема нашего времени: жизнь на земле - счастье. Вторая тема: деспотизм и его жертвы». К двум этим темам Пришвин будет возвращаться на протяжении последних 20 лет жизни, пытаясь осмыслить роль и задачи писателя: «не угасла у нас общественная совесть или тайная вера в назначение писателя, как борца за человеческую личность. И еще важное, что сами высшие носители власти у нас наверно не очень-то верят в нравственное происхождение этой власти и в глубине души несут ее как тяжелый крест. И вот, если ты настоящий писатель и понимаешь, как же тяжело нести этот невыносимый крест власти, то ты не власть восхваляй, а усмотри в ней распятую личность человека, если уж так тебе хочется брать на себя эту тяжкую тему. Если же она тяжела тебе, не по силам, то не пиши о ней, обойди и так останься самим собой». Свою же миссию в конечном итоге он увидел в том числе, и в том, чтобы несмотря ни на какие апокалиптические события быть «вестником радости». Значительное влияние на писателя оказал опыт поездок на «сталинские стройки»: в начале 1931 года Пришвин по заданию журнала «Наши достижения» отправился в Свердловск (Екатеринбург), где шло строительство Уралмаша, а в 1933 году вновь посетил Русский Север. Впервые путешествуя по берегу Выгозера, Пришвин записал сведения местных старообрядцев, сохранивших память об «осударевой дороге», - сухопутном пути от Белого моря до Онежского озера, проложенном по приказу Петра I в начале Северной войны: «можно себе представить по этим фактам, чего стоила населению эта дорога! До сих пор в народе сохранились тяжелые воспоминания. В Выговском краю мне рассказывали старики, что для устройства дороги согнали крестьян со всей России», – писал он в своей первой книге. Теперь, спустя два века, в этих местах шло грандиозное строительство Беломорско-Балтийского канала, которое Пришвин посетил за несколько месяцев до того, как туда высадился знаменитый писательский десант во главе с А.М. Горьким. По мотивам поездки было написано несколько очерков, в том числе «Соловки» и «Отцы и Дети», но главным результатом стал «роман-сказка» «Осударева дорога», в котором писатель предпринял попытку осмыслить происходящие события и сформулировать свой ответ на вечный вопрос о смысле русской истории. При жизни опубликовать роман так и не удалось.
В течение 1930-х годов Пришвин все чаще обращался к вопросам, так или иначе волновавшим его на протяжении всей жизни и творчески поставленным еще в «Мирской чаше». На страницах Дневника он постоянно размышляет о взаимоотношениях государства и отдельной личности, человека и общества, «моем» и «общем», личном «хочется» и общественном «надо», ищет ответ на вопрос, так сформулированный в 1951 году: «Возможно ли найти ключ к замку от таинственной двери, за которой каждый хочет делать сам, что надо для всех?»
В 1937 году он запишет: «тема нашего времени: жизнь на земле - счастье. Вторая тема: деспотизм и его жертвы». К двум этим темам Пришвин будет возвращаться на протяжении последних 20 лет жизни, пытаясь осмыслить роль и задачи писателя: «не угасла у нас общественная совесть или тайная вера в назначение писателя, как борца за человеческую личность. И еще важное, что сами высшие носители власти у нас наверно не очень-то верят в нравственное происхождение этой власти и в глубине души несут ее как тяжелый крест. И вот, если ты настоящий писатель и понимаешь, как же тяжело нести этот невыносимый крест власти, то ты не власть восхваляй, а усмотри в ней распятую личность человека, если уж так тебе хочется брать на себя эту тяжкую тему. Если же она тяжела тебе, не по силам, то не пиши о ней, обойди и так останься самим собой».
Свою же миссию в конечном итоге он увидел в том числе, и в том, чтобы несмотря ни на какие апокалиптические события быть «вестником радости».
Значительное влияние на писателя оказал опыт поездок на «сталинские стройки»: в начале 1931 года Пришвин по заданию журнала «Наши достижения» отправился в Свердловск (Екатеринбург), где шло строительство Уралмаша, а в 1933 году вновь посетил Русский Север. Впервые путешествуя по берегу Выгозера, Пришвин записал сведения местных старообрядцев, сохранивших память об «осударевой дороге», - сухопутном пути от Белого моря до Онежского озера, проложенном по приказу Петра I в начале Северной войны: «можно себе представить по этим фактам, чего стоила населению эта дорога! До сих пор в народе сохранились тяжелые воспоминания. В Выговском краю мне рассказывали старики, что для устройства дороги согнали крестьян со всей России», – писал он в своей первой книге. Теперь, спустя два века, в этих местах шло грандиозное строительство Беломорско-Балтийского канала, которое Пришвин посетил за несколько месяцев до того, как туда высадился знаменитый писательский десант во главе с А.М. Горьким. По мотивам поездки было написано несколько очерков, в том числе «Соловки» и «Отцы и Дети», но главным результатом стал «роман-сказка» «Осударева дорога», в котором писатель предпринял попытку осмыслить происходящие события и сформулировать свой ответ на вечный вопрос о смысле русской истории.
При жизни опубликовать роман так и не удалось.
М.М. Пришвин. Авторское предисловие к сборнику «Колобок» 1934 г. Машинопись.
Распоряжение Начальника Главного Управления лагерей ОГПУ М.Д. Бермана об оказании содействия М.М. Пришвину в сборе материалов о строительстве Беломорско-Балтийского канала. 30 июля 1933 г. Автограф.
М.М. Пришвин. Фотографии, сделанные во время поездки в Карелию. 1933 г.
Строительство Беломорско-Балтийского канала. 1932 г. Фотографии.
М.М. Пришвин. Наброски к роману «Осударева дорога». [1930-е гг.], 1946 г. Машинопись, автограф.
Летом 1935 года Пришвин по предложению редакции журнала «Наши достижения» вместе с сыном Петром совершил ещё одно путешествие в северные края. После этой поездки в журнале вышло несколько очерков, позже объединенных в отдельную книгу «Берендеева чаща», а также «повесть-сказка» «Корабельная чаща», над которой Пришвин работал в последние годы жизни.
Распоряжение Наркомата лесной промышленности лесным организациям Переславль-Залесского района, Северного края, Урала и Закавказья оказать содействие М.М. Пришвину. 1935 г. Машинопись с подписью замначальника Наркомата лесной промышленности Рудакова.
Фотографии, сделанные М.М. Пришвиным во время поездки на Север. 1935 г. На обороте пояснительные надписи М.М. Пришвина.
Фотографии, сделанные М.М. Пришвиным во время поездки на Север. 1935 г. Фотокопии.
М.М. Пришвин (в центре) с проводниками О.А. Романовым (слева) и А.О. Губиным (справа) на привале по пути в Берендееву чащу. 1935 г. Фотокопия.
О.А. Романов и П.М. Пришвин во время поездки на Север. Фотография М.М. Пришвина. На обороте пояснительная надпись автора.
П.М. Пришвин во время сплава по реке Пинеге. 1935 г. Фотография М.М. Пришвина. Фотокопия.
М.М. Пришвин. «Берендеева чаща». Черновик. 1935 г. Автограф.
М.М. Пришвин. «Берендеева чаща. Пинжаки». Черновик. 1935 г. Автограф.
Спустя год Пришвин совершил последнее дальнее путешествие, отправившись по заданию газеты «Известия» в Кабардино-Балкарию с целью дать картину преобразования края.
М.М. Пришвин. «Агрогород». Очерк. 27 октября 1936 г. Вырезка из газеты «Известия».