«Барин из прогоревших»
В конце 1916 года Пришвин вернулся в Петроград, где некоторое время работал секретарем товарища министра земледелия. Это обстоятельство способствовало тому, что в Февраль 1917-го он встретил, находясь в самом эпицентре политических событий. Восприняв их «умеренно положительно», Пришвин с интересом принял участие в работе новых органов власти, а весной 1917 года в качестве делегата Временного комитета Государственной думы приехал в Хрущево, где «отмерил себе трудовую норму земли для прокормления своей семьи, принялся возить навоз и пахать». В Дневнике он, очевидно не без иронии, так характеризовал свою тогдашнюю деятельность: «должен признаться, что в этой перемене образа жизни играло роль и здоровое мое честолюбие: мне хотелось победить таким образом пустозвонов митинговых и привлечь крестьян на путь труда и созидания. Что я человек здесь самый образованный — всем известно. Я думаю — что если на этой репутации пробивать еще репутацию настоящего труженика — хозяина, то все общество окажет мне величайшее почтение, и слово мое будет первым во всей нашей Соловьевской республике». Однако по мере того, как «бескровная» революция все больше становилась похожа на «стихию, где нет добра и зла», настроения Пришвина становилось все более мрачными: «моя дача в старой усадьбе в революцию стала моим большим нервом, который мужики вечно задевают, вечно раздражают, и так, что не рад этой революции, лишившей меня пристанища. [...] По-видимому, не только земля объявлена общей, как вода и воздух, но и талант мой писать. Не только сад, посаженный моей матерью, объявлен общим, но и мое личное дарование, которое всегда было моей гордостью за независимость… Земля поколебалась, но этот сад, мной выстраданный, насаженный из деревьев, взятых на небе, неужели и это есть предмет революции?». Одновременно с работой «на земле» Пришвин продолжает писать. Его рассказ «Страшный суд» появляется на страницах первого сборника литературного альманаха «Скифы», изданного в 1917 году под редакцией Р.В. Иванова-Разумника и С.Д. Мстиславского – идеологов одноименного философско-политического течения, трактующего революцию в мессианском ключе. Помимо Пришвина в альманах вошли произведения А. Белого, А.М. Ремизова, Л.И. Шестова, В.Я. Брюсова, Н.А. Клюева, С.А. Есенина и др. Продолжалось его сотрудничество с «Речью» и «Русским словом», а с осени 1917 года Пришвин «по недоразумению» входил в редакцию эсеровской газеты «Воля народа» и редактировал литературное приложение к ней, за что в начале 1918 года был арестован и две недели провел в заключении в Петрограде.
В конце 1916 года Пришвин вернулся в Петроград, где некоторое время работал секретарем товарища министра земледелия. Это обстоятельство способствовало тому, что в Февраль 1917-го он встретил, находясь в самом эпицентре политических событий. Восприняв их «умеренно положительно», Пришвин с интересом принял участие в работе новых органов власти, а весной 1917 года в качестве делегата Временного комитета Государственной думы приехал в Хрущево, где «отмерил себе трудовую норму земли для прокормления своей семьи, принялся возить навоз и пахать». В Дневнике он, очевидно не без иронии, так характеризовал свою тогдашнюю деятельность: «должен признаться, что в этой перемене образа жизни играло роль и здоровое мое честолюбие: мне хотелось победить таким образом пустозвонов митинговых и привлечь крестьян на путь труда и созидания. Что я человек здесь самый образованный — всем известно. Я думаю — что если на этой репутации пробивать еще репутацию настоящего труженика — хозяина, то все общество окажет мне величайшее почтение, и слово мое будет первым во всей нашей Соловьевской республике». Однако по мере того, как «бескровная» революция все больше становилась похожа на «стихию, где нет добра и зла», настроения Пришвина становилось все более мрачными: «моя дача в старой усадьбе в революцию стала моим большим нервом, который мужики вечно задевают, вечно раздражают, и так, что не рад этой революции, лишившей меня пристанища. [...] По-видимому, не только земля объявлена общей, как вода и воздух, но и талант мой писать. Не только сад, посаженный моей матерью, объявлен общим, но и мое личное дарование, которое всегда было моей гордостью за независимость… Земля поколебалась, но этот сад, мной выстраданный, насаженный из деревьев, взятых на небе, неужели и это есть предмет революции?».
Одновременно с работой «на земле» Пришвин продолжает писать. Его рассказ «Страшный суд» появляется на страницах первого сборника литературного альманаха «Скифы», изданного в 1917 году под редакцией Р.В. Иванова-Разумника и С.Д. Мстиславского – идеологов одноименного философско-политического течения, трактующего революцию в мессианском ключе. Помимо Пришвина в альманах вошли произведения А. Белого, А.М. Ремизова, Л.И. Шестова, В.Я. Брюсова, Н.А. Клюева, С.А. Есенина и др.
Продолжалось его сотрудничество с «Речью» и «Русским словом», а с осени 1917 года Пришвин «по недоразумению» входил в редакцию эсеровской газеты «Воля народа» и редактировал литературное приложение к ней, за что в начале 1918 года был арестован и две недели провел в заключении в Петрограде.
К.С. Петров-Водкин. Эскиз обложки альманаха «Скифы». Рисунок. 1917 г. Бумага, тушь.
М.М. Пришвин. «Страшный суд». 1917 г. Вырезка из сборника «Скифы».
М.М. Пришвин. Черновик письма Д.С. Мережковскому. 1917 г. Автограф.
«Дорогой Дмитрий Сергеевич, Нет, я не могу принять участие в газете “Час”. Потому что Савинков (все равно, как и Керенский), отказавшись от убийства, возвращаются под давлением каких-то причин к смертной казни. Ни под каким видом возвращение от высшей природы к низшей для меня неприемлемо, и разговаривать нам не о чем. “Воля народа”, “Речь”, “Русское слово” – что угодно, только не “Час”, потому что там я участвую не по правде, а тут почему-то, я так чувствую, нужно по правде (иначе зачем менять положения?) Мне тяжело думать, что своим поступком Вас могу оскорбить, и больно, что я не с Вами сейчас вместе и что все так расходятся. Знаю, однако, что на моем месте и Вы бы не приняли участие в газете, а если принимаете, то у Вас есть какие-то непройденные мною пути к этому. Я с напряженным вниманием буду следить за Вами, и, если мы сойдемся, то встретите во мне не такого вялого сотрудника, каким бы я был теперь неизбежно [...]».
«Дорогой Дмитрий Сергеевич,
Нет, я не могу принять участие в газете “Час”. Потому что Савинков (все равно, как и Керенский), отказавшись от убийства, возвращаются под давлением каких-то причин к смертной казни. Ни под каким видом возвращение от высшей природы к низшей для меня неприемлемо, и разговаривать нам не о чем. “Воля народа”, “Речь”, “Русское слово” – что угодно, только не “Час”, потому что там я участвую не по правде, а тут почему-то, я так чувствую, нужно по правде (иначе зачем менять положения?)
Мне тяжело думать, что своим поступком Вас могу оскорбить, и больно, что я не с Вами сейчас вместе и что все так расходятся. Знаю, однако, что на моем месте и Вы бы не приняли участие в газете, а если принимаете, то у Вас есть какие-то непройденные мною пути к этому. Я с напряженным вниманием буду следить за Вами, и, если мы сойдемся, то встретите во мне не такого вялого сотрудника, каким бы я был теперь неизбежно [...]».
«Россия в слове». Литературное приложение к газете «Воля народа». 14 декабря 1917 г. Среди напечатанных произведений: «Мать земля» М.М. Пришвина, «Что нам за наш грех выйдет?» А.М. Ремизова, «Искусство в армии». П.П. Гайдебурова, «Два портрета» В.А. Пяста, «Медведь» В.Я. Шишкова, «Степка» И.С. Соколова-Микитова и др.
М.М. Пришвин. Письмо А.А. Блоку. 29 ноября 1917 г. Автограф.
«Многоуважаемый Александр Александрович! Одновременно с этим письмом посылаю Вам “Литер[атурное] приложение” к “Воле народа”, в котором напечатаны Ваши стихи “Соловьиный сад”. Я получил Ваши стихи от Ремизова, который взял на себя ответственность — что Вы не обидитесь за “без спроса”, но я все-таки звонился к Вам и не дозвонился. Не дадите ли еще что-нибудь для “России в слове” (так называется Приложение), хотя бы из старого? А главное, нужно что-нибудь от Вас для Рождественского номера, который будет посвящен исключительно детям, так как взрослые Рождества недостойны [...]».
А.А. Блок. Письмо М.М. Пришвину. 27 декабря 1917 г. Автограф.
«Многоуважаемый Михаил Михайлович. Я совсем не сержусь, наоборот, очень рад, что эта поэма опять напечатана; публика новая, и читать будет (если будет) заново. Посылаю Вам для детского Рождественского номера два стихотворения, которые тоже были напечатаны. Могу набрать и для взрослых для перепечатки довольно много и, мне кажется, подходящего теперь. Удастся ли мне сейчас сочинить что-нибудь новое — сомневаюсь [...]»
«Россия в слове». Литературное приложение в газете «Воля народа». 24 декабря 1917 г. Среди напечатанных произведений: «Тишина в лесу после ночной метели» и «Сочельник в лесу» А.А. Блока, «Из заяшной книжки о разных зайцах ребятишкам на елку» А.М. Ремизова, «Кукушкины дети» И.С. Соколова-Микитова, «Про зверя ужасного вида» М.М. Пришвина, «Сиротинушка» В.Я. Шишкова и др.
В феврале 1918 года в «Воле народа» Пришвин под заголовком «Большевик из Балаганчика» опубликовал резкий ответ на статью А.А. Блока «Интеллигенция и революция», вернулся в Хрущево, но уже осенью получил «выдворительную» и был вынужден навсегда покинуть родную усадьбу. Не надеясь заработать в столь смутное время литературой, Пришвин устроился учителем в ту самую Елецкую гимназию, из которой 30 лет назад был исключен. Одновременно он занимается организацией городской библиотеки в Ельце, по поручению отдела народного образования спасает от разграбления книги из барских усадеб, пытается возродить краеведческую работу, читает лекции: «Цель моих статей — указать такой путь, чтобы каждый, прочитав и обдумав написанное мной, мог бы немедленно приступить к делу изучения своего края. В основу своего дела я положил чувство прекрасного, настоящая красота есть пища души». В 1920 году он с семьей перебрался под Дорогобуж, на родину Ефросиньи Павловны. Там Пришвин два непростых года проработал учителем занимаясь одновременно в бывшем имении купца Барышникова в селе Алексино организацией Музея усадебного быта. «У меня была семья на руках, мало приспособленная к городской борьбе за хлеб при помощи добывания соли, главное же – я не мог рассчитывать, что в скором времени явится спрос на художественную литературу, больше я ничего не умел, итак, мне оставалось тоже “зашиваться” в деревню. Моя жена вышла из самых недр народа, и мы решили с ней перебраться в ее родную деревню и там заняться по всей правде крестьянством и детей приучать к этому труду. После обычных в то время дорожных мучений, спалив за собой все возможности скорого возвращения в город, мы очутились в страшно глухих местах Смоленской губернии, в Дорогобужском уезде, около сорока верст от станции железной дороги. Я очень ошибся в расчете, ничего не вышло из этой затеи, и я могу сравнить свое положение разве только с Робинзоном, после кораблекрушения выкинутым в среду первобытных людей», − писал он в очерке «Школьная Робинзонада».
В феврале 1918 года в «Воле народа» Пришвин под заголовком «Большевик из Балаганчика» опубликовал резкий ответ на статью А.А. Блока «Интеллигенция и революция», вернулся в Хрущево, но уже осенью получил «выдворительную» и был вынужден навсегда покинуть родную усадьбу.
Не надеясь заработать в столь смутное время литературой, Пришвин устроился учителем в ту самую Елецкую гимназию, из которой 30 лет назад был исключен. Одновременно он занимается организацией городской библиотеки в Ельце, по поручению отдела народного образования спасает от разграбления книги из барских усадеб, пытается возродить краеведческую работу, читает лекции: «Цель моих статей — указать такой путь, чтобы каждый, прочитав и обдумав написанное мной, мог бы немедленно приступить к делу изучения своего края. В основу своего дела я положил чувство прекрасного, настоящая красота есть пища души».
В 1920 году он с семьей перебрался под Дорогобуж, на родину Ефросиньи Павловны. Там Пришвин два непростых года проработал учителем занимаясь одновременно в бывшем имении купца Барышникова в селе Алексино организацией Музея усадебного быта. «У меня была семья на руках, мало приспособленная к городской борьбе за хлеб при помощи добывания соли, главное же – я не мог рассчитывать, что в скором времени явится спрос на художественную литературу, больше я ничего не умел, итак, мне оставалось тоже “зашиваться” в деревню. Моя жена вышла из самых недр народа, и мы решили с ней перебраться в ее родную деревню и там заняться по всей правде крестьянством и детей приучать к этому труду. После обычных в то время дорожных мучений, спалив за собой все возможности скорого возвращения в город, мы очутились в страшно глухих местах Смоленской губернии, в Дорогобужском уезде, около сорока верст от станции железной дороги. Я очень ошибся в расчете, ничего не вышло из этой затеи, и я могу сравнить свое положение разве только с Робинзоном, после кораблекрушения выкинутым в среду первобытных людей», − писал он в очерке «Школьная Робинзонада».
Сообщение Отдела народного образования Елецкого уезда Соловьевскому волостному исполкому Совета крестьянских депутатов о необходимости оказать содействие М.М. Пришвину в отношении проживания в селе Хрущево. 1 октября 1918 г.
Уведомление отдела народного образования Елецкого уездного исполкома Совета крестьянских депутатов о назначении М.М. Пришвина на должность заведующего библиотекой в село Стегаловка. 12 ноября 1918 г.
Мандат, выданный Отделом народного образования Елецкого уездного исполкома Совета крестьянских депутатов, для организации населения города Ельца в деле изучения местного края. 19 мая 1919 г.
М.М. Пришвин. «Беседы по изучению Елецкого края». Конспект выступления. 1919 г. Автограф.
Письмо Главного управления архивным делом в Елецкий губисполком с рекомендацией поручить М.М. Пришвину наблюдение за архивами Ельца. 16 января 1920 г.
М.М. Пришвин. «Школьная Робинзонада». 1924 г. Машинопись с правкой автора.
Удостоверение, выданное М.М. Пришвину Елецким отделом Всероссийского союза работников просвещения и социалистической культуры. 3 мая 1920 г.
Удостоверение М.М. Пришвина от Дорогобужской музейной секции по охране памятников искусств, старины и природы. 19 октября 1920 г.