«Военная судьба и военная поэзия стоят в центре внимания, когда речь заходит о нашем поколении, оттеснив тему нашего довоенного формирования. А именно в нем истоки и обоснования военного и – во многом – послевоенного облика поколения», – писал Самойлов в очерке памяти своего погибшего на фронте товарища, поэта Ильи Лапшина. Давид Самойлов родился 1 июня 1920 г. в Москве в семье врача. Как сам он с иронией пишет, в литературу его привело прозвище: «С младенчества я был прозван Дезиком, а поскольку с таким именем не бывает генералов, президентов и великих путешественников, а бывают только скрипачи, вундеркинды и поэты, я избрал последнее, как не требующее труда и больших знаний» (Самойлов Д.С. В кругу себя. Таллин, 2001. С. 18). В 1938 г. Самойлов поступил в Московский институт философии, литературы и истории (МИФЛИ). Позже поэт вспоминал о своей студенческой юности: «Иногда ИФЛИ называют “Красным лицеем”. По-моему, это очень удачное название. Сам институт был небольшой, все друг друга знали, и братство, рожденное там, не случайно сохранилось до сих пор. Мне повезло в товарищах и учителях. Друзьями моей поэтической юности были Павел Коган, Михаил Кульчицкий, Николай Глазков, Сергей Наровчатов, Борис Слуцкий. Учителями нашими – Тихонов, Сельвинский, Асеев, Луговской, Антокольский. Чего мы хотели? Хотели стать следующим поколением советской поэзии, очередным отрядом политической поэзии, призванным сменить неудавшееся, на наш взгляд, предыдущее поколение. Тогда в нашей компании родился термин “поколение сорокового года”». (Самойлов Д.С. За третьим перевалом. М., 1998. С. 427). Но в планы «поколения» вмешалась начавшаяся война. Молодые поэты со студенческой скамьи ушли на фронт. Вернуться посчастливилось не всем: в январе 1943 г. в бою под селом Трембачёво Луганской области погиб Михаил Валентинович Кульчицкий (1919-1943), Марк Львович Бершадский (1919 – 1942) был убит в бою 26 марта 1942 г. на р. Угре в районе города Юхнов, 16 ноября 1941 г. погиб в бою под Медвежьегорском Борис Моисеевич Смоленский (1921—1941), зимой 1943 г. под Киевом был убит Илья Александрович Лапшин (1920–1943). Многие годы Д.С. Самойлов, повинуясь внутреннему моральному долгу, занимался разысканиями рукописей и фотографий своих погибших однокурсников и друзей. Автографы их стихов и снимки конца 1930-х гг., представленные на выставке, — зачастую единственные сохранившиеся следы их творческого становления, прерванного войной.
«Военная судьба и военная поэзия стоят в центре внимания, когда речь заходит о нашем поколении, оттеснив тему нашего довоенного формирования. А именно в нем истоки и обоснования военного и – во многом – послевоенного облика поколения», – писал Самойлов в очерке памяти своего погибшего на фронте товарища, поэта Ильи Лапшина.
Давид Самойлов родился 1 июня 1920 г. в Москве в семье врача. Как сам он с иронией пишет, в литературу его привело прозвище: «С младенчества я был прозван Дезиком, а поскольку с таким именем не бывает генералов, президентов и великих путешественников, а бывают только скрипачи, вундеркинды и поэты, я избрал последнее, как не требующее труда и больших знаний» (Самойлов Д.С. В кругу себя. Таллин, 2001. С. 18).
В 1938 г. Самойлов поступил в Московский институт философии, литературы и истории (МИФЛИ). Позже поэт вспоминал о своей студенческой юности: «Иногда ИФЛИ называют “Красным лицеем”. По-моему, это очень удачное название. Сам институт был небольшой, все друг друга знали, и братство, рожденное там, не случайно сохранилось до сих пор. Мне повезло в товарищах и учителях. Друзьями моей поэтической юности были Павел Коган, Михаил Кульчицкий, Николай Глазков, Сергей Наровчатов, Борис Слуцкий. Учителями нашими – Тихонов, Сельвинский, Асеев, Луговской, Антокольский. Чего мы хотели? Хотели стать следующим поколением советской поэзии, очередным отрядом политической поэзии, призванным сменить неудавшееся, на наш взгляд, предыдущее поколение. Тогда в нашей компании родился термин “поколение сорокового года”». (Самойлов Д.С. За третьим перевалом. М., 1998. С. 427).
Но в планы «поколения» вмешалась начавшаяся война. Молодые поэты со студенческой скамьи ушли на фронт. Вернуться посчастливилось не всем: в январе 1943 г. в бою под селом Трембачёво Луганской области погиб Михаил Валентинович Кульчицкий (1919-1943), Марк Львович Бершадский (1919 – 1942) был убит в бою 26 марта 1942 г. на р. Угре в районе города Юхнов, 16 ноября 1941 г. погиб в бою под Медвежьегорском Борис Моисеевич Смоленский (1921—1941), зимой 1943 г. под Киевом был убит Илья Александрович Лапшин (1920–1943).
Многие годы Д.С. Самойлов, повинуясь внутреннему моральному долгу, занимался разысканиями рукописей и фотографий своих погибших однокурсников и друзей. Автографы их стихов и снимки конца 1930-х гг., представленные на выставке, — зачастую единственные сохранившиеся следы их творческого становления, прерванного войной.
Д.С. Самойлов (первый ряд, крайний справа) в группе с родными.1926 г.Российский государственный архив литературы и искусстваФ. 1465. Оп. 3. Ед. хр. 467. Л. 1.Фотография. Автор неизвестен. .
Д.С. Самойлов (третий ряд, крайний справа) в группе с одноклассниками (школа № 19 г. Москвы).1934 г.Российский государственный архив литературы и искусства Ф. 1465. Оп. 2. Ед. хр. 54. Л. 1.Фотография. Автор неизвестен.
Д.С. Самойлов. «Он красавец был великий...». Стихотворение.16 октября 1934 г.Российский государственный архив литературы и искусства Ф. 1465. Оп. 2. Ед. хр. 1. Л. 1-1об.Автограф.
Д.С. Самойлов. Лист из записной книжки с записью от 12 июля 1936 г. и стихотворением «Вот случай один был – красивый случай...».Российский государственный архив литературы и искусстваФ. 1465. Оп. 3. Ед. хр. 171. Л. 6Автограф.
Б.А. Слуцкий. «Однокурсники, одногодки...». Стихотворение.Середина 1970-х гг.Российский государственный архив литературы и искусстваФ. 3101. Оп. 1. Ед. хр. 40. Л. 137об.Черновой автограф в тетради.
Н.С. Тихонов.1940-е гг.Российский государственный архив литературы и искусстваФ. 2888. Оп. 1. Ед. хр. 1312. Л. 1.Фотография. Автор неизвестен.
И.Л. Сельвинский.1942 г.Российский государственный архив литературы и искусстваФ. 1334. Оп. 1. Ед. хр. 894. Л. 8-9.Фотография. Автор неизвестен.
Н.Н. Асеев.1930-е ггРоссийский государственный архив литературы и искусстваФ. 28. Оп. 1. Ед. хр. 350. Л. 1.Фотография. Автор неизвестен.
В.А. Луговской.1950 г.Российский государственный архив литературы и искусстваФ. 2325. Оп. 1. Ед. хр. 289. Л. 1.Фотография. Автор неизвестен.
И.А. Лапшин. Письмо Д.С. Самойлову.18 октября 1939 г.Российский государственный архив литературы и искусстваФ. 1465. Оп. 1. Ед. хр. 5. Л.1-2.Автограф.
И.А. Лапшин. «Дорога». Стихотворение.Октябрь 1939 г.Российский государственный архив литературы и искусстваФ. 1465. Оп. 1. Ед. хр. 10. Л. 1-2.Автограф.
Д.С. Самойлов. Письмо И.А. Лапшину.Октябрь 1939 г.Российский государственный архив литературы и искусстваФ. 1465. Оп. 3. Ед. хр. 194. Л. 1.Автограф.
И.А. Лапшин в редакции газеты «Дальний Восток».1940 г.Российский государственный архив литературы и искусстваФ. 1465. Оп. 3. Ед. хр. 480. Л. 5.Фотография. Автор неизвестен.
М.В. Кульчицкий.1939 г.Российский государственный архив литературы и искусстваФ. 1465. Оп. 1. Ед. хр. 13. Л. 1.Фотография. Автор неизвестен.
М.В. Кульчицкий. «Мои заповеди».16 ноября 1939 г.Российский государственный архив литературы и искусстваФ. 1465. Оп. 1. Ед. хр. 9. Л. 11.Автограф.
М.Л. Бершадский.1940 г.Российский государственный архив литературы и искусстваФ. 1465. Оп. 2. Ед. хр. 56. Л. 1.Фотография. Автор неизвестен.
М.Л. Бершадский. «Жил-был чериковерный герцог...», «На свете жил да был мальчишка...» Стихотворения.1938 – 1941 гг.Российский государственный архив литературы и искусстваФ. 1465. Оп. 2. Ед. хр. 41. Л. 1.Машинопись.
Д.С. Самойлов. Биографическая справка о М.Л. Бершадском.1970-е гг.Российский государственный архив литературы и искусстваФ. 1465. Оп. 2. Ед. хр. 47. Л. 1-2.Машинопись.
Б.М. Смоленский. Письмо Д.С. Самойлову.11 июля 1939 г.Российский государственный архив литературы и искусстваФ. 1465. Оп. 1. Ед. хр. 6. Л.1-1об.Автограф.
Б.М. Смоленский. «Глюк». Стихотворение.1938 г.Российский государственный архив литературы и искусстваФ. 1465. Оп. 1. Ед. хр. 12. Л.1-1об.Автограф.
Б.М. Смоленский в день проводов в армию.1941 г.Российский государственный архив литературы и искусстваФ. 1465. Оп. 3. Ед. хр. 482. Л. 1.Фотография. Автор неизвестен.