ФЕДЕРАЛЬНОЕ АРХИВНОЕ АГЕНТСТВО РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИВ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИВ КИНОФОТОДОКУМЕНТОВ при участии ЦЕНТРАЛЬНОГО АРХИВА МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ при поддержке ФОНДА «ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА» Историко-документальная выставка «Война, беда, мечта и юность» приурочена сразу к двум знаменательным датам – 75-летию Победы в Великой Отечественной войне и 100-летию со дня рождения поэта-фронтовика Давида Самойлова (01.06.1920 – 23.02.1990), чьи стихи «Сороковые, роковые» и «Перебирая наши даты» стали своего рода гимнами поколения, для которого война оказалась главным, зачастую непреодоленным рубежом. «В чинах сержантов и старшин или не выше лейтенантов – созвездье молодых талантов, им всем по двадцать с небольшим…», – писал Самойлов, снова и снова возвращаясь в своих стихах к именам товарищей и одногодков, которым рано довелось поверить книжную романтику войны с ее жестокими буднями и познать, что «самый страшный час в бою – час ожидания атаки». Сегодня творчество этих «мальчиков Державы», как назвал их Самойлов, систематизировано и изучено, их стихи проходят в школах, они смотрят на нас со страниц антологий фронтовой лирики. Но рациональное осознание роли и места поэтов этого поколения в отечественной литературе не может подготовить к встрече с их лирикой, смягчить ее обжигающую правду. Но только пусть под именем моим Потомок различит в архивном хламе Кусок горячей, верной нам земли, Где мы прошли с обугленными ртами И мужество, как знамя, пронесли,- писал в стихотворении «Мы» Николай Майоров, погибший на фронте в феврале 1942 г. В «архивном хламе» от большинства из них сохранилось немного, а иначе и быть не могло. В войну, в грохоте катастрофического слома жизни, было не до чемоданов с рукописями, а после оказалось, что они сгинули безвозвратно. Многие годы Д.С. Самойлов, повинуясь внутреннему моральному долгу, занимался разысканиями рукописей и фотографий своих погибших однокурсников и друзей. Автографы их стихов и снимки конца 1930-х гг., представленные на выставке, – зачастую единственные сохранившиеся следы их творческого становления, прерванного войной. Биография и творчество молодых представлены в экспозиции в тесной перекличке с судьбами их старших товарищей – А.Т. Твардовского, К.М. Симонова, В.И. Лебедева-Кумача, М.В. Исаковского, Е.А. Долматовского, О.Ф. Берггольц и др., чьи стихи и песни сопровождали советский народ на протяжении всей войны. Агитационно-публицистическая поэзия, призывавшая к мести и борьбе до последней капли крови, соседствует здесь с задушевной лирикой, которая находила мгновенный и широкий отклик в сердцах миллионов людей. Именно на фронте сложились их основополагающие нравственные представления, и на протяжении всей жизни им предстояло сверяться с ними в выборе своего пути и в поисках внешней и внутренней свободы. Думается, они выполнили эту задачу, как и боевую, – с честью. Беспримерному мужеству писателей и поэтов, прошедших Великую Отечественную войну, их верности своим мечтам и искреннему поэтическому слову посвящается эта выставка.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АРХИВНОЕ АГЕНТСТВО
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИВ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИВ КИНОФОТОДОКУМЕНТОВ
при участии
ЦЕНТРАЛЬНОГО АРХИВА МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ
при поддержке
ФОНДА «ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА»
Историко-документальная выставка «Война, беда, мечта и юность» приурочена сразу к двум знаменательным датам – 75-летию Победы в Великой Отечественной войне и 100-летию со дня рождения поэта-фронтовика Давида Самойлова (01.06.1920 – 23.02.1990), чьи стихи «Сороковые, роковые» и «Перебирая наши даты» стали своего рода гимнами поколения, для которого война оказалась главным, зачастую непреодоленным рубежом.
«В чинах сержантов и старшин или не выше лейтенантов – созвездье молодых талантов, им всем по двадцать с небольшим…», – писал Самойлов, снова и снова возвращаясь в своих стихах к именам товарищей и одногодков, которым рано довелось поверить книжную романтику войны с ее жестокими буднями и познать, что «самый страшный час в бою – час ожидания атаки». Сегодня творчество этих «мальчиков Державы», как назвал их Самойлов, систематизировано и изучено, их стихи проходят в школах, они смотрят на нас со страниц антологий фронтовой лирики. Но рациональное осознание роли и места поэтов этого поколения в отечественной литературе не может подготовить к встрече с их лирикой, смягчить ее обжигающую правду.
Но только пусть под именем моим
Потомок различит в архивном хламе
Кусок горячей, верной нам земли,
Где мы прошли с обугленными ртами
И мужество, как знамя, пронесли,-
писал в стихотворении «Мы» Николай Майоров, погибший на фронте в феврале 1942 г. В «архивном хламе» от большинства из них сохранилось немного, а иначе и быть не могло. В войну, в грохоте катастрофического слома жизни, было не до чемоданов с рукописями, а после оказалось, что они сгинули безвозвратно. Многие годы Д.С. Самойлов, повинуясь внутреннему моральному долгу, занимался разысканиями рукописей и фотографий своих погибших однокурсников и друзей. Автографы их стихов и снимки конца 1930-х гг., представленные на выставке, – зачастую единственные сохранившиеся следы их творческого становления, прерванного войной.
Биография и творчество молодых представлены в экспозиции в тесной перекличке с судьбами их старших товарищей – А.Т. Твардовского, К.М. Симонова, В.И. Лебедева-Кумача, М.В. Исаковского, Е.А. Долматовского, О.Ф. Берггольц и др., чьи стихи и песни сопровождали советский народ на протяжении всей войны. Агитационно-публицистическая поэзия, призывавшая к мести и борьбе до последней капли крови, соседствует здесь с задушевной лирикой, которая находила мгновенный и широкий отклик в сердцах миллионов людей.
Именно на фронте сложились их основополагающие нравственные представления, и на протяжении всей жизни им предстояло сверяться с ними в выборе своего пути и в поисках внешней и внутренней свободы. Думается, они выполнили эту задачу, как и боевую, – с честью.
Беспримерному мужеству писателей и поэтов, прошедших Великую Отечественную войну, их верности своим мечтам и искреннему поэтическому слову посвящается эта выставка.