Виталий Викторович Песков (12 мая 1944, Москва — 12 марта 2002, Москва) — выдающийся советский и российский xудожник-карикатурист. Художественный талант проявился у Виталия Пескова уже в детстве. Именно поэтому не заинтересованный в военной карьере будущий выдающийся карикатурист добровольно ушел из Суворовского училища. Первая его карикатура была издана в московском журнале «Смена» в 1967 году. Редактор журнала посоветовал начинающему автору публиковаться еще и в других издательствах, в том числе в только что открывшемся отделе юмора «Клуб 12 стульев» в «Литературной газете». В возрасте двадцати трех лет Виталий пришел в редакцию, тут же был принят на работу и стал одним из знаменитой «великолепной четверки» (также Вагрич Бахчанян, Владимир Иванов, Игорь Макаров) карикатуристов «ЛГ», ознаменовавшей новый этап развития карикатуры, на котором карикатура рассматривалась как вид искусства, а не только средство идеологического воздействия. Виталий Песков создал около 15 тысяч карикатур, публиковавшихся практически во всех СМИ. Созданные им карикатуры стали своеобразной энциклопедией современной жизни — жизни обычных людей с их буднями, бытом, желаниями и надеждами. Эти зарисовки оказались настолько остры и точны, что становились в короткие сроки чрезвычайно популярными: сюжеты карикатур Виталия Пескова превращались в народные анекдоты, которые рассказывали друг другу, зачастую не упоминая автора. Несмотря на то, что творчество художника не отвечало государственной политике, оно никогда не было под запретом. Однако государственные чиновники все же не отмечали его вклад в искусства и культуру, поэтому Виталий Песков не имел ни наград (лишь два отечественные премии: «Золотой теленок» - приз «Литературной газеты» и «Золотой Остап»), ни званий, ни высоких должностей, ни членств в творческих союзах, ни льгот. При жизни карикатуриста не было организовано ни одной персональной выставки, ни одного персонального издания. Творческая судьба Виталий Пескова оказалась неоднозначной: художник оказался отстраненным от официальных групп карикатуристов, но при этом оставался самым публиковавшимся и самым известным творческим деятелем этого вида искусства, получившем множество зарубежных премий и призов. Помимо карикатуры Виталий Песков занимался иллюстрацией и мультипликацией, выступал не только как художник, но и как режиссер. Самой известной его работой в этой области стал пародийный мультипликационный фильм «Пиф-паф, ой-ой-ой!» 1980 г., режиссерами-постановщиками которого были Виталий Песков и Гарри Бардин. Неоднократно Песков участвовал в телепередаче «КВН» в качестве члена жюри, а также работал в таких телевизионных проектах, как «Утренняя почта» и «Вокруг смеха». Несмотря на разнообразие видов деятельности, которыми занимался Песков, именно карикатура принесла ему популярность и признание. В 2008 году Ирина Ефимовна Коршикова, гражданская жена Виктора Пескова, безвозмездно передала весь имеющийся у нее архив художника (3 тысячи рисунков, публикации, письма и записки карикатуриста) с прилагающимся инструктирующим письмом в Российский государственный архив литературы и искусства, за что была удостоена специальной благодарностью от правительства Российской Федерации.
Виталий Викторович Песков (12 мая 1944, Москва — 12 марта 2002, Москва) — выдающийся советский и российский xудожник-карикатурист.
Художественный талант проявился у Виталия Пескова уже в детстве. Именно поэтому не заинтересованный в военной карьере будущий выдающийся карикатурист добровольно ушел из Суворовского училища. Первая его карикатура была издана в московском журнале «Смена» в 1967 году. Редактор журнала посоветовал начинающему автору публиковаться еще и в других издательствах, в том числе в только что открывшемся отделе юмора «Клуб 12 стульев» в «Литературной газете». В возрасте двадцати трех лет Виталий пришел в редакцию, тут же был принят на работу и стал одним из знаменитой «великолепной четверки» (также Вагрич Бахчанян, Владимир Иванов, Игорь Макаров) карикатуристов «ЛГ», ознаменовавшей новый этап развития карикатуры, на котором карикатура рассматривалась как вид искусства, а не только средство идеологического воздействия.
Виталий Песков создал около 15 тысяч карикатур, публиковавшихся практически во всех СМИ. Созданные им карикатуры стали своеобразной энциклопедией современной жизни — жизни обычных людей с их буднями, бытом, желаниями и надеждами. Эти зарисовки оказались настолько остры и точны, что становились в короткие сроки чрезвычайно популярными: сюжеты карикатур Виталия Пескова превращались в народные анекдоты, которые рассказывали друг другу, зачастую не упоминая автора. Несмотря на то, что творчество художника не отвечало государственной политике, оно никогда не было под запретом. Однако государственные чиновники все же не отмечали его вклад в искусства и культуру, поэтому Виталий Песков не имел ни наград (лишь два отечественные премии: «Золотой теленок» - приз «Литературной газеты» и «Золотой Остап»), ни званий, ни высоких должностей, ни членств в творческих союзах, ни льгот. При жизни карикатуриста не было организовано ни одной персональной выставки, ни одного персонального издания. Творческая судьба Виталий Пескова оказалась неоднозначной: художник оказался отстраненным от официальных групп карикатуристов, но при этом оставался самым публиковавшимся и самым известным творческим деятелем этого вида искусства, получившем множество зарубежных премий и призов.
Помимо карикатуры Виталий Песков занимался иллюстрацией и мультипликацией, выступал не только как художник, но и как режиссер. Самой известной его работой в этой области стал пародийный мультипликационный фильм «Пиф-паф, ой-ой-ой!» 1980 г., режиссерами-постановщиками которого были Виталий Песков и Гарри Бардин. Неоднократно Песков участвовал в телепередаче «КВН» в качестве члена жюри, а также работал в таких телевизионных проектах, как «Утренняя почта» и «Вокруг смеха».
Несмотря на разнообразие видов деятельности, которыми занимался Песков, именно карикатура принесла ему популярность и признание.
В 2008 году Ирина Ефимовна Коршикова, гражданская жена Виктора Пескова, безвозмездно передала весь имеющийся у нее архив художника (3 тысячи рисунков, публикации, письма и записки карикатуриста) с прилагающимся инструктирующим письмом в Российский государственный архив литературы и искусства, за что была удостоена специальной благодарностью от правительства Российской Федерации.