После ухода со сцены Г.С. Улановой в 1960 г. М.М. Плисецкая становится прима-балериной Большого театра. С этого времени на сцене появляются балеты, поставленные специально для нее. «Танцевала я все старый репертуар. Опять «Лебединое озеро», опять «Дон Кихот», опять «Спящая красавица»… Снова — «Лебединое озеро», снова «Дон Кихот», снова «Спящая»… Вновь — «Лебединое озеро», вновь… Что ж, так и до конца моих балетных дней? Только «Лебединое»?.. Исподволь стала терзать тревога. Неудовлетворенность. Надо что-то новое, свое сделать. Обязательно новое. Обязательно свое». В 1967 г. Плисецкая начала работать над образом Кармен с кубинским балетмейстером А. Алонсо. Так родился балет «Кармен-сюита» (музыка Ж. Бизе в обработке Р.К. Щедрина). Стремление к обновленному танцу и всевозможным сценическим экспериментам, которое приводили балерину к постоянной конфронтации с чиновниками от культуры, нашли свое отражение таких балетах, как «Гибель Розы», поставленном для М.М. Плисецкой Р. Пети с балетом Марселя (1973); «Айседора» в хореографии М.Бежара (1974) и его же «Леда», созданная при участии брюссельского балета «XX век» (1979); «Безумная из Шайо» Д. Качуляну (1992) и др. Четыре новых балета были созданы совместно со вторым мужем М.М. Плисецкой композитором Р.К. Щедриным, с которым балерина прожила 57 лет, - «Конек-Горбунок» (1960), «Анна Каренина» (1972), «Чайка» (1980), «Дама с собачкой» (1985). Хореографию для трех последних ставила сама Майя Михайловна. Позже балерина выступила хореографом-постановщиком Новогоднего бала в Вене, созданного по мотивам сказки «Золушка» (1997), и мюзикла «Аида» для японского театра в Такаразуке (2003). В 1980-х годах Плисецкая много работала заграницей. В 1983 году она на полтора года стала художественным руководителем Римского театра оперы и балета, а в 1988-1990 гг. возглавляла труппу Испанского национального балета в Мадриде.
После ухода со сцены Г.С. Улановой в 1960 г. М.М. Плисецкая становится прима-балериной Большого театра. С этого времени на сцене появляются балеты, поставленные специально для нее.
«Танцевала я все старый репертуар. Опять «Лебединое озеро», опять «Дон Кихот», опять «Спящая красавица»… Снова — «Лебединое озеро», снова «Дон Кихот», снова «Спящая»… Вновь — «Лебединое озеро», вновь… Что ж, так и до конца моих балетных дней? Только «Лебединое»?.. Исподволь стала терзать тревога. Неудовлетворенность. Надо что-то новое, свое сделать. Обязательно новое. Обязательно свое».
В 1967 г. Плисецкая начала работать над образом Кармен с кубинским балетмейстером А. Алонсо. Так родился балет «Кармен-сюита» (музыка Ж. Бизе в обработке Р.К. Щедрина).
Стремление к обновленному танцу и всевозможным сценическим экспериментам, которое приводили балерину к постоянной конфронтации с чиновниками от культуры, нашли свое отражение таких балетах, как «Гибель Розы», поставленном для М.М. Плисецкой Р. Пети с балетом Марселя (1973); «Айседора» в хореографии М.Бежара (1974) и его же «Леда», созданная при участии брюссельского балета «XX век» (1979); «Безумная из Шайо» Д. Качуляну (1992) и др.
Четыре новых балета были созданы совместно со вторым мужем М.М. Плисецкой композитором Р.К. Щедриным, с которым балерина прожила 57 лет, - «Конек-Горбунок» (1960), «Анна Каренина» (1972), «Чайка» (1980), «Дама с собачкой» (1985). Хореографию для трех последних ставила сама Майя Михайловна. Позже балерина выступила хореографом-постановщиком Новогоднего бала в Вене, созданного по мотивам сказки «Золушка» (1997), и мюзикла «Аида» для японского театра в Такаразуке (2003).
В 1980-х годах Плисецкая много работала заграницей. В 1983 году она на полтора года стала художественным руководителем Римского театра оперы и балета, а в 1988-1990 гг. возглавляла труппу Испанского национального балета в Мадриде.
Неустановленный автор. Портрет М.М. Плисецкой в роли Одетты из балета «Лебединое озеро». С дарственной надписью автора М.М. Плисецкой. 1975 г. Российский государственный архив литературы и искусства Ф. 3266 Оп. 2.Ед. хр. 481. Л. 1. Бумага, чернила.
Неустановленный автор. Портрет М.М. Плисецкой в роли Одетты из балета «Лебединое озеро». С дарственной надписью автора М.М. Плисецкой. 1975 г. Российский государственный архив литературы и искусства Ф. 3266 Оп. 2.Ед. хр. 481. Л. 2. Бумага, чернила.
М.М. Плисецкая и А.Б. Годунов в балете «Кармен-сюита». Б.д.Российский государственный архив литературы и искусства Ф. 3266. Оп. 1. Ед. хр. 68. Л. 12. Фотография. Автор неизвестен.
М.М. Плисецкая и Б.Г. Ефимов в балете «Гибель розы». Б.д. Российский государственный архив литературы и искусства Ф. 3266. Оп. 1. Ед. хр. 68. Л. 11. Фотография. Автор неизвестен.
М.М. Плисецкая. «Я, Майя Плисецкая». Отрывок из книги, посвященный работе с М. Бежаром. 1990-е. Российский государственный архив литературы и искусства Ф. 3266. Оп. 1. Ед. хр. 89. Л. 7, 8. Автограф.
М.М. Плисецкая и Х. Донн в балете «Леда».Б.д. Фотография. Российский государственный архив литературы и искусства Ф. 3266. Оп. 1. Ед. хр. 68. Л. 10. Автор неизвестен.
М.М. Плисецкая в балете «Айседора». Российский государственный архив литературы и искусства Ф. 3266. Оп. 1. Ед. хр. 68. Л. 14. Фотография. Автор неизвестен.
М.М. Плисецкая в роли Айседоры из одноименного балета в постановке М. Бежара на гастролях в Париже. 1974. Российский государственный архив литературы и искусства Ф. 3266. Оп. 1. Ед. хр. 35. Л. 1. Фотография. Автор неизвестен.
[В. Шахмейстер]. Портрет М.М. Плисецкой в роли Айседоры из одноименного балета. [1980-е гг.] Российский государственный архив литературы и искусства Ф. 3266 Оп. 2 ед. хр. 479 л. 1. Бумага, тушь.
М.М. Плисецкая в роли Леды из одноименного балета М. Бежара. 1979 г. Российский государственный архив литературы и искусства Ф. 3266. Оп. 2. Ед. хр. 1. Л. 5. Фотография. Автор неизвестен.
М.М. Плисецкая и Х. Донн в балете М. Бежара «Леда». 1979 г. Российский государственный архив литературы и искусства Ф. 3266. Оп. 2. Ед. хр. 1. Л. 4. Фотография. Автор неизвестен.
М.М. Плисецкая и М. Бежар. Генуя, Италия. 1997 г. Российский государственный архив литературы и искусства Ф. 3266. Оп. 1. Ед. хр. 502. Л. 1. Фотография. Автор неизвестен.
М. Бежар. Письмо М.М. Плисецкой. 1990-е. Российский государственный архив литературы и искусства Ф. 3266. Оп. 1. Ед. хр. 242. Л. 1. Ксерокопия автографа.
Р.К. Щедрин. «Конек горбунок». Балет в 4-х действиях. Посвящается М.М. Плисецкой.. Партитура. 1954-1960 гг. Российский государственный архив литературы и искусства Ф.3267. Оп. 1. Ед. хр. 36. Л. 1а Автограф.
М.М. Плисецкая и В.В. Васильев в балете «Конек-Горбунок». Б.д.Российский государственный архив литературы и искусства Ф. 3266. Оп. 1. Ед. хр. 68. Л. 6.Фотография. Автор неизвестен.
М.М. Плисецкая. «Я, Майя Плисецкая». Отрывок из книги, посвященный съемкам в фильме А.Г. Зархи «Анна Каренина» и идее поставить собственный балет. 1990-е гг. Российский государственный архив литературы и искусства Ф. 3266. Оп. 1. Ед. хр. 89. Л. 32. Автограф.
М.М. Плисецкая и В.С. Лановой на съемках фильма А.Г. Зархи «Анна Каренина». 1966-1967 гг. Российский государственный архив литературы и искусства Ф. 3266. Оп. 1. Ед. хр. 14. Л. 1. Фотография. РГАЛИ. Автор неизвестен.
Р.К. Щедрин. «Анна Каренина». Балет в 3-х действиях. Посвящается М.М. Плисецкой. 1971 г. Российский государственный архив литературы и искусства Ф. 3267. Оп. 1. Ед. хр. 52. Л. II Партитура. Автограф.
М.М. Плисецкая, Н.И. Рыженко, В.В. Смирнов. Письмо в дирекцию Большого театра о выпуске балета «Анна Каренина». 14 марта 1972 г. Российский государственный архив литературы и искусства Ф. 3266. Оп. 2. Ед. хр. 162. Л. 1. Авторизованная машинопись.
М.М. Плисецкая и М.Э. Лиепа во время репетиции балета «Анна Каренина». 1972 г. Российский государственный архив литературы и искусства Ф. 3266. Оп. 1. Ед. хр. 29. Л. 8. Фотография. Автор неизвестен.
М.М. Плисецкая во время репетиции балета «Анна Каренина». 1972 г. Российский государственный архив литературы и искусства Ф. 3266. Оп. 1. Ед. хр. 29. Л. 2. Фотография. Автор неизвестен.
М.М. Плисецкая и В.Н. Барыкин в балете «Анна Каренина». Б.д. Российский государственный архив литературы и искусства Ф. 3266. Оп. 1. Ед. хр. 68. Л. 8. Фотография. Автор неизвестен.
Л. Арагон. Письмо Е. А. Фурцевой. 13 ноября 1973 г. Российский государственный архив литературы и искусства Ф. 3266. Оп. 1. Д. 448. Л. 1, 2. Машинопись.
М.М. Плисецкая и Л. Арагон. 1975 г. Российский государственный архив литературы и искусства Ф. 3266. Оп. 1. Д. 464. Л. 1.
Р.К. Щедрин. «Чайка». Балет в 2-х действиях. Посвящается М.М. Плисецкой. Партитура. 1978 г. Российский государственный архив литературы и искусства Ф. 3267. Оп.1. Д. 60. Л. III Автограф.
М.М. Плисецкая. Постановочный план балета «Чайка». 1980 г. Российский государственный архив литературы и искусства Ф. 3266. Оп. 1. Д. 79. Л. 75.Автограф.
М.М. Плисецкая. Постановочный план балета «Дама с собачкой». 1984 г. Российский государственный архив литературы и искусства Ф. 3266. Оп. 1. Д. 80. Л. 24об.-25. Автограф.
М.М. Плисецкая и А.Ю. Богатырев в балете «Чайка». Б.д. Российский государственный архив литературы и искусства Ф. 3266. Оп. 1. Д. 68. Л. 9.
Р.К. Щедрин. «Дама с собачкой». Балет в одном действии. Посвящается М.М. Плисецкой. 1985 г. Российский государственный архив литературы и искусства Ф. 3267. Оп. 1 Ед. хр. 64 Л. 2Черновик.
М.М. Плисецкая и Б.Г. Ефимов в балете «Дама с собачкой». Б.д. Российский государственный архив литературы и искусства Ф. 3266. Оп. 1. Ед. хр. 68. Л. 7. Фотография. РГАЛИ. Автор неизвестен.
М.М. Плисецкая и Б.Г. Ефимов на съемках фильма-балета Б.Д. Галантера «Дама с собачкой». 1986 г. Российский государственный архив литературы и искусства Ф. 3266. Оп. 1. Ед. хр. 41. Л. 17. Фотография. РГАЛИ. Автор неизвестен.
М.М. Плисецкая на съемках фильма-балета Б.Д. Галантера «Дама с собачкой». 1986 г. Российский государственный архив литературы и искусства Ф. 3266. Оп. 1. Ед. хр. 41. Л. 1.Фотография. Автор неизвестен.
Р.К. Щедрин, М.М. Плисецкая, П. Карден во время спектакля «Безумная из Шайо» в культурном центре «Эспас Карден». Париж, Франция. 1997 г. Российский государственный архив литературы и искусства Ф.3266. Оп. 1. Ед. хр. 477. Л. 3. Фотография. Автор неизвестен.
М.М. Плисецкая и И.М. Смоктуновский в фильме А.В. Эфроса «Фантазия». 1975-1976 гг. Российский государственный архив литературы и искусства Ф. 3266. Оп. 1. Ед. хр. 36. Л. 2.
М.М. Плисецкая в роли Марии Стюарт из одноименного балета. Нью-Йорк, США. 1988 г. Российский государственный архив литературы и искусства Ф. 3266. Оп. 1. Ед. хр. 45. Л. 1.