Традиционно зарождение балета в России исследователи относят ко второй половине XVII в., когда при дворе царя Алексея Михайловича появился Кремлевский театр. На роль руководителя балетной труппы был приглашен иностранец Николай Лима. В царствование Петра I практика приглашения специалистов из-за рубежа, в основном из Италии и Франции, сохранилась, а танцы прочно вошли в дворцовый этикет. В 1738 г. французский балетмейстер Жан Батист Ланде, приглашенный в Россию для обучения танцам учащихся Шляхетного корпуса, открыл в Санкт-Петербурге первое балетное училище (ныне - Академия русского балета им. А.Я. Вагановой). С этого момента в русском балете появляются свои профессиональные артисты, однако балетмейстеров и педагогов в основном продолжают искать среди иностранцев. Во второй половине XVIII в. наряду с придворными театрами в помещичьих усадьбах создаются домашние театры, появляются крепостные балетные труппы. Наиболее известными среди них были труппы Потемкиных, Шереметьевых, Нащокиных и др. В 1801 г. в Россию по приглашению директора императорских театров Петербурга Н.Б. Юсупова приехал французский балетмейстер Шарль-Луи Дидло, который возглавлял российский балет в 1801-1811 и 1816-1831 гг. К этому периоду относят начало становления русской школы классического танца. Дидло ввел трико и газовые туники, активно использовал различные машины для полетов и прочих сценических эффектов. Под его руководством блистали М.И. Данилова, Е. А.И. Истомина, Е.И. Колосова, А.Е. Телешова, Л. Дюпор, П. Дидье и др. После отъезда Дидло развитие балета в России на некоторое время затормозилось, наметился спад интереса публики к нему. Новый виток начался с приезда в Петербург Мариуса Петипа. Французский балетмейстер провел в России более 60 лет (1848-1910). За эти долгие годы он поставил и возобновил 76 балетов, отличавшихся традиционностью схем, выработанных французской школой. Сотрудничество балетмейстера с П.И. Чайковским («Спящая красавица», 1890; «Лебединое озеро», 1895) и А.К. Глазуновым ("Раймонда", 1898; "Времена года", 1900) показало важность балетной музыки, которой традиционно уделялось гораздо меньше внимания, чем хореографии. Отход от жестких академических традиций наметился в творчестве балетмейстера Л.И. Иванова, ученика и помощника М. Петипа («Щелкунчик», 1892; сцены лебедей в «Лебедином озере», 1895). В балетах М. Петипа и Л.И. Иванова выступали Е.П. Соколова, В.А. Никитина, П.А. Гердт, Н.Г. Легат, М.Ф. Кшесинская, А.В. Ширяев и др. Триумф русской Терпсихоры пришелся на начало XX в., когда российский балет занял ведущее место в мировом балетном театр, а «Русские сезоны» С.П. Дягилева пользовались чрезвычайной популярностью заграницей. Балетмейстеры-реформаторы М.М. Фокин («Павильон Армиды», 1907; «Шопениана», 1908; «Карнавал», 1910) и А.А. Горский («Дочь Гудулы», 1902; «Саламбо», 1910) существенно изменили хореографические каноны XIX в. Большое внимание стало уделяться не только музыке, но и декорациям: их спектакли оформляли Л.С. Бакст, А.Н. Бенуа, А. Я. Головин, К.А. Коровин, Н.К. Рерих. С А.А. Горским работали артисты С.В. Фёдорова, М.М. Мордкин и др. Ведущими исполнителями замыслов М.М. Фокина были А.П. Павлова, Т.П. Карсавина, В.Ф. Нижинский. В более классических традициях танцевали Е.В. Гельцер, В.Д. Тихомиров, О.И. Преображенская, М.Ф. Кшесинская, А.Я. Ваганова и др. В РГАЛИ хранится около 30 личных фондов деятелей, связанных с балетом: историков этого уникального вида искусства, балетмейстеров и хореографов, сценографов и артистов – премьеров и прим. Но архив богат и материалами учреждений, непосредственно связанных с балетом. Это фонды Московской конторы императорских театров (ф. 659), Большого Театра России (ф. 648) и его Московского хореографического училища (ф. 683), Комитета Петроградской балетной труппы (ф. 657), а также Московского музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко (ф. 2484) и др.
Традиционно зарождение балета в России исследователи относят ко второй половине XVII в., когда при дворе царя Алексея Михайловича появился Кремлевский театр. На роль руководителя балетной труппы был приглашен иностранец Николай Лима. В царствование Петра I практика приглашения специалистов из-за рубежа, в основном из Италии и Франции, сохранилась, а танцы прочно вошли в дворцовый этикет. В 1738 г. французский балетмейстер Жан Батист Ланде, приглашенный в Россию для обучения танцам учащихся Шляхетного корпуса, открыл в Санкт-Петербурге первое балетное училище (ныне - Академия русского балета им. А.Я. Вагановой). С этого момента в русском балете появляются свои профессиональные артисты, однако балетмейстеров и педагогов в основном продолжают искать среди иностранцев. Во второй половине XVIII в. наряду с придворными театрами в помещичьих усадьбах создаются домашние театры, появляются крепостные балетные труппы. Наиболее известными среди них были труппы Потемкиных, Шереметьевых, Нащокиных и др.
В 1801 г. в Россию по приглашению директора императорских театров Петербурга Н.Б. Юсупова приехал французский балетмейстер Шарль-Луи Дидло, который возглавлял российский балет в 1801-1811 и 1816-1831 гг. К этому периоду относят начало становления русской школы классического танца. Дидло ввел трико и газовые туники, активно использовал различные машины для полетов и прочих сценических эффектов. Под его руководством блистали М.И. Данилова, Е. А.И. Истомина, Е.И. Колосова, А.Е. Телешова, Л. Дюпор, П. Дидье и др. После отъезда Дидло развитие балета в России на некоторое время затормозилось, наметился спад интереса публики к нему. Новый виток начался с приезда в Петербург Мариуса Петипа. Французский балетмейстер провел в России более 60 лет (1848-1910). За эти долгие годы он поставил и возобновил 76 балетов, отличавшихся традиционностью схем, выработанных французской школой. Сотрудничество балетмейстера с П.И. Чайковским («Спящая красавица», 1890; «Лебединое озеро», 1895) и А.К. Глазуновым ("Раймонда", 1898; "Времена года", 1900) показало важность балетной музыки, которой традиционно уделялось гораздо меньше внимания, чем хореографии. Отход от жестких академических традиций наметился в творчестве балетмейстера Л.И. Иванова, ученика и помощника М. Петипа («Щелкунчик», 1892; сцены лебедей в «Лебедином озере», 1895). В балетах М. Петипа и Л.И. Иванова выступали Е.П. Соколова, В.А. Никитина, П.А. Гердт, Н.Г. Легат, М.Ф. Кшесинская, А.В. Ширяев и др.
Триумф русской Терпсихоры пришелся на начало XX в., когда российский балет занял ведущее место в мировом балетном театр, а «Русские сезоны» С.П. Дягилева пользовались чрезвычайной популярностью заграницей. Балетмейстеры-реформаторы М.М. Фокин («Павильон Армиды», 1907; «Шопениана», 1908; «Карнавал», 1910) и А.А. Горский («Дочь Гудулы», 1902; «Саламбо», 1910) существенно изменили хореографические каноны XIX в. Большое внимание стало уделяться не только музыке, но и декорациям: их спектакли оформляли Л.С. Бакст, А.Н. Бенуа, А. Я. Головин, К.А. Коровин, Н.К. Рерих. С А.А. Горским работали артисты С.В. Фёдорова, М.М. Мордкин и др. Ведущими исполнителями замыслов М.М. Фокина были А.П. Павлова, Т.П. Карсавина, В.Ф. Нижинский. В более классических традициях танцевали Е.В. Гельцер, В.Д. Тихомиров, О.И. Преображенская, М.Ф. Кшесинская, А.Я. Ваганова и др.
В РГАЛИ хранится около 30 личных фондов деятелей, связанных с балетом: историков этого уникального вида искусства, балетмейстеров и хореографов, сценографов и артистов – премьеров и прим. Но архив богат и материалами учреждений, непосредственно связанных с балетом. Это фонды Московской конторы императорских театров (ф. 659), Большого Театра России (ф. 648) и его Московского хореографического училища (ф. 683), Комитета Петроградской балетной труппы (ф. 657), а также Московского музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко (ф. 2484) и др.
Н. Бенуа. «История русского балета». Эскиз обложки книги С.М. Лифаря. 1949 г. Российский государственный архив литературы и искусства Ф. 938 Оп. 1 Ед. хр. 32. Л. 1 Бумага, акварель, чернила.
Д.И. Лешков. Заметка по истории русского балета. 9 апреля 1904 г. Российский государственный архив литературы и искусства Ф. 794. Оп. 1. Ед. хр. 32. Л. 3об-4. Автограф.
М.И. Петипа и С.Н. Худеков.Б.д.Российский государственный архив литературы и искусстваФ. 1945 Оп. 1 Ед. хр. 46. Л. 2.Фотография К.И. Бергамаско.
Сергей и Николай Легаты. Дружеский шарж на М.И. Петипа. Б/д. Российский государственный архив литературы и искусства Ф. 3045. Оп. 1. Ед. хр. 522. Л. 1. Бумага, акварель.
Программа балета «Дон Кихот Ламанчский» с участием А.П. Павловой. Либретто М.И. Петипа. 1913. Российский государственный архив литературы и искусстваФ. 2694. Оп. 1. Ед. хр. 183. Л. 3.
М.И. Петипа. Эскиз костюма для М.Ф. Кшесинской в роли Коломбины. С пометами М.И. Петипа на французском языке. [1900 г.] Российский государственный архив литературы и искусства Ф. 1657 Оп. 3 Ед. хр. 134 Л. 4.Бумага, графитный карандаш.
М.И. Петипа. Эскиз костюма для С.И. Лукьянова в роли Пьеро. С пометами М.И. Петипа на французском языке. [1900 г.] Российский государственный архив литературы и искусства Ф. 1657 Оп. 3 Ед. хр. 134 Л. 8-9Бумага, графитный карандаш.
М.Ф. Кшесинская. 1900 г.Российский государственный архив литературы и искусстваФ. 1945. Оп. 1. Ед. хр. 54. Л. 24. Фотография. Е.Л. Мрозовская.
Д.И. Лешков. Воспоминания о балетных партиях и группировках начала XX в. 1907 г. Российский государственный архив литературы и искусства Ф. 794. Оп. 1. Ед. хр. 22. Л. 3об-4. Автограф.
Фотографии Т.П. Карсавиной и Е.В. Гельцер. [1910-е гг.]. Российский государственный архив литературы и искусства Ф. 1941. Оп. 1. Ед. хр. 11. Л. 10-15. Вырезки из газет.
А.П. Павлова в роли Одетты из балета «Лебединое озеро». 1900-е гг. Российский государственный архив литературы и искусства. Ф. 837. Оп. 2. Ед. хр. 1118. Л. 4. Почтовая открытка.
А.Н. Бенуа. Эскиз декорации к балету А.К. Глазунова «Раймонда».Российский государственный архив литературы и искусства. Ф. 2712. Оп. 1. Ед. хр. 243. Л. 1.Фотокопия.
Декорации к балету А.К. Глазунова «Раймонда» в Большом театре. 1900 г. Российский государственный архив литературы и искусства. Ф. 2579 Оп. 1 Ед. хр. 1577. Л. 1. Фотография. Автор неизвестен.
К.А. Коровин. Расписка об обязательстве предоставить в Большой театр декорации к балету «Раймонда». 18 октября 1908 г.Российский государственный архив литературы и искусства Ф. 659. Оп. 1. Ед. хр. 3913. Л. 10 Машинопись с подписью автора.
Портрет Е.В. Гельцер в роли Раймонды ("Раймонда"). [1910-е гг.]. Российский государственный архив литературы и искусства Ф. 1937 Оп. 3 Ед. хр. 17 Л. 2 Фотография. Автор неизвестен.
А.А. Горский. Эскиз к неизвестному балету. Б.д. Российский государственный архив литературы и искусства Ф. 741 Оп. 1 Ед. хр. 30. Л. 15Бумага, графитный карандаш, акварель.
А.А. Горский. Эскиз к балету Большого театра «Саламбо». 1910 г.Российский государственный архив литературы и искусства Ф. 741 Оп. 1 Ед. хр. 30. Л. 18. Бумага, графитный карандаш, акварель.
А.А. Горский. Эскиз к балету Большого театра «Саламбо». 1910 г. Российский государственный архив литературы и искусства Ф. 741 Оп. 1 Ед. хр. 30. Л. 10. Бумага, графитный карандаш, акварель.
А.А. Горский. Эскиз костюма для балета Большого театра «Тамара».1918 г. Российский государственный архив литературы и искусства Ф. 741 Оп. 1 Ед. хр. 30. Л. 13. Бумага, графитный карандаш, акварель.
А.А. Горский. «Дриада зеленая». Эскиз театрального костюма к балету «Дон-Кихот», поставленному в Большом театре. Начало 1920-х гг. Российский государственный архив литературы и искусства Ф. 741 Оп. 1 Ед. хр. 39. Л. 1. Бумага, графитный карандаш.
Адрес от артистов балета Большого театра к А.А. Горскому в честь 25-летия его творческой деятельности. [1915 г.] Российский государственный архив литературы и искусства Ф. 741 Оп. 1 Ед. хр. 14. Л. 1.
Е.В. Гельцер и Л.А. Жуков в балете А.А. Горского «Корсар». [1910-е гг.]. Российский государственный архив литературы и искусства Ф. 2579 Оп. 1 Ед. хр. 521 Л. 24 Фотография. Автор неизвестен.
К.Я. Голейзовский. Письмо в Правление Московского государственного Большого театра о работе собственной балетной студии. 19 марта 1919 г. Российский государственный архив литературы и искусства Ф. 659. Оп. 1. Ед. хр. 868. Л. 110-111об. Автограф.
К.Я. Голейзовский. 1930-е гг. Российский государственный архив литературы и искусства Ф. 2579. Оп. 1. Ед. хр. 550. Л. 1. Фотография. РГАЛИ. Автор неизвестен.
К.Я. Голейзовский. Костюм эльфа. Эскиз. 1920 е гг. Российский государственный архив литературы и искусства Ф. 837. Оп. 2. Ед. хр. 1327. Л. 1. Бумага, графитный карандаш, акварель, бронза, чернила.
К.Я. Голейзовский и Т.Д. Кутасова. «Испанские танцы». 1920-е гг. Российский государственный архив литературы и искусства Ф. 2611. Оп. 1. Ед. хр. 63. Л. 4. Фотография. РГАЛИ. Н.И. Свищев-Паола.
К.Я. Голейзовский. Эскизы костюмов для «Матросского танца».1925 г. Российский государственный архив литературы и искусства Ф. 3069. Оп. 1., Ед. хр. 50. Л. 6-8. Бумага, графитный карандаш, акварель, коллаж.
В.П. Бурмейстер. Эскизы костюмов к характерным танцам в постановке К.Я. Голейзовского. 1926-1928 гг. Российский государственный архив литературы и искусства Ф. 3069. Оп. 1., Ед. хр. 50. Л. 9-13. Бумага, графитный карандаш, акварель, коллаж.
В.П. Бурмейстер. Дружеский шарж на К.Я. Голейзовского. [1930-е гг.]. Российский государственный архив литературы и искусства Ф. 3069. Оп. 1. Ед. хр. 39. Л. 22. Бумага, тушь, чернила, перо, акварель.
В.П. Бурмейстер. Карикатура на предстоящее сокращение труппы Московского государственного театра драматического балета [Вторая пол. 1930-х гг.]. Российский государственный архив литературы и искусства Ф. 3069. Оп. 1. Ед. хр. 39. Л. 10. Бумага, тушь, чернила, акварель.
Н.П. Рославлева. «А.Я. Ваганова – большой мастер хореографии». Статья. 1951 г. Российский государственный архив литературы и искусства Ф. 2966. Оп. 1. Ед. хр. 6. Л. 6. Машинопись.
А.Я. Ваганова. Б.д. Российский государственный архив литературы и искусства Ф. 2966 Оп. 1 Ед. хр. 496. Л. 1. Фотография. Автор неизвестен.
Урок А.Я. Вагановой.1947 г. Российский государственный архив литературы и искусства Ф. 2966 Оп. 1 Ед. хр. 496. Л. 3. Фотография. Автор неизвестен.
Е.П. Гердт. 1917 г. Российский государственный архив литературы и искусства Ф. 912. Оп. 4. Ед.хр. 472. Л. 1. Фотография. Автор неизвестен.