Историко-документальная выставка «Майя Плисецкая и традиции русского балета» приурочена к 95-летнему юбилею великой балерины Майи Михайловны Плисецкой (20 ноября 1925 – 2 мая 2015). Значение ее профессиональной деятельности и влияние на отечественный и мировой балет трудно переоценить. Язык танца и жеста Плисецкой был универсален и понятен зрителям всех континентов, а сочетание канонов классического балета с драматической экспрессией, эмоциональностью и динамичностью сделали технику балерины уникальной. Ею восхищаются и ей подражают: «“Плисецкий стиль”, могу сказать, пошел по миру» , – писала М.М. Плисецкая позже. Непростое детство дочери «врага народа», первые успехи на сцене Большого театра, непрерывные споры с художественным руководством и чиновниками о границах допустимого в искусстве, и, наконец, мировая слава – все это нашло отражение в представленной экспозиции. Документы предшественников Майи Михайловны – прославленных балетмейстеров М.-И. Петипа, А.А. Горского, К.Я. Голейзовского, Л.В. Якобсона и непревзойденных балерин – М.Ф. Кшесинской, А.П. Павловой, Е.В. Гельцер, А.Я. Вагановой, Е.П. Гердт, М.Т. Семеновой, Г.С. Улановой и др. – раскрывают преемственность нескольких поколений русского балета, позволяют проследить его трансформацию и развитие. В основу выставки легла автобиография балерины «Я, Майя Плисецкая», вышедшая впервые в 1994 г. Цитаты из этой книги, иногда ироничные, иногда жесткие и пронзительные, служат ярким дополнением к архивным документам, позволяют создать образ не только Плисецкой-балерины, но и Плисецкой-человека.
Историко-документальная выставка «Майя Плисецкая и традиции русского балета» приурочена к 95-летнему юбилею великой балерины Майи Михайловны Плисецкой (20 ноября 1925 – 2 мая 2015). Значение ее профессиональной деятельности и влияние на отечественный и мировой балет трудно переоценить. Язык танца и жеста Плисецкой был универсален и понятен зрителям всех континентов, а сочетание канонов классического балета с драматической экспрессией, эмоциональностью и динамичностью сделали технику балерины уникальной. Ею восхищаются и ей подражают: «“Плисецкий стиль”, могу сказать, пошел по миру» , – писала М.М. Плисецкая позже.
Непростое детство дочери «врага народа», первые успехи на сцене Большого театра, непрерывные споры с художественным руководством и чиновниками о границах допустимого в искусстве, и, наконец, мировая слава – все это нашло отражение в представленной экспозиции. Документы предшественников Майи Михайловны – прославленных балетмейстеров М.-И. Петипа, А.А. Горского, К.Я. Голейзовского, Л.В. Якобсона и непревзойденных балерин – М.Ф. Кшесинской, А.П. Павловой, Е.В. Гельцер, А.Я. Вагановой, Е.П. Гердт, М.Т. Семеновой, Г.С. Улановой и др. – раскрывают преемственность нескольких поколений русского балета, позволяют проследить его трансформацию и развитие.
В основу выставки легла автобиография балерины «Я, Майя Плисецкая», вышедшая впервые в 1994 г. Цитаты из этой книги, иногда ироничные, иногда жесткие и пронзительные, служат ярким дополнением к архивным документам, позволяют создать образ не только Плисецкой-балерины, но и Плисецкой-человека.