Историко-документальная выставка «Майя Плисецкая и традиции русского балета» приурочена к 95-летнему юбилею великой балерины Майи Михайловны Плисецкой (20 ноября 1925 – 2 мая 2015). Значение ее профессиональной деятельности и влияние на отечественный и мировой балет трудно переоценить. Язык танца и жеста Плисецкой был универсален и понятен зрителям всех континентов, а сочетание канонов классического балета с драматической экспрессией, эмоциональностью и динамичностью сделали технику балерины уникальной. Ею восхищаются и ей подражают: «“Плисецкий стиль”, могу сказать, пошел по миру» , – писала М.М. Плисецкая позже.

Непростое детство дочери «врага народа», первые успехи на сцене Большого театра, непрерывные споры с художественным руководством и чиновниками о границах допустимого в искусстве, и, наконец, мировая слава – все это нашло отражение в представленной экспозиции. Документы предшественников Майи Михайловны – прославленных балетмейстеров М.-И. Петипа, А.А. Горского, К.Я. Голейзовского, Л.В. Якобсона и непревзойденных балерин – М.Ф. Кшесинской, А.П. Павловой, Е.В. Гельцер, А.Я. Вагановой, Е.П. Гердт, М.Т. Семеновой, Г.С. Улановой и др. – раскрывают преемственность нескольких поколений русского балета, позволяют проследить его трансформацию и развитие.

В основу выставки был положен личный фонд М.М. Плисецкой (№ 3266), который начал формироваться в РГАЛИ с 2007 г. Ныне он насчитывает более 1000 единиц хранения, не считая мемориальных предметов, также переданных ею и ее супругом – крупнейшим композитором современности Родионом Константиновичем Щедриным. Его личный фонд также хранится в РГАЛИ (ф. 3267).

Выставка дополнена замечательной автобиографией балерины – «Я, Майя Плисецкая», впервые вышедшей в 1994 г.

Единицы хранения

Документы