Организации

Годы деятельности : 1901-1903
Историческая справка :
" 36 художников "- выставочное объединение, образованное в 1901 г. в Москве по инициативе А.М.Васнецова,
С.А.Виноградова, В.В.Переплетчикова, Н.В.Досекина. Состоялось две выставки объединения - зимой 1901- 02 гг. и 1902-03 гг. Участие в выставках было свободным, без отборочного жюри. В число экспонентов входили М.Х.Аладжалов, А.Е.Архипов, А.М. и В.М.Васнецовы, С.А.Виноградов, М.А.Врубель, А.Я.Головин, А.С.Голубкина, К.А.Коровин, С.В.Малютин, М.В.Нестеров, И.С.Остроухов, Л.О.Пастернак, А.П.Рябушкин, В.А.Серов, К.Ф.Юон,
М.В.Якунчикова и др. Выставки, на которых большое место занимал пейзаж, были хорошо встречены публикой. В 1903 г. группа "36 художников" совместно с петербургским объединением "Мир искусства" организовала "Союз русских художников ", тем самым завершив самостоятельную деятельность.
Историческая справка :
собиратель курского фольклора
Историческая справка :
собирательница фольклора
Историческая справка :
4 мая 1966 года постановлением Совета Министров УССР № 357, был создан Центральный государственный архив-музей литературы и искусства УССР. 27 июля 1967 г. указом начальника Архивного управления при Совете Министров УССР ЦГАМЛИ вводился в действие с 1 августа 1967 г. и размещался в помещении Центрального государственного исторического архива УССР в г. Киеве по ул. Владимирской, 22-а, директором архива-музея была назначена Л.А.Проценко. В 1967 году на хранение поступило 845 килограммов архивных документов, 4236 экземпляров книжных изданий.
Начиная с 1991 года архив-музей начал активно комплектоваться документами деятелей украинской диаспоры зарубежом (Россия, Латвия, Беларусь, Австралия, Бразилия, США, Канада, Германия, Франция, Великобритания, Чехия, Болгария и др.). За это время сформировано более 60 личных фондов на основе поступивших из-за границы документов.
Отдельным структурным подразделением ЦГАМЛИ Украины является отдел «Литературно-художественные Плюты», который находится по адресу: Киевская область, Обуховский район, село Плюты (бывший литературно-мемориальный музей драматурга А.Корнейчука и писательницы В.Василевской).
С 1992 года архив имеет современное название – Центральный государственный архив-музей литературы и искусства Украины[5].
Историческая справка :
10 сентября 1931 года в рамках Народного комиссариата почт и телеграфов СССР (НКПТ СССР) был создан Всесоюзный комитет по радиовещанию при НКПТ СССР. 31 января 1933 года он был выделен из НКПТ СССР как Всесоюзный комитет по радиофикации и радиовещанию при Совете народных комиссаров СССР (с 15 марта 1946 года — при Совете министров СССР). В 1949 году Всесоюзный комитет по радиофикации и радиовещанию при СМ СССР был разделён на Комитет радиоинформации при СМ СССР (в который вошли внутрисоюзные программы) и Комитет по радиовещанию при СМ СССР (в который вошли международные программы). В 1953 году оба они вошли в Министерство культуры СССР как Главное управление радиоинформации МК СССР и Главное управление радиовещания МК СССР соответственно.16 мая 1957 года Главное управление радиоинформации МК СССР было выделено из Министерства культуры СССР как Государственный комитет по радиовещанию и телевидению при Совете Министров СССР, Главное управление радиовещания МК СССР было передано Государственному комитету по культурным связям с зарубежными странами, а в 28 мая 1959 года включено в состав Комитета по радиовещанию и телевидению при Совете Министров СССР. 24 апреля 1962 года он был преобразован в Государственный комитет Совета Министров СССР по радиовещанию и телевидению, 9 декабря 1965 года — в Комитет по радиовещанию и телевидению при СМ СССР, 15 июля 1970 года — в Государственный комитет Совета Министров СССР по телевидению и радиовещанию, 5 июля 1978 года переименован в Государственный комитет СССР по телевидению и радиовещанию.
Годы деятельности : 1938-1953
Историческая справка :
23 марта 1938 г. по постановлению СНК СССР N 382 был образован Комитет по делам кинематографии при СНК СССР. Его предшественниками были: Всесоюзное государственное кинофотообъединение "Союзкино" (1930 - 1933), Главное управление кинофотопромышленности (ГУКФ) при СНК СССР (1933 - 1935) и Главное управление кинематографии (ГУК) Комитета по делам искусств при СНК СССР (1936 - 1938). Комитет по делам кинематографии просуществовал до 20 марта 1946 г., когда на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР было создано Министерство кинематографии СССР. Министерство было ликвидировано 16 марта 1953 г.
Годы деятельности : 1809 - по настоящее время
Историческая справка :
28 декабря 1809 г. по Указу Александра I учреждена Московская Императорская театральная школа (с 1863 по 1918 гг. – театральное училище). В 1918 г. училище получило название Драматические курсы при Государственном академическом Малом театре, которые в 1921 г. были преобразованы в Высшие театральные мастерские. В 1932 г. на базе мастерских был создан Театральный техникум им. М.С. Щепкина при Государственном академическом Малом театре. С 1935 г. оно носило название Театральное училище при Государственном академическом Малом театре СССР. По распоряжению СНК СССР от 20.11.1943 г. № 2206 на училище распространены права высшего учебного заведения. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 22.12.1959 г. № 418/112 в связи с его 150-летием училище награждено Почетной грамотой «За заслуги в деле подготовки квалифицированных актерских кадров». По постановлению ЦК КПСС и СМ СССР от 9.05.1963 г. № 533 Театральное училище им. М.С. Щепкина было объединено с Государственным институтом театрального искусства им. А.В. Луначарского. Распоряжением СМ СССР от 24.04.1966 г. № 880 училище восстановлено в качестве самостоятельного высшего учебного заведения, подчинено Министерству культуры СССР. По указанию Министерства культуры СССР от 6.12.1988 г. № 29-155 училище отнесено к вузам первой категории по оплате труда руководящих работников. Приказом Министерства культуры СССР от 05.02.1990 г. училище переименовано в Высшее театральное училище им. М.С.Щепкина при Государственном академическом Малом театре СССР. В 1991 г. вуз перешел в ведение Министерства культуры РФ. В соответствии с приказом министерства от 28.05.2002 г. № 846 училище получило название – Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Высшее театральное училище (институт) им. М.С. Щепкина при Государственном академическом Малом театре России». Принятое сокращение «ВТУ им. М.С. Щепкина». В 2004 г. училище перешло в ведение Федерального агентства по культуре и кинематографии (приказ Федерального агентства по культуре и кинематографии от 22.12.2004 г. № 366). Ректоры Театрального училища им. М.С. Щепкина – В.С. Шашкова (1943-1957), И.Е. Северин (1958-1974), М.М. Новохижин (1975-1984), В.П. Остальский (1984-1994), Н.Н. Афонин (с 1995 г.). Педагоги училища – крупнейшие мастера сцены – В.Н.Пашенная, Н.А. Смирнова, К.П.Хохлов, И.Я. Судаков, Н.А. Анненков, Г.Н. Дмитриев, М.И. Царев, А.В. Коршунов, Ю.М. Соломин и др.
Годы деятельности : 1931 - 1941
Историческая справка :
1931 году при ОГИЗ основали Московский театр детской книги, носивший имя А.Б.Халатова
Годы деятельности : 1921 - 1930
Историческая справка :
Академия была создана по инициативе художника В. В. Кандинским и теоретиком искусства А. Г. Габричевским 7 октября 1921 года при содействии А. В. Луначарского в здании частной Поливановской гимназии. Состояла в ведении Художественного отдела Главнауки Наркомпроса РСФСР. Первоначально имела название Российская Академия художественных наук (РАХН), с 1925 — Государственная Академия художественных наук (ГАХН). Президентом академии был П. С. Коган, вице-президентом — Г. Г. Шпет (с 1924). Цель организации — «всестороннее научное исследование вопросов искусства и художественной культуры», в частности проблемы синтеза искусств. Деятельность академии быстро переросла рамки искусствоведения и в ней образовались три отделения: физико-психологическое, социологическое и философское. В отделениях работали секции: литературная, музыкальная, театральная, изобразительных искусств, архитектурная, полиграфическая. С 1923 по 1930 год заведующим психофизической лабораторией состоял В. М. Экземплярский; в ней экспериментальные исследования зрительного и слухового восприятия, природы эстетических оценок, психологии искусства и творчества изучали С. В. Кравков, А. А. Смирнов, С. Н. Беляева-Экземплярская, Б. М. Теплов, П. М. Якобсон. В 1930 году Академия фактически была закрыта, а многие её сотрудники арестованы. Вместо неё была образована Государственная Академия искусствознания.
Годы деятельности : 1947-по настоящее время
Историческая справка :
Академия художеств, основанная по указу Сената в 1757 г., была ликвидирована декретом СНК № 31 от 15 апреля 1918 г., ст. 417 «Об упразднении Академии художеств, реорганизации Высшего художественного училища и передаче в ведение Наркомата Просвещения музея Академии художеств».
В 1932 г. в соответствии с постановление ВЦИК и СНК от 11 октября 1932 г. «О создании Академии художеств» была организована Всероссийская Академия художеств в Ленинграде, которая находилась в ведении Наркомпроса. Был также утвержден устав Всероссийской Академии художеств.
Постановлением СМ СССР № 2782 от 5 августа 1947 г. Всероссийская Академия художеств была преобразована в Академию художеств СССР (АХ СССР) и передана в ведение Комитета по делам искусств при СМ СССР, подчинялась Академия непосредственно Председателю Комитета и находилась в Москве.
Постановлением СМ СССР № 3415 от 29 сентября 1947 г. был утвержден устав Академии художеств СССР, в котором юридически закреплялись основные направления ее деятельности, органы управления Академией и ее структура.
В соответствии с уставом АХ СССР является высшим научным учреждением, объединяющим наиболее выдающихся деятелей изобразительного искусства, и осуществляет подготовку художников (живописцев, скульпторов, графиков) высшей квалификации.
Основными задачами АХ СССР были: обеспечение неуклонного подъема и развития советского изобразительного искусства во всех его формах на базе последовательного осуществления социалистического реализма и русской реалистической школы; активное содействие творчеству советских художников; разработка теории и истории и изобразительного искусства и художественной критики; широкая пропаганда советского изобразительного искусства и его достижений; подготовка и воспитание художников высшей квалификации и научных работников в области изобразительного искусства и др.
В соответствии с основными задачами АХ СССР проводила сессии (общие собрания) для обсуждения основных научных, творческих и учебно-педагогических вопросов, организовывала аспирантуру и докторантуру, издавала труды, организовывала конференции, совещания, выставки, концерты, разрабатывала учебные программы и планы подготовки художников и др.
Высшим органом Академии было общее собрание действительных и почетных членов, которое происходило в порядке сессий, члены-корреспонденты имели право совещательного голоса. Общее собрание избирало президиум, действительных и почетных членов, членов-корреспондентов. В период между сессиями высший орган Академии – президиум, состоявший из президента, 2-х вице-президентов, ученого секретаря и 3-х членов президиума, избираемых общим собранием.
Президиум обеспечивал выполнение решений общего собрания, разработку плана работы, связь с научными и творческими организациями, представлял годовые планы и отчеты на утверждение председателя Комитета по делам искусств при СМ СССР.
Президент созывал заседания президиума и руководил его работой.
В соответствии с уставом 1947 г. при президиуме были созданы творческие отделения живописи, графики, скульптуры; творческие мастерские; секретариат президиума; отдел кадров; отдел аспирантуры и учебных заведений; отдел пропаганды и выставок; научно-библиографический архив; Хозяйственное управление; отдел капитального строительства, а также постоянные и временные комиссии, учреждаемые президиумом.
Уставом определены учреждения системы Академии: НИИ теории и истории изобразительных искусств; творческие мастерские по различным видам изобразительного искусства; аспирантура и докторантура по различным видам изобразительного искусства и искусствоведения; Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина со средней художественной школой в Ленинграде; Московский государственный художественный институт (впоследствии им. В.И. Сурикова); научная библиотека; музей; издательство; 12 мастерских и лабораторий.
Первая сессия АХ СССР состоялась 22 ноября 1947 г., на которой был избран президиум и первый президент Академии – А.М. Герасимов.
В феврале 1953 г. в связи с ликвидацией ведомственных издательств было ликвидировано издательство АХ СССР, вместо него был создан редакционно-издательский сектор, положение о котором утверждено 16 ноября 1954 г.
15 марта 1953 г. указом президиума Верховного Совета СССР было образовано союзно-республиканское Министерство культуры СССР, которому были переданы функции Комитета по делам искусств при СМ СССР с подведомственными учреждениями, в том числе и АХ СССР.
В связи с расширением культурных связей с зарубежными творческими художественными организациями в 1956 г. в АХ СССР создана Комиссия по связям с художественными организациями зарубежных стран.
Распоряжением СМ СССР № 3765 от 17 декабря 1957 г. в составе АХ СССР было вновь организовано издательство.
В соответствии с приказом Министерства культуры СССР № 214 от 7 апреля 1960 г. «О расширении деятельности АХ СССР» Академия стала практически методическим центром по руководству художественными учебными заведениями СССР, осуществляла контроль за работой музеев союзного значения и их выставочной деятельностью за рубежом и профильной издательской деятельностью.
В соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 21 августа 1986 г. № 1014 «О мерах по дальнейшему развитию изобразительного искусства и повышении его роли в коммунистическом воспитании трудящихся» была значительно расширена деятельность АХ СССР в области изобразительного искусства, архитектуры, подготовки кадров художников, архитекторов и искусствоведов.
На основании распоряжения СМ СССР № 1016 от 21 августа 1986 г. и приказа АХ СССР от 16 января 1987 г. была частично изменена структура АХ СССР и подразделений президиума. Были созданы: отделение искусствоведения и художественной критики; Сибирско-Дальневосточное отделение АХ СССР в г. Красноярске с творческими мастерскими; советы: межведомственный по вопросам взаимодействия искусства и архитектуры, по координации научных исследований; отдел художественного образования был реорганизован в научно-методический отдел по вопросам художественного образования и эстетического воспитания; отдел пропаганды выставок преобразован в отдел выставок и отдел пропаганды; создан отдел материально-технического снабжения.
17 марта 1988 г. общим собранием АХ СССР был утвержден новый устав, по которому АХ СССР являлась высшим государственным научно-творческим учреждением, объединяющим деятелей советского изобразительного искусства, архитектуры и искусствознания.
АХ СССР состояла при Министерстве культуры СССР и подчинялась непосредственно министру культуры. В соответствии с уставом Академия художеств проводила сессии общего собрания, конференции, совещания, семинары, определяла направление деятельности подчиненных ей научно-исследовательских учреждений, художественных вузов и школ.
По уставу 1988 г. высшим органом Академии художеств по-прежнему являлось общее собрание действительных членов и членов-корреспондентов, проходившее в порядке сессий, на которых избирался президиум.
При президиуме АХ СССР были созданы советы: научно-методический по художественному образованию по координации научных исследований в области актуальных проблем теории и практики советского многофункционального искусства и синтеза его с архитектурой; редакционно-издательский; межведомственный по вопросам взаимодействия изобразительного искусства и архитектуры; научно-методический по истории искусства и эстетике; по эстетическому воспитанию и художественному образованию школьников; по художественным музеям; по декоративно-прикладному искусству и художественной промышленности; по театральному и кинодекорационному искусству; по пропаганде изобразительного искусства; специализированный по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора искусствоведения; комиссии: по искусствоведению и художественной критике, по работе с молодыми художниками;
В составе Академии художеств были отделения живописи, скульптуры, графики, архитектуры, декоративных искусств, искусствознания и художественной критики, Сибирско-Дальневосточное отделение. Каждое отделение имело положение о нем, утвержденное АХ СССР, по которому руководящим органом каждого отделения являлось общее собрание его членов.
В системе АХ СССР имелись следующие учреждения: Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительного искусства (Москва); Научная библиотека (Ленинград) с филиалом в Москве; творческие мастерские (в различных городах страны); Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина (Ленинград); Ленинградская средняя художественная школа им. Б.В. Иогансона; Московский Государственный художественный институт им. В.И. Сурикова; Московская средняя художественная школа им. Н.В. Томского, Лаборатория по технологии художественных материалов (Ленинград); Хозяйственное управление (Ленинград); Управление мастерских и лабораторий (Ленинград).
В системе АХ СССР работали издательства «Изобразительное искусство», «Архитектура», журналы «Искусство», «Юный художник».
Указом Президента РСФСР № 294 от 10 декабря 1991 г. АХ СССР была включена в список особо ценных объектов национального наследия России.
Указом Президента РФ № 522 от 25 мая 1992 г. АХ СССР была преобразована в Российскую Академию художеств, которая является правопреемником АХ СССР.
Постановлением Совета Министров - Правительства РФ № 38 от 19 января 1993 г. был утвержден устав Российской Академии художеств.
Президенты Академии художеств: 1934-1939 – И.И. Бродский (директор Всероссийской Академии художеств), 1947-1957 – А.М. Герасимов, 1958-1962 – Б.В. Иогансон, 1962-1968 – Вл. А. Серов, 1968-1983 – Н.В. Томский, 1983-1991 – Б.С. Угаров, 1992-1997 – Н.А. Пономарев, 1997-по настоящее время – З.Г. Церетели.
Годы деятельности : 1922-1930
Историческая справка :
Акционерное литературно-художественное изд-во. Возникло в 1922 г. в Москве. Издавало произведения советских и иностранных писателей, журналы и альманахи. В 1930 г. влилось в Государственное изд-во художественной литературы
Годы деятельности : 1903 - 1918
Историческая справка :
Акционерное художественно-книгоиздательское "Товарищество Р. Голике и А. Вильборг" было образовано в Петербурге в феврале 1903 года. Оно возникло в результате объединения двух ведущих частных фирм книгоиздательской отрасли: типолитографии статского и коммерции советника Романа Романовича Голике и фототипии и фотоцинкографии потомственного почетного гражданина Артура Ивановича Вильборга. Так было создано одно из лучших полиграфических предприятий России. Начало его деятельности было связано преимущественно с выпуском афиш, рекламных плакатов, меню, а впоследствии - художественных альбомов и репродукций картин русских художников.
Одним из постоянных заказчиков "Товарищества" стал Кружок любителей русских изящных изданий (1903-1917), в число учредителей которого входил Р.Р. Голике. В "Товариществе" были изданы изящно оформленные уставы этой организации, каталоги устраиваемых ею выставок, а также ряд малотиражных изданий, отличающихся высокохудожественным исполнением: "Невский проспект" Н.В. Гоголя с иллюстрациями Д.Н. Кардовского (1905), "Четыре басни И. Крылова" (1907) с рисунками А. Орловского, "Казначейша" М.Ю. Лермонтова в оформлении М.В. Добужинского (1914), "Гравюра и литография" И.И. Лемана (1913). На базе "Товарищества" был также издан ряд иллюстрированных журналов: "Мир искусства" (1904), "Аполлон" (1913-1917), "Сатирикон" (1908-1911) и "Жупел" (1905-1906), в оформлении которых в разное время принимали участие лучшие русские художники-графики: А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансеpе, В.А. Серов, И.Я. Билибин, М.В. Добужинский, Г.И. Наpбут и дp. На протяжении существования типографии в ее стенах были напечатаны такие шедевры полиграфического искусства, как "Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны" А.Н. Бенуа (1910) с иллюстрациями "мирискусников"; "Горе от ума" А.С. Грибоедова (1913) в оформлении Д.Н. Кардовского и Г.И. Нарбута; "Пиковая дама" А.С. Пушкина (1911) с иллюстрациями А.Н. Бенуа; "Евгений Онегин" А.С. Пушкина (1911) с рисунками Е.П. Самокиш-Судковской; "Хаджи-Мурат" Л.Н. Толстого (1916) в оформлении и с иллюстрациями Е.Е. Лансере; "Книга маркизы" Ф. Блэй (1918) с иллюстрациями К.А. Сомова. Полиграфическая продукция "Товарищества Р. Голике и А. Вильборг" неоднократно удостаивалась высших наград на отечественных и зарубежных выставках: в Дрездене (1909), Турине (1911), на выставке "Искусство в книге и плакате" в Петербурге (1912).
В 1918 году, после Октябрьской революции, Вильборг и Голике эмигрировали в Германию, а их "Товарищество" было национализировано. Тогда же предприятие получило название "15-я государственная типография", а с 1922 г. - "Типография им. И. Федорова".
Историческая справка :
Аргентина
Годы деятельности : 14 октября 1815 — 7 апреля 1818)
Историческая справка :
«Арзамасское общество безвестных людей», или просто «Арзамас» — закрытое дружеское общество и литературный кружок, объединявший сторонников нового «карамзинского» направления в литературе. Поставил себе задачей борьбу с архаическими литературными вкусами и традициями, защитники которых состояли в обществе «Беседы любителей русского слова», основанном А. С. Шишковым. Членами были, среди прочих В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков, А. С. Пушкин, политические и общественные деятели С. С. Уваров, Д. Н. Блудов, Д. В. Дашков и др.
В противовес торжественной официальности собраний «Беседы» заседания «Арзамаса» имели характер весёлых дружеских встреч. Название «Арзамас» было взято из памфлета Блудова, а все члены «Арзамаса» наделялись шутливыми прозвищами, заимствованными из баллад Жуковского. Так, сам Жуковский стал Светланой, Вяземский — Асмодеем, Пушкин — Сверчком и т. п. Внутри кружка было множество различных традиций, пародирующих устои «Беседы» и Российской академии, масонов и православную церковь. На заседаниях арзамасцы читали эпиграммы, шутливые протоколы и критически разбирали собственные сочинения. Символом общества стал гусь арзамасской породы, которого подавали к столу. После вступления в общество будущих декабристов и закрытия «Беседы» арзамасцы попытались сделать работу кружка более серьёзной и задумали издание собственного журнала. Однако дальше составления плана дело не пошло. В 1818 году «Арзамас» распался. Внешней причиной был разъезд многих его членов из Санкт-Петербурга. Фактически же арзамасцы не сошлись в своих социально-политических взглядах.
Годы деятельности : 1992 -1993
Историческая справка :
архив центрального органа исполнительной власти России, в ведении которого в период с января 1992 по декабрь 1993 г. находились вопросы обеспечения государственной безопасности
Годы деятельности : с 1960
Историческая справка :
Балетная труппа основана в Брюсселе М. Бежаром.
Годы деятельности : 1904 – 1918
Историческая справка :
благотворительная организация, учрежденная 26 ноября 1904 г. в связи с Русско-Японской войной по инициативе сестры генерала Скобелева княгини Надежды Дмитриевны Белосельской-Белозерской (1847–1920). Устав подписан 16 июня 1905 г. Первоначальное название – «Комитет имени генерал-адъютанта М.Д. Скобелева для выдачи пособий потерявшим на войне способность к труду воинам». Находился под высочайшим покровительством императора. Располагался по адресу: Мытнинская ул., 27.
В 1914 г. в составе Комитета был образован Военно-кинематографический отдел, снимавший документальные и игровые полнометражные картины, публиковавший сценарии художественных фильмов. Вплоть до декабря 1916 г. комитет имел монопольное право на производство съемок в районе военных действий.
В 1916 г. была предпринята попытка издания собственного журнала Военно-кинематографического отдела – «Экран России» (Москва), вышло всего 3 номера, причем 2–3 под одной обложкой. Для издательской деятельности в Скобелевском комитете был создан особый издательский отдел, который занимался выпуском открыток патриотического содержания с художественными цветными изображениями. Открытки продавались по 10 коп. и были крайне популярны, доход от них целиком шёл на благотворительные цели благотворительных организаций, отчетливо выразивших свою политическую позицию после Февральской революции 1917 г. В брошюре «Свобода и дисциплина (к солдатам)» (Пг.: Изд. отд. Скобелевского комитета, 1917) приветствовалось свержение самодержавия. В 1917 г. было выпущена сатирическая сказка Басова-Верхоянцева «Конек-скакунок», предыдущие 10 лет выходившая нелегально и каждый раз изымавшаяся цензурой.
После Октябрьского революции работа Комитета была практически парализована, в декабре 1917 г. согласно вновь утвержденному уставу его культурно-просветительская деятельность была разрешена. В апреле 1918 г. Комитет был ликвидирован, его имущество и капиталы национализированы.
Годы деятельности : 19 ноября 1919
Историческая справка :
Был основан года К.И. Чуковским и А.Н. Тихоновым при поддержке Горького. Эта организация работников искусств сразу стала своеобразной коммуной, которая ставила перед собой задачу оказывать социальную помощь деятелям искусств — устраивать столовые, библиотеки, общежития. Он помещался в бывшем доме Чичерина. В нем жили и работали А.С. Грин, Н.С. Гумилёв, О.Э. Мандельштам, В.Ф. Ходасевич, А.Л. Волынский, М.С. Шагинян, Н.С. Тихонов, М.Л. Слонимский и др. Дом искусств проводил научную и культурную деятельность, проведил литературные вечера и лекции, выставки, концерты. Дом искусств стал центром литературной жизни Петрограда, при нем была создана литературная студия, читались лекции, было выпущено два альманаха. Чуковский, руководивший работой литературной студии, привлёк к участию в ней молодых писателей, выступавших, наряду с М. Горьким, А. Блоком, А. Кони, с чтением своих произведений: В.В. Иванова, В.А. Каверина, М.М. Зощенко, К.А. Федина, Л.Н. Лунца.
Годы деятельности : 28 ноября 1918—февраль 1920
Историческая справка :
Был создан в 1918 году в Ф. Ф. Комиссаржевским при участии В. М. Бебутова и располагался в здании театра Зона. Первоначально назывался Театром-студией ХПСРО, в 1919 году, после отъезда Комиссаржевского за границу, был переименован в Новый театр ХПСРО. В театре ставились как драматические, так и музыкальные спектакли, открылся он оперой В. А. Моцарта «Похищение из сераля». Основатели театра считали, что актёр должен владеть всеми художественными средствами, и стремились к созданию синтетических спектаклей. После отъезда Ф. Ф. Комиссаржевского театр возглавил В. М. Бебутов. В декабре 1919 года из-за сильных холодов представления были прекращены, и в феврале 1920 года театр был расформирован. В труппу театра входили В. В. Барсова, Н. Н. Озеров, А. Я. Закушняк, К. В. Эггерт, М. И. Бабанова, М. И. Жаров, И. В. Ильинский и др. В феврале 1920 году здание театра (Большая Садовая ул., 20) было отдано Театру РСФСР 1-му, куда и перешла большая часть труппы театра во главе с Бебутовым.