Фотовыставка\Коллекции из архивов А.Н. Бенуа, Эль Лисицкого, Н.П. Свищова-Паолы, С.М. Эйзенштейна, М.И. Болтянского, А.Е.Крученых, В.Э.Мейерхольда\Фотографии из архива Н.И. Свищова-Паолы

Название : Фотографии из архива Н.И. Свищова-Паолы
Порядковый номер внутри раздела : 3
Описание раздела :
В РГАЛИ хранится фонд фотографа-пикториалиста Николая Ивановича Свищова-Паолы ((1874, Москва – 1964, Москва). Фотограф-художник, пикториалист, известный портретист. С 1888 – ученик в фотоателье Овчинникова; в ряде других ателье; в 1895 открыл собственную портретную фотостудию в Москве; с 1898 открыл помимо студии летний павильон для съемки в «Сокольниках»; 1906 – член РФО; 1911-1913 – член правления РФО. 1908 приобрел ателье «Паола» у Кроткова, работал в этом ателье до 1936; в 1920-х приставка «Паола» по предложению местных властей (и как неофициальный знак признания выдающейся известности его студии) была присоединена к имени Н.И. Свищова как часть фамилии. 1914-1918 – фотограф Всероссийского земельного союза, съемки на фронтах и в госпиталях; 1915 – соорганизатор Всероссийского союза фотографов-практиков; 1921-1935 консультант и преподаватель курсов фотографии для сотрудников ОГПУ; 1921-1924 приглашенный преподаватель института фотографии в Петрограде; 1924-1928 активный сотрудник секции фотографии ГАХН, участник выставок «Искусства движения»; с середины 1930-х до 1950-х фотограф-портретист в различных студиях Москвы; в 1950-х лаборант научно-прикладной фотографии при АН СССР; вел рабочие и детские фотокружки. Автор мемуаров. 1924 – золотая медаль выставки в Париже; в 1920-1930-х принял участие в 40 международных выставках). В публикации материалов из этого фонда есть несколько дореволюционных фотографий неизвестных авторов, представлявших, вероятно, исторический интерес для Свищова-Паолы. Впервые опубликованы несколько листов из рабочих тетрадей Н.И. Свищова-Паолы с примерами композиционных и образных решений портретов. Эти тетради имели особую ценность дл самого автора, поскольку его ателье на протяжении почти тридцати лет было известно как одно из лучших портретных ателье Москвы. Также среди публикуемых материалов представлены портреты деятелей Русской православной церкви, сделанные фотографом по заказу Патриархии, и примеры художественных произведений (в пикториальном стиле), с которыми фотограф принимал участие в российских и зарубежных фотографических выставках. Большую часть этой публикации составляют фотографии танцовщиков и «самого танца». Впервые Н.И. Свищов начинает снимать танцовщиц в ателье «Паола» еще в 1900-х годах, а в 1920-е, в период расцвета «нового балета» в Москве, фотограф становится одним из постоянных «съемщиков» нового искусства. Его произведения 1920-х годов экспонировались в рамках выставок «Искусство движения» в Москве и в Берлине и были предметом научного исследования (как фиксация элементов движения и выразительности жестов) Государственной академии художественных наук.