Фотовыставка\Русское киноискусство

Название : Русское киноискусство
Название группы : Фотовыставка
Порядковый номер внутри раздела : 8
Описание раздела :
Фотография и кино 1920-1930-х гг. Для художников и рабочих, пришедших в фотографию в 1920-е, опыт кинематографа становится первичным по сравнению с наследием фотографии. Если дореволюционная фотография воспринимается как феномен «старого мира», связанный с культурой «царизма» и «капитализма», то кинематограф 1920-х воспринимается как непосредственная реальность, не несущая бремени наследия «старой культуры, развлекавшей эксплуататоров». «Фоторепортаж, дитя печати и кино», писал критик Л.Межеричер в 1935. Операторы и режиссеры, пришедшие в советский кинематограф 1920-х, были людьми экспериментального театра 1910-х и слушателями ВХУТЕМАСа. Если не считать Родченко и Лисицкого, которые сами стояли у истоков теории композиции и абстрактной формы, фотографы восприняли этот опыт опосредованно через призму кинематографа. Авангардисты фото и кинокамеры составляли один круг: Родченко дружил с Дзигой Вертовым, его братом оператором М. Кауфманом; Игнатович и Дебабов сотрудничали как кинооператоры с режиссерами документального кино. Работы с формой Зимина, Лангмана – которых уже по итогам выставки «Советская фотография за 10 лет» 1928 года причисляют к конструктивистам, т.е. «работающим с конструкцией мира», - современники воспринимают через опыт кинематографического освоения реальности. Кинорежиссер Л. Кулешов в книге «Искусство кино» (1929) писал: «когда появились новаторские фотоработы с неожиданных точек зрения… мы, левые кинематографисты, заявили, что никакого изобретения в этом нет». В этом разделе опубликованы уникальные материалы, связанные с историей российского кинематографа 1910-х – начала 1920-х: портреты танцовщиков в стилистике «немой фильмы», лист с контактами несохранившегося фильма с участием Владимира Маяковского и Лили Брик; а также фотографические отпечатки кинокадров фильмов Дзиги Вертова; репортажа о съемке документального фильма 1930-х; фотоколлаж кинорежиссера Льва Кулешова.