Фотовыставка\Русский художественный авангард

Название : Русский художественный авангард
Название группы : Фотовыставка
Порядковый номер внутри раздела : 6
Описание раздела :
Русский фотографический авангард 1920-начала 1930-х – яркая комета, оставившая свой след в истории мировой фотографии. Явление фотоавангарда непосредственно связано с революцией, изменившей общественный строй в России. Говоря о социально-политической революции 1917 года, мы понимаем, что она произошла в годы уже идущей художественной революции, расколовшей общество на сторонников и противников «новых форм отражения грядущего мира». Фотография, связанная с реальностью иными, чем другие виды искусств, связями, черпающая энергию и вещество своего существования среди предметов и событий текущей жизни, отражающая мировоззрение эпохи и ее идеологию, новая фотография в России возникла после революции 1917 года и потребовалось еще несколько лет для проявления в русской фотографии новых форм и направления, называемых теперь русским фотоавангардом. Фотоавангард в Советской России включает в себя направления, имеющие разные причины и предпосылки своего формирования; также фотоавангард нельзя свести к выражению в фотографии авторов, приверженцев единой новой идеологии. Внутри фотоавангарда выделим три основных направления: - творчество художников-авангардистов, оставивших след в других видах искусств. В 1920-е в фотографию приходили художники, жаждавшие новых форм выразительности – как Родченко, Лисицкий... Фигуры этих авторов уникальны: они искали новые формы во время съемки и работая с готовыми снимками, своими и других авторов, уже как художники книги, журнала, плаката, авторы выставочных инсталляций; - творчество фотографов, всецело поглощенных поисками новой формы визуализации мира, визуальным осознанием времени, отраженного в знаках сегодняшнего дня. Говоря об этом новом визуальном мышлении мы имеем в виду, в первую очередь, Лангмана и Б.Игнатовича; - творчество необыкновенно художественно одаренных авторов, реализовавших себя в фотографии, принадлежавших к разных творческим (и идеологическим) группировкам конца 1920-х. Это Шайхет, Альперт, Пенсон и многие другие. Этих авторов помимо их фотографического прорыва объединяет отношение к фотографии как форме современной фиксации новой реальности, где факт, реальность (по мнению самих фотографов) преобладают над формой их воплощения. Эти фотографы упивались революционностью времени, в которое им довелось работать, в новые возможности, полученные благодаря революции ими лично. Они сознательно служили выражению времени. В 1920-е в фотографию пришли молодые авторы, бывшие студентами ВХУТЕМАСа (среди них Скурихин, Дебабов). Они отличались умением «картинного» и «архитектонического» построения композиции фотографии и целой серии, репортажа. Те, кто пришел в фотографию в 1920-е из изобразительного искусства, как вышеперечисленные, а также Зимин, Зельма, Пенсон представляли фотографию прошлых десятилетий как способ отражения ушедшего мира, стилистически сформировавшийся в период господства тех классов, тех культурных норм, с которыми они в эпоху революции должны вести борьбу. Они создавали свою форму фотографии, не оглядываясь на прошлое, не потому, что они было чуждым, но потому, что оно было практически неизвестным. Но с ростом мастерства новое поколение фотографов 1920-х самостоятельно приходило к изучению техники, к тому, что уже было известно «старикам» - фотографам, сформировавшимся в 1910-е. После первоначального отвержения технической составляющей фотографии следующее поколение фотографов все-таки изучали ее, привязывались к камерам с хорошей оптикой, к качественной бумаге, учились печатать, вырабатывали свой собственный стиль подачи уже готового отпечатка, т.е. приходили к тому, что было базой для фотографов РФО. Репортеры, прошедшие все ступени газетной школы (Б.Игнатович, Шайхет, Шагин) видели в фотографии «стенограмму жизни», для них отпечаток имел ценность как носитель информации, но не как произведение. Для художников отпечаток был рабочим материалом для коллажа, для газетчиков – фиксацией сюжета. Только выставочная деятельность, захватившая и объединившая художников (старой школы и авангардистов) и репортеров во второй половине 1920-х выявила задачу создания окончательной авторской формы произведения. В этом разделе мы публикуем фотографии, связанные с развитием авангарда в русском искусстве – в литературе, театре, изобразительном искусстве, – и произведения, вобравшие в себя квинтэссенцию фотографического авангарда русской фотографии: ракурсность, работу с масштабами внутри изображения, многоплановость и парадоксальность смыслового сообщения. Произведения русского фотографического авангарда не были работами, предназначенными исключительно для выставочного показа; очень часто эти композиции делались фотографами в рамках рабочих заданий для газетных и журнальных публикаций, и знакомы зрителям по журналам «СССР на стройке», «Огонек» и другим.