Фотовыставка

Название : Фотовыставка
Порядковый номер внутри раздела : 8
Описание раздела :
Российский главный архив людей искусства История архива начинается с Государственного литературного музея, организованного в 1933 году, где уже собирали архивы российских, в тот момент советских, писателей. В 1941, в год организации Центрального государственного архива литературы и искусств (ЦГАЛИ), туда были переданы архивы, собранные музеем. В 1992 году ЦГАЛИ стал Российским государственным архивом литературы и искусства (РГАЛИ); его директором уже долгие годы является Татьяна Михайловна Горяева. В последние годы РГАЛИ провел в России целую серию блестящих выставок живописи, графики, фотографии из своего собрания, а с начала 1990-х архив участвует в международных выставочных проектах. У архивистов есть понятие «неделимость фонда». Когда в РГАЛИ поступают архивы деятелей литературы и искусства, в них среди «творческих документов» находятся «изобразительные документы». Они – обязательная часть личного архива. Если отношение к произведениям живописи и графики как к произведениям искусства было естественным с самого начала, то осознание принадлежности фотографии к сфере художественного творчества пришло, к сожалению, намного позднее. Фотография только в последние годы стала активно экспонироваться на художественных выставках. Первый раз, пожалуй, это был проект британского куратора Дэвида Эллиота из Оксфордского Музея современного искусства, когда для выставки «Русская фотография. 1840-1940 (Russian Photography. 1840-1940)» архив предоставлял фотографии из своих фондов. Из последних выставок, организованных непосредственно РГАЛИ, надо упомянуть экспозицию «Фотография 19 века из коллекции Виллие», которая проходила в 2001 году в Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина, и выставку «Русский авангард в собрании РГАЛИ» – в 2004 она прошла в Государственной Третьяковской галерее. Обе выставки – часть многолетнего проекта; к ним вышли широко иллюстрированные издания. Коллекция Виллие в архиве была систематизирована и опубликована благодаря гранту Фонда Форда в России. Проект публикации архивных материалов был рассчитан на три года. В первый год в рамках реализации проекта РГАЛИ представил русский авангард из своего собрания (живопись, графику, фотографии): Густава Клуциса, Александра Родченко, Эль Лисицкого, Александру Экстер, братьев Весниных – всего более тридцати имен. В 2005-2006 годах архив занимался подготовкой к масштабной выставке в Московском музее современного искусства, работая совместно со специалистами по истории фотографии. К этой экспозиции была приурочена и презентация изданий архива – каталога-книги коллекции Виллие и мультимедийных каталогов шедевров из архивного собрания. На выставке из коллекции Михаила Виллие архив показал только зарубежную фотографию XIX века, но этот петербургский художник собирал и русскую фотографию. Кроме того, в других фондах есть фотография XIX - начала XX веков, конструктивизм, русский пикториализм, фотография из фондов кинематографистов и других деятелей искусства вплоть до середины XX века. У сотрудников архива во время подготовки этого проекта стояла трудная задача: в собрании РГАЛИ хранятся тысячи очень интересных с точки зрения искусства фотографии произведений, а любая, даже столь крупная экспозиция едва ли может вместить больше 300 произведений. Правда, в электронную версию каталога собрания РГАЛИ вошло более 500 произведений. Среди особенностей фондов РГАЛИ надо отметить специфическую структурированность хранения фотографии. Фотография хранится внутри каждого фонда. Возвращаясь к профессиональной терминологии, архив сохраняет «неделимость фондов», образно говоря, один фонд – одна коробка, в которой есть и живопись, графика, и фотографии, и рукописные документы. Всего в архиве на сегодняшний день более 3 000 фондов. В разных фондах разное количество единиц хранения; есть личные фонды – деятелей литературы и искусства, есть фонды культурных институций, например, министерств культуры СССР, России, Высших государственных художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС) и Высшего художественно-технического института (ВХУТЕИН), Государственной академии художественных наук (ГАХН). Можно представить, сколь велики объемы документов, хранящихся внутри этих фондов. Когда фонд принимается на хранение, он проходит первичную обработку, описывается, и на основании указанных в описании видов документов (а фотография в архиве – изобразительный документ) сотрудники архива работают по вычленению фотографий из фондов в рамках подготовки выставочных проектов РГАЛИ. Для подготовки проекта «Фотографическая история. 1840-1950. Из фондов РГАЛИ» было просмотрено несколько тысяч оригинальных отпечатков. Очень многие из них заслуживают внимания не только как архивный документ, но и как произведения фотографического искусства. Среди фондов, выделенных в отдельное хранение, есть фонды известных фотографов. В РГАЛИ хранятся фонды фотографа-пикториалиста Николая Свищова-Паолы, известного портретиста Моисея Наппельбаума, деятеля кинематографа и фотографии Григория Болтянского. В фонде последнего находятся не только работы, сделанные им самим, но, поскольку он был коллекционером, хранятся и много фотографий других авторов: отпечатки Андрея Карелина, Максима Дмитриева, Александра Гринберга, Николая Петрова, Карла Буллы и других. Болтянский также собирал в альбомы фотографии и документы по истории фотографии, тщательно описывая их и давая к ним собственные комментарии. В РГАЛИ хранятся фонды некоторых редакций, например, известного в 1930-е годы издания «Наши достижения» (на базе которого в 1931 году был создан иллюстрированный журнал «СССР на стройке»), этот фонд практически полностью фотографический. Очень много фотографии в фондах художников. Например, в фонде поэта-футуриста и художника Алексея Крученых хранятся произведения Густава Клуциса, Эль Лисицкого, Сергея Сенькина, Александра Родченко как в листах, так и собранные в альбомы самим Крученых. Эти листы из альбомов были одним из самых запоминающихся экспонатов выставки «Русский авангард из собрания РГАЛИ». Крученых работал с фотографиями художников его круга, в частности, Сергея Сенькина и Густава Клуциса, они становились частью его авторских коллажей, частью авторской книги Крученых, созданной в форме альбома. Самые старые европейские фотографии в собрании РГАЛИ – альбумины и отпечатки на соленой бумаге – датируются 1850-ми годами. Они находятся в фонде Виллие. Также в собрании архива есть произведения русских авторов, относящиеся к самым началам истории фотографии в России. Это дагерротипы 1840-х годов, сделанные русскими мастерами, и фотографии видов и местностей России, портреты и так называемые «типы Российской империи», снятые в 1850-е годы. Как попадают документы, целые частные архивы на хранение в РГАЛИ? Архив пополняется спонтанно. Что-то архив закупает, что-то получает в дар, иногда владельцы завещают свои архивы. В случае с архивами фотографов для РГАЛИ принципиально, чтобы автор был известной фигурой. Или, если автор не был известен, чтобы в архиве содержались интересные произведения. Для архива важны поиск, хранение материалов и их исследование и публикация. На сегодняшний день опубликована лишь незначительная часть того, что хранится в РГАЛИ. Более 70% архивного собрания не публиковалось. Историки привыкли к тому, что в советское время в каждом архиве был специальный, закрытый для большинства исследователей отдел хранения. В РГАЛИ в советское время также было специальное хранение («спецхран»). Как и все спецхраны, он был открыт для общего доступа в конце 1980-х. В спецхране было немного фотографии, практически ее там не было. Но в собрании РГАЛИ находятся произведения, отражающие феномен советского времени в отношении фотографии, а именно, цензуру. В различных фондах архива хранятся фотографии с изображениями репрессированных в сталинское время так называемых «врагов народа» - деятелей культуры, искусства, науки, политических и государственных деятелей. Много таких фотографий уцелело в сталинскую эпоху в частных архивах. В собрании РГАЛИ есть фотографии, где лица «врагов народа» были вырезаны или замазаны, и это было сделано задолго до того, как эти документы поступали на хранение, самими владельцами фотографий. Но в РГАЛИ фотографии никогда не уничтожались. Подчеркнем, что в архиве хранятся только отпечатки, нет негативов изображений, ни пленочных, ни стеклянных, ни каких-либо еще. Сейчас у архивных работников уже есть осознание ценности фотографии как искусства. Но оно появилось только в последние годы. Долгое время фотография была лишь документом, но таким было отношение не только архивистов, так вообще относились к фотографии в нашей стране. Только в 1990-е ситуация начала меняться. Сейчас в РГАЛИ происходит систематизация фотографии в хранении. Только несколько лет назад в архиве появилось современное оборудование и начался процесс оцифровывания «изобразительных документов», и это, с учетом масштаба хранения, очень продолжительная работа. К счастью, в рамках выставочных проектов архив имеет возможность оцифровать «хиты» коллекции; постепенно все собрание будет доступно в электронном виде, но это долгий процесс. У архива небольшой штат сотрудников. Наиболее известные фотографические произведения, «хиты» коллекции РГАЛИ постоянно ездят по международным выставкам и широко известны в России и за рубежом. В РГАЛИ хранятся фотографии представляющие уникальную ценность для истории российской и мировой культуры. Так, хранящийся в архиве «Небоскреб» Эль Лисицкого постоянно ездит по международным выставкам. На выставке «Искусство движения» , которая была собрана в большой мере из материалов РГАЛИ, были представлены произведения Александра Гринберга, Николая Свищова-Паолы, Юрия Еремина и других членов этого знаменитого движения. В собрании архива находятся коллажи Александра Родченко к книге Алексея Крученых «Заумь» 1921 года; фотограммы Георгия Зимина. Но не менее интересны выдающиеся по своим художественным качествам фотографии неизвестных авторов, атрибутировать их – задача будущих исследователей. Данный текст к проекту «Фотографическая история. 1840-1950. Из фондов Российского государственного архива литературы и искусства» подготовлен по материалам РГАЛИ Евгением Березнером, Натальей Тарасовой и кандидатом искусствоведения Ириной Чмыревой Российский государственный архив литературы и искусства – выдающееся собрание российской и зарубежной фотографии. Российский государственный архив литературы и искусства – уникальное собра-ние документов, раритетов и памятников культуры России. Архив был организован более 65 лет назад; с тех пор и до наших дней в собирательской традиции РГАЛИ – аккуму-ляция архивов исчерпывающе, комплексно. Таким образом, на хранение переходят все документы материальной культуры, и письменные – в виде рукописей, дневников, воспо-минаний, писем, и изобразительные – в виде графических листов, произведений живописи, фотографии, а иногда и объекты. Именно поэтому в коллекции архива значительное место занимают фотографии, «индивидуальные» и «в группах», «в жизни» и «в ролях»; всего в фондах архива их собрано тысячи – различных форматов и жанров, выполненных самыми разными мастерами, работавшими как в небольших, так и в очень крупных и известных фотоателье по всей России с первой половины XIX века до первой трети века ХХ. Россия с искусством фотографии познакомилась в 1839 году. Считается, что первое в России фотоателье для портретной фотосъемки под названием "Художественный кабинет" было открыто в Москве в 1840 году А.Ф. Грековым, который самостоятельно сделал фотокамеру (по описаниям, опубликованным в докладе Императорской академии наук о новом способе изображения) и особой конструкции кресло с подушечками-подголовниками для работы с клиентами. Это позволяло ему получать резкие фотографии, не доставляя дискомфорт портретируемым, несмотря на длительную выдержку при создании первых фотоизображений. После издания в 1865 году распоряжения Министерства внутренних дел России, регламентирующего получение свидетельства на фотографические заведения, фотоателье в России начинают расти как грибы. XIX век был веком рождения фотографии. Новый физико-химический способ от-ражения мира с самого начала вступил в активный диалог с классическими видами изо-бражения, живописью и графикой. Это взаимодействие сыграло выдающуюся роль в эво-люции художественного видения, эстетики искусств второй половины XIX – начала ХХ веков. Собранные в РГАЛИ фотографии не претендуют на создание исчерпывающей ис-тории фотографии в России. К сожалению, многие из фотографий атрибутированы далеко не исчерпывающе. Их датировка и авторство устанавливались по косвенным признакам: по технике исполнения, одежде персонажей, адресам фотоателье на паспарту. Заметим, что паспарту старинных фотографий – это кладезь сведений о фотографе, его заслугах, времени и месте изготовления снимков. В нашей коллекции много фотографий, запечатлевших известных людей − ученых, общественных деятелей, писателей, артистов, музыкантов − а также виды городов, архи-тектурные памятники. В собрании РГАЛИ представлены замечательные произведения фотографического искусства XIX – первой половины ХХ веков, выполненные такими выдающимися фотографами, как Иван Барщевский, Карл Бергамаско, Андрей Карелин, Сергей Левицкий, Карл Булла, Александр Гринберг, мастерами российского отделения знаменитой французской фирмы Буассона и Эгглера и др. В 1960-х гг. в РГАЛИ были образованы две коллекции фотографий – деятелей ли-тературы и искусства, в которые включались фотографии из отдельных поступлений. Они стали уникальным источником визуальной информации по истории отечественной культуры. Старые, пожелтевшие, с узорно обрезанными краями и сравнительно недавно от-снятые, на хорошей глянцевой бумаге, с ретушью и без фотографии выхватывают из бес-конечно текущего и ускользающего потока Времени и запечатлевают для грядущих поко-лений образы великих людей разных эпох, героев прошлого и деятелей культуры – наших современников; сюда же вошли фотографии, отображающие творческий процесс: выезд-ные концерты на стройках пятилеток, рабочие моменты съемок фильмов, выступления деятелей культуры на съездах и конференциях, встречи людей искусства в официальной и домашней обстановке. Вот фотография молодого А.М. Горького, подаренная им художнику В.М. Васне-цову с надписью: «От калики перехожего М. Горького богатырю русской живописи Викт. Михайловичу Васнецову на память». Горький только что совершил свое первое пу-тешествие по России, а Васнецов закончил известную картину «Богатырская застава». Или фотография Ф.И. Шаляпина в роли Мефистофеля из одноименной оперы А. Бойто с дарственной надписью управляющему Московской конторой императорских театров С.Т. Обухову. Внизу изречение из Гете: «Я часть живая той силы, которая, бесконечно за-мышляя зло, творит добро». Фотография напоминает нам о выступлении Ф.И.Шаляпина в этой опере на родине композитора в Италии, в миланском театре «Ла Скала» и о том признании, которое получил там выдающийся певец и артист. Архив богат материалами по истории российской и зарубежной художественной фотографии, которые содержатся в фондах известных художников и коллекционеров, лю-бителей фотографии И.И. Робийяра и М.Я. Виллие, фотографов-художников Н.И. Свищова-Паолы и М.С. Наппельбаума, многих других. Специфика театрального искусства, когда исполнение каждой роли, пластическое и визуальное решение каждой постановки являются уникальным, неповторимым творче-ским актом, придает особенно большую ценность фотографиям артистов в ролях, фото-графиям сцен из спектаклей, съемкам сценических решений различных постановок. Рус-ское театральное искусство, его различные направления и этапы развития отражены в многочисленных театральных коллекциях и фондах актеров и режиссеров А.И. Южина, В.Э. Мейерхольда, М.Г. Савиной, Е.Д. Турчаниновой, А.А. Яблочкиной, Л.В. Собинова, А.А. Горского. Мастерство русской балетной и танцевальной школы запечатлено на снимках, хранящихся как в фондах фотографов-художников (например, Н.И. Свищова-Паолы, настоящего певца «Искусства движения» в 1920-е годы), так и в фондах балетмей-стеров, таких, как М.И. Петипа, К.Я. Голейзовский, и в фондах выдающихся балерин и танцовщиков А.П. Павловой, В.Ф. Нижинского, М.М. Плисецкой. Также в архиве хранятся уникальные фотографии – едва ли не единственное свидетельство о некоторых театральных работах художников А. Экстер, В. Татлина и других. Проект «Фотографическая история. 1840 - 1950» подготовлен совместно Российским государственным архивом литературы и искусства и специалистами по истории фотографии Евгением Березнером, Натальей Тарасовой и Ириной Чмыревой. Он открывает фотографические фонды архива с точки зрения их художественной ценности. Среди авторов, чьи произведения вошли в состав презентации, фотографы Н.Акимов, Н. Андреев, Н. Астафьев, И. Барщевский, Бекунов, А.Борисов, Ю. Гомбарг, А. Горский, А. Гринберг, Д. Дебабов, М. Дмитриев, Г. Зельма, Б. Игнатович, О. Игнатович, О. Кноринг, Эль Лисицкий, М. Марков-Гринберг, М. Наппельбаум, Ф. Опитц, Н.А. Петров, Н.М. Петров, П. Петрокас, Г. Петрусов, М. Прехнер, А. Родченко, Н. Свищов-Паола, С. Сенькин, А. Скурихин, Н. Соболев, С. Струнников, Я. Толчан, Я. Халип, И. Шагин, А. Шайхет, Е. Явно и другие. В коллекцию выставки включены редкие фотопортреты С. Есенина, М. Чехова, С. Эйзенштейна, В. Мейерхольда, М. Цветаевой, А. Ахматовой, Н. Брюсова, В. Татлина, С. Михалкова, К. Петрова-Водкина, А. Таирова, Д. Шостаковича и других выдающихся дея-телей российской культуры. Также в состав собрания РГАЛИ входит значимая коллекция европейской фото-графии XIX века из фонда художника М.Я. Виллие РГАЛИ уже представлял и в виде вы-ставки, и в виде книги и мультимедийного проекта произведения фотографов Германии, Франции, Италии и Великобритании второй половины XIX века из фонда Виллие, поэтому в данную презентацию они не были включены. В составе проекта множество фотографических произведений, которые впервые были показаны на выставке «Фотографическая история. 1840-1950. Из собрания РГАЛИ» в Московском музее современного искусства в 2006 году. Тогда настоящим подарком стала находка в фондах РГАЛИ автопортрета-шаржа, выполненного венгерским фотогра-фом и художником Ласло Мохоли-Надем в технике фотограммы и подаренного Сергею Эйзенштейну. Благодаря этой публикации, «Фотографическая история. 1840 - 1950», спе-циалисты и широкий зритель смогут еще раз увидеть это неизвестное ранее произведение классика мирового искусства ХХ века, существующее в единственном экземпляре. Т.М. Горяева, директор Российского государственного архива литературы и искусства