1923

Номер фонда : 1923
Название : Эйзенштейн Сергей Михайлович (1898-1948) - кинорежиссер
Аннотация :
Оп. 1. 1898 - 1949 гг.
Рукописи С. М. Эйзенштейна. Сценарии: "Стачка" (1924), "Базар похоти" (в соавторстве с Г. В. Александровым, под псевдонимом Тарас Немчинов) (1924 - 1925), "Октябрь"(в со- авторстве с Г. В. Александровым) (1926 - 1927), "Старое и новое" (в соавторстве с Г. В. Александровым) (1926), "МММ" (1933), "Александр Невский" (в соавторстве с П. А. Павленко) (1938), "Иван Грозный" (1941); наброски сценариев "Москва" (1933 - 1934), "Лже-Нерон" по Л. Фейхтвангеру (1937), "Перекоп" (1939) и др.; сценарий пантомимы "Подвязка Коломбины" (в соавторстве с С. И. Юткевичем) (1922); схема обозрения для цирка "Рука Москвы" [1930-е]; статьи, доклады, выступления: "Формы связи и методы сотрудничества студий Пролеткульта" (1921), "Монтаж аттракционов" (1923), "Бела забывает ножницы" (1926), "Два черепа Александра Македонского" (1926), "Джон и Шопенгауэр" - набрoски (1927), "По ту сторону игровой и неигровой" (1928), "Неожиданный стык" (о театре Кабуки) (1928), "Интернациональный театр" (1928), "Большевизм в кино!" (1928), "И-а-28" (1928), "4-е измерение в кино" (1929), "К вопросу образности" (1929), "За кадром" (об японском кино) (1929), <Как сделана "Генеральная линия" (1929), "Эксперимент, понятный миллионам" (1929), "Динамический четырехугольник" (1931), "Одолжайтесь!" (1932), "Москва во времени" (1933), "По местам!"(1933), "Академия" (1934), выступление на Всесоюзном совещании работников советской кинематографии (1935), "Чародею грушевого сада" (о Мэй Лан-фане) (1935), "Сharlie thе kid" (о Ч. Чаплине) (1937), "Патриотизм - моя тема" (1939), "Александр Невский" (1939), "О строении вещей" (1939), "Советский исторический фильм" (1940), "Воплощение мифа" (1940), "Диккенс, Гриффит и мы" (1941), "Мы воюем" (1942), "Иван Грозный" (1942), "П-Р-К-Ф-В" (о С. С. Прокофьеве) (1942), "О себе" (1944), "Возрождение" (1945), приветствие Д. Ибаррури (1945), "Иван Грозный" - с правкой А. А. Фадеева (1946), о постановке в Ленинградском театре комедии пьесы Д. Пристли "Инспектор пришел" (1946), "Юдифь" (об Ю. С. Глизер) (1947), "30 лет советской кинематографии и традиции русской культуры" (1947), "Взревевшие львы" (б. д.), "Единство в кульминационном пункте" (б. д.) и др.; программа занятий с работниками мастерской при Государственном техникуме кинематографии (1928), учебные программы по режиссуре (1934) и др.; автобиографии 2 (1929, 1939). Всего 125 рук.
Материалы кинорежиссерской деятельности С. М. Эйзенштейна. Режиссерские заметки и разработки, планы съемок, дневники работы, монтажные листы к фильмам "Стачка" (1924), <Броненосец "Потемкин"(1925),"Октябрь"(1927),"Старое и новое" (1929), "Да здравствует Мексика!" (1933), "Бежин луг" (1937), "Александр Невский" (1939), "Иван Грозный" (1941 - 1946); рисунки С. М. Эйзенштейна к фильмам "Александр Невский" (59) и "Иван Грозный" (94); кадры из фильмов и фото рабочих моментов; совместное заявление С. М. Эйзенштейна, В. И. Пудовкина и Г. В. Александрова о будущем звуковых фильмов (1928); описания изобретенного С. М. Эйэенштейном способа цветных киносъемок и светового фонографа (1928- 1929) . Матерналы театральной деятельности С. М. Эйзенштейна. Режиссерские разработки пьес, эскизы костюмов, декораций и мизансцен спектаклей, поставленных и оформленных С. М. Эйзенштейном: "Гитара и наваха" (1919), "Игроки" по Н. В. Гоголю (1920), "Мексиканец" по Д. Лондону (1921), "Царь-голод" по Л. Н. Андрееву (1921), "На всякого мудреца довольно простоты" по теме А. Н. Островского (1921), "Наследство Гарланда" В. Ф. Плетнева (1923), "Москва 2-я" Н. А. Зархи (1934) и др.; ассистентские заметки С. М. Эйзенштейна к постановке В. Э. Мейерхольда " Смерть Тарелкина" по А. В. Сухово-Кобылину (1922); клавир оперы Р. Вагнера "Валькирия" с режиссерскими пометами С. М. Эйзенштейна и его режиссерские разработки постановки этой оперы в Большом театре (1940); фото сцен и участников спектаклей и кинофильмов, поставленных С. М. Эйзенштейном 240 (1920 - 1946).
Рисунки С. М. Эйзенштейна - тушь, кар., акв. 404 (1914 - 1946).
Письма С. М. Эйзенштейна: Г. В. Александрову 3 (1927 - [1929]), П. М. Аташевой - жене 106 (1929 - 1933), А. Барбюсу 2 (1928), А. Белому 4 (б. д.), Ф. Бертело [1930], С. Г. Бирман (1944), И. Г. Большакову 4 (1943), Г. Н. и С. Д. Васильевым (1934), Б. Е. Захаве [1935], В. С. Кеменову (1932), Ф. Ф. Кнорре [1931], О. Л. Леонидову 2 (1943), А. Н. Москвину 3 [1942 - 1945], Л. Муссинаку (б. д.), С. С. Прокофьеву (1943), М. И. Ромму (1941), Р. Н. Симонову (1944), Э. Синклеру (совместно с Г. В. Александровым и Э. К. Тиссэ) [1930], Е. С. Телешовой 2 (1942), А. А. Фадееву 2 (1935,1943),Ч. Чаплину (1941), Н. К. Черкасову (б. д.), М. Э. Чиаурели (б. д.), М. М. Штрауху 3 (б. д.), Б. З. Шумяцкому 5 (1931-1937), Ю. И. Эйзенштейн - матери 362 (1918 - 1944), Ф. М. Эрмлеру 2 (б. д.) и др. Всего 72 адр.
Дарственная надпись С. М. Эйзенштейна Е. С. Телешовой на пьесе М. Метерлинка "Синяя птица" (1938).
Письма к С. М. Эйзенштейну: Н. Ф. Агаджановой-Шутко 3 (1931 и б. д.), Г. В. Александрова 27 (1923 - 1948), Т. Армстронга (19З0), П. М. Аташевой 110 (1926 - 1944), М. И. Бабановой (1934), Б. Балаша 2 (1930) с прилож. его двух киноновелл, А. Барбюса 7 (1928 - 1933) с прилож. его отзыва о фильме "Старое и новое" (1929), И. Н. Берсенева (1943), С. Г. Бирман 27 [1944 - 1945], П. А. Бляхина 2 (1928, 1935), Г. М. Болтянского 2 (1926, 1936), И. Г. Большакова 16 (1943 - 1946), Б. Бределя (1938), Б. Брентано (1929), Л. Ю. Брик (1946), А. М. Бучмы 2 (1944,1946), З. Вагенера 2 (1930),С. Д. Васильева 3 (1930 - 1946), А. К. Виноградова 4 (1932 - 1934), В. В. Вишневского 37 (1935 - 1946), В.Е. Вишневского (1942), Н. Д. Волкова 7 (1929 - 1946), В. Газенклевера (1930), А. Ганса (1930), Э.П. Гарина (1938), В. Герт 9 (1928 - 1939), А. Д. Головни (1930), А. Дель-Вайо (1931), Е. Л. Дзигана (1937), У. Диснея (1935), А. П. Довженко 3 (1930), А. Л. Доливо (1938), М. С. Донского 2 ([1938] и б. д.), Т. Драйзера (1931), Ж.Дюла [1926], Ю. А. Завадского (1938), М. Залке [1926], Н. А. Зархи (1929), Б. Е. Захавы 2 (1935,1936), Р. В. Захарова (б. д.), Е. А. Иванова-Баркова (1935), И. Ивенса 2 (1930, 1931), Г. Каварасаки 2 (1928 и б. д.), П. П. Кадочникова 2 (1943), М. К. Калатозова 2 (1945, 1946), П. Л. Капицы (1945), Ф. Ф. Кнорре 12 (1924 - 1931), Г. М. Козинцева 12 (1922 - 1945), Ж. Кокто 7 (1930), Б. Колдуэлла (1930), П. Конера 3 (1932 - 1933), А. Корда 2 (1943, 1944) одно письмо с одновременным обращением к В.И. Пудовкину; Ф. Корделя(1938), Л. В. Косматова (1944), Г. Крэга 2 (1935, 1936), Л. В. Кулешова 7 (1923 - 1943), М. А. Ладыниной (1943), П. Ланжевена (б. д.), Д. Ласки 3 (1930), В. Т. Лациса 4 (1945 - 1947), Ф. Леже 7 (1930 - 1935), А. В. Лентулова [1927], О. Л. Леонидова 8 (1935 - 1944), В. А. Луговского (1942), А. В. Луначарского (1929), А. Р. Лурия 10 (1929 - 1946), С. 3. Магарилл 2 (1936 и б. д.), А. Мальтца 2 (1932), А. А. Мгеброва и В. В. Чекан (1945), Г.Д. Мдивани (1933), А. И. Медведкина (1935), А. А. Менделевича (1934) с приписками Н. П. Смирнова-Сокольского и Л. О. Утесова; А. Монтегю 49 (1929 - 1946), Б. А. Мордвинова (1940), А. Н. Москвина 15 (1941 - 1948), Л. Муссинака 21 (1928 - 1946), В. И. Мухиной (б. д.), В. Мюнценберга (1928), М. М. Названова 2 ([1946] 1947), В. В. Недоброво (1934), Л. П. Орловой 2 (1942, 1946), Н. П. Охлопкова 2 (1944, [1946]), П. А. Павленко 5 (1938 и б. д.), И. Н. Перестиани (1944), Л. Пиранделло (1932), Э. Пискатора (1934), К. М. Половиковой (1943), Г. Н. Попова 8 (1933 - 1938), С. С. Прокофьева 7 (1939 - 1946), В. И. Пудовкина 8 (1928 и б. д.), И. А. Пырьева 3 (1934 - 1943), 3. Н. Райх 2 ([1922], 1935), Ф. Г. Раневской 2 (1946 и б. д.), А. Г. Ржешевского [1935], П. Робсона (1935) с припиской В. Г. Лидина; М. К. Розенфельда 4 (1935 и б. д.), А. М. Роома 2 (1936, 1945), А. А. Румнева [1942], С. А. Самосуда 2 (1942), Р. Н. Симонова (1944), Э. Синклера 19 (1927 - 1932) с прилож. его новеллы "Город в горах"; В. С. Смышляева (1924), Ю. И. Солнцевой 4 (1935 - 1942), Ж. Стоковской - жены Н"f Л. Стоковского (1936), С. Н. Струнникова 5 (1929 - 1930), Ю. В. Тарича (1932), Е. С. Телешевой 72 (1935 - 1943), Э.К. Тиссэ 20 (1925 - 1942), Э. Толлера (1926), И. 3. Трауберга 8 (1926 - 1930), Л. 3. Трауберга 2 (1926,1927), Т. Н. Тэсс [1940], Г. С. Улановой (1943), А. А. Фадеева 7 (1933 - 1946), Л. Фейхтвангера 3 (1937 - 1945), Д. Фербенкса (1929), А. Е. Ферсмана (1940), Р. Флагерти 2 (1930), Л. Хелман (1946), С. Цвейга 2 (1928, 1929), Л.В. Целиковской 2 (1944) с припиской М. И. Жарова; Ч. Чаплина (1946), Н. К. Черкасова 7 [1938 - 1946], М. Э. Чиаурели 2 (1940, 1942), В. Б. Шкловского 5 (1930 - 1946), Д. Д. Шостаковича 2 (1941, 1946), М. М. Штрауха 28 (1928 - 1946) с прилож. 2 фото; Э. И. Шуб 18 (1925 - 1946), А. В. Щусева (1945), М. О. и Ю. И. Эйзенштейнов - родителей 102 (1905 - 1946), И. Г. Эренбурга 2 ([1936] и б. д.), Ф. М. Эрмлера 18 (1928 - [1945]), С. И. Юткевича 7 (1922 - 1948) и др. Всего около 600 корр. Дарственная надпись Г. В. Александрова и Л. П. Орловой С. М. Эйзенштейну на нотах "Марш веселых ребят" (1934).
Метрическое свидетельство С. М. Эйзенштейна (1898), свидетельства об образовании (1908 - 1919), служебные удостоверения и трудовая книжка (1917 - 1947), письма к С. М. Эйзенштейну советских и иностранных издательств и редакций (1927 - 1947), советских и иностранных акционерных о-в и кинофирм (1928 - 1934); паспорт (1929), заграничные паспорта (1929 - 1931); письмо Академии киноискусств и наук в Голливуде об избрании С. М. Эйзенштейна членом Академии (1930), договоры с издательствами (1933 - 1947), материалы о работе кафедры режиссуры ВГИК под руководством С. М. Эйзенштейна: планы работ, учебные программы, наброски бесед со студентами (1933 - 1936); выписки из приказов и распоряжений по ВГИК о С. М. Эйзенштейне (1935 - 1943), дипломы лауреата Сталинской премии 2 (1941, 1946), выписка из протокола заседания Президиума ЦИК СССР о присвоении С. М. Эйзенштейну звания заслуженного деятеля искусств - коп. (1942), аттестат профессора и диплом доктора искусствоведения - коп. (1945), постановление президиума Академии наук СССР об организации сектора кино в И-те истории искусств и утверждении его руководителем С. М. Эйзенштейна (1947).
Статьи и воспоминания о С.М. Эйзенштейне: И. А. Аксенов "Эйзенштейн. Портрет художника" [1934], Л. О. Арнштам "Потемкин и Бах" (б. д.), А. Барбюс, Т. Драйзер, Л. Корбюзье, С. Льюис - отзывы о фильме "Старое и новое" - коп. [1929]; С. Д. Васильев ["С. М. Эйзенштейн"] (1940), В. В. Вишневский <О просмотре 2-й серии "Ивана Грозного"> (1947), Д. Дос-Пассос <О кинофильме "Октябрь"> (1928), В. Ф. Плетнев - отзыв о фильме <Броненосец "Потемкин"> (1926), И. 3. Трауберг "О потрясающих днях" (1927), А. А. Фадеев <Десять лет жизни <Броненосца "Потемкина"> (1935), Л. Фейхтвангер <Моя книга "Успех" и <Броненосец "Потемкин"> (1936), В. Б. Шкловский "Их настоящее" (1927), "Через пятнадцать лет" (1941), <Об "Иване Грозном"> (1942); М. М. Штраух "Выдранные записки" (1927) и "Как нашли Марфу Лапкину" (1928), И. Г. Эренбург - выступление на вечере памяти С. М. Эйзенштейна, С. И. Юткевич "Памяти С. М. Эйзенштейна" (1948); отзывы о постановках С. М. Эйзенштейна в русской и иностранной прессе - газ. и журн. выр. (1922 - 1950).
Материалы, собр. С. М. Эйзенштейном. Рукописи: Н.Ф. Агаджанова-Шутко "1905 год" - сценарий (1925), И. Э.Бабель "Карьера Бени Крика" - сценарий; отрывок из сценария "Как закалялась сталь" по Н. А. Островскому (б. д.), С. Г. Бирман - разработка образа Ефросиньи Старицкой в фильме "Иван Грозный" [1944] и запись ее выступления перед студентами ВГИК (1947); А. К. Буров "Архитектура и кино" - статья [1929], А. Курелла "Дуаркенез" - сценарий (1927), В. Э. Мейерхольд - записи лекций в Государственных высших режиссерских мастерских [1921 - 1922], П. А. Павленко "Русь" ("Александр Невский") - отрывки сценария (1938), В. Ф. Плетнев "Над обрывом" - пьеса(1921), А. Г. Ржешевский "Бежин луг" - сценарий (1935), С. М. Третьяков "Слышишь, Москва? - Слышу" - пьеса (1924), "Джуго" - сценарий (1925), "Противогазы" - отрывок пьесы (1926); запись беседы И. В. Сталина с С. М. Эйзенштейном и Н. К. Черкасовым о 2-й серии фильма "Иван Грозный" (1947). Письма и телеграммы: М. В. Бабенчикова - В. И. Пудовкину (1933), А. Барбюса - неуст. лицу (б. д.), Т. Драйзера - изд-ву "Кинопечать" [1930-е], А. П. Довженко (совместно с Э. К. Тиссэ) - А. И.Медведкину (1934), Ж. Дювивье - И. Г. Большакову (1945), Э. Киша - Г. Фрешелю (б. д.), Мэй Лан-фана - А. Я. Аросеву, маш. коп. (1935), А. Монтегю и Р.Флагерти -Л. И. Моносзону (б. д.), Л. Муссинака - неуст. лицу (б. д.) и Г. Рихтера - Л. Муссинаку (б. д.); Г. Н.Попова - Э. И. Шуб (1935) и С. С. Прокофьева - Г. Н. Попову (б. д.); Э. К. Тиссэ - Г. В. Александрову (1930) и М. Е. Вернера - Э. К. Тиссэ (1927); В. В. Тихоновича - М. М. Штрауху (1921).
Письма Э. Синклера: Г. Кимбро 11 (1930 - 1931), А. Монтегю [1930], Э. Шеллерту (1931) и др.- всего 7 адр.; письма к Э. Синклеру: Л. Парсонса (1931), С. Стерна 2 (1931) и др.- всего 8 корр.
Коллективные поздравительные письма работников советской кинематографии Ч. Чаплину:в связи с 50-летием и по поводу его выступления об открытии второго фронта, и его ответ - маш. (1939, 1942).
Протоколы общих собраний Ассоциации революционной кинематографии (АРК) (1927 - 1928), проект организации киносекции ВОКС (1928), докладная записка Г. М. Болтянского об организации научно-исследовательского ин-та кинематографии (1928).
Рисунки: В. Г. Легошин "Автопортрет" с дарственной надписью С. М. Эйзенштейну - тушь (1925); Д. Ривера "Женщина" - кар. (1930).
Портреты С.М. Эйзенштейна - рис. неуст. художников, кар. 3 (б. д.).
Фото С. М. Эйзенштейна, индивидуальные 50 (1900 - 1947) и в группах с Г. В. Александровым, Д. Банкрофтом, А. Монтегю, А. Морено, Э. К. Тиссэ, Ч. Чаплиным, Э. Янингсом, 41 (1929 - 1933), Б. Брехтом, Л. Корбюзье, Э. Купером 3 (б. д.), Джамбулом 8 (1942), В. В. Маяковским (1926), И. М. Москвиным (б. д.), Н. П.Охлопковым, В. И. Пудовкиным, Л. Хелман (1946), П. Робсоном (1935).
Фото с дарственными надписями С. М. Эйзенштейну: Н. Ф. Агаджановой-Шутко (1926), Ю.С. Глизер (1928), Б. Н. Ливанова (1940), В. Э. Мейерхольда (1936), П. А. Павленко (1938), В. И. Пудовкина (1927), Э. Синклера (1930), С. Н. Струнникова (1929), К. Тейносукэ (1928).
Рисунок А. К. Бурова: проект надгробного памятника С. М. Эйзенштейну - кар., акв. [1950].
Фото И. А. Аксенова (б. д.), Г. В. Александрова 2 (1930, 1940), А. Н. Москвина (б. д.), П. Робсона в жизни и ролях 6 (1935 - 1936 и б. д.), Е. С. Телешовой 14 (1936 - 1940), Э. К. Тиссэ 9 (1925 - 1931).
Свидетельство о смерти отца - М. О. Эйзенштейна (1920); трудовой список, справки и др. документы матери - Ю. И. Эйзенштейн (1919 - 1946); письма к ней: Г. В. Александрова 3 (1927 - 1931), Э. Синклера (1931), Е. С. Телешевой 10 (1941 - 1942), Э. К. Тиссэ 4 (1931). Письма к П. М. Аташевой: А. Монтегю 2 (1937, 1939), Г. Н. Попова (1936), М. К. Розенфельда (1937), Е. С. Телешевой 2 (1935), М. М. Штрауха (б. д.), Ф. М. Эрмлера (б. д.).
Оп. 2. 1870 - 1968 гг.
(В данную аннотацию включены материалы П.М. Аташевой - жены С.М. Эйзенштейна, кинорежиссера (1900 - 1965).)
Рукописи С. М. Эйзенштейна. Литературные сценарии и сценарные наброски: "Стачка" - эпизод "Бойня" (1924), "Конармия" (1925 - 1927), "Старое и новое" в соавторстве с Г. В. Александровым (1926 - 1928), "Стеклянный дом" (1927), "Американская трагедия" в соавторстве с Г. В. Александровым и А. Монтегю (1930), "Золото Зуттера" и "Да здравствует Мексика!" в соавторстве с Г. В. Александровым (1931, 1947), "Черное величество" (1931), "МММ" (1932 - 1933), "Москва" (1933 - 1934), "Ж. Д." (1936), "Испания" (1937), "Перекоп" ("Фрунзе") (1938 - 1939), "Большой Ферганский канал" (1939), "Мадемуазель Фифи" (1939), "Любовь поэта" ("Пушкин") (1940 - 1944), "Иван Грозный" - отдельные сцены (1942 - 1943), "Москва 800" (1946); исследования: "Метод" (1932 - 1944), "Монтаж" (1937), "Эль Греко и кино" (1937), "Вертикальный монтаж" (1939 - 1940), "Монтаж 1938" (1939 - 1941), "Монтаж 1940" (1940), "Дисней" (1940 - 1946), "История крупного плана" (1941 - 1947), "Неравнодушная природа" (1945 - 1946), "Пушкин и Гоголь" (1946 - 1948), "Стереокино" (1946 - 1947), "Цвет" (1946 - 1948), "К вопросу мизансцены" (1948); "Режиссура" - исследование-учебник (1932 - 1948); программа преподавания теории и практики режиссуры (1928 - 1936), "Композиция кинофильма" - программа курса (1946 - 1947); лекции по теории и практике режиссуры во ВГИК (1928 - 1929, 1932 - 1938, 1941 - 1942, 1946 - 1947); разработки этюдов к лекциям: "Катерина Измайлова" по Н. С. Лескову, "Тереза Ракен" по Э. Золя, "Медный всадник" по А. С. Пушкину, "Идиот" по Ф. М. Достоевскому и др. (1933 - 1947); статьи и выступления: "Монтаж аттракционов" (1923), "К вопросу материалистического подхода к форме" (1925), "Метод постановки рабочей фильмы" (1925), <Констанца. Куда уходит <Броненосец "Потемкин"?> (1926), "Литература и кино" (1927), "И-А-28" (1928), "Драматургия киноформы" (1929), об А. П. Довженко (1929), "Четвертое измерение в кино" (1929), "Динамический квадрат" (1930), <Что дал мне В. И. Ленин. Ответ на анкету газеты "Кино"> (1932), "Москва во времени" (1933), к постановке пьесы Н. А. Зархи "Москва 2-я" (1934), "Партии я обязан всем" (1934), "Средняя из трех" (1934 - 1939), "Мэй Лань-фан" (1935), "Чародею грушевого сада" (1935), "Эссэ об эссэисте" (1935), заметки о Ч. Чаплине (1936), <О романе-фильме "Мы, русский народ"> (1937 - 1938), "Александр Невский" (1938), "Патриотизм - наша тема" (1938), "Нужна история кино" (1939), "О строении вещей" (1939), "Еще раз о строении вещей" (1939 - 1940), "Поговорим о реализме" (1939), "Фильм о Ферганском канале" (1939), "Юбилей Эдуарда [Тиссэ]" (1939), "Гордость" (1940), "Крупным планом" (1940), "Алма-Ата" (1941), заметки о молодых кинематографистах (1941), предисловие к английскому изданию сб. "Film Sense" (1942), "Дидро писал о кино" (1943), <Двадцать лет спустя. 1925 - 1945. От "Броненосца" к "Грозному"> (1944 - 1947), "Возрождение" (1945), "Конец Маяковского" (1945), "Мир и атомная бомба" (1945), "Мистер Линкольн мистера Форда" (1945), "Люди одного фильма" (1946), "Диккенс, Гриффит и мы" - вариант (1946), об Иване Пырьеве (1946), "Единая. Мысли об истории советской кинематографии" (1947), "История советского кино" (1947 - 1948), "Мое театральное прошлое" (1947), "Юдифь [Глизер]" (1947 - 1948), "Неповторимость Галины Сергеевны Улановой" (1947), "Первые этапы развития советской кинематографии в Москве" (1947), "Похвала кинохронике" (1947), "Тридцать лет советского кинематографа и традиции русской культуры" (1947), "Энциклопедия по истории советского кино" - план издания (1947), "История кино" - план издания (1948); воспоминания: о поездке за границу (1934), "Визиты к миллионерам" (1939), "Немчинов пост" (1939), "Чарли Чаплин" (1939), автобиографические записки (1942 - 1946); автобиографии 8 (1922 - 1945); дневники 73 (1919 - 1948). Всего более 800 рук. Записные книжки и блокноты С. М. Эйзенштейна (10) с набросками статей, заметок и др. (1928 - 1946).
Рисунки С. М. Эйзенштейна. Карикатуры на бытовые и политические темы (1913 - 1917), театральные персонажи (1916 - 1918), "Пьета" 103 (1930 - 1931), "Смерть Дункана" 156 (1930 - 1931), "Давид и Голиаф" 4 (1931), "Искушение святого Антония" 5 (1931), "Коррида. Тореадоры" 4 (1931), "Крестный ход в Умане" 9 (1931), "Леонардо" 2 (1931), "Мадонна" 2 (1931), "Мексиканские пеоны" 3 (1931), "Небесные драмы" 49 (1931), "Саломея" 9 (1931), "Самсон и Далила" 18 (1931), "Мученики" 9 (1932), "Прометей" 17 (1932), "Экстаз" 12 (1932), упражнения на выразительность 57 (1932 - 1936), "Голгофа" 15 (1933), "Святой Себастьян" 19 (1933 - 1943), "Эдип" 2 (1933), мотивы иранской миниатюры 3 (1933), "Витражи" 17 (1934), "Бах" (1936), "Домье" (1936 - 1942), "Негритянская певица" (1936), театральные персонажи 17 (1936), "Лже-Нерон" (1937), "Гогенизм" (1938), "Мысли о музыке" 28 (1938), <Автопортрет. Оркестровая репетиция "Полета валькирий"> (1940), "Блудный сын" 28 (1942), "Ибсен" (1942), "Метерлинк" (1942), "Савой" 12 (1942), "Смерть Нерона" 13 (1942), "Азия" (1944), "Восточная голова" (1944), "История искусства. Аполлон. Орфей" (1944), "Орест" (1944), "Посейдон" (1944), "Ричард 111" 2 (1944), "Музыкальные идеи" 13 (1945 - 1946), "Дары" 7 (1947), "На дипломатическом балу" (1947), "Балет" (1948) и др.; дружеские шаржи: на студентов и преподавателей Ин-та гражданских инженеров 24 (1915 - 1920), на П. М. Аташеву, С. Г. Бирман, В. П. Катаева, М. А. Кузнецова, С. Лифаря, А. Монтегю, В. А. Преображенского, С. С. Прокофьева, В. И. Пудовкина, Л. В. Сойфертиса, К. С. Станиславского, В. Б. Шкловского и др. (1920 - 1947), "Фэкс-терьеры" - Г. М. Козинцев и Л. 3. Трауберг (1931), автошаржи 17 (1920 - 1943); эскизы костюмов и декораций к театральным постановкам: "Взятие Бастилии" Р. Роллана (1920), "Мексиканец" Д. Лондона 56 (1920 - 1921), "Макбет" В. Шекспира 3 (1921), "На всякого мудреца довольно простоты" А. Н. Островского 5 (1921 - 1922), "Дом, где разбивают сердца" Б. Шоу 2 (1922); к оперным постановкам: "Валькирия" Р. Вагнера 23 (1940), "Война и мир" С. С. Прокофьева 13 (1942 - 1943); эскизы кадров, костюмов, гримов к фильмам: "Да здравствует Мексика!" 19 (1931), "Александр Невский" 106 (1937 - 1938), <"Иван Грозный" 617 (1941 - 1945) Всего более 4600 рис.
Материалы режиссерской деятельности С. М. Эйзенштейна в кино. Сценарии, монтажные листы, режиссерские разработки ролей, заметки к фильмам (1924 - 1946); фото рабочих моментов и кадров из фильмов: "Стачка" 52 (1924), <Броненосец "Потемкин" 26 (1925), "Старое и новое" 289 (1926 - 1929), "Октябрь" 299 (1927), "Да здравствует Мексика!" 374 (1931 - 1932), "Бежин луг" 463 (1935 - 1936), "Александр Невский" 380 (1938), "Иван Грозный" 483 (1943 - 1944).
Материалы режиссерской деятельности С. М. Эйзенштейна в Первом рабочем театре Пролеткульта.
Заметки к постановкам и фото сцен из спектаклей: "Мексиканец" 17 (1921), "Лена" 2 (1921), "На всякого мудреца довольно простоты" 33 (1923), "Слышишь, Москва?" 11 (1923) и др.
Материалы режиссерской деятельности С. М. Эйзенштейна в Большом театре.
Заметки к постановке и фото репетиций оперы Р. Вагнера "Валькирия" 18 (1940). Письма С. М. Эйзенштейна: Г. В. Александрову [1940], П. М. Аташевой 65 (1928 - 1947), М. С. Гоморову (1935), К. Гонсалесу (1931 - 1932), [А. М. Горькому] [1932], Т. Драйзеру (1931), Ф. Ф. Кнорре (1930), М. Кобаяси (1931), Д. Лейде - фотокоп. 8 (1937 - 1947), А. Р. Лурие 7 (1929 - 1935), Л. И. Моносзону (1931), А. Монтегю (1930), Л. Муссинаку - фотокоп. 25 (1929 - 1947), Э. Синклеру 7 (1931 - 1932), Э. Хонигу (1930), Ю. И. Эйзенштейн - матери 24 (1911 - 1932) и др. Всего 24 адр. Письма С. М. Эйзенштейна в "Амторг", Амкино, Совинформбюро, Объединенную киностудию в Алма-Ате и др. 12 (1930 - 1946). Письма С. М. Эйзенштейну: Н. Ф. Агаджановой-Шутко (1927), Г. В. Александрова 5 (1930 - 1947), И. Э. Бабеля 2 (1936), Б. Балаша (1930), Г. Бекера (1930), Н. В. Богословского (1938), А. Бреннер 3 (1932 - 1934), Ж. Буиссунуз 3 (1932), С. К. Вишневецкой 3 (1939), В. В. Вишневского (1940), Т. Драйзера - маш. коп. (1938), Г. Закса 2 (1930), Л. Кирстейна 4 (1932 - 1933), Г. М. Козинцева 3 (1934 - 1937), Ф. Леже 2 (1930, 1932), А. Леивы 9 (1931 - 1934), Д. Лейды 2 (1935, 1941), Э. Майзеля (1928), А. Монтегю 7 (1930 - 1935), А. Н. Москвина 2 (1944, 1945), Х. Ороско (1931), В. И. Пудовкина (1928), Д. Сикейроса (1931), Э. Синклера 23 (1930 - 1933), М. Ситон [1930-е], Э. К. Тиссэ (1942), Д. Форда (1946), Л. Хелман 3 (1945 - 1946), Э. Хонига (1929), С. Цвейга (1929), Н. К. Черкасова 2 (1944), Р. Д. Чхеидзе (1946), В. Б. Шкловского (1932), М. М. Штрауха 2 (1934, 1940), Э. И. Шуб (1946), Ж. Эффеля (1946) и др. Всего более 70 корр. Дарств. надписи С. М. Эйзенштейну В. И. Пудовкина на брошюре (1927) и Л. В. Сойфертиса на отд. листе (1946).
Свидетельство об успеваемости С. М. Эйзенштейна - ученика Рижского реального училища (1910), удостоверение об откомандировании его с военной службы для продолжения учебы в Ин-те гражданских инженеров (1920), анкетный лист иностранного отделения Петроградского губисполкома, заполненный С. М. Эйзенштейном [1920]; афиши и пригласительные билеты на спектакли и фильмы, поставленные С. М. Эйзенштейном, на его доклад в Сорбонне (1921 - 1930); список тем, предложенных киностудией "Парамаунт" группе С. М. Эйзенштейна для работы (1930), докладные записки С. М. Эйзенштейна и Г. В. Александрова о приобретении негатива фильма "Да здравствует Мексика!" (1932); материалы о работе съемочного коллектива над фильмом "Бежин луг" (1935 - 1937); выписка из протокола ВАК об утверждении С. М. Эйзенштейна в ученой степени доктора искусствоведения (1939), удостоверение лауреата Государственной премии (1944), личный листок по учету кадров (1945), отчеты и планы работы сектора истории кино Ин-та истории искусств, сост. С. М. Эйзенштейном [1948], свидетельство о смерти (1948). Телеграмма Ч. Чаплина в связи со смертью С. М. Эйзенштейна (1948); воспоминания и статьи о С. М. Эйзенштейне и его фильмах: Е. Н. Андриканиса (1955), И. В. Вайсфельда [1950-е], С. С. Гинзбурга (1947), Э. М. Карачунской (1963), Л. Кирстейна (1932), А. И. Левшина (1963), Л.-Ф. Лингарта (1959), Е. С. Телешевой (1936), А. В. Февральского (1923), М. М. Штрауха (1963), С. И. Юткевича (1960) и др.; статьи и заметки о сценариях и фильмах С. М. Эйзенштейна - печ. выр. (1923 - 1968); письма о С. М. Эйзенштейне: Д. Д. Бурлюка - Б.-З. Котену (1963), Е. Вейгель - Е. В. Семеновой (1958), А. Мальро - 3. М. Воиновой (1961), Э. Синклера - Г. Кимбро (1931) и Д. Ривере (1931); стенограммы обсуждения фильмов С. М. Эйзенштейна, вечеров его памяти, афиши, программы и пригласительные билеты на выставки рисунков С. М. Эйзенштейна, просмотры его фильмов (1926 - 1966).
Портреты С. М. Эйзенштейна - рис. К. С. Елисеева (1920), шаржи Э. Г. Мордмиловича, Ж. Шарло и др. (1925 - 1940); карикатуры С. И. Юткевича и Б. Е. Ефимова - печ. выр. (1926 - 1930).
Фото С. М. Эйзенштейна, индивидуальные и в группах с Г. В. Александровым, И.Э. Бабелем, Б. Балашем, М. Н. Бернесом, В. Герт, М. С. Гоморовым, Джамбулом, У. Диснеем, М. Дитрих, А. П. Довженко, С. В. Долидзе, Ю. А. Завадским, Б. Е. Захавой, Й. Ивенсом, Г. М. Козинцевым, И. С. Козловским, Л. В. Косматовым, Ю. Н. Либединским, Б. Н. Ливановым, Д. Лисеага, А. Мальро, Г. Маршаллом, В. В. Маяковским, Мэй Лань-фаном, Л. И. Моносзоном, А. Монтегю, А. Н. Москвиным, Л. Муссинаком, Л. П. Орловой, П. А. Павленко, Б. Л. Пастернаком, С. С. Прокофьевым, В. И. Пудовкиным, И. А. Пырьевым, Ю. Я. Райзманом, Д. Риверой, Г. Рихтером, П. Робсоном, М. И. Роммом, Г. Л. Рошалем, Э. Синклером, А. Я. Таировым, Е. С. Телешевой, Э. К. Тиссэ, С. М. Третьяковым, Г. С. Улановой, Д. Фербенксом, Р. Флаэрти, Ч. Чаплиным, Н. К. Черкасовым, Б. П. Чирковым, Н. М. Шенгелая, Д. Штернбергом, М. М. Штраухом, Ф. М. Эрмлером и др., - свыше 1500 (1898 - 1947).
Фото с дарств. надписями С. М. Эйзенштейну: А. Бест Могара (1935), А. Ганса (1930), А. Диаза (1931), Л. Дункана (1930), Т. Каварадзаки 3 (1928), С. Камияма (1935), Д. Лисеага (1931), Мэй Лань-фана (1935), Р. Монтенегро (1931), А. Нильсен (1930), Х. Ороско (1930), П. Робсона [1930-е] и др. Всего 17.
Фото памятных мест, связанных с именем С. М. Эйзенштейна, 16 (1948 - 1965); фото типажей к неосуществленным фильмам, архитектурных памятников, бытовых сцен - около 300 (1928 - 1940); фото вечеров памяти и выставок рисунков и рукописей С. М. Эйзенштейна 110 (1957 - 1965).
Альбомы с фото сцен из спектаклей Театра им. Вс. Мейерхольда "Великодушный рогоносец" (1922), театра Кабуки (1928), театра Мэй Лань-фана (1935).
Рисунки (фотокоп.): П. С. Галаджев - дружеские шаржи на участников спектакля Первого рабочего театра Пролеткульта "Слышишь, Москва?" (1923); К. С. Елисеев - эскизы костюмов к спектаклю "Трактирщица" (1920) и фильму "Александр Невский" - 78 (1938), Ф. Леже "Фантазия" [1930], Д. Ривера - фрески 13 [1920-е], Д. Сикейрос "Похороны рабочего" 3 [1923 - 1924]. Рукописи П. М. Аташевой: статьи, сценарии, воспоминания 23 (1928 - 1964); письма П. М. Аташевой разным лицам - около 50 (1933 - 1963), письма к П. М. Аташевой: М. Н. Алейникова (1962), Г. В. Александрова, часть совместно с Л. П. Орловой, 80 (1930 - 1962), Е. Н. Андриканиса 2 (1958, 1961), В. Е. Ардова (1962), А. Асквита (1965), М. В. Бабенчикова 2 (1955), А. В. Баталова 4 (1960 - 1961), А. Вайды (1962), И. В. Вайсфельда 11 (1955 - 1964), В. В. Вишневского 3 (1942 - 1948), Н. А. Волжиной 6 (1951 - [1950-е]); Й. Ивенса 12 (1930 - 1964), Т. Каварадзаки (1963), А. Я. Каплера (1963), Г. М. Козинцева 26 (1948 - 1965), И. П. Копалина 3 (1945), Ж. Краски 3 (1963 - 1964), А. Ланглуа 13 (1957 - 1963), Д. Лейды 56 (1936 - 1965), Л.-Ф. Лингарта 15 (1958 - 1965), А. Р. Лурии (1961), Т. С. Мальцева 3 (1951), Л. А. Малюгина (1944), Х. Маринельо (1962), А. Монтегю 58 (1930 - 1964), А. Н. Москвина 45 (1948 - 1961), Л. Муссинака 4 (1960 - 1963), Л. Л. Оболенского 8 (1962 - 1965), Г. А. Пашковой 2 (1956), В. Погачича (1957), Ф. Г. Раневской (1956), П. Рондьера 2 (1960), А. А. Румнева 2 (1953), Ж. Садуля 8 (1955 - 1961), К. М. Симонова (1961), И. Л. Слонима (1950), Н. И. Соколовой 2 (1952, 1953), Ж. Сориа (1962), Е. Теплица 11 (1957 - 1965), Э. К. Тиссэ 4 (1929 - 1930), А. А. Фадеева 2 (1956), Ю. М. Фогельмана - брата 9 (1924 - 1964), Г. Херлингхауса 22 (1957 - 1965), Н. К. Черкасова (1952), М. М. Штрауха 6 (1948 - 1964), Э. И. Шуб 4 (1942 - 1943), А. Элтон (1964), Э. Энстея (1963), Ф. М. Эрмлера [1953], С. И. Юткевича 4 (1954 - 1960); материалы к биографии П. М. Аташевой (1931 - 1964).
Фото П. М. Аташевой, индивидуальные и в группах с А. П. Довженко, Н. П. Охлопковым, В. И. Пудовкиным, А. И. Райкиным, Ю. И. Солнцевой, Э. К. Тиссэ, С. М. Эйзенштейном, И. Г. Эренбургом и др., 66 (1901 - 1963).
Фото с дарств. надписями П. М. Аташевой: В. В. Королевича [1930-е], Х. Маринельо (1964), Т. Мейгана (1926), М. Пикфорд (1925), П. Робсона (1958), Э. И. Шуб (1934), Ф. М. Эрмлера (1926).
Коллекция П. М. Аташевой. Фото: Г. В. Александрова 5 (1931 - 1935), Б. В. Барнета (1928), Д. Барримора 2 [1920-е], А. К. Бурова 2 [1928], Г. Н. и С. Д. Васильевых 2 (1930, [1935]), Д. Вертова (1934), К. Видора 10 (1928 - 1938), Г. Гарбо 8 [1920-е], Ю. С. Глизер (1928), А. Д. Головни (1933), В. Н. Давыдова 3 [1900-е], М. Дитрих 4 (1930 - 1934), А. П. Довженко (1939), Б. Дэвис 2 [1930-е], М. И. Жарова [1930-е], Й. Ивенса 22 (1937 - 1960), Т. П. Карсавиной [1900-е], Б. Китона 3 [1920-е], Р. Клера [1920-е], В. Клиберна 5 (1958), Г. М. Козинцева 5 (1924 - [1950-е]), С. Т. Коненкова [1960-е], М. А. Ладыниной 2 [1930-е], Г. Ллойда 3 [1920-е], С. З. Магарилл [1920-е], Т. Ф. Макаровой [1941], Л. Муссинака [1930-е], П. Негри [1920-е], А. Нильсен (1929), Н. П. Охлопкова (1932), П. А. Павленко [1938], В. И. Пудовкина 2 [1930-е], П. Робсона 44 ([1920-е] - 1934), М. И. Ромма (1940), А. М. Роома (1926), Ч. Г. Сабинского [1920-е], Ж. Садуля (1961), Л. В. Сойфертиса [1950-е], Ю. И. Солнцевой (1927), К. С. Станиславского (1934), В. П. Строевой 2 [1930-е], Э. К. Тиссэ 2 (1933, 1943), Б. Тюрпина [1920-е], Д. Фербенкса 6 [1920-е], Г. Фонды [1938], У. Цингера 9 (1934 - 1936), Ч. Чаплина 102 (1900 - 1954), Н. К. Черкасова 8 (1937 - 194Н"' 3), Г. Н. Чухрая [1960-е], Ф. И. Шаляпина [1920-е], М. М. Штрауха 11 ([1909] - 1934), С. И. Юткевича 4 (1920 - 1961), Э. Яннингса 7 (1925 - 1930) и др. Всего около 400 фото.
Фото рабочих моментов съемок и кадров из фильмов: Г. В. Александрова, А. А. Аркатова, Б. В. Барнета ("Девушка с коробкой", "Дом на Трубной"), Д. Н. Бассалыго, А. И. Бек-Назарова, Г. Н. и С. Д. Васильевых ("Чапаев", "Волочаевские дни"), Д. Вертова ("Одиннадцатый", "Шестая часть мира", "Три песни о Ленине"), К. Видора ("Актеры", "Цитадель" и др.), В. Р. Гардина, Е. Л. Дзигана, У. Диснея ("Три поросенка", "Белоснежка и семь гномов" и др.), А. П. Довженко ("Звенигора", "Арсенал", "Земля", "Щорс" и др.), М. С. Донского, В. А. Ерофеева, Ю. А. Желябужского, В. Н. Журавлева, А. Г. Зархи, Й. Ивенса ("Песня о героях", "Испанская земля"), Ф. Капра, В. П. Касьянова, Г. М. Козинцева и Л. 3. Трауберга ("Братишка", "Юность Максима", "Выборгская сторона"), С. П. Комарова, Л. В. Кулешова, В. Г. Легошина, М. Ле Роя, Л. Майлстоуна, А. И. Медведкина, С. Де Милля ("Десять заповедей" и др.), Ф. Мурнау ("Фауст"), Н. П. Охлопкова, Ф. А. Оцепа ("Мисс Менд", "Земля в плену"), И. Н. Перестиани ("Красные дьяволята"), В. М. Петрова, П. П. Петрова-Бытова, Э. Пискатора ("Восстание рыбаков"), О. И. Преображенской ("Бабы рязанские"), Я. А. Протазанова ("Пиковая дама", "Отец Сергий", "Бесприданница" и др.), А. Л. Птушко, В. И. Пудовкина ("Шахматная горячка", "Конец Санкт-Петербурга", "Потомок Чингисхана" и др.), И. А. Пырьева ("Государственный чиновник", "Трактористы" и др.), А. Е. Разумного, М. Рейнхардта, М. И. Ромма ("Ленин в Октябре"), А. М. Роома ("Предатель"), А. А. Роу, Г. Л. Рошаля ("Петербургская ночь" и др.), К. Синдо ("Голый остров"), А. М. Файнциммера, Р. Флаэрти ("Моана южных морей", "Табу"), Д. Форда ("Молодой мистер Линкольн", "Гроздья гнева" и др.), И. Е. Хейфица, Ч. Чаплина ("Собачья жизнь", "Пилигрим", "Золотая лихорадка", "Цирк", "Огни большого города", "Новые времена", "Великий диктатор", "Месье Верду", "Огни рампы", "Король в Нью-Йорке"), Е. В. Червякова, М. Э. Чиаурели, Н. М. Шенгелая, В. А. Шнейдерова, Э. И. Шуб, К. В. Эггерта, В. В. Эйсымонта, Ф. М. Эрмлера ("Дом в сугробах", "Обломок империи" и др.), С. И. Юткевича ("Встречный") и др. с участием Б. А. Бабочкина, Н. П. Баталова, С. Г. Бирман, Н. Г. Вачнадзе, И. Гильбер, П. Годдар, М. Девис, И. В. Ильинского, Г. Купера, В. П. Марецкой, Э. Первиенс, Л. Н. Свердлина, А. Стэн, А. А. Судакевич, В. П. Фогеля, Г. Фонды, Э. В. Цесарской, Ч. Чаплина, Н. К. Черкасова, Б. П. Чиркова, М. М. Штрауха, Б. В. Щукина и др. 1371 (1913 - 1960).
Рукописи: Г. В. Александров - тетрадь с записями о работе над кинофильмами (1927 - 1928), Й. Ивенс - выступление о работе над фильмом, построенном на методе психоанализа [1930-е], П. А. Павленко "Народ бессмертен" ("Большой Ферганский канал") - сценарий (1939), А. Г. Ржешевский "Бежин луг" - сценарий (1935), М. М. Штраух - записи к курсу теории и практики режиссуры [1933], Э. И. Шуб - выступление о звуковом кино [1920-е]. Письма: Й. Ивенса - Г. Вагнеру (1957), А. Монтегю - Г. В. Александрову 2 (1955, 1956), Э. Синклера - А. Монтегю - маш. коп. (1931). Меморандум Высшего суда Вестчестера по делу Т. Драйзера и студии "Парамаунт" в связи с экранизацией романа "Американская трагедия" (1931).
Дарств. надписи С. М. Эйзенштейну на книгах: Б. Н. Агапова (1941), А. Н. Афиногенова (1935), И. Э. Бабеля (1934), С. Г. Бирман (1946), Н. В. Богословского (1938), В. Бределя (1929), С. Д. Васильева (1928), А.-Р. Вильямса (1926), А. К. Виноградова [1932], В. В. Вишневского 2 (1937, 1938), В. Герт (1928), Т. Драйзера (1927), Р. Л. Кармена (1942), Г. М. Козинцева (1947), Ж. Кокто (1929), А. Е. Крученых (1927), Д. Линдсея (1930), А. Р. Лурии 5 (1928 - 1943), Ф. Маринетти (1930), А. Н. Москвина (1936), М. В. Нечкиной (1945), В. Ф. Плетнева (1923), Г. Л. Рошаля (1948), Б. Сандрара (1930), Э. Сент-Обера (1930), Э. Синклера 3 (1930 - 1932), Л. Фейхтвангера (1932), А. Е. Ферсмана [1940], Л. П. Форестье (1945), В. Б. Шкловского 2 ([1924], 1939), С. И. Юткевича (б. д.) и др. Всего 75.
Крайние даты документов : 1870 - 1968 гг.
Количество единиц хранения : 4131
Фондобразователи-персоны