Российский государственный архив литературы и искусства обладает одной из богатейших коллекций российской фотографии. Но фотография не образует самостоятельный фонд хранения, она рассредоточена по фондам крупнейших институций в области литературы, искусства, кинематографии России и личным фондам выдающихся деятелей отечественной культуры. Однако в последние годы фотография все чаще становится предметом самостоятельного интереса.

Выставка «Фотографическая история. 1840 - 1950», подготовленная РГАЛИ совместно с Московским музеем современного искусства при поддержке Фонда Форда, была представлена в ММСИ в октябре 2006 года и получила широкий резонанс в прессе, которая назвала ее «самой полной выставкой фотографических сокровищ РГАЛИ». Некоторые из снимков, вошедших в состав выставки, экспонировались для широкой публики впервые. В ходе подготовки экспозиции кураторов ожидало множество открытий: фотографии первой русской подводной лодки «Дельфин» во время отправки ее к театру военных действий русско-японской войны 1904-1905 годов, оригинальные выставочные отпечатки 1930-х годов классиков советского фоторепортажа Макса Альперта, Аркадия Шишкина, Дмитрия Дебабова, Марка Маркова-Гринберга, Сергея Струнникова, театральные портреты Василия Улитина, довоенные снимки советских лидеров на трибуне мавзолея в исполнении Евгения Явно… Поистине драгоценной находкой стала фотограмма знаменитого венгерского художника и фотографа-модерниста Ласло Мохоли-Надя, подписанная автором. Рядом с ней были представлены и фотоэксперименты мэтров отечественной фотографии: произведения Эль Лисицкого, созданные в той же технике, и работы Александра Родченко, в том числе известный портрет кинооператора Михаила Кауфмана.

«Фотографическая история. 1840 - 1950» – выставка к изучению истории российской фотографии, но поскольку эта история является неотъемлемой частью развития мировой фотографии, то выставка в Московском музее современного искусства стала еще и сжатым изложением ее истории, изменения ее стилей, жанров, эволюции техники. Эта экспозиция объединила фотографические стили и жанры более чем за 100 лет: заказной и психологический портрет, художественный пейзаж и ландшафтная фотография, съемка архитектуры и жанр, постановочный и документальный, репортаж, этнографическая фотография… При взгляде на фотографические штудии XIX века рождаются воспоминания об академической живописи, затем наступает период романтического декадансного пикториализма, бравурный соцреалистический советский фоторепортаж, конструктивистские опыты в театральной фотографии и съемках для журнала «Наши достижения» и «СССР на стройке». В то же время «Фотографическая история. 1840 - 1950» – это история нашей страны в фотографиях, в ней четко прослежены и отражены влияния политического контекста на развитие культуры в целом и фотографии как части ее.

Единицы хранения

Документы